18 сентября 2023 г. |
Дело N А84-6572/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 18 сентября 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыбиной С.А.,
судей Горбуновой Н.Ю.,
Мунтян О.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Талановой Ю.П.
при участии в заседании от:
общества с ограниченной ответственностью "Благоустройство города "Севастополь" - Шаркаевой Эльвиры Рафкатовны, представителя по доверенности от 24.01.2023 N 618; Туркменовой Ольги Викторовны, представителя по доверенности от 07.08.2023 N 7967;
Государственного бюджетного учреждения города Севастополя "Парки и Скверы" - Багратян Карины Зинаваровны, представителя по доверенности от 09.01.2023 N 7Д-23; Левченко Ольги Артуровны, представителя по доверенности от 02.06.2023 N 52-Д-23;
Департамента городского хозяйства города Севастополя - Кравченко Александры Богдановны, представитель по доверенности от 21.07.2023 N 42;
иные лица, участвующие в деле, явку уполномоченных представителей не обеспечили,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения города Севастополя "Парки и Скверы" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 23 ноября 2022 года по делу N А84-6572/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "Благоустройство города "Севастополь" (299011, Севастополь, ул. Ленина, 48, офис 1, 2; ОГРН 1189204000820, ИНН 9204568422)
к Государственному бюджетному учреждению города Севастополя "Парки и Скверы" (299020, Севастополь, ул. Мельникова, 56; ОГРН 1169204061443, ИНН 9204563390)
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента городского хозяйства города Севастополя (299011, Севастополь, ул. Ленина, 2; ОГРН 1149204009932, ИНН 9204005268),
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Балаклавского района" (299042, Севастополь, ул. Новикова, 4; ОГРН 1189204000215, ИНН 9203543810)
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Благоустройство города "Севастополь" (далее - ООО "БГС", региональный оператор, истец) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к Государственному бюджетному учреждению города Севастополя "Парки и Скверы" (далее - ГБУ "Парки и Скверы", потребитель, ответчик) о взыскании 2019623,09 рублей. Исковые требования мотивированы наличием задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с территорий пляжей в размере 1852385,80 рублей по договору от 05.07.2021 N 1080-НЗБ за период с 01.06.2021 по 30.09.2021, на которую истцом начислена неустойка в размере 167237,29 рублей (с учетом заявления об уточнении исковых требований, принятого судом).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек Департамент городского хозяйства города Севастополя и общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Балаклавского района".
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 23 ноября 2022 года по делу N А84-6572/2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт.
Основанием для отмены указанного судебного акта заявитель апелляционной жалобы считает неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела, что привело к ошибочным выводам и неверному применению норм материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что договор N 1080-НЗБ сторонами не заключался, в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов территории города Севастополя отсутствуют оборудованные контейнерные площадки на территории пляжа "Солнечный", "Яшмовый", "Васили", "Альбатрос", "Любимовка-1", "Любимовка-2", а контейнерная площадка по ул. Калича, 12 не закреплена за ГБУ "Парки и скверы". Вывоз мусора с пляжей осуществлялся ответчиком самостоятельно на площадки, закрепленные за ним по иным договорам и оплачивается в полном объеме. Обоснование и иные доводы изложены в апелляционной жалобе.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2022 апелляционная жалоба ответчика принята к производству, возбуждено производство и апелляционная жалоба назначена к рассмотрению.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2023 произведена замена судьи Зарубина А.В. на судью Горбунову Н.Ю.
Представители ответчика доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, настаивали на ее удовлетворении.
Представитель Департамента городского хозяйства города Севастополя доводы апелляционной жалобы ответчика поддержал.
Представители истца против доводов жалобы возражали.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Балаклавского района" явку уполномоченных представителей в судебное заседание 11.09.2023 не обеспечило, о времени и месте судебного заседания уведомлено надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте арбитражного апелляционного суда в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел", что подтверждается материалами дела.
