г. Чита |
|
19 сентября 2023 г. |
Дело N А78-478/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Будаевой Е.А.,
судей Басаева Д.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зиминым Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Сбербанк России" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 31 июля 2023 года по делу N А78-478/2023 по заявлению публичного акционерного общества "Сбербанк России" (ОГРН 102770013219, ИНН 7707083893) к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю (ОГРН 1087536002916, ИНН 7536090062) о признании незаконным и отмене постановления от 20 декабря 2022 года по делу об административном правонарушении N40(62)/22/75000-АР, прекращении производства по делу об административном правонарушении N40(62)/22/75000-АР,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Гранина Алексея Александровича (Забайкальский край, г. Чита),
при участии в судебном заседании:
от заинтересованного лица: Брейда С.М., представителя по доверенности от 26 июня 2023 года,
третьего лица Гранина А.А.,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Сбербанк России" (далее - заявитель, Банк) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю (далее - заинтересованное лицо, административный орган) от 20 декабря 2022 года по делу об административном правонарушении N 40(62)/22/75000-АР и прекращении производства по делу об административном правонарушении N 40(62)/22/75000-АР.
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует Гранин Алексей Александрович (далее - третье лицо, Гранин А.А.).
Решением суда от 31 июля 2023 года в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке, указав на нарушение процедуры привлечения к ответственности; признание потерпевшим по делу об административном правонарушении ненадлежащее лицо; отсутствие события правонарушения ввиду того, что примененная банком форма передачи сведений путем телефонных звонков, выполненных с помощью робота-автоинформатора, не относится к непосредственному взаимодействию в виде телефонных переговоров; наличие оснований для применения положений статей 2.9, 4.2 КоАП РФ; нарушение положений постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица и третье лицо полагали доводы апелляционной жалобы необоснованными.
Судом первой инстанции установлены следующие фактические обстоятельства.
20 июля 2022 года в адрес УФССП России по Забайкальскому краю поступило обращение Гранина Алексея Александровича по вопросу взаимодействия с ним ПАО Сбербанк по долгу бывшей жены в нарушение норм Федерального закона от 03 июля 2016 года N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Закон N 230-ФЗ).
К обращению приложена детализация звонков с его номера за период с 01 июля 2022 по 06 июля 2022 года.
На основании указанного обращения в отношении ПАО "Сбербанк России" 14 сентября 2022 года возбуждено дело об административном правонарушении по статье 14.57 КоАП РФ, назначено проведение административного расследования, Гранин А.А. признан потерпевшим.
В рамках дела об административном правонарушении установлено, что Гранина Карина Владимировна имеет просроченную задолженность перед ПАО Сбербанк по кредитному договору от 11 марта 2014 года N 551301 года. Дата возникновения просроченной задолженности с 11 октября 2017 года по 24 августа 2022 года (дата формирования ответа).
В рамках взаимодействия по вопросу просроченной задолженности заявитель осуществлял непосредственное взаимодействие на телефонный номер +79644662777, указанный Граниной Кариной Владимировной в заявлении - анкете на получение потребительского кредита от 09 марта 2014 года регистрационный номер 436929280.
Согласно детализации оператора YOTA (ООО "Скартел") номер телефона и лицевой счет принадлежит клиенту Гранину Алексею Александровичу
Согласно таблице коммуникации, представленной заявителем:
Дата коммуникации по сведениям ПАО Сбербанк |
Вид коммуникации |
Результат |
Календарная неделя с 09.05.2022 по 15.05.2022 (итого 6 звонков) | ||
11.05.2022 |
Звонок, 2 раза |
Бросили трубку |
13.05.2022 |
Звонок, 2 раза |
Бросили трубку |
14.05.2022 |
Звонок |
Бросили трубку |
15.05.2022 |
Звонок |
Контакт с 3 лицом |
Календарная неделя с 16.05.2022 по 22.05.2022 г. (итого 6 звонков) | ||
16.05.2022 |
Звонок |
Бросили трубку |
18.05.2022 |
Звонок |
Бросили трубку |
19.05.2022 |
Звонок |
|
20.05.2022 |
Звонок |
Бросили трубку |
21.05.2022 |
Звонок |
Бросили трубку |
22.05.2022 |
Звонок |
Помехи связи |
Календарная неделя с 23.05.2022 по 29.05.2022 г. (итого 5 звонков) | ||
23.05.2022 |
Звонок |
Бросили трубку |
25.05.2022 |
Звонок, 3 раза |
Бросили трубку |
26.05.2022 |
Звонок |
Контакт с третьим лицом |
Итого в мае 2022 года ПАО Сбербанк с целью взыскания просроченной задолженности Граниной К.В совершено 17 звонков на номер телефона, принадлежащий Гранину А.А. В ходе взаимодействия 15 мая 2022 года ПАО Сбербанк установлено, что взаимодействует с третьим лицом, а 19 мая 2022 года установлено, что абонентский номер +79644662777 не принадлежит Граниной К.В.
