15 сентября 2023 г. |
А43-8201/2023 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининой Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Огис Трейд" (ИНН 7724459031, ОГРН 1187746914541)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.06.2023
по делу N А43-8201/2023,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Огис Трейд" о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 28.12.2022 N 052/06/105-3714/2022,
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Огис Трейд" - Васильевой И.В. по доверенности от 12.04.2023 сроком действия один год, диплом о высшем юридическом образовании представлен,
Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области - Копытовой О.Г. по доверенности от 12.01.2023 N ЛШ/280/23 сроком действия один год, Волковой Е.Л. по доверенности от 07.07.2023 N ЛШ/13454/23 сроком действия один год, дипломы о высшем юридическом образовании представлены,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Огис Трейд" (далее - ООО "Огис Трейд", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 28.12.2022 N 052/06/105-3714/2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области (далее - Фонд, заказчик), общество с ограниченной ответственностью "Возрождение" (далее - ООО "Возрождение").
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 28.06.2023 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Огис Трейд" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы указано на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что антимонопольный орган и суд первой инстанции не учли, что предлагаемые Обществом к поставке изделия разрешены к обороту на территории Российской Федерации, соответствуют требованиям технических регламентов и ГОСТ Р 55082-2012, сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга. Государственный заказчик не заявлял о закупке товара для определенной группы граждан-инвалидов. Суд первой инстанции не принял во внимание его доводы, не исследовал надлежащим образом представленные в материалы дела доказательства, что привело к принятию незаконного судебного акта.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу возражает по доводам заявителя жалобы, считая их несостоятельными, а решение суда первой инстанции - законным и обоснованным, и просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
В судебном заседании представители ООО "Огис Трейд" и Управления поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Иные лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения судом норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-261, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что 15.12.2022 в единой информационной системе и на сайте электронной площадки РТС-тендер размещено извещение запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта по объекту закупки "Поставка в 2023 году подгузников для взрослых для обеспечения инвалидов", номер извещения 0232000000122000426 (далее - запрос котировок в электронной форме).
Начальная (максимальная) цена контракта - 69716269,68 руб.
На участие в запросе котировок в электронной форме было подано три заявки, при этом каждая признана комиссией по осуществлению закупок соответствующей требованиям извещения; победителем признано ООО "Огис Трейд" (идентификационный номер заявки 113311431).
ООО "Возрождение" не согласилось с результатом проведенного запроса котировок в электронной форме и обратилось в Управление с жалобой на действия заказчика.
Комиссия Управления, проанализировав заявку победителя запроса котировок в электронной форме ООО "Огис Трейд", пришла к выводу о том, что предложенные характеристики товара полностью соответствовали требования извещения. Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Управление установило, что в заявке на участие ООО "Огис Трейд" содержалась недостоверная информация относительно характеристики товаров, а именно подгузников для взрослых в размерах S, L, XL производства Республики Беларусь.
По результатам рассмотрения материалов комиссия Управления вынесла решение от 28.12.2022 по делу N 052/06/105-3714/2022, которым признала жалобу ООО "Возрождение" необоснованной (пункт 1); установила нарушение требований части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе (пункт 2); решила выдать заказчику, комиссии по осуществлению закупок и оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
28.12.2022 Управление выдало заказчику, комиссии по осуществлению закупок и оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в соответствии с которым предписало:
1. Комиссии по осуществлению закупок в срок до 19 января 2023 года отменить Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.12.2022 N ИЗК1, составленный в ходе проведения закупки.
2. Комиссии по осуществлению закупок в срок до 19 января 2023 года произвести рассмотрение заявок повторно с учетом ранее поданных ценовых предложений в соответствии с выводами, изложенными в решении Комиссии Нижегородского УФАС России от 28.12.2022 N 052/06/105-3714/2022.
3. Оператору электронной площадки в срок до 19 января 2023 года:
3.1. Обеспечить заказчику и комиссии по осуществлению закупок возможность исполнения пунктов 1 и 2 настоящего предписания.
4. Заказчику, комиссии по осуществлению закупок и оператору электронной площадки представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области доказательства исполнения настоящего предписания не позднее одного рабочего дня с момента исполнения.
Не согласившись с решением и предписанием, ООО "Огис Трейд" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и исходил из того, что в данном случае не установлена предусмотренная статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий для признания незаконными ненормативных правовых актов уполномоченного органа.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статья 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) предусматривает, что заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок (часть 1 статьи).
