г. Томск |
|
19 сентября 2023 г. |
Дело N А45-14119/2023 |
Судья Седьмого арбитражного апелляционного суда Подцепилова М.Ю., рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КузбассТрансЦемент" (N 07АП-6704/2023) на решение от 09.08.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-14119/2023 (судья Серёдкина Е.Л.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску общества с ограниченной ответственностью "КузбассТрансЦемент" (ОГРН 1024201981044), г. Новосибирск, к акционерному обществу "ОМК Стальной путь" (ОГРН 1117746294115), г. Москва, о взыскании убытков в размере 189 010 рублей,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "КузбассТрансЦемент" (далее - ООО "КузбассТрансЦемент") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к акционерному обществу "ОМК Стальной путь" (далее - ООО "ОМК Стальной путь") о взыскании убытков в размере 189 010 рублей..
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 09.08.2023 исковые требования удовлетворены.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено в порядке упрощенного производства.
ООО "КузбассТрансЦемент" с решением не согласилось, в жалобе просило дополнить резолютивную часть решения следующего содержания: обязать ООО "КузбассТрансЦемент" возвратить ООО "ОМК Стальной путь" колесную пару N 29-844788-2010 в течение пяти рабочих дней с момента получения денежных средств, путем предоставления ООО "ОМК Стальной путь" доступа к названному товару в целях его самовывоза, в остальной части решение оставить без изменения.
В обоснование жалобы указано на то, что ответчиком реализована истцу непригодная для эксплуатации колесная пара, что выявлено специализированной организацией и повлекло возникновение убытков у истца в размере 189 000 рублей, при этом истец просил суд кроме прочего определить порядок исполнения требования о передаче имущества путем установления ответчику срока для подписания акта приема-передачи колесной пары и организации ее самовывоза своими силами и за свой счет, с момента исполнения решения суда в части оплаты суммы убытков, однако судом не разрешен вопрос о возврате некачественного товара.
После подачи апелляционной жалобы от ООО "КузбассТрансЦемент" поступило уточнение требований к апелляционной жалобе в котором просит дополнить резолютивную часть абзацами следующего содержания: обязать ООО "КузбассТрансЦемент" возвратить ООО "ОМК Стальной путь" колесную пару N 29-844788-2010 в течение пяти рабочих дней с момента получения денежных средств, путем предоставления ООО "ОМК Стальной путь" доступа к названному товару в целях его самовывоза, обязать ООО "ОМК Стальной путь" осуществить самовывоз колесной пары N 29-844788-2010 в течение пяти рабочих дней с момента получения денежных средств, путем предоставления ООО "ОМК Стальной путь" с даты исполнения им в полном объеме решения суда в части взыскания убытков.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ, с учетом разъяснений, отраженных в пункте 47 и пункте 49 постановления от 18.04.2017 N 10 Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" дело рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, между истцом (заказчик) и ответчиком (подрядчик) заключен договор на ремонт грузовых вагонов N 16СП от 01.01.2018 (далее - договор).
В соответствии с пунктом 2.1.1. договора подрядчик обязан производить ремонт грузовых вагонов в соответствии с требованиями руководящих документов с использованием собственных материалов и запасных частей, а также запасных частей, предоставляемых заказчиком, а также производить ремонт запасных частей в соответствии с требованиями нормативной технической документации, связанной с ремонтом и эксплуатацией грузовых вагонов, действующей на территории Российской Федерации.
Пунктом 3.15 договора предусмотрено, что заказчик может приобрести у депо подрядчика детали грузового вагона для использования при ремонте вагонов.
Гарантийная ответственность подрядчика распространяется, в том числе, на запасные части подрядчика, установленные при ремонте и включенные в расчетно-дефектные ведомости. Срок гарантии устанавливается до проведения следующего планового вида ремонта или до выполнения заданного объема перевозок по "Пробегу" (пункт 6.1. договора)
24.12.2019 при проведении деповского ремонта вагона N 60066032 у подрядчика (ВЧДр Топки АО "ОМК Стальной путь") была приобретена и установлена на данный вагон колесная пара N 29-844788-2010 (толщина обода 70 мм и более), документы по пункта 17 приложения к иску прилагаем.