Ходатайство истца об истребовании дополнительных документов у третьего лица судебная коллегия оставила без удовлетворения по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 268 АПК РФ.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Согласно Постановлению Правительства Севастополя от 27.05.2021 N 228-1111 о внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 17.09.2018 N 605-ПП ГБУ "Парки и скверы" было признано лицом, ответственным за содержание пляжей на территории г. Севастополя в 2021 году.
В соответствии с Приложением N 2 к вышеуказанному Постановлению ГБУ "Парки и скверы" признано лицом, ответственным за содержание пляжа "Солнечный", "Учкуевка", "Яшмовый", "Альбатрос", "Васили", "Любимовка-1" и пляжа "Любимовка-2".
10 июня 2021 года за исх. N 23607 истцом в адрес ответчика направлен проект Договора от 05.06.2021 N 1080-НЗБ на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) с территории указанных выше пляжей сроком действия с 01.06.2021 по 31.12.2021, который соответствует типовому договору об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами", и учитывает, что среднегодовая норма накопления отходов для пляжей утверждена Постановлением Правительства Севастополя N 153-ПП от 09.03.2016 и составляет 0,1 м.куб. на 1 кв.м.
Подписанный экземпляр договора N 1080-НЗБ ответчик истцу не вернул, о наличии разногласий не сообщил.
ООО "БГС" ежемесячно направлял в адрес ГБУ "Парки и скверы" акты оказанных услуг, счета на оплату и счета-фактуры.
Общая сумма задолженности перед ООО "БГС" за период с 01.06.2021 по 30.09.2021 составляет 1852385,80 рублей.
15 ноября 2021 года за исх. N 2070/03-03-05-03/03/21 ГБУ "Парки и скверы" сообщило ООО "БГС" о несогласии с актами оказанных услуг, сославшись на то, что договор между сторонами не заключен, заявки на вывоз ТКО не направлялись.
Истцом в адрес ответчика направлены претензии от 16.06.2021 N 29176 и от 23.08.2021 N 28237 с требованием оплаты оказанных услуг, которые оставлены ответчиком без удовлетворения.
Вышеизложенное послужило основанием для обращения истца в суд с требованиями о взыскании с ответчика задолженности и неустойки.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 23 ноября 2022 года исковые требования удовлетворены.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу норм статей 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок.
Спор между сторонами возник на основании договора от 05.06.2021 N 1080-НЗБ на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Исходя из существа правоотношений, судом первой инстанции правомерно сделан вывод о применении к ним норм главы 39 ГК РФ о возмездном оказании услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно положениям статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии с нормами части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований в части взыскания задолженности в размере 1852385,80 рублей, суд первой инстанции, руководствуясь нормами ГК РФ, условиями Договора, пришел к выводу, что совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждается размер фактической задолженности, в связи с чем исковые требования о взыскании задолженности признаны подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Вывод суда первой инстанции признается судебной коллегией обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон "Об отходах производства и потребления") следует, что твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии со статьей 24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Региональным оператором на территории города Севастополя является истец.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
Пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" установлено, что по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В порядке пункта 2 статьи 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - Правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 15.09.2018 N 1094) "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Постановление N 1156) утверждены Правила обращения с ТКО, включая Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Деятельность регионального оператора по обращению с ТКО регламентирована Постановлением N 1156 и заключенным договором.
Согласно абзацу 2 пункта 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением N 1156, региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I (1) настоящих Правил.
На основании пункта 8 (4) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 1 статьи 24.10 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505.
В соответствии с частью 1 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта. В соответствии с пунктом 2 статьи 452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
В соответствии с пунктом 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональной оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку 7 потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил.
Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 87) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного доге вора на своем официальном сайте в информационно телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, в силу, прямого указания пунктов 8(5), 8(60, 8(7) Правил, договор считается заключенным на условиях публичной оферты, поскольку иного соглашения между сторонами не достигнуто.
Договор от 05.06.2021 N 1080-НЗБ направлен истцом ГБУ "Парки и скверы" 10.06.2021 сопроводительным письмом N 23607. Доказательств подписания со стороны ГБУ "Парки и скверы" указанного договора материалы дела не содержат, однако разногласия в отношении условий договора ответчик истцу не направил.