Анализ представленной детализации оператора YOTA (ООО "Скартел") номера телефона +79644662777, а также таблицы коммуникации представленной ПАО Сбербанк за период с 01 июля 2022 года по 06 июля 2022 года показал:
Дата коммуникации по сведениям ПАО Сбербанк |
Номер телефона, на который осуществлен звонок |
Дата коммуникации по детализации оператора YOTA (ООО "Скартел") |
Номер входящего телефона |
продолжительность звонка (секунд) |
01.07.2022 |
+79644662777 |
01.07.2022 |
+79692804644 |
00:11 |
01.07.2022 |
+79644662777 |
01.07.2022 |
+79683903138 |
00:12 |
01.07.2022 |
+79644662777 |
01.07.2022 |
+79691185634 |
00:05 |
03.07.2022 |
+79644662777 |
03.07.2022 |
+79683923106 |
00:12 |
04.07.2022 |
+79644662777 |
04.07.2022 |
+79683809654 |
00:46 |
04.07.2022 |
+79644662777 |
04.07.2022 |
+79683966134 |
00:12 |
05.07.2022 |
+79644662777 |
05.07.2022 |
+79690884306 |
00:12 |
05.07.2022 |
+79644662777 |
05.07.2022 |
+79651424950 |
00:01 |
05.07.2022 |
+79644662777 |
05.07.2022 |
+79629370182 |
00:12 |
05.07.2022 |
+79644662777 |
05.07.2022 |
+79690894214 |
00:12 |
06.07.2022 |
+79644662777 |
06.07.2022 |
+79683998726 |
00:11 |
06.07.2022 |
+79644662777 |
06.07.2022 |
+79651438166 |
00:10 |
06.07.2022 |
+79644662777 |
06.07.2022 |
+79683827844 |
00:11 |
Также согласно таблице коммуникации, представленной ПАО Сбербанк.
Дата коммуникации по сведениям ПАО Сбербанк |
Вид коммуникации, количество раз |
Результат |
Календарная неделя с 04.07.2022 по 10.07.2022 (итого 17 раз) | ||
04.07.2022 |
Звонок, 2 раза |
Бросили трубку |
05.07.2022 |
Звонок, 3 раза |
Бросили трубку |
06.07.2022 |
Звонок, 3 раза |
Бросили трубку |
07.07.2022 |
Звонок, 3 раза |
Бросили трубку |
08.07.2022 |
Звонок, 2 раза |
Бросили трубку |
09.07.2022 |
Звонок, 1 раз |
Бросили трубку |
10.07.2022 |
Звонок, 3 раза |
Бросили трубку |
Календарная неделя с 11.07.2022 по 17.07.2022 (итого 9 раз) | ||
11.07.2022 |
Звонок, 3 раза |
Бросили трубку |
12.07.2022 |
Звонок, 3 раза |
Бросили трубку |
13.07.2022 |
Звонок. 1 раз |
Телефон не принадлежит клиенту |
15.07.2022 |
Звонок, 1 раз |
Бросили трубку |
16.07.2022 |
Звонок, 1 раз |
Бросили трубку |
Календарная неделя с 25.07.2022 по 31.07.2022 (итого 4 звонка) | ||
26.07.2022 |
Звонок |
Бросили трубку |
27.07.2022 |
Звонок |
Бросили трубку |
28.07.2022 |
Звонок |
Бросили трубку |
30.07.2022 |
Звонок |
Бросили трубку |
Календарная неделя с 01.08.2022 по 07.08.2022 (итого 3 звонка) | ||
02.08.2022 |
Звонок |
Бросили трубку |
03.08.2022 |
Звонок |
Бросили трубку |
04.08.2022 |
Звонок |
Бросили трубку |
Календарная неделя с 15.08.2022 по 21.08.2022 (итого 5 звонков) | ||
15.08.2022 |
Звонок |
Бросили трубку |
17.08.2022 |
Звонок |
Бросили трубку |
20.08.2022 |
Звонок |
Бросили трубку |
21.08.2022 |
Звонок, 2 раза |
Бросили трубку |
Итого в июле 2022 года ПАО Сбербанк с целью взыскания просроченной задолженности Граниной К.В. совершено 30 звонков на номер телефона, принадлежащий Гранину А.А.
