г. Москва |
|
19 сентября 2023 г. |
Дело N А41-95770/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Коновалова С.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Рожковой Л.Д.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "НАУМЕН КОНСАЛТИНГ" на решение Арбитражного суда Московской области от 26.05.2023 по делу N А41-95770/22, принятое судьей Степаненко А.В., по иску ООО "НАУМЕН КОНСАЛТИНГ" (ИНН 7725507256, ОГРН 1047796228622) к ООО "ТОТ Системс" (ИНН 7743300938, ОГРН 1197746308682), МИНСЕЛЬХОЗ РОССИИ (ИНН 7708075454, ОГРН 1067760630684) третьи лица ЗАО "КРОК Инкорпорейтед" (ИНН 7701004101, ОГРН 1027700094949), АО "Наумен" (ИНН 6671111140, ОГРН 1026605241607), Пихтарь А.Н. о запрете ООО "ТОТ Системс" и Министерству сельского хозяйства РФ использовать любым способом программу для ЭВМ подсистема ИАС НТОР-СХ "Развитие селекции и семеноводства сахарной свеклы в РФ" и распоряжаться ею и о взыскании в пользу истца компенсации: с ООО "ТОТ Системс" в размере 2 000 000 рублей, с Министерства сельского хозяйства РФ вразмере 2 000 000 рублей (с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ),
УСТАНОВИЛ:
ООО "НАУМЕН КОНСАЛТИНГ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ООО "ТОТ Системс" (ИНН 7743300938, ОГРН 1197746308682), МИНСЕЛЬХОЗ РОССИИ (ИНН 7708075454, ОГРН 1067760630684) о запрете ООО "ТОТ Системс" и Министерству сельского хозяйства РФ использовать любым способом программу для ЭВМ подсистема ИАС НТОР-СХ "Развитие селекции и семеноводства сахарной свеклы в РФ" и распоряжаться ею и о взыскании в пользу истца компенсации: с ООО "ТОТ Системс" в размере 2 000 000 рублей, с Министерства сельского хозяйства РФ в размере 2 000 000 рублей (с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.05.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, истец обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и нарушением норм процессуального права.
Истцом в обоснование доводов апелляционной жалобы заявлено ходатайство о приобщении дополнительных доказательств, а именно: свидетельство N 2026332854, реферат программы для ЭВМ, объяснения Солдатова Д.М. от 16.05.2022, заявку на предоставление/продление доступа к ресурсам Министерства сельского хозяйства РФ от 26.11.2019, которые являются новыми доказательства по делу.
В силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" поскольку арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по независящим от него уважительным причинам.
К числу уважительных причин, в частности, относятся: необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об истребовании дополнительных доказательств, о назначении экспертизы; наличие в материалах дела протокола, аудиозаписи судебного заседания, оспариваемых лицом, участвующим в деле, в части отсутствия в них сведений о ходатайствах или об иных заявлениях, касающихся оценки доказательств. Признание доказательства относимым и допустимым само по себе не является основанием для его принятия судом апелляционной инстанции.
Между тем, заявитель жалобы надлежащим образом не обосновал невозможность представления указанных дополнительных доказательств в арбитражный суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него.
Таким образом, суд не усматривает наличия уважительных причин непредставления новых доказательств в суде первой инстанции, и, следовательно, не имеется оснований для принятия их судом апелляционной инстанции.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Представитель ООО "НАУМЕН КОНСАЛТИНГ" поддержал ранее заявленное ходатайство:
- об истребовании у ЗАО "КРОК Инкорпорейтед" объяснения по следующим вопросам:
1. Через кого из представителей компании ООО "Тот системе" велось взаимодействие в рамках исполнения договора N PD19_25886 от 10.12.2019 г. Кто из сотрудников ООО "Тот системе" участвовал в приемо-сдаточных испытаниях?
2. Составлялись ли между ЗАО "КРОК Инкорпорейтед" и ООО "Тот системе" какие-либо акты, доверенности, разрешения и т.д.? Если да, то какие? Предоставить соответствующие документы.
3. Предоставить полные данные сотрудников ООО "Тот системе", которым был предоставлен доступ к ресурсам Министерства сельского хозяйства в 2019 году для исполнения государственного контракта от 29.11.2019 г.
- об истребовании доказательств у ЗАО "КРОК Инкорпорейтед":
1. Заявки/запроса на предоставление/продление доступа к ресурсам Минсельхоза России от 02.12.2019 г.
2. Справки, предоставленной ООО "Тот системе" по форме СЗВ-М о численности сотрудников в количестве 7 человек.
3. Расчета, направленного ООО "Тот системе", с указанием на участие субподрядчика ООО "Интегрированные системы".
4. Расчета, направленного ООО "Тот системе", с указанием на участие субподрядчика ООО "Диджитал Фьюче Системе".
5. Справки, предоставленной ООО "Тот системе" по форме СЗВ-М о численности сотрудников ООО "Диджитал Фьюче Системе".
6. Протоколов подключений к локальной сети Министерства сельского хозяйства России для исполнения государственного контракта от 29.11.2019 г. с указанием полных данных работников исполнителя.
- об истребовании доказательств у ООО "Диджитал Фьюче Системе", находящегося по адресу: 614066, Пермский край, г.Пермь, ш.Космонавтов, д.111, корп. 10, оф. 301, следующих сведений:
- Привлекалось ли ООО "Диджитал Фьюче Системе" со стороны ООО "Тот системе" (ИНН 7743300938) в качестве субподрядчика для выполнения работ по договору N PD19_25886 от 10.12.2019 г., заключенному между ООО "Тот системе" и ЗАО "Крок инкорпорейтед", предметом которого являлось создание подсистемы ИАС НТОР-СХ "Развитое селекции и семеноводства сахарной свеклы в РФ", с численностью сотрудников 39 человек по состоянию на ноябрь 2019 года?
В силу части 4 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства.
В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения.
При удовлетворении ходатайства суд истребует соответствующее доказательство от лица, у которого оно находится.
Часть 1 статьи 9 АПК Российской Федерации, устанавливающая, что судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности, тем самым конкретизирует предписания статьи 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 9 АПК РФ арбитражный суд оказывает содействие лицам, участвующим в деле, в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела.
