г. Тула |
|
18 сентября 2023 г. |
Дело N А09-4041/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.09.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.09.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акуловой О.Д., при участии в судебном заседании от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Зоосервис" г. Брянск, ОГРН 1023201060992, ИНН 3232022419) - Ухина С.В. (доверенность от 15.06.2023), в отсутствие истца - акционерного общества "Чистая планета" (г. Брянск, ОГРН 1093254008980, ИНН 3254505836), ответчика - индивидуального предпринимателя Алхимова Алексея Юрьевича (ОГРНИП 317325600051017, ИНН 323400417444), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - индивидуального предпринимателя Кивоенко Ивана Ивановича (ОГРНИП 321325600016051, ИНН 324501797459), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием системы веб-конференции, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Зоосервис" на решение Арбитражного суда Брянской области от 26.05.2023 по делу N А09-4041/2022 (судья Поддубная И.С.),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Чистая планета" (далее - АО "Чистая планета", истец) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Алхимову Алексею Юрьевичу (далее - ИП Алхимов А.Ю., предприниматель, ответчик) о взыскании задолженности в размере 5809 руб. 66 коп. за оказание услуг по обращению с ТКО за период с 01.12.2020 по 31.03.2022; судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб.
В связи с технической ошибкой, допущенной в исковом заявлении, общество уточнило заявленные требования в части периода взыскания задолженности и просило взыскать с предпринимателя задолженность в размере 5809 руб. 66 коп. за оказание услуг по обращению с ТКО за период с 01.12.2021 по 31.03.2022 (т. 1 л.д. 89).
Уточнение исковых требований принято судом к рассмотрению на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Зоосервис" (далее - ООО "Зоосервис") и индивидуальный предприниматель Кивоенко Иван Иванович (далее - ИП Кивоенко И.И.).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 26.05.2023 исковые требования удовлетворены, с ИП Алхимова А.Ю. в пользу АО "Чистая планета" взыскано 5809 руб. 66 коп. за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 01.12.2021 по 31.03.2022, а также 15 000 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя (с учетом определения суда об исправлении описки от 04.07.2023).
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ООО "Зоосервис" обжаловало его в апелляционном порядке. Ссылается на наличие в материалах дела договора на оказание услуг по вывозу ТКО от 01.02.2019 N TCF/05-000472901.02.2019, заключенного между ООО "Зоосервис" и АО "Чистая планета", по которому региональный оператор обязался принимать ТКО по месту накопления - склад по адресу: Брянский район, п. Мичуринский, ул. Спортивная д. 3. На основании указанного договора ООО "Зоосервис", являясь собственником образуемых отходов, в целях обеспечения их вывоза к месту переработки и утилизации с использованием возможностей регионального оператора, осуществляло их перемещение в место накопления, где имеется контейнерная площадка и в отношении которого заключен договор с оператором. Указанные действия по сбору отходов, их транспортировке, передаче на контейнерную площадку осуществлялись силами общества с составлением соответствующих документов о перемещении. Полагает, что принятое судом решение по делу не учитывает представленные доказательства по самостоятельному перемещению сотрудниками общества образующихся отходов из места осуществления деятельности к месту их накопления (Брянский район, п. Мичуринский, ул. Спортивная, д. 3), откуда они вывозятся региональным оператором на переработку и захоронение, ставит ИП Алхимова А.Ю. и ООО "Зоосервис" в положение, при котором за оказанную услугу эти лица должны платить дважды. Отмечает, что, отказывая в удовлетворении ходатайства ИП Алхимова А.Ю о замене ненадлежащего ответчика, суд не выяснял позицию истца по этому вопросу.
АО "Чистая планета" возражало против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
ИП Алхимов А.Ю. и ИП Кивоенко И.И. отзывы на апелляционную жалобу не представили.
АО "Чистая планета", ИП Алхимов А.Ю. и ИП Кивоенко И.И. представителей в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ИП Алхимову А.Ю. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером: 32:28:0030812:3214, общей площадью 250,2 кв.м, расположенное в многоквартирном доме по адресу: г. Брянск, ул. Горбатова, д. 24, пом. 4.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) на основании заключенных с департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области соглашений от 28.04.2018 N 1, от 03.05.2018 N 2 АО "Чистая планета" является региональным оператором по обращению с отходами на территории Брянской области.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами определен постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008. N 641" (далее - Постановление N 1156).
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8(4) Постановления N 1156).
Пунктом 8(17) Постановления N 1156 предусмотрено, что региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год размещает в печатных средствах массовой информации, и на своей официальном сайте в сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора. потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения предложения о заключении договора направляет региональному оператору заявку и необходимые документы. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку, в которой указывает актуальные данные и документы, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора на основании имеющихся сведений о количестве потребителей и параметрах объекта, вступившим в силу на 16-й рабочих день после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в сети "Интернет".
