18 сентября 2023 г. |
Дело N А84-8093/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кравченко В.Е., судей Градовой О.Г., Кузняковой С.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
в отсутствии представителей сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Жемчугов" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 04 апреля 2023 года по делу N А84-8093/2022, принятому по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Жемчугов" к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, о признании незаконным действия, с участием в деле в качестве заинтересованного лица - Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Жемчугов" (далее - ООО "Торговый дом "Жемчугов", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее - Севреестр, регистрирующий орган), в котором просит (с учетом уточнения) суд:
- признать незаконным действие Севреестра, выраженное в приостановлении государственной услуги: "Регистрация и погашение сделки об ограничении (обременении) права" по заявлению от 01.06.2022 г. о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества от 18.05.2018 г. N 148А-18, заключенного в отношении нежилых помещений - части помещения (N N 1- 2, с N 1-11 по N 1-14) общей площадью 229,5 кв.м., с двумя крыльцами (далее - Объект аренды), расположенного в отдельно стоящем нежилом здании по адресу: г. Севастополь, ул. Генерала Жидилова, д.10 (кадастровый номер здания: 91:04:001010:658), между Обществом и ГУП "Центр эффективного использования собственности города", а также в выдаче уведомления от 15.06.2022 г. N КУВД-001/2022-22716307/1 о приостановлении государственной регистрации прав и уведомления от 19.07.2022 г. N КУВД-001/2022-22716307/4 о не устранении причин приостановления государственной регистрации права;
- признать незаконным действие Севреестра, выраженное в отказе в предоставлении государственной услуги: "Регистрация и погашение сделки об ограничении (обременении) права" по заявлению ООО "Торговый дом "Жемчугов" от 01.06.2022 о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества от 18.05.2018 N 148А-18 и в выдаче уведомления от 15.09.2022 N КУВД-001/2022-22716307/6 об отказе в государственной регистрации права;
- обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем осуществления государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества от 18.05.2018 N 148А-18. заключенного между Обществом и ГУП "Центр эффективного использования собственности города".
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц судом привлечены: Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее-ДИЗО), Государственное автономное учреждение "Цифровой Севастополь - Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Севастополь", Государственное унитарное предприятие "Центр эффективного использования собственности города" (далее- ГУП "ЦЭИСГ").
Решением арбитражного суда первой инстанции от 04.04.2023 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования.
Апеллянт считает, что судом в обжалуемом решении дана неверная правовая оценка фактическим обстоятельства дела и доводам заявления Общества, в частности следующим:
- Общество подавало заявление об осуществлении государственной регистрации договора аренды именно в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 91:04:001010:1262, соответственно намерений осуществлять регистрацию права аренды на здание с кадастровым номером 91:04:001010:658 не имело, а ошибка при заполнении формы заявления от 01.06.2022 связана с действиями сотрудников ГАУ Цифровой Севастополь - МФЦ в г. Севастополь", как уполномоченного органа на прием соответствующих заявлений;
- Севреестром при предоставлении Обществу испрашиваемой государственной услуги и принятии оспариваемых решений не была проведена надлежащая правовая экспертиза документов (включая дополнительные) в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ);
- при принятии Севреестром решений о приостановлении государственной услуги и последующем отказе в предоставлении государственной услуги по заявлению Общества, не было указано о расхождении данных кадастрового номера, площади и наименовании вида объекта, указанных в заявлении (здание с кад. номером 91:04:001010:658) и прилагаемых документах (на помещение с кад. номером 91:04:001010:1262), и необходимости устранить именно данные расхождения, что также свидетельствует о неполноте правовой экспертизы и необоснованности принятых Севреестром решений.
В отзыве на апелляционную жалобу Севреестр не согласился с приведенными в ней доводами, считает решение суда законным и не подлежащим отмене, а доводы апеллянта просит признать несостоявшимися, указывает на соблюдение органом регистрации закона и отсутствие оснований для возврата государственной пошлины за оказанную услугу по основанию ее отрицательного эффекта для ее заявителя.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили, о дате времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии с частями 3, 5 статьи 156 и частью 1 статьи 266 АПК РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверена апелляционной инстанцией по правилам статей 266, 268 АПК РФ.
Судом апелляционной инстанции установлены следующие юридические обстоятельства по делу.
Как следует из материалов дела, 01.06.2022 в Севреестр через ГАУ Цифровой Севастополь - МФЦ в г. Севастополь" ООО "Торговый дом "Жемчугов" в лице генерального директора Жемчугова А.Л. обратилось с заявлением N КУВД001/2022-22716307 о государственной регистрации права аренды на здание площадью 1265,3 кв.м., с кадастровым номером 91:04:001010:658. (т.1 л. д. 100-101).
В качестве документа-основания возникновения права аренды представлен договор N 148-А-18 от 18.05.2018, пунктом 1 которого объектом аренды значится помещение N1-2, 1-11-1-14 общей площадью 229,5 кв.м, (кадастровый номер 91:04:001010:1262) (т.1, л.д.116-121).