Как указано в Определении Конституционного суда Российской от 29.10.2020 N 2481-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дорохина Виктора Александровича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 9 и частью 4 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" решение вопроса о необходимости удовлетворения ходатайства участвующего в деле лица об истребовании доказательств осуществляется арбитражным судом в каждом конкретном деле исходя из его фактических обстоятельств, что является проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия
С учетом изложенного Десятый арбитражный апелляционный суд исходит из того, что истребование доказательства является правом, а не обязанностью суда. Разрешение данного вопроса осуществляется судом исходя из конкретных обстоятельств дела с учетом необходимости и значимости данного доказательства для разрешения рассматриваемого спора.
Суд апелляционной инстанции отказывает в удовлетворении ходатайства об истребовании доказательств, поскольку безусловных оснований для истребования документов не приведено, при этом должная оценка обстоятельств настоящего спора возможна, исходя из имеющихся в деле доказательств.
Представитель ООО "НАУМЕН КОНСАЛТИНГ" поддержал ранее заявленное ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц Губу Надежду Николаевну, Тюленеву Елизавету Вячеславовну, Жигалова Сергея Валентиновича.
Суд апелляционной инстанции отказывает в удовлетворении заявленного ходатайства по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Процессуальный статус участвующих в деле лиц урегулирован арбитражным процессуальным законодательством, при этом возможность наделения каждого из участвующих в деле лиц тем или иным статусом не может быть произвольной. При решении вопроса о допуске лица в процесс суд обязан исходить из того, какой правовой интерес имеет данное лицо.
Исходя из смысла ст. 51 АПК РФ третье лицо без самостоятельных требований - это предполагаемый участник материально-правового отношения, связанного по объекту и составу с тем, которое является предметом разбирательства в арбитражном суде.
Целью участия третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, является предотвращение неблагоприятных для него последствий.
Из анализа указанных положений закона следует, что третье лицо вступает в процесс с целью защиты своих нарушенных либо оспоренных прав и законных интересов. Наличие у такого лица права связано с тем, что оно является предполагаемым субъектом спорного материального правоотношения, его интересы направлены на предмет уже существующего спора.
Указанные лица не являются участниками правоотношений между истцом и ответчиком, принятое решение не повлияет на его права и обязанности.
Представитель ООО "НАУМЕН КОНСАЛТИНГ" поддержал ранее заявленное ходатайство о проведении по делу судебной экспертизы.
Указанное ходатайство отклоняется судом апелляционной инстанции, исходя следующего.
Согласно части 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.
В случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или комиссии экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов (часть 2 статьи 87 АПК РФ).
Вопрос о необходимости проведения экспертизы, согласно статьям 82 и 87 АПК РФ, относится к компетенции суда, разрешающего дело по существу. Удовлетворение ходатайства о проведении судебной экспертизы является правом суда, это право он может реализовать в случае, если с учетом всех обстоятельств дела придет к выводу о необходимости осуществления такого процессуального действия для правильного разрешения спора.
Согласно положениям главы 7 АПК РФ арбитражный суд, определив в соответствии с подлежащими применению нормами материального права обстоятельства, имеющие значение для дела, оценивает представленные и предлагаемые сторонами доказательства по своему внутреннему убеждению.
С учетом представленных в материалы дела достаточных доказательств для принятия законного решения, апелляционный суд полагает необходимым в удовлетворении ходатайства истца о назначении по делу судебной экспертизы отказать.
Представитель ООО "НАУМЕН КОНСАЛТИНГ" поддержал доводы своей жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель ООО "ТОТ Системс", возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Представитель МИНСЕЛЬХОЗА РОССИИ возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Представитель ЗАО "КРОК Инкорпорейтед" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (в дальнейшем - Государственный заказчик) и ЗАО "КРОК инкорпорейтед" (в дальнейшем - Исполнитель) был заключен государственный контракт от 10 ноября 2018 г. N 283/5-ГK (в дальнейшем - Контракт 2018) на выполнение работ по созданию информационно-аналитической системы оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства (ИАС НТОР-СХ).
Согласно п. 1.1. Контракта 2018, Исполнитель обязуется выполнить работы по созданию информационно-аналитической системы оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства (ИАС НТОР-СХ) (далее - Работы), а Государственный заказчик принять и оплатить оказанные Работы в соответствии с условиями, предусмотренными Контрактом 2018.
Требования к объему, составу, содержанию, срокам, качеству выполнения Работ, порядку предоставления документов по результатам выполнения Работ определяются Контрактом 2018 и приложением N 1 к Контракту 2018 "Техническое задание на выполнение работ по созданию информационно-аналитической системы оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства (ИАС НТОР-СХ)" (далее - Техническое задание), являющимся неотъемлемой частью Контракта 2018 (п. 1.2. Контракта 2018).
Исключительное право на созданные в ходе исполнения Контракта 2018 программные продукты (программы, технические решения и т.д.) принадлежит Государственному заказчику (п. 1.3. Контракта 2018).
В соответствии с главой 6 Технического задания к Контракту 2018 в случае, если в рамках выполнения работ Исполнитель будет использовать программы для ЭВМ (программные библиотеки, серверы приложений, СУБД и иные объекты интеллектуальной собственности), разработанные Исполнителем или третьей стороной, не подразумевающие свободного использования, права (исключительные или неисключительные) на использование данных программ для ЭВМ будут переданы Заказчику. Передаваемые права на программы для ЭВМ будут соответствовать требованиям к составу, количеству и характеристикам ПО, необходимого для доследующей эксплуатации системы.
Объем передаваемых прав будет обеспечивать возможность использования Системы по всей территории Российской Федерации в количестве, указанном в техническом задании. Срок действия прав - бессрочно либо на срок действия исключительных прав. Состав прав будет допускать развитие ПО, не нарушая условия использования.
Во исполнение указанного Контракта, ЗАО "КРОК инкорпорейтед" (в дальнейшем - Заказчик) заключило с ООО "НАУМЕН КОНСАЛТИНГ" (в дальнейшем - Истец, Исполнитель) Договор N РР18_20651 от 20.11.2018 г. (в дальнейшем - Договор) на поставку Истцом программного обеспечения (программ для ЭВМ) и на выполнение Истцом работ по созданию прототипа информационно-аналитической системы оперативного мониторинга и оценки состояния и научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства (ИАС НТОР-СХ).