Типовой проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО опубликован 24.05.2018 в газете "Брянский рабочий", 25.05.2018 в издании "Учительская газета" N 20(782), а также на официальном сайте АО "Чистая планета" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Письмом от 26.01.2022 N 1187 АО "Чистая планета" в адрес предпринимателя направлен для подписания договора от 24.01.2022 N НФ-066756 на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с пунктом 1.1 которого региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечить их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 1.2 договора объем твердых коммунальных отходов, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению N 1, 2 к договору.
Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами: 01.07.2021 (пункт 1.4 договора).
В силу пункта 2.1 договора под расчетным периодом по данному договору является один календарный месяц. Оплата услуг, оказанных в расчетном периоде осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора и составляет с 01.07.2021 по 31.12.2021 - 455 руб. 66 коп., с 01.01.2022 по 30.06.2022 - 455 руб. 66 коп., с 01.07.2022 по 31.12.2022 - 479 руб. 88 коп. с учетом НДС за 1 куб.м. Потребитель ежемесячно оплачивает услугу регионального оператора исходя из объема твердых коммунальных отходов, указанного в приложении N 1 к настоящему договору.
В соответствии с пунктом 2.3 договора потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
Пунктом 9.1 договора предусмотрено, что договор заключается на срок по 31.12.2022, вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с даты начала оказания услуг региональным оператором по обращению с ТКО. Договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях.
Региональный оператор в период с 01.12.2020 по 31.03.2022 оказал ответчику услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, выставил универсальные передаточные документы.
Ответчик обязательства по оплате оказанных услуг в полном объеме не исполнил, в результате чего за ним образовалась задолженность в размере 5809 руб. 66 коп. за период 01.12.2021 по 31.03.2022.
Истцом направлялись в адрес ответчика претензии (от 11.03.2022 N 4513, от 18.04.2022 N 7867) с предложением о заключении договора, а также об оплате имеющейся задолженности, однако договор на оказание услуг по обращению с ТКО ответчик подписывать отказался, оплату фактически оказанных услуг не произвел.
Поскольку требования истца, изложенные в претензиях, оставлены ответчиком без удовлетворения, АО "Чистая планета" обратилось с иском в арбитражный суд.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Положениями статей 309, 310 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
В соответствии с частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В силу пункта 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
В соответствии с пунктами 8(1), 8(4), 8(5), 8(10), 8(12), 8(17) Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом I(1)..
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Законом N 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) данных Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В силу пункта 8(18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Исходя из буквального толкования приведенных норм, правом на обращение с ТКО на территории отдельных субъектов Российской Федерации наделено обладающее статусом регионального оператора по обращению с ТКО лицо, которое осуществляет свою деятельность непосредственно на основании заключенных договоров с потребителями. В отсутствие надлежаще оформленного договора между региональным оператором и потребителем к фактически складывающимся отношениям между ними по обращению с ТКО применяются положения типового договора, который носит публичный характер. Отсутствие подписанного договора не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором и получать за это соответствующую оплату.
На основании изложенного подлежит отклонению ссылка ООО "Зоосервис" на незаключенность договора на оказание услуг.
АО "Чистая планета" в соответствии со статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ на основании заключенных с департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области соглашений от 28.04.2018 N 1, от 03.05.2018 N 2 является региональным оператором по обращению с отходами на территории Брянской области.
Таким образом, с 01.01.2019 АО "Чистая планета" является единственным надлежащим субъектом, которому присвоен статус регионального оператора и имеющим законные основания на обращение с ТКО на территории г. Брянска и Брянской области.
Региональный оператор АО "Чистая планета" обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов в период с 01.01.2019 в полном соответствии с принятой региональной программой и территориальной схемой обращения с отходами.
Приказом департамента природных ресурсов и экологии Брянской области от 09.02.2018 N 85 с изменениями, внесенными приказом от 13.12.2019 N 419, на территории Брянской области утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов.
Из материалов дела следует, что с 01.12.2021 в нежилом помещении площадью 70,55 кв.м, расположенном по адресу: г. Брянск, ул. Горбатова, д. 24, пом. 4, осуществляется хозяйственная деятельность (торговля) в магазине "Кошкин дом".
Для предприятий торговли, для промтоварного магазина утвержденные нормативы накопления твердых коммунальных отходов в 2021 - 2022 гг. составляют 0,51 куб.м. на 1 кв.м общей площади.