Конкурентными способами являются, в том числе запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок) (пункт 3 части 2 статьи).
В силу части 3 статьи 24 Закона о контрактной системе для целей настоящего Федерального закона, электронный конкурс, электронный аукцион, электронный запрос котировок, закупка товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, считаются также электронными процедурами, а закрытый электронный конкурс, закрытый электронный аукцион - закрытыми электронными процедурами.
Часть 9 статьи 24 Закона о контрактной системе предусматривает, что победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона).
Статья 50 Закона о контрактной системе прописывает порядок проведения электронного запроса котировок.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно подпунктам 1 - 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом потребность заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. Одновременно данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке. Таким образом, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Из материалов дела следует, что Описание объекта закупки содержало, кроме прочего, технические, функциональные, качественные и эксплуатационные характеристики поставляемого товара, а именно:
- подгузники для взрослых. Наименование позиции соответствует наименованию 22-01-06 "Подгузники для взрослых, размер S (объем талии/бедер до 90 см), с полным влагопоглощением не менее 1000 г" согласно Приказу Минтруда России от 13.02.2018 N 86Н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р" КОЗ 01.28.22.01.06 КТРУ 17.22.12.130-00000001;
-подгузники для взрослых. Наименование позиции соответствует наименованию 22-01-07 "Подгузники для взрослых, размер S (объем талии/бедер до 90 см), с полным влагопоглощением не менее 1400 г" согласно Приказу Минтруда России от 13.02.2018 N 86Н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р" КОЗ 01.28.22.01.07 КТРУ 17.22.12.130-00000001;
- подгузники для взрослых. Наименование позиции соответствует наименованию 22-01-08 "Подгузники для взрослых, размер М (объем талии/бедер до 120 см), с полным влагопоглощением не менее 1300 г" согласно Приказу Минтруда России от 13.02.2018 N 86Н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р" КОЗ 01.28.22.01.08;
- подгузники для взрослых. Наименование позиции соответствует наименованию 22-01-09 "Подгузники для взрослых, размер М (объем талии/бедер до 120 см), с полным влагопоглощением не менее 1800 г" согласно Приказу Минтруда России от 13.02.2018 N 86Н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р" КОЗ 01.28.22.01.09;
- подгузники для взрослых. Наименование позиции соответствует наименованию 22-01-10 "Подгузники для взрослых, размер L (объем талии/бедер до 150 см), с полным влагопоглощением не менее 1450 г" согласно Приказу Минтруда России от 13.02.2018 N 86Н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р" КОЗ 01.28.22.01.10;
-подгузники для взрослых. Наименование позиции соответствует наименованию 22-01-11 "Подгузники для взрослых, размер L (объем талии/бедер до 150 см), с полным влагопоглощением не менее 2000 г" согласно Приказу Минтруда России от 13.02.2018 N 86Н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р" КОЗ 01.28.22.01.11;
- подгузники для взрослых. Наименование позиции соответствует наименованию 22-01-12 "Подгузники для взрослых, размер XL (объем талии/бедер до 175 см), с полным влагопоглощением не менее 1450 г" согласно Приказу Минтруда России от 13.02.2018 N 86Н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р" КОЗ 01.28.22.01.12
- подгузники для взрослых. Наименование позиции соответствует наименованию 22-01-13 "Подгузники для взрослых, размер XL (объем талии/бедер до 175 см), с полным влагопоглощением не менее 2800 г" согласно Приказу Минтруда России от 13.02.2018 N 86Н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р" КОЗ 01.28.22.01.13.(том 1 л.д.140 оборот-141с оборотом)
В Описании объекта закупки заказчик указал также, что "подгузники для взрослых должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 55082-2012 Изделия бумажные медицинского назначения. Подгузники для взрослых. Общие технические условия (том 1 л.д.140)
В Требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению (далее- Требования) указано, что подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работ, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке (пункт 1) (том 1 л.д.142).
Согласно подпункту 2 пункта 3 Требований заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки: а) характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в файле Описание объекта закупки, товарный знак (при наличии у товара товарного знака) (том 1 л.д.142).
В силу пункта 4.1 ГОСТ Р 55082-2012 в зависимости от обхвата талии/бедер человека изготовляют подгузники указанных в таблице 1 групп.