29.11.2022 при проведении деповского ремонта вагона N 60066032 в ООО "НВК" колесная пара N 29-844788-2010 была забракована на основании пункта 28.2. Руководящего документа по ремонту н техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017 (далее - Руководящий документ) - перебитые знаки маркировки, клейма, относящихся к изготовлению осн. Колесные пары, при таких дефектах, не допускаются для дальнейшей эксплуатации и ремонта.
Данные обстоятельства подтверждаются актом замены и установки узлов и деталей от 29.11.2022, актом выбраковки узлов и деталей от 29.11.2022, составленные ООО "НВК", а также фотоматериалами.
Колесная пара с перебитым номером не отвечает требованиям действующей документации ОАО "РЖД" о безопасности на железнодорожном транспорте, а её использование на грузовом вагоне может повлечь сходы и крушения подвижного состава.
Так, Руководящим документом определены основные требования к знакам маркирования и клейма, относящиеся, в том числе, в том числе, к изготовлению осей.
В соответствии с разделом 26 Руководящего документа колесные пары и их элементы должны иметь знаки маркирования и клейма, относящиеся:
- к изготовлению осей, предусмотренные ГОСТ 33200;
- к изготовлению колес, предусмотренные ГОСТ 10791;
- к формированию колесных пар, предусмотренные ГОСТ 4835;
- к проведению текущего, среднего ремонта колесных пар и восстановлению профиля поверхности катания колес, предусмотренные настоящим РД.
Каждая колесная пара имеет свой индивидуальный номер, которым является номер оси, включающий в себя: условный номер предприятия-изготовителя черновой оси - первые 4 знака; порядковый номер оси - до 6 знаков; две последние цифры года изготовления черновой оси.
Правой стороной колесной пары считается та, на торце оси которой нанесены знаки маркировки об изготовлении оси.
Также, согласно пункту 26.6.2. РД, имеются знаки маркировки на бирке, устанавливаемой под левый верхний болт крышки крепительной с правой стороны колесной пары, оборудованной буксовыми узлами с подшипниками в корпусах букс:
- индивидуальный номер колесной пары;
- дата проведения среднего ремонта колесной пары (месяц римскими цифрами и две последние цифры года);
- условный номер ремонтного предприятия, которое произвело средний ремонт колесной пары; - код государства
- собственника колесной пары.
Таким образом, Руководящим документом и ГОСТами четко установлены элементы колесной пары, на которые наносятся знаки и клейма по строго определенным правилам.
Колесные пары исключают (бракуют) при наличии дефектов и износов оси, не допускающих её дальнейшую эксплуатацию и ремонт, по указаниям железнодорожных администраций или владельцев инфраструктуры, а также колесные пары с осями РУ-1 и не подлежащими ремонту колесами и в случаях наличия в колесных парах осей по основаниям, установленным пунктом 28.2. РД.
Перебитые знаки маркировки или клейма - знак/знаки маркировки, клейма, относящиеся к изготовлению оси, нанесенных поверх старых или взамен зачищенных старых знаков маркировки или клейм.
Согласно пункту 3.9. Руководящего документа ось - это элемент колесной пары, представляющий собой стальной брус круглого поперечного сечения, имеющий разные диаметры по длине в зависимости от частей оси. На ось колесной пары крепятся диски. Однако, при эксплуатации колесной пары торец ее оси закрыт буксовым узлом. Следовательно, произвести осмотр клейм, которые нанесены на ось, без демонтажа (вскрытия) буксового узла колесной пары невозможно.
Таким образом, клейма, находящиеся на оси колесной пары, закрыты буксовым узлом.
Из этого следует то, что дефект "перебитые знаки маркировки или клейма" является скрытым, а не явным. Данный дефект не может быть обнаружен путем визуального осмотра.
При этом, в целостность буксового узла в период эксплуатации колесной пары с момента поставки до даты ее забраковки никто не вмешивался.
Таким образом, ответственность за неясные/перебитые знаки маркировки на торце оси указанной колесной пары возлагается на ответчика.