Состав программ, поставленных по договору:
1. Программа для ЭВМ Автоматизированная система управления программами и проектами";
2. Программа для ЭВМ "Naumen Business Intelligence".
В соответствии с разделом 4 Технического задания к Договору N PD18_20651 от 20.11.2018 г., работы по созданию прототипа информационно-аналитической системы оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства включают в себя адаптацию программных продуктов "Автоматизированная система управления программами и проектами", "Naumen Business Intelligence" в соответствии с требованиями п. 5 Технического задания.
Раздел 5 Технического задания к Договору описывает требования к разрабатываемой Системе в целом, требования к структуре и функционированию Системы, требования к функциональным модулям Системы, требования к обеспечивающим модулям Системы, требования к подсистеме "Развитие селекции и семеноводства картофеля в Российской Федерации.
По условиям Договора, программная платформа НАС НТОР-СХ должна быть спроектирована с учетом целевой масштабности НАС НТОР-СХ (Рисунок 1 в Техническом задании), а также с учетом сопоставимости измеримых эксплуатационных характеристик, включаемых тематических подсистем с соответствующими характеристиками подсистемы "Развитие селекции и семеноводства картофеля".
Целевая масштабность ИАС НТОР-СХ по Договору предполагает развитие системы в части подсистемы "Развитие селекции и семеноводства сахарной свеклы", а также другими подсистемами.
В соответствии с п. 1.5 Договора N PD18_20651 от 20.11.2018 г. исключительное право созданные в ходе исполнения Договора программные продукты (программы, технические решения и т.д.) принадлежит Государственному заказчику, то есть Министерству сельского хозяйства РФ.
Письмом от 22 апреля 2019 г. N 77087 ЗАО "КРОК инкорпорейтед" представило в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации документы о покупке у ООО "Наумен Консалинг" (товарная накладная от 29 декабря 2018 г. N 588) программ для ЭВМ:
- "Автоматизированная система управления программами и проектами". Лицензия N PD18_20651/2 от 10 декабря 2018 г.
- "Программа для ЭВМ "Naumen Business Intelligence". Лицензия N PD18_20651/1 от 10 декабря 2018 г. (т. 5, л.д. 137-138).
Также ЗАО "КРОК инкорпорейтед" была произведена ООО "НАУМЕН КОНСАЛТИНГ" оплата по договору N РР18_20651 от 20.11.2018 г. (платежные поручения от 16.04.2019 N 1267, от 10.04.2019 N 003123, от 09.04.2019 N 1242 приобщены к делу - т. 5, л.д. 139).
Из акта сдачи-приемки выполненных работ от 29.12.2018 (т. 5, л.д. 138), подписанного руководителями ЗАО "КРОК инкорпорейтед" и ООО "НАУМЕН КОНСАЛТИНГ" следует, что ООО "НАУМЕН КОНСАЛТИНГ" были выполнены работы по созданию прототипа информационно-аналитической системы оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства. Объем выполненных работ составил 100%. Стоимость выполненных работ - 13 450 000 руб. Платежным поручением от 16.04.2019 N 1267 ЗАО "КРОК инкорпорейтед" перечислило ООО "НАУМЕН КОНСАЛТИНГ" денежные средства в размере 13 450 000 руб.
Таким образом, Договор N РР18_20651 от 20.11.2018 г. и Государственный контракт от 10 ноября 2018 г. N 283/5-ГK были исполнены. Результаты их исполнения переданы Министерству сельского хозяйства РФ. Правообладателем системы ИАС НТОР-СХ на основании упомянутых Государственного контракта и Договора стало Министерство сельского хозяйства РФ.
Между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (в дальнейшем - Государственный заказчик) и ЗАО "КРОК инкорпорейтед" (в дальнейшем - Исполнитель) был заключен Государственный контракт от 29 ноября 2019 г. N 223/5-ГК (в дальнейшем - Контракт 2019) на выполнение работ по развитию информационно-аналитической системы оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства (ИАС НТОР-СХ) в части создания подсистемы селекции и семеноводства сахарной свеклы в Российской Федерации (ПIС РССС).
Согласно п 1.1. Контракта 2019, Исполнитель обязуется выполнить работы по развитию информационно-аналитической системы оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства (ИАС НТОР-СХ) в части создания подсистемы селекции и семеноводства сахарной свеклы в Российской Федерации (ПС РССС) (далее - Работы), а Государственный заказчик принять и оплатить выполненные Работы в соответствии с условиями, предусмотренными Контрактом 2019.
Требования к объему, составу, содержанию, срокам, качеству выполнения Работ, порядку предоставления документов по результатам выполнения Работ, порядку определяются условиями Контракта 2019 и Техническим заданием на выполнение работ по развитию информационно-аналитической системы оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства (ИАС НТОР-СХ) в части создания подсистемы селекции и семеноводства сахарной свеклы в Российской Федерации (ПС РССС), приведенном в Приложении N 1 к Контракту 2019 и являющемся его неотъемлемой частью (далее - Техническое задание) (п. 1.2. Контракта 2019).
Исключительное право на созданные в ходе исполнения Контракта программные продукты (программы, технические решения и т.д.) принадлежит Государственному заказчику (п. 1.3. Контракта 2019).
Для выполнения работ по данному контракту, ЗАО "КРОК Инкорпорейтед" (в дальнейшем - Заказчик) и ООО "ТОТ Системс" (в дальнейшем - Исполнитель) был заключен договор PD19_25886 от 10.12.2019 года (в дальнейшем - Договор субподряда).
В соответствии с п 1.1. Договора субподряда, Исполнитель обязуется выполнить работы по развитию информационно-аналититической системы оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства (ИАС НТОР-СХ) в части создания подсистемы селекции и семеноводства сахарной свеклы в Российской Федерации (ПС РССС) (далее - Работы), а Заказчик принять и оплатить выполненные Работы в соответствии с УСЛОВИЯМИ, предусмотренными Договором субподряда.