Группа подгузников |
Размерный ряд по обхвату талии/бедер, см |
Сверхмалые |
До 60 |
Малые |
До 90 |
Средние |
До 120 |
Большие |
До 150 |
Сверхбольшие |
До 175 |
Примечания 1 Классификация подгузников по группам и условные обозначения групп соответствуют условным обозначениям, принятым в международной практике. В условные обозначения могут быть включены номера подгузников в соответствии с национальной и/или международной практикой. 2 Допускаются другие варианты размерного ряда в каждой группе подгузников, устанавливаемые изготовителем. |
ООО "ОГИС ТРЕЙД" оформило свою заявку в соответствии с Требованиями к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению, что указал и сам антимонопольный орган в своем решении, признав необоснованной жалобу ООО "Возрождение" (пункт 1 решения).
В то же время Управление в рамках проверки посчитало, что при проведении запроса котировок в электронной форме допущено нарушение части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании решения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), предложенных участником закупки, подавшим такую заявку, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые предложения, предусмотренные пунктом 3 или 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других таких заявок;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В силу части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки; 2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки; 3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона; 4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона); 5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств); 6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом; 7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона; 8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Проанализировав содержание приложенного к заявке ООО "ОГИС Трейд" регистрационного удостоверения МИ-RUBY -000017 от 08.07.2022, выданного Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (том 1 л.д.87-90), сертификата соответствия N РОСС.RU.НХ37.Н6412 N0609571, выданного Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии N0609571 (том 1 л.д.91), а также регистрационного досье к вышеуказанному регистрационному удостоверению, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что заявка ООО "ОГИС Трейд" содержала недостоверную информацию в отношении характеристик товаров в части размеров S, L, XL.
Сертификация обеспечивает ввоз в Россию товаров, соответствующих стандартам и другим национальным документам, устанавливающим обязательные требования к товарам, исходя из Российского законодательства, обеспечивая безопасность и экологическую чистоту товаров; функциональные свойства товаров; уверенность в объективности и компетентности оценки товаров при их сертификации; оперативность сертификации и удобство для заявителя; признание зарубежных сертификатов и протоколов испытаний должно быть взаимным.
Документом, подтверждающим соответствие товаров установленным требованиям, является сертификат, выданный по правилам Системы сертификации ГОСТ Р (любой из числа приведенных в упомянутом Порядке о ввозе).
Согласно ГОСТ Р 55082-2012 классификация подгузников по группам и условные обозначения групп соответствуют условным обозначениям, принятым в международной практике. В условные обозначения могут быть включены номера подгузников в соответствии с национальной и/или международной практикой. Допускаются другие варианты размерного ряда в каждой группе подгузников, устанавливаемые изготовителем.
Регистрационное удостоверение на медицинское изделие представляет собой официальный документ, разрешающий провоз, реализацию и использование медицинских изделий (в том числе оборудования, расходных материалов, препаратов, таблеток) на территории Российской Федерации.
Из регистрационного досье следует, что подгузники для взрослых в размерах S, L, XL производства Республика Беларусь, производятся с указанными ниже характеристиками, а именно:
-подгузники для взрослых одноразовые медицинского назначения Standart, размер S (Обхват талии/бедер, см 55-80), с полным влагопоглощением не менее 1000 г,
-подгузники для взрослых одноразовые медицинского назначения Standart Plus, размер S (Обхват талии/бедер, см 55-80), с полным влагопоглощением не менее 1400 г,
-подгузники для взрослых одноразовые медицинского назначения Standart, размер L (обхват талии/бедер, см 100-145), с полным влагопоглощением не менее 1450 г,
-подгузники для взрослых одноразовые медицинского назначения Standart Plus, размер L (обхват талии/бедер см 100-145), с полным влагопоглощением не менее 2000 г,
-подгузники для взрослых одноразовые медицинского назначения Standart, размер XL (обхват талии/бедер см 130-170), с полным влагопоглощением не менее 1450 г,
-подгузники для взрослых одноразовые медицинского назначения Standart Plus, размер XL (обхват талии/бедер см 130-170), с полным влагопоглощением -2800 г.
Управление считает, ООО "Огис Трейд" указало характеристики товара большего размера (размер S на 10 сантиметров, размеры L и XL - на 5 сантиметров), то есть предоставило недостоверную информацию об объеме талии/бедер подгузников для взрослых по позициям 1-2 (размер S), 5-6 (размер L), 7-8 (размер XL).