Приказами управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 18.12.2020 N 31/1-тко, от 20.12.2021 N 34/18-тко установлен единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО на территории Брянской области на 2021 год и на 1-е полугодие 2022 года в размере 455 руб. 66 коп. за 1 куб.м.
По расчету истца у ответчика образовалась задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 01.12.2021 по 31.03.2022 в размере 5809 руб. 66 коп.
Возражая против заявленных требований, ответчик указал, что самостоятельно какую-либо деятельность по спорному адресу не осуществляет, помещение, расположенное по адресу: г. Брянск, ул. Горбатова, д. 24, пом. 4, передано по договору аренды ООО "Зоосервис".
ИП Алхимовым А.Ю. в материалы дела представлены договор аренды части нежилого помещения, заключенный с ООО "Зоосервис" от 01.07.2021, соглашение от 23.11.2021 к договору аренды части нежилого помещения от 01.07.2021, акт приема-передачи помещения от 23.11.2021.
Между тем, согласно разъяснениям, приведенным в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015 (ответ на вопрос N 5), в силу абзаца второго пункта 3 статьи 308 ГК РФ обязательство может создавать права для третьих лиц в отношении одной или обеих его сторон только в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. ГК РФ и иные законы не содержат норм о возникновении на основании договора аренды нежилого помещения обязанности у арендатора по внесению платы за коммунальные услуги перед оказывающим их третьим лицом (исполнителем коммунальных услуг, ресурсоснабжающей организацией).
Обязанность арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества (пункт 2 статьи 616 ГК РФ) установлена в отношениях с арендодателем, а не исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, которые не являются стороной договора аренды.
Исполнитель коммунальных услуг (ресурсоснабжающая организация) в отсутствие заключенного с ним договора не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется нежилым помещением, в том числе на основании договора аренды.
Поэтому в отсутствие договора между арендатором нежилого помещения и исполнителем коммунальных услуг (ресурсоснабжающей организацией), заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договора аренды, обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике (арендодателе) нежилого помещения.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
Указанные разъяснения применимы и к обязанности по внесению платы за услуги по сбору, транспортировке и утилизации ТКО.
По смыслу правового регулирования данной сферы общественных отношений собственник помещения вправе договором возложить обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО на пользователя (арендатора, ссудополучателя) как собственника образуемых от его (пользователя) хозяйственной деятельности ТКО, однако реализация этой обязанности возможна лишь путем заключения пользователем соответствующего договора с исполнителем такой услуги (региональным оператором).
В отсутствие данного договора предполагается, что собственник помещения сам же и является собственником образуемых с использованием этого помещения ТКО.
Изложенная правовая позиция подтверждается определением Верховного суда Российской Федерации от 01.04.2022 N 310-ЭС22-2709 по делу N А09-11538/2020.
Согласно пункту 5.2.3 договора аренды части нежилого помещения арендатор (ООО "Зоосервис") обязан самостоятельно заключить договор на вывоз с ТБО с обслуживающей организацией, имеющей соответствующее разрешительные документы на их вывоз и утилизацию.
Однако условие данного пункта договора арендатор (ООО "Зоосервис") не выполнил.
В этой связи суд по праву заключил, что обязанность по оплате ТКО в этом случае возлагается на собственника спорного помещения.
В апелляционной жалобе ООО "Зоосервис" указывает на наличие договора на оказание услуг по вывозу ТКО от 01.02.2019 N TCF/05-000472901.02.2019, заключенного между ООО "Зоосервис" и АО "Чистая планета", по которому региональный оператор обязался принимать ТКО по месту накопления - склад по адресу: Брянский район, п. Мичуринский, ул. Спортивная д. 3. Как поясняет третье лицо, на основании указанного договора ООО "Зоосервис", являясь собственником образуемых отходов, в целях обеспечения их вывоза к месту переработки и утилизации с использованием возможностей регионального оператора, осуществляло их перемещение в место накопления, где имеется контейнерная площадка и в отношении которого заключен договор с оператором.
По мнению суда апелляционной инстанции, указанный довод ООО "Зоосервис" подлежит отклонению в силу следующего.
Место (площадка) накопления ТКО по адресу: Брянский район, п. Мичуринский, ул. Спортивная д. 3 в отношении объекта образования ТКО, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Горбатова, д. 24, пом. 4, не является ближайшей к указанному объекту, находится на значительном расстоянии, в связи с чем складирование ТКО на указанную площадку возможно ООО "Зоосервис" только путем осуществления транспортирования отходов.
Между тем, как указано выше, действия по транспортированию отходов являются обязанностью регионального оператора в силу закона.
Пунктом 23 Правил N 1156 в целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов предусмотрена возможность для регионального оператора привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов.
Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, должен владеть мусоровозами, отвечающими общим техническим требованиям и требованиям безопасности, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (пункт 26 Правил N 1156).
Таким образом, деятельность по транспортированию отходов регламентирована законодателем, носит императивный характер, в связи с чем указанная обязанность не может быть возложена на потребителя, в настоящем случае ООО "Зоосервис", даже при согласии последнего не выполнение указанных действий.
Довод ответчика о наличии между ООО "Зоосервис" и ИП Кивоенко И.И. договорных отношений в отношении отходов - вторсырья правомерно отклонен судом, поскольку передача части отходов не свидетельствует о полном отсутствии образования твердых коммунальных отходов (приказ Росприроднадзора от 13.10.2015 N 810 "Об утверждении перечня среднестатистических значений для компонентного состава и условия образования некоторых отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов").
ИП Кивоенко И.И. не является региональным оператором, осуществляющим деятельность по обращению с ТКО на территории, на которой расположен спорный объект. В связи с этим договор с третьим лицом не является договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Соответственно, наличие договора с ИП Кивоенко И.И. не освобождает от обязанности заключения и исполнения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором и обязанности оплачивать оказываемые региональным оператором услуги по обращению с ТКО в полном объеме.
Кроме того, наличие у третьего лица договора с ИП Кивоенко И.И. в отношении отходов - вторсырья не влияет на существо решения, так как предметом спора является оказание услуг по обращению с ТКО.
При этом следует отметить, что образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов (презумпции продуцирования ТКО).
Таким образом, действующим законодательством и сложившейся судебной практикой предполагается, что при осуществлении деятельности, в результате жизнедеятельности персонала, при санитарной уборке помещений и т.д. образуются ТКО, что объективно требует их складирования в контейнер в местах (площадках) накопления ТКО.
Доказательств того, что услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в рассматриваемый период оказывал иной оператор, ответчиком в материалы дела не представлено (статьи 9, 65 АПК РФ).
Доказательств того, что ответчик не принимал услуги истца по вывозу мусора, не представлено, как и не представлено доказательств не использования спорных объектов или обоснованности применения иного расчета для объекта ответчика.
В отсутствие каких бы то ни было доказательств приостановления деятельности в спорный период, доказательств самостоятельного вывоза и утилизации отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, а также неиспользования контейнерных площадок, включенных в территориальную схему в спорный период, основания полагать, что услуги региональным оператором не оказывались, не имеется.
Факт оказания услуг подтвержден материалами дела, доказательства оплаты оказанных услуг на момент рассмотрения дела ответчик не представил, в связи с чем суд по праву удовлетворил требования истца о взыскании задолженности в размере 5809 руб. 66 коп.
Вопреки доводам ООО "Зоосервис" ходатайство ответчика о замене ненадлежащего ответчика судом отклонено правомерно по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 47 АПК РФ в случае, если при подготовке дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, арбитражный суд может по ходатайству или с согласия истца допустить замену ненадлежащего ответчика надлежащим.
В соответствии с частью 2 статьи 47 АПК РФ, если истец не согласен на замену ответчика другим лицом, суд может с согласия истца привлечь это лицо в качестве второго ответчика.
Частью 5 статьи 47 АПК РФ предусмотрено, что если истец не согласен на замену ответчика другим лицом или на привлечение этого лица в качестве второго ответчика, арбитражный суд рассматривает дело по предъявленному иску.
В данном случае ходатайство о замене ненадлежащего ответчика заявлено самим ответчиком. Истец ходатайства о замене ответчика не заявлял, своего согласия на замену ответчика по делу на ООО "Зоосервис" или привлечение его к участию в деле в качестве второго ответчика не представил. Кроме того, из протокола судебного заседания от 24.11.2022 следует, что представитель истца возражал против ходатайства ООО "Зоосервис" об исключении его из числа третьих лиц и привлечении к участию в деле в качестве ответчика, что свидетельствует о том, что истец в замене ответчика не заинтересован.
При таких обстоятельствах в удовлетворении ходатайства ИП Алхимова А.Ю. о замене ненадлежащего ответчика судом отказано обоснованно.
Доводов, касающихся распределения судебных расходов, апелляционная жалоба не содержит. Повторно проверив порядок распределения судебных расходов, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что судебные расходы распределены судом первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 26.05.2023 по делу N А09-4041/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-4041/2022
Истец: АО "Чистая планета", АО "Чистая планета"
Ответчик: ИП Алхимов Алексей Юрьевич
Третье лицо: ИП Кивоенко Иван Иванович, ООО "ЗООСервис", ООО "ЗООСЕРВИС", Двадцатый арбитражный Апелляционный суд, Управление по вопросам миграции УМВД России по Брянской области