По результатам административного расследования должностным лицом административного органа в отношении ПАО "Сбербанк России" составлен протокол об административном правонарушении от 02 декабря 2022 года N 40/22/75000-АП, предусмотренном частью 1 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением врио заместителя руководителя УФССП по Забайкальскому краю по делу об административном правонарушении от 20 декабря 2022 года ПАО "Сбербанк России" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.57 КоАП РФ с учетом отягчающих обстоятельств (повторное совершение правонарушения) в виде штрафа в размере 60 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, ПАО "Сбербанк России" оспорило его в судебном порядке.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив приведенные лицами, участвующими в деле, доводы, не установил оснований для отмены судебного акта.
В силу статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, не установившего оснований для отмены оспариваемого постановления, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ установлена административная ответственность за совершение кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере потребительского кредита (займа).
Объективная сторона правонарушения состоит в совершении кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности.
Субъектом правонарушения является кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах.
Правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц (совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц), возникшей из денежных обязательств, установлены Законом N 230-ФЗ.
На основании части 1 статьи 4 Закона N 230-ФЗ при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, вправе взаимодействовать с должником, используя:
1) личные встречи, телефонные переговоры (непосредственное взаимодействие);
2) телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи;
3) почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника.
Частью 1 статьи 6 Закона N 230-ФЗ установлено, что при осуществлении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, обязаны действовать добросовестно и разумно.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 7 Закона N 230-ФЗ по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, не допускается непосредственное взаимодействие с должником посредством телефонных переговоров:
а) более одного раза в сутки; б) более двух раз в неделю; в) более восьми раз в месяц.
Согласно части 5 статьи 7 Закона N 230-ФЗ по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, не допускается направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие с должником посредством телеграфных сообщений, текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи:
1) в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника, известному кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах;
2) общим числом: а) более двух раз в сутки; б) более четырех раз в неделю; в) более шестнадцати раз в месяц.
Из анализа, представленных таблиц коммуникаций следует, что ПАО "Сбербанк России" в нарушение положений пункта 3 части 3 статьи 7 Закона N 230-ФЗ допустил непосредственное взаимодействие с третьим лицом посредством телефонных переговоров более одного раза в сутки, более двух раз в неделю и более восьми раз в месяц.
Установив нарушение установленной Законом N 230-ФЗ частоты взаимодействия с третьим лицом, суд правомерно признал доказанным наличие признаков объективной стороны вмененного административного правонарушения.
Довод Банка, приведенный им и в апелляционной жалобе, о том, что форма передачи сведений должнику путем телефонных звонков, выполненных с помощью робота-автоинформатора, не относится к непосредственному взаимодействию в виде телефонных переговоров, поскольку все звонки робота-автоинформатора закончились результатом "бросили трубку", в связи с чем уведомление считается как недоставленным, являлся предметом оценки суда первой инстанции и правильно отклонен им на основании того, что сам факт набора телефонного номера с целью соединения с должником сверх установленных пунктом 3 части 3 статьи 7 Закона N 230-ФЗ ограничений свидетельствует о наличии правонарушения независимо от наличия соединения, продолжительности разговора и достижения результата, ожидаемого от разговора.
Установив ограничения по количеству взаимодействий (в том числе телефонных звонков в адрес должника) в определенные периоды, законодатель запретил и действия кредитора (лица, действующего в его интересах) по инициированию такого взаимодействия сверх установленных ограничений. Устанавливая пределы частоты взаимодействия, законодатель преследовал цель ограничить должника (иных лиц) от излишнего (неразумного) воздействия со стороны кредиторов и лиц, действующих в их интересах. Несмотря на то, что взаимодействие, по общему правилу, предусматривает участие в нем, как минимум двух сторон, установленные Законом N 230-ФЗ правила касаются ограничений также в отношении стороны, инициирующей такое взаимодействие.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что используемый Банком способ взаимодействия осуществляется посредством переговоров между осуществляющим взаимодействие лицом и должником (в рассматриваемом случае - третьим лицом, не являющимся должником), поскольку взаимодействие проводится посредством телефонных переговоров при использовании компьютерной программы "Робота-коллектора", который распознает человеческую речь (ответы телефонного абонента) и в отличие от взаимодействия, осуществляемого посредством направления голосовых сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, продолжает телефонные переговоры в зависимости от ответов телефонного абонента, указанный способ взаимодействия направлен на получение обратной связи (ответов от телефонного абонента, обмен мнениями, сведениями).
