г. Хабаровск |
|
19 сентября 2023 г. |
А73-4360/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Воронцова А.И.
судей Брагиной Т.Г., Волковой М.О.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шутенко В.М.
при участии в заседании:
от ИП Гасымова Ш.Г.: Гук С.П., представитель по доверенности от 20.03.2023;
от ДМС Администрации г. Хабаровска: Любасюк А.А., представитель по доверенности 29.08.2023,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента муниципальной собственности администрации г. Хабаровска
на решение от 10.07.2023
по делу N А73-4360/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску индивидуального предпринимателя Гасымова Шафиаддина Герая оглы (ОГРНИП 305272323700013, ИНН 272103072272)
к Администрации города Хабаровска (ОГРН 1032700305978, ИНН 2702015107, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, д. 66)
о признании права на включение объекта в схему размещения НТО без проведения аукциона,
к Департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска (ОГРН 1032700332587, ИНН 2700001290, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, д. 66)
о признании права на заключение договора,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Гасымов Шафиаддин Герай оглы (далее - ИП Гасымов Ш.Г., истец, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Администрации города Хабаровска (далее - Администрация г. Хабаровска, ответчик, Администрация) о признании права на включение нестационарного торгового объекта (торгового павильона) расположенного по адресу: Хабаровский край, г. Хабаровск, Центральный район, ул. Ленинградская, в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - НТО) на территории городского округа "Город Хабаровск", без проведения аукциона, к Департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска (далее - ДМС Администрации г. Хабаровска, ответчик, Департамент) о признании права на заключение договора на размещение НТО без проведения аукциона в отношении торгового павильона на земельном участке с кадастровым номером 27:23:0030201:151, местоположение которого: Хабаровский край, г. Хабаровск, Центральный район, ул. Ленинградская, площадью размещения 40 кв. м.
Определением от 14.06.2022 производство по делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу N А73-12760/2021, а определением от 03.03.2023 суд возобновил производство по делу.
Определениями от 04.04.2023, от 08.07.2023 судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) принят отказ истца от иска к Администрации, а также уточнение исковых требований к Департаменту, согласно которому истец просил признать за ИП Гасымовым Ш.Г. право на заключение договора на размещение НТО без проведения аукциона в отношении торгового павильона на земельном участке с кадастровым номером 27:23:0030201:151, местоположение которого: Хабаровский край, г. Хабаровск, Центральный район, ул. Ленинградская, площадью 37 кв. м с координатами поворотных точек Х-456909,8/ Y-3179958,74; X-456912,68/ Y-3179962,07; Х-456908,96/ Y-3179966,54; Х-456907,58/ Y-3179967,73; Х-456904,08/ Y-3179963,68.
Решением суда от 10.07.2023 уточненные исковые требования удовлетворены в полном объеме, распределены судебные расходы. Производство по делу, в части требования к Администрации о признании права на включение объекта в схему размещения НТО без проведения аукциона, прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также нарушение норм материального права, выразившееся в неправильном истолковании закона.
В обоснование жалобы ссылается на то, что по существу, решение суда основано на выводе о соблюдении истцом установленных Порядком размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Хабаровск" (в редакции от 22.02.2023) (далее - Порядок) условий для заключения договора на размещение НТО без проведения аукциона.
Указывает на то, что предусмотренные действующим Порядком условия для заключения договора на размещение НТО без торгов в данном случае отсутствуют.
Так, заявление ИП Гасымова Ш.Г. от 05.08.2016 о продлении договора аренды спорного земельного участка, направленное в адрес Департамента, не может рассматриваться в качестве соблюдения одного из основных условий, предусмотренных как действующим на сегодняшний день Порядком, так и Порядком действовавшим на момент подачи истцом указанного заявления.
Истцом не соблюдены все обязательные условия, указанные в пункте 3.1 Порядка, в связи с отсутствием заявления ИП Гасымова Ш.Г. о заключении договора на размещение НТО на территории городского округа "Город Хабаровск", поданного в пределах срока, установленного Порядком (не позднее 30 календарных дней со дня получения уведомления о расторжении договора аренды).
Обращает внимание на то, что наличие места под НТО в схеме не является достаточным основанием для размещения НТО на земельном участке. Так, схема определяет лишь потенциальную возможность размещения HTO в каком-либо месте, однако не закрепляет права конкретных субъектов на осуществление деятельности на месте, указанном в схеме.
Более того, в схему не включается информация об НТО какого-либо субъекта торговли, а содержится основная характеристика места для размещения НТО.
Полагает, что доводы Департамента о нахождении спорного земельного участка в охранной зоне, были необоснованно отклонены судом первой инстанции.
Более подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2023 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 12.09.2023, информация об этом размещена публично на официальном сайте суда в сети интернет.
В возражениях на апелляционную жалобу предприниматель выразил несогласие с её доводами, указав на их несостоятельность, просил оставить обжалуемое решение суда без изменения как законное и обоснованное.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение отменить, принять новый судебный акт.
