г. Москва |
|
19 сентября 2023 г. |
Дело N А41-48637/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатовой Е.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Алешкевич В.М.,
при участии в заседании:
от ООО "Квартал 9/18 Мытищи" - Здесева И.Н. по доверенности от 09.05.2023, паспорт, диплом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Мытищи Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 12.07.2023 по делу N А41-48637/23,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Квартал 9/18 Мытищи" (далее - ООО "Квартал 9/18 Мытищи", истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к администрация городского округа Мытищи Московской области (далее - администрация, ответчик) о взыскании задолженности по оплате ЖКУ (с учетом принятым судом первой инстанции уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) за период с 01.06.2022 по 30.04.2023 в размере 1 598 061, 51 руб., неустойки за период с 01.06.2022 по 30.04.2023 в размере 56 164, 70 руб., расходы по уплате госпошлины в размере 29 604 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12.07.2023 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, администрация обратилась с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121-124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителя администрации, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, а также на сайте арбитражных судов www.arbitr.ru).
Представитель ООО "Квартал 9/18 Мытищи" возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ, выслушав представителя ООО "Квартал 9/18 Мытищи", исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы администрации.
Как следует из материалов дела, ООО "Квартал 9/18 Мытищи" является управляющей организацией многоквартирных домов расположенных по адресам:
- МО, г. Мытищи, ул. Стрелковая, д. 8, - МО, г. Мытищи, ул. 1-й Трудовой переулок, д. 4 - МО, г. Мытищи, ул. Борисовка, д. 4
Согласно выписке ЕГРН собственником нежилых помещений по указанным выше адресам является Муниципальное образование городского округа Мытищи.
У ответчика образовалась задолженность за оказанные услуги в отношении жилых помещений N 1, 5, 9, 61, 65, 66, 67, 125, 132, 133, 136, 137, 189, 196, 197, 201, 253, 256, 257, 258, 259, 261, 264, 265, 320 расположенных по адресу: Московская область, г. Мытищи, 1-й Трудовой переулок, д. 4;
- нежилых помещений N 9, 14, расположенных по адресу: Московская область, г. Мытищи, ул. Стрелковая, д. 8;
- нежилого помещения N N XXV расположенного по адресу: Московская область, г. Мытищи, ул. Борисовка, д. 4 за период за период с 01.06.2022 г. по 30.04.2023 г. в общей сумме 1 598 061,51 руб.
Претензий по качеству и объему оказанных услуг ответчиком не заявлено.
Уклонение ответчика от оплаты указанной задолженности послужило основанием для обращения в Арбитражный суд Московской области с настоящим исковым заявлением.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения искового заявления в связи со следующим.
В силу пп. 4 п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом, а также исходя из договоров.
В соответствии с п. 1 ст. 215 ГК РФ предусмотрено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Согласно п. 2 ст. 215 ГК РФ установлено, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями норм ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 3 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.
Исходя из положения нормы, указанной в ч. 1 ст. 155 ЖК РФ следует, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).
Из материалов дела следует, ООО "Квартал 9/18 Мытищи" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами.
Согласно сведениям ЕГРН собственником указанных выше помещений является ответчик.
Учитывая изложенные обстоятельства, администрация городского округа Мытищи Московской области, как собственник помещений, в силу прямого указания закона обязана нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходы за коммунальные услуги.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ документов, опровергающих факт оказания услуг истцом в спорный период, ответчиком не представлено, как и не представлено доказательств, подтверждающих факт оказания услуг иным лицом.
Отсутствие заключенного между управляющей организацией и собственником помещений в многоквартирном доме договора управления не является основанием для освобождения собственника от обязанности по несению расходов по оплате предоставленных коммунальных услуг, оказанных услуг по содержанию и ремонту общего имущества. Обязанность по участию в содержании и ремонте общего имущества дома, оплате коммунальных услуг не поставлена законодательством в зависимость от наличия или отсутствия заключенного договора. В соответствии с положениями ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляет управляющая организация, плату за помещение вносят этой организации, за исключением случая, предусмотренного ч. 7.1 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 и 2.1 ст. 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (включая документы в электронной форме, размещенные в системе), информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Таким образом, положения Жилищного кодекса Российской Федерации создают собственникам помещений в многоквартирных домах необходимые условия для исполнения обязанности по уплате ЖКУ в том числе в ситуации неполучения соответствующего платежного документа в документарной форме.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении требования истца о взыскании задолженности.
Истцом также предъявлены требования о взыскании неустойки за период за период с 01.06.2022 по 30.04.2023 в размере 56 164,70 руб.
Согласно ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Произведенный истцом расчет неустойки проверен судом и признан верным. Апелляционный суд согласен с указанным расчетом.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования истца о взыскании задолженности за оказанные услуги в размере 1 598 061, 51 руб., а также неустойки в размере 56 164, 70 руб.
Ссылки апеллянта на невозможность установить период просрочки в отсутствие направленных счетов на оплату отклоняются судом апелляционной инстанции как противоречащие законодательству.
Обязанность и сроки оплаты ЖКУ установлены ст. 155 ЖК РФ. Нормами той же статьи установлена возможность выставления платёжных документов в электронной форме, размещённых в системе ГИС ЖКХ.
К исковому заявлению истец приложил доказательства ежемесячного размещения платёжных документов в системе ГИС ЖКХ с указанием всей необходимой информации и реквизитов для оплаты. Ответчик, действуя добросовестно и разумно, имел возможность и обязан был получить информацию для оплаты услуг на сайте ГИС ЖКХ и оплатить услуги в срок, установленный законом.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12.07.2023 по делу N А41-48637/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.А. Бархатова |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-48637/2023
Истец: ООО "КВАРТАЛ 9/18 МЫТИЩИ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА МЫТИЩИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