г. Москва |
|
19 сентября 2023 г. |
Дело N А41-27985/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Марченковой Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Красиковой Д.К.,
при участии в заседании:
от ГЖИ МО - Михайлов Е.В. по доверенности от 22.03.2023, диплом о высшем юридическом образовании;
от ООО "Янова" - Литвиненко О.В. по доверенности от 14.06.2023, диплом о высшем юридическом образовании; Прожерин О.М. по доверенности от 14.06.2023, диплом о высшем юридическом образовании;
от ООО "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" - представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от ООО "Трудовик" - Желтов П.А. по доверенности от 15.01.2023, диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 29 июня 2023 года по делу N А41-27985/23
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Янова"
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
при участии в деле третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" и общества с ограниченной ответственностью "Трудовик"
об оспаривании решения и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственность "Янова" (далее - ООО "Янова", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ МО) о признании незаконным решения от 25.01.2023 Р001-2104731997-67601883 и обязании внести изменения в реестр лицензий Московской области путем включения в него сведений об управлении ООО "Янова" многоквартирным домом: N 13, ул. Маяковского, р.п. Некрасовский, Дмитровский г.о., Московской области.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" и общество с ограниченной ответственностью "Трудовик".
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 июня 2023 года по делу N А41-27985/23 заявление удовлетворено (т. 4 л. д. 98-102).
Не согласившись с данным судебным актом, ГЖИ МО обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ООО "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ГЖИ МО поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворения заявления отказать.
Представитель ООО "Трудовик" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворения заявления отказать.
Представитель ООО "Янова" возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей ГЖИ МО, ООО "Янова" и ООО "Трудовик", изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, основным видом деятельности общества является управление эксплуатацией жилого фонда, в связи с чем, обществом получена лицензия на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 09.09.2019 N 1791.
По результатам проведения общего собрания собственников многоквартирного дома по адресу: МО, Дмитровский г.о, р.п. Некрасовский, ул. Маяковского, д.13, проходившего с 04.06.2022 по 18.06.2022 в очно-заочной форме, в качестве управляющей организации избрано ООО "Янова", которое имеет лицензию от 09.09.2019 N 1791 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
12 января 2023 года ООО "Янова" обратилось к ГЖИ МО с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Московской области о включении сведений об управлении ООО "Янова" многоквартирным домом, расположенным по адресу: МО, Дмитровский г.о, р.п. Некрасовский, ул. Маяковского, д. 13.
По результатам рассмотрения заявления, ГЖИ МО приняла решение от 25 января 2023 года N Р001-2104731997-67601883 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области в связи с несоответствием заявления и документов требованиям подпункта "г" пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр. (т. 1 л. д. 16).
Полагая, что указанное решение является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "Янова" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
В силу пункта 1 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в следующих реестрах:
1) реестр лицензий субъекта Российской Федерации;
2) сводный федеральный реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - сводный федеральный реестр лицензий);
3) реестр лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации (далее - реестр дисквалифицированных лиц).
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (пункт 2 статьи 195 ЖК РФ).
Как следует из материалов дела, после выбора общества в качестве управляющей компании новым многоквартирным жилым домом общество обратилось в управление с Заявлением о включении сведений о многоквартирном доме в Реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр.
Пунктами 2, 4, 5 6, 7 и 14 Порядка предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр.
Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении.
д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2015, N 27, ст. 3967, N 48, ст. 6724).
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В случае принятия решения о внесении изменений в реестр, соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора не позднее даты, указанной в соответствующем решении.
Из материалов дела следует, что управляющая компания обратилась к ГЖИ МО с заявлением о внесении изменений в реестр лицензии.
Решением от 25.01.2023 N P001-2104731997-67601883 заявителю отказано во внесении изменений в реестр по причине несоответствия заявления и приложенных документов подпункта "г" пункта 5 Порядка.
В пункте 3 Порядка перечислены прилагаемые к заявлению о внесении изменений в реестр документы.
Согласно пункту 20 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных Приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр (далее - Требования), обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются:
а) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников - юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников;
б) копия текста сообщения о проведении общего собрания;
в) документы (копии документов), подтверждающие направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме, или в системе в соответствии с частью 4 статьи 45, частью 2 и 3 статьи 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) списки присутствующих и приглашенных лиц;
д) документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей присутствующих и приглашенных лиц;
е) документы, рассмотренные общим собранием в соответствии с повесткой дня общего собрания;
ж) письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, которые должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать лиц, заполнивших их (для физических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "а" пункта 13 настоящих Требований, для юридических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "б" пункта 13 настоящих Требований), дату их заполнения, а также сведения о волеизъявлении собственников помещений и их представителей.
В силу подпункта "в" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.
Ответственным за подготовку решений (бюллетеней) собственников помещений в
многоквартирном доме является инициатор общего собрания.
К протоколу общего собрания могут быть приложены иные документы в случае указания на них в содержательной части протокола общего собрания.
Как следует из материалов дела, во исполнение положений подпункте "в" пункта 20 Требований сообщение о проведении собрания размещено инициатором собрания не позднее чем за 10 дней в доступном для всех собственников помещений МКД месте, а именно 25 мая 2022 г. на стендах в подъездах дома и на входных дверях. Данный способ оповещения о проведении собрания утвержден на общем собрании собственников (Протокол ОСС МКД N 1 от 27.04.2018) и не противоречит требованиям части 4 и части 5 статьи 45 ЖК РФ.