Представитель ИП Гасымова Ш.Г. по доводам жалобы возражал. Считает решение законным и обоснованным, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Хабаровского края проверена Шестым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на земельном участке с кадастровым номером 27:23:0030201:151 по ул. Ленинградской в городе Хабаровске расположен нестационарный торговый объект, принадлежащий ИП Гасымову Ш.Г. оглы.
21.06.2012 между Департаментом (арендодатель) и ИП Гасымовым Ш.Г. оглы (арендатор) заключен договор аренды N 267, по условиям которого арендатору во временное пользование и владение передан земельный участок с кадастровым номером 27:23:0030201:151 площадью 40,0 кв. м, расположенный в Центральном районе г. Хабаровска по ул. Ленинградской, для установки торгового павильона. Срок действия договора определен с 21.06.2012 по 24.04.2013.
Договор заключен на основании постановления администрации города г. Хабаровска от 25.05.2012 N 2217 "О предоставлении индивидуальному предпринимателю Гасымову Ш.Г. земельного участка для установки движимой вещи - торгового павильона в Центральном районе".
Договор аренды N 267 от 21.06.2012 расторгнут и 31.07.2015 на основании постановления Администрации города г. Хабаровска от 28.07.2015 N 2618 "О предоставлении предпринимателю Гасымову Ш.Г. земельного участка в аренду" между Департаментом (арендодатель) и ИП Гасымовым Ш.Г. оглы (арендатор) заключен договор аренды N 265, по условиям которого этот же земельный участок передан во временное владение и пользование арендатора для использования под движимую вещь - торговый павильон.
Земельный участок передан арендатору 31.07.2015 по акту приема-передачи.
Срок действия договора определен с 31.07.2015 по 30.07.2016, договор прошел государственную регистрацию в Управлении Росреестра по Хабаровскому краю (регистрационная запись от 17.08.2015).
По истечении срока действия договора аренды N 265 от 31.07.2015 ИП Гасымов Ш.Г. оглы обратился в Департамент с заявлением о продлении договора аренды земельного участка для размещения НТО.
Письмом от 15.08.2016 N 17-06/8416 Департамент сообщил об отсутствии такой необходимости в связи с тем, что договор возобновлен на неопределенный срок по правилам статьи 621 ГК РФ.
Впоследствии письмом от 30.03.2017 Департамент уведомил ИП Гасымова Ш. Г. оглы об отказе от исполнения договора аренды от 31.07.2015 с указанием на прекращение его действия с 01.07.2017 и необходимость решения вопроса в Управлении торговли администрации города о выделении нового земельного участка и оформлении документов в соответствии с действующим положением об установке в г. Хабаровске торговых киосков и павильонов.
Письмом от 27.06.2017 N 17-16/6401 Департамент просил считать ранее высланное письмо от 30.03.2017 N 17-06/2935 недействительным.
Уведомлением от 15.07.2020 N 02-02/8513 Департамент вновь направил отказ от договора аренды N 265 от 31.07.2015 с указанием на прекращение действия договора с 17.08.2020.
Управлением торговли, питания и бытового обслуживания Администрации г. Хабаровска (далее - Управление торговли) проведена проверка, по результатам которой выявлен факт неправомерного размещения НТО в отсутствие разрешительной документации на земельном участке с кадастровым номером 27:23:0030201:151 по улице Ленинградской г. Хабаровска. Результаты проверки зафиксированы в акте N 206 от 18.05.2021.
Управлением торговли вышеуказанный торговый объект внесен в Единый реестр неправомерно размещенных нестационарных торговых объектов, выявленных на территории городского округа "Город Хабаровск". При этом 18.05.2021 на неправомерно размещенном НТО размещено требование N 206 о демонтаже объекта в срок до 17.06.2021.
При этом, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 30.09.2022 по делу N А73-12760/2021, в удовлетворении исковых требований Комитета администрации г. Хабаровска по управлению Центральным районом к ИП Гасымову Ш.Г. оглы об освобождении земельного участка путем демонтажа НТО отказано.
Ссылаясь на законное размещение спорного НТО на земельном участке в установленном порядке, наличие земельного участка, на котором расположен НТО, в утвержденной схеме размещения НТО на территории г. Хабаровска, а также соблюдение условий, предусмотренных постановлением Администрации г. Хабаровска от 16.12.2015 N 4317 для заключения договора без аукциона, истец обратился с в арбитражный суд с настоящим иском.
В связи с отказом истца от иска к Администрации, суд первой инстанции на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ прекратил производство по делу в части требований к Администрации, при этом, удовлетворил заявленные ИП Гасымовым Ш.Г. требования к Департаменту.
Решение суда в части прекращения производства по делу в отношении требований к Администрации сторонами не оспаривается.
Оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для изменения или отмены оспариваемого судебного акта в силу следующего.
Судом установлено, что Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) регулируются отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.
Статьей 1 Закона N 381-ФЗ к целям данного закона отнесено, в том числе обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 3 Закона N 381-ФЗ правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 1). Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации (часть 3).
Согласно частям 1, 3, 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1). Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3). Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (часть 6).
Согласно пункту 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (часть 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Данная норма фактически содержит частный случай запрета обратной силы закона, ухудшающего положение субъекта.