Требования к объему, составу, содержанию, срокам, качеству выполнения Работ, порядку предоставления документов по результатам выполнения Работ определяются условиями Договора и Техническим заданием на выполнение работ по развитию информационно-аналитической системы оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства (ИАС НТОР-СХ) в части создания подсистемы селекции и семеноводства сахарной свеклы в Российской Федерации (ПС РССС), приведенном в Приложении N 1 к Договору и являющемся его неотъемлемой частью (далее -Техническое задание) (п. 1.2. Договора субподряда).
Исключительное право на созданные в ходе исполнения Договора программные продукты (программы, технические решения и т.д.) принадлежит Государственному заказчику - Министерству сельского хозяйства Российской Федерации (п. 1.3. Договора субподряда).
Настоящий договор является субподрядным по отношению к Государственному контракту 223/5-ГК от 29.11.2019 г., заключенному между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и ЗАО "КРОК инкорпорейтед" (п. 1.4. Договора субподряда).
В рамках заключенного Договора субподряда, ООО "ТОТ Системс" получило программное обеспечение и доработало его в части создания подсистемы селекции и семеноводства сахарной свеклы в РФ и интегрировало его в ИАС НТОР-СХ. После чего, ООО "ТОТ Системс" передало доработанное ПО Заказчику.
В материалы дела Министерством сельского хозяйства Российской Федерации представлены протокол заседания Приемочной комиссии Минсельхоза России о приемке поставленных товаров от 18.12.2019, акт приемки выполненных работ по Государственному контракту 223/5-ГК от 29.11.2019 г. от 18.12.2019, заключение экспертизы результатов исполнения контракта от 18.12.2019, платежные поручения от 24.12.2019 N 359433, от 05.04.2019 N 167418 (т.д. 6, л.д. 89-97), свидетельствующие о выполнении надлежащим образом условий Государственного контракта 223/5-ГК от 29.11.2019 г.
Вместе с тем, по мнению истца, в указанном доработанном ПО ответчик - ООО "ТОТ Системс" использовал ПО фактически разработанное истцом, чем нарушил его исключительные авторские права.
В обоснование своей позиции в материалы дела истцом представлен Лицензионный договор N 753Н/18 от 14.05.2018, заключенный между АО "НАУМЕН" (далее - Лицензиар) и ООО "Наумен консалтинг" (далее - Лицензиат).
Согласно п. 1.2 Лицензионного договора, Лицензиат вправе использовать программу для ЭВМ только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены настоящим договором. Право использования программы для ЭВМ, прямо не указанное в настоящем договоре, не считается предоставленным Лицензиату.
В соответствии с п. 2.1, п. 2.1.2, п. 2.1.6 Лицензионного договора Лицензиату, в целях использования программы для ЭВМ, разрешается совершать в отношении программы для ЭВМ распространение программ для ЭВМ путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров (в том числе заключение сублицензионных договоров), перевод или другую переработку программы ЭВМ.
В соответствии со Спецификацией к Договору Лицензиату передается право использования программ:
- "Автоматизированная система управления программами и проектами", - "Naumen Business Intelligence".
В соответствии с Лицензионным договором N 753Н/18 от 14.05.2018 по товарной накладной N 588 от 29.12.2018 г. истцом в пользу ЗАО "Крок инкорпорейтед" были переданы два экземпляра указанных выше программ, исключительные права на которые принадлежат АО "Наумен", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации N 2018614452 от 06.04.2018 г. и N 2014618599 от 26.08.2014 г.
Истец указывает на то, что Лицензионным договором подтверждается законность переработки программ для ЭВМ "Автоматизированная система управления программами и проектами", "Naumen Business Intelligence" и создания Истцом программы для ЭВМ подсистема ИАС НТОР-СХ "Развитие селекции и семеноводства сахарной свеклы в РФ".
В обоснование своих доводов о том, что у ООО "Наумен консалтинг" имеются исключительные права на программное обеспечение подсистемы ИАС НТОР-СХ "Развитие селекции и семеноводства сахарной свеклы в РФ" истец представил заключение специалиста Соколова А.С. от 09.07.2020 (т.д.5, л.д. 90-99), диск с исходными кодами. В качестве подтверждения того, что работником ООО "Наумен консалтинг", указанным заключении специалиста Соколова А.С., является Мифтяхов И.Ф., истец представил справку от 22.05.2023 N 97, трудовой договор от 24.09.2018 N 423.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящими требованиями в Арбитражный суд Московской области.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался следующими обстоятельствами.
В соответствии со статьей 1261 Гражданского кодекса РФ, авторские права программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы) могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, охраняются так же, как авторские права на произведения литературы.
Согласно статье 1252 Гражданского кодекса РФ, защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляются, путем предъявления в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, требования о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, - к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним, а также к иным лицам, которые могут пресечь такие действия.
Кроме того, в случаях, предусмотренных ГК РФ, для отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, при нарушении исключительного права правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплатить компенсации за нарушение указанного права.
В соответствии со статьей 1301 Гражданского кодекса РФ, в случаях нарушения: исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленные настоящим Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемо по усмотрению суда исходя из характера нарушения.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 10), компенсация подлежит взыска при доказанности факта нарушения, при этом правообладатель не обязан доказывать факт нес убытков и их размер. Соответственно, в предмет доказывания по требованию о защите исключительных прав объекты авторского права входят следующие обстоятельства: факт принадлежности им указанных прав (либо наличие у истца правомочия на обращение с иском в защиту таких прав факт их нарушения ответчиком.
При этом на ответчика возлагается бремя доказывания законно использования соответствующего объекта интеллектуальной собственности.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ответчик в обоснование своих возражений на заявленные истцом требования отмечает, что ООО "НАУМЕН КОНСАЛТИНГ" не является надлежащим истцом по данному спору.
ООО "ТОТ Системс" утверждает, что истец исполнил договор PD18-20651 от 20.11.2018 года, заключенный во исполнение государственного контракта на поставку программного обеспечения и выполнения работ по создания прототипа информационно - аналитической системы оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно - технического обеспечения развития сельского хозяйства (ИАС НТОР-СХ). Результат работ истца был передан заказчику государственного контракта, которым является Министерство сельского хозяйства РФ, к которому и перешли исключительные права на доработанное ПО, согласно условиям государственного контракта и заключенного договора подряда PD18-20651 от 20.11.2018 года.