На основании вышеизложенных норм действующего законодательства Договор от 05.06.2021 N 1080-НЗБ считается заключенным на условиях истца.
Принимая во внимание, что в адрес ответчика направлялось предложение заключить договор, и ответчик не воспользовался правом внести в него изменения путем направления протокола разногласий к проекту договора, договор был заключен на условиях типового договора.
На основании вышеизложенного, довод ответчика о том, что договор от 05.06.2021 N 1080-НЗБ не был заключен не принимается судом апелляционной инстанции.
Таким образом, отношения сторон в спорный период регулировались положениями типового договора от 05.06.2021 N 1080-НЗБ и расчет стоимости оказываемых услуг по обращению с ТКО производился региональным оператором в соответствии с нормативом накопления твердых коммунальных отходов, утвержденным постановлением Правительства Севастополя N153-ПП от 09.03.2016 в размере 0,1 куб. м, расчетная единица - 1 кв. м площади.
Материалами дела подтверждается фактическое оказание истцом услуг по вывозу ТКО в период с 01.06.2021 по 30.09.2021, что свидетельствует об обоснованности вывода суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований в части взыскания задолженности в размере 1852385,80 рублей.
Доказательства оказания услуг в меньшем объеме ответчик не имеет, суду не представил.
Факт неисполнения ответчиком обязательства по оплате оказанных услуг подтвержден материалами дела и ответчиком не опровергнут, следовательно, истец вправе потребовать с ответчика выплаты компенсации за ненадлежащее исполнение обязательств.
Одно из основных начал гражданского законодательства - свобода договора (пункт 1 статьи 1 статьи 421 ГК РФ), а одним из частных его проявлений, в свою очередь, является закрепленная ГК РФ возможность сторон договора предусмотреть на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства неустойку, которой данный Кодекс называет определенную законом или договором денежную сумму, подлежащую уплате должником кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В пункте 1 статьи 332 ГК РФ закреплено право кредитора требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Таким образом, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
Соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства предполагается.
Истцом заявлена неустойка в размере 167237,29 рублей, рассчитанная за период с 11.07.2021 по 31.03.2022. Расчет неустойки проверен судами, является арифметически и методологически верным. Расчет ответчиком не опровергнут, контррасчет в суд первой инстанции не представлен.
В связи с чем исковые требования о взыскании неустойки признаны подлежащими удовлетворению в заявленном истцом размере.
Исследовав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия отмечает, что они подлежат отклонению по следующим основаниям.
Довод ответчика о том, что договор от 05.06.2021 N 1080-НЗБ не заключен и его условия не распространяются на стороны, не принимается судом по основаниям, изложенным выше.
Довод ГБУ "Парки и скверы" о том, что контейнерная площадка, расположенная по адресу ул. Калича 12, не закреплена за ГБУ "Парки и скверы" и складирование ТКО с пляжей "Яшмовый", "Васили" осуществлялось на контейнерную площадку, расположенную на Таврической набережной, а с пляжей "Любимовка-1", Любимовка-2", "Альбатрос" на территорию пляжа "Учкуевка" не принимается судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641", потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Пунктом 15 вышеуказанного Постановления установлено, что потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
30 декабря 2020 года между ООО "БГС" (региональный оператор) и ГБУ "Парки и скверы" (потребитель) заключен контракт от 30.12.2020 N 136 Гк-20 со сроком действия с 01.01.2021 по 30.06.2021 и от 30 июня 2021 года N 50 Гк-20 со сроком действия с 01.07.2021 по 31.12.2021 (далее - Контракт N 136 и N 50).
Согласно Техническому заданию к контрактам, оказание услуг по обращению с ТКО осуществляется, в том числе с пляжа "Учкуевка" и пляжа "Парк Победы".
Оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с территорий пляжей "Яшмовый", "Альбатрос", "Васили", "Любимовка-1" и "Любимовка-2" условиями данных контрактов не предусмотрено.