Правильно отклонен судом первой инстанции довод заявителя о необоснованности признания Гранина А.А. в качестве потерпевшего с указанием на то, что именно ему согласно представленной детализации оператора YOTA (ООО Скартел) принадлежит номер телефона +79644662777, на который поступали звонки, и, несмотря на установление факта непринадлежности номера телефона должнику (Граниной К.В.) взаимодействие не было прекращено.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 16, 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10), выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В отсутствие доказательств, подтверждающих принятие Банком всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований Закона N 230-ФЗ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на наличие правовых оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
На основании пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Для наступления административной ответственности по части 1 статьи 14.57 КоАП РФ достаточно установления факта совершения кредитором или лицом, действующим от имени кредитора и в его интересах, действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих законодательство о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности. Неисполнение указанной обязанности свидетельствует о наличии пренебрежительного отношения лица к установленным правовым требованиям.
Банком не представлено доказательств наличия каких-либо исключительных и чрезвычайных обстоятельств, свидетельствующих о наличии в рассматриваемом случае признаков малозначительности правонарушения.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным, поскольку исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности правонарушения, отсутствуют.
Положения статьи 4.1.2 КоАП РФ не применимы, поскольку заявитель не является субъектом малого и среднего предпринимательства.
В силу части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Оспариваемым постановлением назначено наказание в виде штрафа 60 000 руб., что соответствует тяжести совершенного правонарушения (а также с учетом отягчающего обстоятельства) и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Оспариваемое постановление вынесено в установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок для привлечения к административной ответственности.
Приведенный Банком довод о нарушении административным органом положений пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" правомерно отклонен судом первой инстанции, как несостоятельный.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) введены ограничения на проведение в 2022 году плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проверок, осуществляемых в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Основания проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок установлены в пункте 3 Постановления N 336.
Из пункта 9 Постановления N 336 следует, что должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности).
Из письма Минэкономразвития России от 24 марта 2022 года N Д24и-8436 следует, что указанное положение Постановления N 336 распространяется на выявление признаков любых нарушений обязательных требований, в отношении которых при подтверждении достоверности и достаточности сведений контрольный (надзорный) орган вправе выдать как предписание в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ, так и принять меры по привлечению к административной ответственности.
Кроме того, названные положения распространяются, в том числе, на случаи непосредственного обнаружения признаков административного правонарушения, получение таких сведений от граждан и организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации.
С учетом изложенного, оценка достаточности данных для решения вопроса о привлечении к административной ответственности может быть осуществлена только по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в ходе которого допускается взаимодействие с контролируемым лицом, в том числе в случае, предусмотренном пунктом 10.1 Постановления N 336.
Таким образом, возбуждение должностными лицами контрольных (надзорных) органов дел об административных правонарушениях без проведения соответствующих контрольных мероприятий не допускается.
Положения Постановления N 336 и разъяснения Минэкономразвития России N Д24и-8436 касаются контрольных (надзорных) мероприятий, проверок, проводимых в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Законом N 248- ФЗ и Законом N 294-ФЗ.
В соответствии с частью 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 14 июля 2022 года N 290-ФЗ) дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 - 3.4 настоящей статьи и статьей 28.6 настоящего Кодекса.
Из примечания к статье 28.1 КоАП РФ также следует, что положения ее частей 3.1 и 3.2 распространяются на случаи возбуждения дел об административных правонарушениях, выражающихся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Законом N 248-ФЗ или Законом N 294-ФЗ.
ФССП России и ее территориальные органы являются уполномоченными органами на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности.
Согласно части 3 статьи 18 Закона N 230-ФЗ организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр, регулируются Законом N 248-ФЗ.
Положения Закона N 248-ФЗ в части осуществления службой федерального государственного контроля (надзора) на ПАО "Сбербанк России" не распространяются, поскольку банк не является юридическим лицом, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенным в государственный реестр.
Таким образом, положения Постановления N 336 в данном случае не применимы.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что процедура производства по делу об административном правонарушении соблюдена, существенные нарушения процессуальных требований, свидетельствующие об объективной незаконности оспариваемого постановления и носящие неустранимый характер, отсутствуют.
При установленных по делу обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения требования.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны приведенным суду первой инстанции, отклонены им по мотивам, оснований не согласиться с которыми суд апелляционной инстанции не установил.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены судебного акта судом апелляционной инстанции не установлены.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 31 июля 2023 года по делу N А78-478/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Будаева |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-478/2023
Истец: ПАО СБЕРБАНК РОССИИ
Ответчик: Управление Федеральнойслужбы судебных приставов по Забайкальскому краю
Третье лицо: Гранин Алексей Александрович