Далее, между ЗАО "КРОК Инкорпорейтед" и Министерством сельского хозяйства РФ был заключен государственный контракт на выполнение работ по развитию информационно - аналитической системы оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно - технического обеспечения развития сельского хозяйства (ИАС НТОР-СХ) в части создания подсистемы селекции и семеноводства сахарной свеклы в РФ.
Для выполнения работ по данному контракту, ЗАО "КРОК Инкорпорейтед" и ООО "ТОТ Системс" был заключен договор подряда PD19_25886 от 10.12.2019 года. В рамках заключенного договора ООО "ТОТ Системс" получило программное обеспечение и доработала его в части создания подсистемы селекции и семеноводства сахарной свеклы в РФ и интегрировало его в ИАС НТОР-СХ. После чего, ООО "ТОТ Системс" передало доработанное ПО заказчику.
Таким образом, ООО "ТОТ Системс" указывает на то, что его действия по доработке ПО не является нарушением исключительных прав истца, в связи с тем, что изначально исключительные права на данное ПО принадлежат заказчику Государственного контракта, а именно Министерству сельского хозяйства РФ.
ООО "ТОТ Системс" считает утверждение истца о возникновении у него авторского права неосновательным, поскольку ПО было разработано для Министерства сельского хозяйства РФ и поэтому исключительные права на данное ПО принадлежат заказчику государственного контракта согласно условиям государственного контракта и договорам подряда.
Ответчик - Министерство сельского хозяйства РФ в отзыве с заявленными требованиями также не согласился, указывая на то, что между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и ЗАО "КРОК инкорпорейтед" был заключен государственный контракт от 10 ноября 2018 г. N 283/5-ГK на выполнение работ по созданию информационно-аналитической системы оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства (ИАС НТОР-СХ).
В соответствии с главой 6 Технического задания к Контракту 2018 в случае, если в рамках выполнения работ Исполнитель будет использовать программы для ЭВМ (программные библиотеки, серверы приложений, СУБД и иные объекты интеллектуальной собственности), разработанные Исполнителем или третьей стороной, не подразумевающие свободного использования, права (исключительные или неисключительные) на использование данных программ для ЭВМ будут переданы Заказчику.
Письмом от 22 апреля 2019 г. N 77087 Общество представило в Министерство документы о покупке у ООО "Наумен Консалинг" (товарная накладная от 29 декабря 2018 г. N 588) программ для ЭВМ:
- "Автоматизированная система управления программами и проектами". Лицензия N PD18_20651/2 от 10 декабря 2018 г.
- "Программа для ЭВМ "Naumen Business Intelligence". Лицензия N PD18_20651/1 от 10 декабря 2018 г.
Между Министерством и Обществом был заключен государственный контракт от 29 ноября 2019 г. N 223/5-ГК на выполнение работ по развитию информационно-аналитической системы оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства (ИАС НТОР-СХ) в части создания подсистемы селекции и семеноводства сахарной свеклы в Российской Федерации (ПIС РССС).
Согласно п. 5 Технического задания в случае, если в рамках выполнения работ Исполнитель использует программы для ЭВМ (программные библиотеки, серверы приложений, СУБД и иные объекты интеллектуальной собственности), разработанные Исполнителем или третьей стороной, не подразумевающие свободного использования, права (исключительные или неисключительные) на использование данных программ для ЭВМ будут переданы Заказчику.
Передаваемые права на программы для ЭВМ будут соответствовать требованиям к Составу, количеству и характеристикам ПО, необходимого для последующей эксплуатации системы.
Объем передаваемых прав будет обеспечивать возможность использования системы за всей территории Российской Федерации в количестве, указанном в Техническом задании.
Срок действия прав - бессрочно либо на срок действия исключительных прав. Состав прав будет допускать развитие ПО, не нарушая условия использования.
Все созданные и использованные при исполнении государственного контракта объекты интеллектуальной собственности подлежат отражению в отчетных документах Исполнителя о результатах выполнения работ по государственному контракту.
Таким образом, согласно условиям Контракта 2018 и Контракта 2019 презюмируется патентная чистота всех переданных Министерству результатов выполненных работ.
Ответственность за невыполнение условий о патентной чистоте лежит на Исполнителе. Более того, ЗАО "КРОК Инкорпорейтед" в установленном порядке представлена информация о покупке у ООО "Наумен консалтинг" лицензий, в том числе на обозначенную в исковом заявлении "Программа для ЭВМ "Naumen Business Intelligence".
Согласно пункту 2.3 Контракта 2018 и пункту 2.2 Контракта 2019 все платежи осуществляются Государственным заказчиком за счет средств федерального бюджета.
Исключительное право на созданные в ходе исполнения Контракта программные продукты (программы, технические решения и т.д.) принадлежат Государственному заказчику (пункт 1.3 Контрактов).
Таким образом, по мнению ответчика Министерства сельского хозяйства РФ, исключительное право на программу для ЭВМ подсистема ИАС НТОР-CX "Развитие селекции и семеноводства сахарной свеклы в Российской Федерации" принадлежит Российской Федерации в лице Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и у истца не имеется права на обращение в суд с настоящим иском.
ЗАО "КРОК инкорпорейтед" поддержало позицию ответчиков, ссылаясь на то, что 10.11.2018 года Министерство сельского хозяйства РФ заключило с ЗАО "КРОК инкорпорейтед" Государственный контракт на выполнение работ по созданию информационно-аналитической системы оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства (ИАС НТОР-СХ).
Во исполнение указанного контракта ЗАО "КРОК инкорпорейтед" заключило с Истцом Договор N PD18_20651 от 20.11.2018 г. на поставку Истцом программного обеспечения (программ для ЭВМ) и на выполнение Истцом работ по созданию прототипа информационно-аналитической системы оперативного мониторинга и оценки состояния рисков научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства (ИАС НТОР-СХ).
Состав программ, поставленных по договору: 1. Программа для ЭВМ "Автоматизированная система управления программами и проектами"; 2. Программа для ЭВМ "Naumen Business Intelligence".
В соответствии с разделом 4 Технического задания к Договору N PDI8_20651 от 20.11.2018 г., работы по созданию прототипа информационно-аналитической системы оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства включают в себя адаптацию программных продуктов "Автоматизированная система управления программами и проектами", "Naumen Busines Intelligence" в соответствии с требованиями п. 5 Технического задания.