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с таким подходом к рассматриваемому вопросу с учетом следующего.
Так, в рамках Закона о контрактной системе заказчик имеет возможность и право установить характеристики товара, соответствующие его потребностям, обосновав необходимость использования таких показателей, что следует из пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в данном случае заказчик при проведении запроса котировок в электронной форме не указал в документации информацию, что закупка проводилась для удовлетворения потребностей только определённой категории инвалидов с конкретными показателями объема талии/бедер.
В связи с этим заключение антимонопольного органа о невозможности заявителем по делу поставить подгузники для взрослых в размере S с обхватом талии/бедер 85 см является ни на чем не основанным предположением.
Кроме того, в рассматриваемом случае требуемое значение параметров закупаемых товаров сопровождалось формулировкой "до", а также ссылкой на соответствие требованиям ГОСТ Р 55082-2012.
Исходя из указанных заказчиком параметров закупаемых товаров и отсутствия формулировок о потребности в определенных показателях объема талии/бедер, учитывая Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению, принимая во внимание содержание приложенного к заявке ООО "ОГИС Трейд" регистрационного удостоверения МИ-RUBY -000017 от 08.07.2022, выданного Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, сертификата соответствия N РОСС.RU.НХ37.Н6412 N0609571, выданного Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии N0609571, регистрационное досье к вышеуказанному регистрационному удостоверению, письмо ООО "БелЭмса" от 30.01.2023 б/н (том 1 л.д.15), письмо Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13.02.2023 N1646-ИК/03 (том 1 л.д.17) и другие доказательства по делу, суд апелляционной инстанции приходит к заключению о том, что заявка ООО "ОГИС Трейд" соответствовала требованиям документации и не содержала недостоверных сведений, соответственно, она не подлежала отклонению на основании части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Общество в своей заявке предложило товары в соответствии с требованиями ГОСТ, описанием объекта закупки и показателями, установленными производителем подгузников для взрослых одноразовых медицинского назначения производителя ООО "БелЭмса".
В действиях закупочной комиссии отсутствовало нарушение части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемое решение в части пунктов 2 и 3 не соответствует Закону о контрактной системе и нарушило права ООО "ОГИС Трейд" в сфере осуществления предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
При этом для настоящего спора не имеет правового значения факт заключения государственного контракта с ООО "Возрождение" и его фактическое исполнение.
Одновременно отсутствуют основания для удовлетворения требования Общества в части признания незаконным оспариваемого решения в части пункта 1, поскольку он никаким образом не нарушает права Общества.
Предписание, выданное на основании решения антимонопольного органа, не имеет самостоятельного юридического значения, в связи с чем правовая порочность решения означает и правовую порочность предписания.
Неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене решения
Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.06.2023 по делу N А43-8201/2023 подлежит отмене в части отказа обществу с ограниченной ответственностью "Огис Трейд" в удовлетворении требования о признании незаконным решения в части пунктов 2 и 3, а также предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 28.12.2022 N052/06/105-3714/2022 с принятием в этой части нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
В остальной части решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.06.2023 по делу N А43-8201/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Огис Трейд" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Законодателем не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
Поскольку суд апелляционной инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с антимонопольного органа в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы по делу в сумме 4500 руб.
На основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина при подаче настоящего заявления в сумме 3000 руб. подлежит возвращению заявителю.
Руководствуясь статьями 176, 268-270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Огис Трейд" удовлетворить частично, решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.06.2023 по делу N А43-8201/2023 отменить в части отказа обществу с ограниченной ответственностью "Огис Трейд" в удовлетворении требования о признании незаконным решения в части пунктов 2 и 3, а также предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 28.12.2022 N052/06/105-3714/2022.
Признать незаконными решение в части пунктов 2 и 3, а также предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 28.12.2022 N 052/06/105-3714/2022 как не соответствующие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В остальной части решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.06.2023 по делу N А43-8201/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Огис Трейд" - без удовлетворения.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Огис Трейд" (ИНН 7724459031, ОГРН 1187746914541) судебные расходы в сумме 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Огис Трейд" (ИНН 7724459031, ОГРН 1187746914541) излишне уплаченную по платежному поручению от 12.04.2023 N 348 государственную пошлину в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-8201/2023
Истец: ООО "ОГИС ТРЕЙД"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
Третье лицо: ООО "ВОЗРОЖДЕНИЕ", ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