При возникновении спорной ситуации оценке подлежат обстоятельства, с которыми субъект предпринимательской деятельности связывает возникновение своего права на размещение такого объекта, прежде всего правовые основания предоставления в пользование соответствующего земельного участка, наличие разрешения на размещение нестационарного торгового объекта.
Названная норма не налагает на уполномоченные органы обязанность включать имеющиеся нестационарные торговые объекты в утверждаемые схемы, а лишь гарантирует их пользователям право на осуществление предпринимательской деятельности по ранее согласованным местам размещения объектов вплоть до окончания срока предоставления земли под нестационарные объекты торговли и (или) права на ведение торговли в указанном месте.
Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления Хабаровского края утвержден постановлением Правительства Хабаровского края от 04.05.2011 N 128-пр, согласно пунктам 2.5 и 2.6 которого разработка схемы осуществляется на основании результатов инвентаризации размещенных нестационарных торговых объектов и объектов, установка и размещение которых было разрешено (согласовано или иным образом санкционировано) до принятия решения о разработке схемы. По результатам инвентаризации размещенных нестационарных торговых объектов уполномоченный орган местного самоуправления осуществляет планирование размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования с учетом предложений юридических и физических лиц.
По смыслу приведенных норм права, если установка НТО была разрешена (согласована) до утверждения схемы, то в этом случае требуется только проведение инвентаризации.
Согласно материалам дела, схема размещения НТО на территории городского округа "Город Хабаровск" утверждена постановлением Администрации города Хабаровска от 26.12.2017 N 4359 с последующим внесением в неё изменений. Последние изменения внесены постановлением Администрации г. Хабаровска от 16.09.2020 N 2938. Данная схема действовала до 30.12.2020. Постановлением Администрации г. Хабаровска от 21.12.2020 N 4225 утверждена новая схема сроком на три года.
Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Хабаровск", Положения о проведении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории городского округа "Город Хабаровск" утвержден постановлением администрации г. Хабаровска от 16.12.2015 N 4317.
Основания для заключения договора на размещение НТО без проведения аукциона предусмотрены пунктом 3.1 указанного постановления администрации г. Хабаровска от 16.12.2015 N 4317, а именно: лицо, имеющее договор аренды земельного участка под установку нестационарного торгового объекта, заключенный до вступления в силу настоящего постановления, срок действия которого не истек, имеет право заключить договор на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта при одновременном соблюдении следующих условий:
- место размещения нестационарного торгового объекта предусмотрено Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Хабаровск";
- отсутствие неисполненных обязательств по договору аренды земельного участка под установку нестационарного торгового объекта, в том числе отсутствие задолженности по арендной плате;
- обращение в ДМС Администрации г. Хабаровска с заявлением о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта в срок, установленный пунктом 3.2 настоящего постановления (введен в 2018 году).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 30.09.2022 по делу N А73-12760/2021 установлено, что размещение спорного НТО согласовано ИП Гасымову Ш. Н. оглы до утверждения схемы. В период действия договоров аренды от 21.06.2012 N 267 и от 31.07.2015 N 265 истец размещал НТО на земельном участке на законном основании.
Так, материалами дела подтверждается, что спорное место размещения НТО до настоящего времени включено в схему с учетом внесения в неё изменений постановлением Администрации от 10.04.2023 N 1447 с неограниченным сроком размещения (порядковый номер 66).
Согласно приобщенным к материалам дела квитанциям платежи за спорный земельный участок производятся истцом, доказательств наличия заложенности в материалы дела не представлено.
При этом материалами дела также подтверждается факт обращения истца по истечении срока действия договора аренды от 31.07.2015 N 265 в ДМС Администрации г. Хабаровска с заявлением о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта. Обращение по существу не рассмотрено со ссылкой на возобновление действия договора аренды на неопределенный срок.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
При этом преюдиция - это установление судом конкретных фактов, которые закрепляются в мотивировочной части судебного акта и не подлежат повторному судебному установлению при последующем разбирательстве иного спора между теми же лицами; преюдициальность предусматривает не только отсутствие необходимости повторно доказывать установленные в судебном акте факты, но и запрет на их опровержение.
Таким образом, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 30.09.2022 по делу N А73-12760/2021, на основании части 2 статьи 69 АПК РФ имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела, в котором участвуют те же лица.
Учитывая совокупность изложенных выше обстоятельств, судебная коллегия апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции обоснованно признал правомерным доводы о наличии у него права на заключение договора на размещение НТО без заключения аукциона.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку.
Основания для отмены или изменения судебного акта суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10.07.2023 по делу N А73-4360/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.И. Воронцов |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-4360/2022
Истец: ГАСЫМОВ ШАФИАДДИН ГЕРАЙ ОГЛЫ
Ответчик: Администрация города Хабаровска, Департамент муниципальной собственности администрации г. Хабаровска
Хронология рассмотрения дела:
27.08.2024 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3772/2024
15.12.2023 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5622/2023
19.09.2023 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4608/2023
10.07.2023 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-4360/2022