Раздел 5 Технического задания к Договору описывает требования к разрабатываем Системе в целом, требования к структуре и функционированию Системы, требования функциональным модулям Системы, требования к обеспечивающим модулям Системы, требования к подсистеме "Развитие селекции и семеноводства картофеля в Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.5 Договора N PD18_20651 от 20.11.2018 г., Исключительное право на созданные в ходе исполнения Договора программные продукты (программы, технические решения и т.д.) принадлежит Государственному заказчику, то есть Министерству сельского хозяйства РФ.
Договор и Государственный контракт 2018 года были исполнены. Результаты их исполнения переданы в Министерство сельского хозяйства РФ.
Правообладателем системы ИАС НТОР-СХ на основании упомянутых Государственного контракта и Договора стало Министерство сельского хозяйства РФ.
В 2019 году Министерство сельского хозяйства РФ провело открытый конкурс в электронной форме N 0173100006419000230 на право заключения контракта на выполнение работ по развитию информационно-аналитической системы оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства (ИАС НТОР-СХ) в части создания подсистемы селекции и семеноводства сахарной свеклы в Российской Федерации (ПС РССС).
На основании протокола от 18.11.2018 года подведения итогов указанного конкурса победителем конкурса было также признано ЗАО "КРОК инкорпорейтед", в связи с чем, стороны заключили государственный контракт N 223/5-ГК на выполнение работ по развитию информационно - аналитической системы оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно - технического обеспечения развития сельского хозяйства (ИАС
НТОР-СХ) в части создания подсистемы селекции и семеноводства сахарной свеклы в РФ (ПС РССС).
С целью исполнения контракта ЗАО "КРОК инкорпорейтед" снова обратилось к контактным лицам Истца за заключением субподрядного договора.
Согласно условиям заключенного с истцом субподрядного договора, исключительное право на созданные в ходе исполнения Договора программные продукты (программы, технические решения и т.д) принадлежат Государственному заказчику - Министерству сельского хозяйства Российской Федерации.
В связи с этим, ЗАО "КРОК инкорпорейтед" и ООО "ТОТ системс" заключили субподрядный договор N PD19 25886 от 10.12.2019 г. на выполнение работы по развитию информационно - аналитической системы оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства (ИАС НТОР-СХ) в части создания подсистемы селекции и семеноводства сахарной свеклы в Российской Федерации (ПС РССС).
Согласно условиям заключенного с ООО "ТОТ системс" субподрядного договора, исключительное право на созданные в ходе исполнения Договора программные продукты (программы, технические решения и т.д) принадлежат Государственному заказчику - министерству сельского хозяйства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 1259 ГК РФ к объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения. Авторские права на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, охраняются так же, как авторские права на произведения литературы (статья 1261 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1270 ГК РФ автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 ГК РФ в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 статьи 1270 ГК РФ.
Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.
В соответствии со статьей 1229 ГК РФ другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.
Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными настоящим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную ГК РФ, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается указанным Кодексом.
Исходя из предмета и оснований заявленного иска, истец должен доказать факт принадлежности ему исключительного права на программу для ЭВМ и факт нарушения ответчиком указанного права путем использования спорной программы способами, установленными в статье 1270 ГК РФ, а ответчик - представить доказательства того, что его действия не нарушили исключительное право истца.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1296 ГК РФ исключительное право на программу для ЭВМ, базу данных или иное произведение, созданные по договору, предметом которого было создание такого произведения (по заказу), принадлежит заказчику, если договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком не предусмотрено иное.
Согласно пункту 4 статьи 1240.1 ГК РФ право на получение патента и исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный при выполнении государственного или муниципального контракта за счет средств федерального бюджета (за исключением случаев, предусмотренных абзацем первым п. 3 настоящей статьи), принадлежат соответственно Российской Федерации от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик: если результат интеллектуальной деятельности необходим для предоставления государственных (муниципальных) услуг либо для осуществления государственных (муниципальных) функций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1373 ГК РФ если право на получение патента и исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец на основании государственного или муниципального контракта принадлежат Российской Федерации исполнитель обязан путем заключения соответствующих соглашений со своими работниками и третьими лицами приобрести все права либо обеспечить их приобретение для передачи соответственно Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии у истца исключительных прав на программное обеспечение подсистемы ИАС НТОР-СХ "Развитие селекции и семеноводства сахарной свеклы в РФ".
Материалами дела подтверждены факты заключения государственных контрактов между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и ЗАО "КРОК инкорпорейтед" N 283/5-ГК от 10.18.2018 и N 223/5-ГК от 18.11.2019.
В соответствии с главой 6 Технического задания к Контракту 2018 года в случае, если в рамках выполнения работ Исполнитель будет использовать программы для ЭВМ (программные библиотеки, серверы приложений, СУБД и иные объекты интеллектуальной собственности), разработанные Исполнителем или третьей стороной, не подразумевающие свободного использования, права (исключительные или неисключительные) на использование данных программ для ЭВМ будут переданы Заказчику.
Передаваемые права на программы для ЭВМ будут соответствовать требованиям к составу, количеству и характеристикам ПО, необходимого для последующей эксплуатации системы.
Объем передаваемых прав будет обеспечивать возможность использования Системы на всей территории Российской Федерации в количестве, указанном в техническом задании.
Срок действия прав - бессрочно либо на срок действия исключительных прав. Состав прав будет допускать развитие ПО, не нарушая условия использования.
В соответствии с п. 4.1 Технического задания к Контракту 2019 года Исполнитель гарантирует патентную и лицензионную чистоту всех применяемых в процессе работ технических решений и несет полную ответственность в случаях обращения к Заказчику претензий третьих лиц, в том числе обладателей исключительных прав, связанных с нарушением прав, предоставляемых по государственному контракту, согласно законодательству Российской Федерации.
Согласно п. 5 Технического задания к Контракту 2019 года в случае, если в рамках выполнения работ Исполнитель использует программы для ЭВМ (программные библиотеки, серверы приложений, СУБД и иные объекты интеллектуальной собственности), разработанные Исполнителем или третьей стороной, не подразумевающие свободного использования, права (исключительные или неисключительные) на использование данных программ для ЭВМ будут переданы Заказчику.