В доказательство размещения сообщения о проведении ОСС 25 мая 2022 года произведена фото фиксация размещения сообщения и составлен акт от 28.06.2022 в котором указаны место и дата размещения сообщения, подписанный пятью собственниками помещений данного дома.
Данный акт составлен в дополнение к фото фиксации размещения Сообщения и является неотъемлемой частью приложения к протоколу N 1 ОСС МКД от 28.06.2022 информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.
Более того, в адрес ГЖИ МО направлено информационное письмо с разъяснениями на основании чего был выбран такой способ размещения Сообщения и приложен протокол ОСС от 27.04.2018 N 1 с решением собственников о выборе такого способа уведомления в дальнейшем.
Доказательств того, что протокол ОСС от 27.04.2018 N 1 отсутствовал в распоряжении ГЖИ МО в материалы дела не представлено, равно как не представлено доказательств того, что указанный протокол не размещен на сайте ГИС ЖКХ в системе открытого доступа.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявителем соблюдены положения подпункта "в" пункта 20 Требований.
Ссылки ГЖИ МО на акт от 28.06.2023, обоснованно отклонена судом первой инстанции как несостоятельная в связи со следующим.
Указанный акт составлен с целью доведения до собственников помещений информации о результатах общего собрания, зафиксированных в протоколе от 28.06.2022, а также отражает то, что именно 25 мая 2022 года на входной двери каждого подъезда было размещено сообщение о проведении ОСС. Приведенные обстоятельства не опровергнуты заинтересованным лицом.
Кроме того, на сайте uslugi.mosreg.ru обществом размещены:
1. Раздел "Договор управления":
- Скан подписанного договора;
- Уведомление в адрес ООО "УК ЖКХ" о расторжении договора управления;
- Информационное письмо о наделении правом подписи Председателя Совета дома Договора от имени собственников на основании п. 3 ч.8 ст.161.1 ЖК РФ.
2. Раздел "Протокол общего собрания":
- Протокол ОСС;
- Сообщение о проведении ОСС;
- Акт размещения Сообщения с фото размещения на стендах;
- Реестр собственников помещения;
- Список участников ОСС;
- Список при пригашенных;
- Решение собственников;
- Акт размещения Протокола с фото о размещении на стендах;
- Информационное письмо о способе уведомления о проведении ОСС;
- Протокол ОСС о принятии способа уведомления собственников о проведении
ОСС;
- Почтовые квитанции о направлении подлинников по ОСС в ГЖИ МО и об направлении Уведомления о расторжении договора управления в адрес ООО "УК ЖКХ".
3. Раздел "Документ, подтверждающий полномочия представителя":
- Приказ о назначении Генерального директора;
- Решение об избрании Генерального директора;
Подпунктом "г" пункта 5 Порядка установлено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения в том числе выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя.
Частью 2 статьи 198 ЖК РФ предусмотрено, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Согласно Приказа Минкомсвязи России и Минстроя России от 29.02.2016 N 74/114/пр состав сведений о многоквартирных домах, размещаемых в системе организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусмотрен Приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от 29.09.2015 N 368/691/пр.
Согласно указанного Приказа от 29.09.2015 N 368/691/пр в Составе сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства "в системе" подлежат размещению электронный образ протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (в том числе в случае признания конкурса несостоявшимся) или решения (протокола) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации либо протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, сформированный с использованием системы, в случае проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием системы (пункт 2.1 Состава сведений).
Таким образом, исходя из буквального толкования пункта 5 Порядка, части 2 статьи 198 ЖК РФ, Приказа от 29.02.2016 N 74/114/пр и пункта 2.1 Состава сведений в "системе" ГИС ЖКХ действительно подлежит размещению протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации со всеми приложениями, однако указано, что данный документ подлежит размещению "в системе", т.е. на информационной платформе в сети Интернет, без указания того, где конкретно должны размещаться документы и имеет ли значение факт размещения документов в иной вкладке с точки зрения возникновения у Госжилинспекции Московской области оснований отказать управляющей организации в предоставлении государственной услуги, даже если сотрудники лицензионного отдела полагают нарушенными права граждан на распространение персональных данных или доступность подлежащих размещению сведений.
Согласно представленных документов на официальном сайте, для раскрытия информации (http://dom.gosuslugi.ru) заявителем были размещены все приложения к протоколам, так и подписанные по всем домам протоколы и были доступны всем уполномоченным лицам, в связи с чем, суд не может прийти к выводу, что обществом были допущены существенные нарушения порядка размещения информации в системе ГИС ЖКХ, которые должны влечь для нее и для жителей множества МКД невозможность реализации их права на управление выбранным юридическим лицом.
Аналогичная правовая позиция нашла свое отражение в постановлениях Арбитражного суда Московского округа от 31 марта 2023 года по делу N А41-40421/22, от 24 февраля 2022 года по делу N А41-41768/21, от 12 августа 2021 года по делу N А41-64572/20.
Таким образом, у ГЖИ МО отсутствовали основания для отказа обществу во внесении изменений в реестр лицензий Московской области.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29 июня 2023 года по делу N А41-27985/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-27985/2023
Истец: ЗАО ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ЯНОВА
Третье лицо: ЗАО ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, ООО "ТРУДОВИК", Прожерин Олег Михайлович, ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