Для восстановления своего нарушенного положения ООО "КузбассТрансЦемент" должно будет приобрести запасные части аналогичные утраченным по рыночной стоимости, следовательно, истец имеет полное право требовать убытки, понесенные в связи с недобросовестными действиями ответчика в размере реального ущерба.
Стоимость приобретения равноценной отремонтированной колесной пары, взамен забракованной (толщина обода 64-60 мм) согласно прайс-листа ООО "ТрансРесурс" от 01.06.2022 составляет 189 010 рублей (принята цена за единицу с учетом доставки по Западно-Сибирской железной дороге (поскольку ВРД Новокузнецк находится на данной дороге) - цена в вагоноремонтных депо - пара колесная более 64-60 мм, отремонтированная, без НДС).
16.01.2023 истцом была направлена в адрес ответчика претензия исх. N 0151/23- Ю о возмещении убытков по вышеуказанному факту, которая была получена ответчиком и оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции, установил, что истец подтвердил факт возникновения недостатков в результатах работ ответчика и несение расходов по их устранению, пришел к выводу наличии оснований для удовлетворения требований.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме. Оснований переоценки указанных выводов суда апелляционной инстанцией не усмотрено.
В апелляционной жалобе истец решение суда по существу не оспаривает, указывает лишь на то, что судом не разрешен вопрос о возврате некачественного товара.
Судом апелляционной инстанции при принятии судебного акта учитывается следующее.
Удовлетворение требования о возврате уплаченной за товар денежной суммы не должно влечь неосновательного приобретения или сбережения имущества на стороне покупателя или продавца (глава 60 ГК РФ), то есть нарушать эквивалентность осуществленных ими встречных имущественных предоставлений.
Рассматривая спор о возврате стоимости некачественного товара, поставленного по договору, по которому поставщик передал в собственность покупателя определенное имущество, и, установив предусмотренные статьей 475 ГК РФ основания для возврата уплаченной покупателем денежной суммы, суд должен одновременно рассмотреть вопрос о возврате продавцу переданного покупателю имущества, поскольку сохранение этого имущества за покупателем после взыскания с продавца покупной цены означало бы нарушение согласованной сторонами эквивалентности встречных предоставлений. Суд должен урегулировать вопрос о возврате товара независимо от предъявления продавцом соответствующего требования (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 18.08.2020 N 309-ЭС20-9064, от 26.03.2021 N 303-ЭС20-20303).
Вопрос о передаче ООО "КузбассТрансЦемент" колесной пары N 29-844788-2010 ООО "ОМК Стальной путь" в резолютивной части судом не разрешен, обязательство по возврату не установлено.
Из апелляционной жалобы следует, что истец выражает готовность возвратить колесную пару N 29-844788-2010 ответчику.
Указанный вопрос в данный момент выходит за рамки настоящего вопроса, подлежит урегулированию сторонами на стадии исполнения судебного акта, которым апелляционный суд считает необходимым обязать истца возвратить ответчику колесной пары N 29-844788-2010 путем предоставления к нему доступа в целях самовывоза после получения денежных средств.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции полагает, что обжалуемое решение подлежит изменению путем дополнения резолютивной части решения суда первой инстанции указанием на обязанность истца возвратить товар с назначением конкретного срока и установлением порядка исполнения этой обязанности.
В остальной части, учитывая, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований, установленных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения, апелляционная инстанция посчитала обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.08.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-14119/2023 изменить.
Дополнить резолютивную часть решения суда абзацем следующего содержания:
Обязать ООО "КузбассТрансЦемент" возвратить ООО "ОМК Стальной путь" колесную пару N 29-844788-2010 в течение пяти рабочих дней с момента получения денежных средств, путем предоставления ООО "ОМК Стальной путь" доступа к названному товару в целях его самовывоза.
Обязать ООО "ОМК Стальной путь" осуществить самовывоз колесной пары N 29-844788-2010 в течение пяти рабочих дней с момента получения денежных средств, путем предоставления ООО "ОМК Стальной путь" с даты исполнения им в полном объеме решения суда в части взыскания убытков.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья |
М.Ю. Подцепилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-14119/2023
Истец: ООО "КузбассТрансЦемент"
Ответчик: АО "Омк Стальной Путь"