Передаваемые права на программы для ЭВМ будут соответствовать требованиям к Составу, количеству и характеристикам ПО, необходимого для последующей эксплуатации системы.
Объем передаваемых прав будет обеспечивать возможность использования системы на всей территории Российской Федерации в количестве, указанном в Техническом задании.
Срок действия прав - бессрочно либо на срок действия исключительных прав.
Состав прав будет допускать развитие ПО, не нарушая условия использования.
Согласно пункту 2.3 Контракта 2018 года и пункту 2.2 Контракта 2019 года все платежи осуществляются Государственным заказчиком за счет средств федерального бюджета.
Исключительное право на созданные в ходе исполнения Контракта программные продукты (программы, технические решения и т.д.) принадлежат Государственному заказчику (пункт 1.3 Контрактов), то есть Министерству сельского хозяйства РФ.
Иных положений о составе имущественных прав на результаты работ по созданию ИАС НТОР-СХ и ее подсистемы, Контракты не содержат.
Программы для ЭВМ создавались за счет средств бюджета на основании государственного заказа, и в силу действующего законодательства права на них принадлежат Российской Федерации, от имени которой выступает государственный заказчик.
Таким образом суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что Министерство сельского хозяйства РФ вправе реализовывать принадлежащие ему исключительные права на систему ИАС НТОР-СХ и ее подсистемы любым не запрещенным законом способом.
Доказательств того, что Минсельхозом России совершены незаконные действия по использованию объекта интеллектуальной собственности - спорной программы, способами, установленными в пункте 2 статьи 1270 ГК РФ, Истцом не представлены.
Установив факт принадлежности исключительных имущественных прав на программное обеспечение подсистемы ИАС НТОР-СХ "Развитие селекции и семеноводства сахарной свеклы в РФ" Государственному заказчику, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о правомерности передачи ООО "ТОТ системс" спорного программного обеспечения в целях доработки в части создания подсистемы селекции и семеноводства сахарной свеклы в Российской Федерации (ПС РССС).
Также, отсутствуют основания для установления запрета на использование Министерством сельского хозяйства РФ результатов работ по государственному контракту, отсутствуют основания для взыскания с Государственного заказчика и ООО "ТОТ системс" компенсаций за нарушение исключительных прав.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что истец не доказал возникновение у него исключительных имущественных авторских прав, на программное обеспечение подсистемы ИАС НТОР-СХ "Развитие селекции и семеноводства сахарной свеклы в РФ".
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что суд первой инстанции неверно определил предмет правовой защиты истца.
Так, истец утверждает, что 10.11.2018 г. между ЗАО "КРОК иикорпорейтед" (далее - КРОК) и Министерством сельского хозяйства РФ (далее - МинСельХоз) был заключен контракт "по поставке программного обеспечения и выполнения работ по созданию прототипа информационно-аналитической системы оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства (НАС НТОР-СХ)".
Суд апелляционной инстанции отклоняет указанный довод по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, для исполнения указанного контракта КРОК привлек истца по договору N PD18- 20651 OT20.11.2018.
В рамках контракта истец осуществил поставку программного обеспечения (программ для ЭВМ) в соответствии со спецификацией на ПО к Договору, а также выполнил работы по созданию прототипа ИАС ПТОР-СХ.
Указанные в спецификации программы КРОК принял, а истец выполнил в том числе на их основании прототип ИАС НТОР-СХ, который КРОК также принял у истца, и исключительные права па который возникли у Российской Федерации в лице МинСельХоза, это прямо предусмотрено договором с истцом.
В п. 1.5 указанного Договора N PD 18-20651 от 20.11.2018 г. между КРОК и истцом предусмотрено, что исключительное право на созданные в ходе исполнения Договора программные продукты (программы, технические решения и т.д.) принадлежит Государственному заказчику.
В п.1.3 Технического задания к указанному договору определено, что работы выполняются в рамках Государственного контракта N 283/5-ГК от 10.11.2018 г. (заключенного между ЗАО "КРОК иикорпорейтед" и Министерством сельского хозяйства РФ).
Информационно-аналитическая система оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства (ИАС НТОР-СХ) создастся в рамках Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2017 N 996 (далее - Программа) "Развитие селекции и семеноводчества сахарной свеклы в РФ" Федервльной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2030 годы.
В соответствии с п. 2.1 Технического задания к Договору определено, что целями создания ИАС НТОР-СХ являются:
- научно-техническое обеспечение развития сельского хозяйства и снижение технологических рисков в продовольственной сфере;
- информационно-аналитическая поддержка оперативного планирования и мониторинга реализации подпрограммы;
- обеспечение возможностей для осуществления анализа и прогнозирования развития научно-технологического цикла производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции,
- обеспечение соответствия научно-технического потенциала в области сельского хозяйства и возможностей его реализации в рамках приоритета научно-технологического развития Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.2 Технического задания к Договору определено, что задачами создания ИАС НТОР-СХ являются:
- создание механизмов сбора информации о ходе реализации Программы и ее отдельных подпрограмм, в том числе о результатах научной деятельности участников Программы;
- создание механизмов оперативного планирования и мониторинга реализации подпрограмм, включая сбор данных и расчет целевых индикаторов и показателей хода исполнения подпрограмм, формирование оперативных отчетов о ходе реализации подпрограмм,
- автоматизированный мониторинг информации о ходе реализации Программы и ее отдельных подпрограмм, в том числе о результатах научной деятельности участников Программы, обеспечивающего выявление значимых научно-технологических трендов, формирование обоснованных альтернативной оценки получаемых результатов и выбора направлений исследований;
- создание информационной инфраструктуры функционирования экспертного сообщества в сфере оценки состояния и рисков научно-технического развития сельского хозяйства.
В соответствии с п. 3 Технического задания к Договору определены следующие характеристики объекта:
Создание ИАС НТОР-СХ нацелено на обеспечение соответствия научно-технического потенциала в области сельского хозяйства и возможностей его реализации в рамках приоритета научно-технологического развития Российской Федерации, связанного с развитием агропромышленного комплекса.
Объектом автоматизации ИАС НТОР-СХ является деятельность Минсельхоза России по контролю исполнения Программы и ее подпрограмм.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 25.08.2017 N 996 "Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы" Минсельхоз России является государственным координатором, ответственным исполнителем Программы, а также исполнителем мероприятий Программы.
Основные направления деятельности Минсельхоза России в рамках реализации Программы:
- разработка подпрограмм в соответствии с направлениями реализации Программы;
- контроль исполнения мероприятий в целях реализации Программы и ее подпрограмм;
- отбор комплексных научно-технических проектов (далее - КНТП, проект) на участие в реализации мероприятий подпрограмм;
- мониторинг и управление рисками реализации Программы, подпрограмм и КНТП.
В соответствии с п. 5.2 Технического задания к Договору установлены Требования к структуре и функционированию Системы:
Система должна состоять из следующих функциональных модулей и их компонентов:
- Модуль "Оперативный мониторинг подпрограмм":
- Компонент "Оперативный мониторинга";
- Компонент "Планирование и реализации подпрограмм";
- Система должна содержать интерфейсы доступа:
- внутренний портал
- внешний портал:
- Компонент "Личный кабинет участника";
- Система должна включать в себя следующие обеспечивающие модули:
- Модуль "Интеграция";
- Модуль "Нормативно-справочная информация";
- Модуль "Хранилище данных".
Система должна обеспечить возможность формирования тематических подсистем, согласованных с областями сельского хозяйства, в рамках которых Минсельхозом России разрабатываются подпрограммы Программы. В рамках реализации Программы планируется поэтапная разработка подпрограмм развития отдельных сфер сельского хозяйства. На текущий момент Минсельхозом России определено следующее первоочередное направление:
- "Развитие селекции и семеноводства картофеля в Российской Федерации".
Также планируется включение 7-9 подпрограмм по прочим направлениям развития сельского хозяйства. По мере разработки подпрограмм в ИАС НТОР-СХ должны включаться подсистемы, функционирующие за счет уже реализованных возможностей ИАС НТОР-СХ в целом и ее подсистем в частности. ИАС НТОР-СХ должна позволять создавать новые функциональные модули в ходе включения новых подсистем, расширять текущие функциональные возможности Системы и модернизировать уже созданные модули.
Программная платформа ИАС НТОР-СХ, включающая в себя модули, перечисленные в разделах Ошибка! Источник ссылки не найден., Ошибка! Источник ссылки не найден. настоящего ТЗ, должна проектироваться с учетом целевой масштабности ИАС НТОР-СХ, приведенной на рисунке Рисунок 1, а также с учетом сопоставимости измеримых эксплуатационных характеристик включаемых тематических подсистем с соответствующими характеристиками подсистемы "Развитие селекции и семеноводства картофеля".
В рамках реализации задачи "создание механизмов оперативного планирования и мониторинга реализации подпрограмм, включая сбор данных и расчет целевых индикаторов и показателей хода исполнения подпрограмм, формирование оперативных отчетов о ходе реализации подпрограмм" создается модуль "Оперативный мониторинг подпрограмм", а также интерфейсы внутреннего портала.
Обеспечивающие модули создаются в целях информационной поддержки задач ИАС НТОР-СХ, перечисленных в пункте 2.2.
Согласно этому же пункту Технического задания к договору определена целевая структура Системы:
При разработке документации будет учтена структура Системы, и для каждого элемента структуры будет разработан отдельный документ, описывающий требования к каждому из ниже перечисленных из элементов:
Наименование |
Назначение |
Модуль "Оперативный мониторинг подпрограмм": - Компонент "Оперативный мониторинг"; - Компонент "Планирование и реализации подпрограмм"; |
Функциональный модуль |
Внутренний портал |
Интерфейс доступа |
Внешний портал: - Компонент "Личный кабинет участника" |
Интерфейс доступа |
Модуль "Интеграция" |
Обеспечивающий модуль |
Модуль "Нормативно-справочная информация" |
Обеспечивающий модуль |
Модуль "Хранилище данных" |
Обеспечивающий модуль |
Базовая функциональность перечисленных модулей будет позволять формировать тематические подсистемы, связанные с формируемыми Министерством сельского хозяйства подпрограммами в рамках ФНТП, в том числе подпрограмму "Развитие селекции и семеноводства картофеля в Российской Федерации".
Условиями п.5.3 Технического задания предусмотрены требования к Модулю системы "Оперативный мониторинг подпрограммы". Указанный модуль отвечает за мониторинг фактической реализации подпрограмм, должен обеспечивать возможность оценки хода реализации подпрограммы в целом на основании плана реализации подпрограммы в соответствии с разработанным в рамках создания ИАС НТОР-СХ описанием алгоритмов оценки хода реализации подпрограмм.
Таким образом, подписав Договор N PD18_20651 от 20.11.2018 г., истец, согласился с тем, что исключительное право на Систему ИАС НТОР-СХ будет принадлежать государственному заказчику - Российской Федерации в лице Министерства сельского хозяйства РФ, а также принял те условия, что Государственный заказчик, являясь обладателем исключительного права на ИАС НТОР-СХ, будет перерабатывать Систему и создавать предусмотренные Федеральной программой подсистемы подпрограмм, утвержденных Постановлением Правительства РФ.
Поскольку переработка произведения является одним из способов его использования в соответствии со ст.1270 ГК РФ, то государственный заказчик, обладая Исключительным правом на систему ИАС НТОР-СХ, обладает помимо прочего правом на ее переработку, описанную в Государственном контракте N 283/5-ГК от 10.11.2018 г. (заключенном между ЗАО "КРОК инкорпорейтед" и Министерством сельского хозяйства РФ) и в Договоре N PD18_20651 от 20.11.2018, заключенном между ЗАО "КРОК инкорпорейтед" и истцом, то есть в том числе и на создание подсистемы ПС РССС.
Иные доводы заявителя направлены на переоценку обжалуемого судебного акта, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26.05.2023 года по делу N А41-95770/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Суд по интеллектуальным правам через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.И. Погонцев |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-95770/2022
Истец: ООО "НАУМЕН КОНСАЛТИНГ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ООО ТОТ Системс
Третье лицо: АО "Наумен", ЗАО "КРОК ИНКОРПОРЕЙТЕД", Пихтарь А. Н.