Уведомлением от 15.06.2022 Севреестром принято решение о приостановлении государственной регистрации прав по заявлению N КУВД-001/2022-22716307/1, в котором в качестве причины приостановления указано, со ссылкой ст. 209 ГК РФ, что при проведении правовой экспертизы документов государственным регистратором установлено, право собственности ГУП "Центр эффективного использования собственности города" на объект недвижимости, указанный в заявлении не зарегистрировано, соответственно ГУП "Центр эффективного использования собственности города" не может распоряжаться данным объектом недвижимости.
19.07.2022 дополнительным заявлением для устранения причин приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав N КУВД-001/2022-22716307/3, Обществом представлены Распоряжение ДИЗО, выписка из ЕГРН, сопроводительное письмо и документы, подтверждающие полномочия удостоверяющего копии лица.
Уведомлением от 15.09.2022 Севреестром принято решение об отказе в государственной регистрации прав в связи с истечением срока приостановления, указанного в решении о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов), и не устранением приведенной(ых) в данном уведомлении причины (причин), препятствующей(их) осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Полагая, что указанные действия, выраженные в приостановлении и последующем отказе в государственной регистрации права, являются незаконными и нарушают права Общества, как арендатора объекта недвижимости, последний обратился в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности действий регистрирующего органа, совершенных при наличии правовых оснований для отказа в государственной регистрации договора аренды объекта недвижимости, так как в ЕГРН отсутствует запись о правах в отношении здание с кадастровым номером 91:04:001010:658, указанным в заявлении Общества о государственной регистрации от 01.06.2022, в том числе о праве собственности ГУП "Центр эффективного использования собственности города".
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, в связи с чем, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения ввиду следующего.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При отсутствии указанной совокупности условий требования удовлетворению не подлежат.
Пунктом 1 Положения об Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 19.01.2017 N 23-ПП установлено, что Севреестр является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по государственному кадастровому учету недвижимого имущества на территории города Севастополя, государственной кадастровой оценке объектов недвижимости.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулирует Закон N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ, Закон о регистрации), урегулированы Законом о регистрации, устанавливающим, что правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, названный Закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (статья 2).
Деятельность органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, относится к сфере публично-правовых отношений, регламентирована нормами указанного Закона N 218-ФЗ, а также иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, издаваемыми в соответствии с ним.
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с Законом о регистрации недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (часть 2 статьи 1 Закона о регистрации).
В силу части 3 статьи 1 названного Закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - есть юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В силу пункта 1 статьи 8.1. ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
В частности, согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.
Законом о регистрации установлен заявительный порядок государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
В силу части 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом о регистрации случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом о регистрации порядке.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 21 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено названным Законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Непредставление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также несоответствие требованиям законодательства Российской Федерации формы и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, является в силу пунктов 5, 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации основанием приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, а в случае, если в течение срока приостановления такие причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не устранены, - основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав (статья 27 Закона о регистрации).
При этом, к компетенции органа, осуществляющего государственную регистрацию, отнесена проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав (пункты 1, 2 части 3 статьи 3 Закона о регистрации).
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных указанным федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18 Закона N 218-ФЗ заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно - правового регулирования, в том числе, в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр, посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении;
В данном случае заявитель обратился с заявлением по форме, установленной приказом Росреестра от 19.08.2020 N П/0310 "Об утверждении отдельных форм заявлений в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, требований к их заполнению, к формату таких заявлений и представляемых документов в электронной форме", в котором просил осуществить государственную регистрацию прав именно в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 91:04:001010:658, площадью 1 265, 3 кв.м.
Тогда как в качестве правоустанавливающего документа Общество предоставило договор N 148-А-18 от 18.05.2018, заключенный между ГУП "Центр эффективного использования собственности города" (арендодатель) и ООО "Торговый дом "Жемчугов" (арендатор), согласно которому арендодатель передал за плату во временное владение и пользование объект имущества, находящийся на балансе арендодателя, общей площадью 229, 5 кв.м. с двумя крыльцами, расположенный в отдельно стоящем нежилом здании по адресу: г. Севастополь, ул. Жидилова, д.10 (кадастровый номер здания 91:04:001010:658).
Заявление о государственной регистрации от 01.06.2022 подписано генеральным директором Общества А.Л. Жемчуговым.
Регистрирующий орган при проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных указанным федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав установил, что права собственности на вышеуказанный объект недвижимости с кадастровым номером 91:04:001010:658, указанном в заявлении Общества о регистрации от 01.06.2022, за ГУП "Центр эффективного использования собственности города" не зарегистрировано. Более того, в ЕГРН отсутствуют записи о правах в отношении здания с кадастровым номером 91:04:001010:658.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, фактически сторонами не оспариваются.