ГБУ "Парки и скверы", являясь оператором пляжа, в соответствии с типовым договором о благоустройстве пляжей города Севастополя утвержденным постановлением Правительства N 242-ПП от 02.06.2021, обязан оборудовать места (площадки) сбора отходов, не допускать переполнение установленных на пляже урн и контейнеров, заключить договор на вывоз отходов с организациями имеющими право в соответствии с законодательством на осуществление данного вида деятельности, не позднее 10 дней после заключения договора.
Поскольку суды установили, что договор от 05.06.2021 N 1080-НЗБ заключен сторонами, основания для вывоза мусора на иные площадки у ответчика отсутствовали.
Услуги по обращению с ТКО по договору N 1080-НЗБ мог осуществлять только региональный оператор, в силу имеющихся полномочий и наличия соответствующей лицензии на транспортирование ТКО.
Транспортирование ТКО силами Ответчика на другие точки накопления, как утверждает Заявитель апелляционной жалобы, невозможно, поскольку последний не обладает лицензией на данный вид деятельности, а значит, не имеет законных оснований перевозить ТКО. Кроме того, такие действия являются грубым нарушением положений пункта 9, 15 Правил N 1156, установивших запрет на складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
Довод ГБУ "Парки скверы" об увеличении объемов и кратности вывозов ТКО с площадок, определенных в Контрактах N 136 и N 50, в качестве меры, предпринятой по вывозу ТКО с пляжей, является не состоятельным, поскольку в контрактах не указываются источники образования отходов, а увеличение объема отходов обусловлено внесением изменений в Приказ Департамента городского хозяйства города Севастополя от 25.03.2019N 125-ОД, то есть увеличением территории, подлежащей саночистке, а также в связи с увеличением кратности вывоза мусора в летний период согласно требованиям СанПиН.
В соответствии с пунктом 41 СанПиН 1.2.3685-21 накопление ТКО на пляже должно осуществляться хозяйствующими субъектами, владеющими пляжами, в контейнерах на контейнерных площадках, расположенных в хозяйственной зоне и оборудованных в соответствии с пунктом 3 санитарных правил. На каждые 4000 квадратных метров площади пляжа должен устанавливаться 1 контейнер. Расстояние от контейнерной площадки до уреза воды должно составлять не менее 50 метров.
Согласно пункту 1 СанПиН 1.2.3685-21 данные санитарные правила являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Отсутствие адресов мест (площадок) накопления ТКО, указанных договоре N 1080-НЗБ, в реестре мест (площадок) накопления ТКО, определенных приказом N 125- ОД не опровергает факта оказания истцом услуги по транспортированию ТКО, учитывая, что потребитель в соответствии с Правилами N 1156 лишен возможности распоряжаться отходами по своему усмотрению и складировать отходы вне мест, определенных Договором.
Довод ответчика и Департамента городского хозяйства города Севастополя о том, что места накопления ТКО, указанные в договоре N 1080-НЗБ, не закреплены за ГБУ "Парки и скверы", не имеет правового значения и не может служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Коммерческий учет ТКО по Контрактам N 136 и N 50 осуществлялся не по нормативу, как определено в договоре N1080-НЗБ, а исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Исходя из отсутствия пляжей, поименованных в договоре N 1080-НЗБ, в технических заданиях Контрактов N 136 и N 50, и разных способов учета объема ТКО по Контрактам N 136 и N 50 и по договору N1080-НЗБ, выводы суда первой инстанции о законности исковых требований являются обоснованными и правомерными.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются судебной коллегией, поскольку не подтверждены материалами дела и надлежащими доказательствами в понимании статьи 64 АПК РФ, сводятся к произвольному толкованию заявителем апелляционной жалобы норм законодательства и не опровергают законных и обоснованных выводов арбитражного суда первой инстанции.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушение норм процессуального законодательства, влекущее безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
Таким образом, решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным, основания для его изменения отсутствуют, апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Согласно нормам статей 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины не подлежат возмещению заявителю жалобы в случае отказа в ее удовлетворении.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд -
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 23 ноября 2022 года по делу N А84-6572/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения города Севастополя "Парки и Скверы" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.А. Рыбина |
Судьи |
Н.Ю. Горбунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.