Севреестр, оценив предоставленное заявление о государственной регистрации и приложенные к нему документы, установил, что на объект недвижимости с кадастровым номером 91:04:001010:658, записей о правах ГУП "Центр эффективного использования собственности города" не зарегистрировано, соответственно ГУП "Центр эффективного использования собственности города", как сторона по договору аренды отN 148-А-18 от 18.05.2018, не может распоряжаться вышеуказанным недвижимым имуществом.
Общество ошибочно полагает, что регистрирующий орган мог и обязан был по своему усмотрению, на основании проведенной правовой экспертизы скорректировать объект недвижимости, в отношении которого Общество просит провести регистрационные действия с здания с кадастровым номером 91:04:001010:658 на нежилое помещение с кадастровым номером 91:04:001010:1262. Однако законодательством Российской Федерации, регулирующим осуществление государственной регистрации, такой обязанности за регистрирующим органом не закреплено. Регистрационные действия и соответствующая правовая экспертиза проводились строго в соответствии с данными о характеристиках объекта недвижимости, указанным в заявлении Общества от 01.06.2022.
Правовая позиция апеллянта о том, что ошибка при заполнении формы заявления от 01.06.2022 связана с действиями сотрудников ГАУ Цифровой Севастополь - "МФЦ в г. Севастополь", как уполномоченного органа на прием соответствующих заявлений подлежит отклонению.
Судебной коллегией изучено заявление о государственной регистрации права от 01.06.2022, заполненное в соответствии с вышеприведенным законодательством, регулирующим форму такого заявления. Указанное заявление удостоверено подписью генерального директор Общества. Каких-либо нарушений требований к форме не установлено.
Общество, в свою очередь, заявляя вышеуказанный довод о противоправных действиях уполномоченного на прием заявления органа, вопреки требованиям статьи 65 АПК РК каких-либо доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства не предоставило.
При этом установленные главой 24 АПК РФ особенности распределения бремени доказывания не отменяют общего правила доказывания, закрепленного в части 1 статьи 65 АПК РФ, согласно которому каждое участвующее в деле лицо должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих доводов и возражений.
В любом случае, в рамках рассматриваемого спора каких-либо требований к Государственному автономному учреждению "Цифровой Севастополь - Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Севастополь" не заявлено.
Вместе с тем, как следует из пояснений апеллянта, между Обществом и ДИЗО заключен новый договор аренды имущества, находящегося в собственности города Севастополя, с указанием кадастрового номера объекта 91:04:001010:1262 и скорректированной площадью - 230,7 кв.м.
Договор аренды был заключен 30.05.2023 г. под N 12-2023, т.е. после истечения срока договор аренды N 148А-18 от 18.05.2018 г.
Общество указывает на осуществление государственной регистрации данного договора аренды.
Соответственно, с учетом того, что государственная регистрация права аренды не может быть проведена на основании договора аренды N 148А-18 от 18.05.2018, срок действия которого в процессе апелляционного производства истек, принимая во внимание, что правопритязания Общества, направленные на государственную регистрацию права аренды на объект недвижимости с кадастровым номером 91:04:001010:1262 удовлетворены, судебная коллегия констатируют, что отсутствует нарушенное право заявителя, подлежащее судебной защите в настоящем споре, как необходимая составляющая для удовлетворения требований в порядке главы 24 АПК РФ.
Доводы о том, что Общество вынужденно было повторно уплатить государственную пошлину за регистрационные действия подлежат отклонению как не имеющие отношения к рассматриваемому спору, с учетом правомерности приостановления и последующего отказа в государственной регистрации права.
Апелляционная жалоба не содержит доводов и фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, жалоба не может быть признана апелляционным судом обоснованной, в ее удовлетворении следует отказать.
Иных убедительных доводов и ссылок на доказательства, бесспорно опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства дела, имеющие значение для правильного разрешения спора, апеллянт не представил. Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе, влекущие безусловную отмену судебных актов, не нарушены, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для отмены обжалуемого судебного акта. Суд апелляционной инстанции также не усматривает иного правового регулирования спорных отношений, исходя из установленных обстоятельств настоящего спора.
При этом судебная коллегия отмечает, что если в судебном акте не отражены все имеющиеся в деле доказательства либо доводы участвующих в деле лиц, это не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной оценки и проверки (Определения ВС РФ от 05.07.2016 N 306-КГ16-7326, от 06.10.2017 N 305-КГ17-13953, от 19.10.2017).
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 04 апреля 2023 года по делу N А84-8093/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Жемчугов" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Е. Кравченко |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-8093/2022
Истец: ООО "Торговый дом "Жемчугов"
Третье лицо: ГУП "Центр эффективного использования собственности города", Государственное автономное учреждение "Цифровой Севастополь - Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Севастополе", ДИЗО, Плеско Александр Владимирович, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя