г. Москва |
|
18 сентября 2023 г. |
Дело N А40-192826/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Титовой И.А.,
судей: Фриева А.Л., Порывкина П.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Саидмурадовым А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "СПК-СТРОЙ" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.07.2023 по делу N А40-192826/22, по иску Министерства внутренних дел Российской Федерации (ИНН:7706074737) к ООО "СПК-Строй" (ИНН:9729000728)
о взыскании 7 202 320 руб. 85 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: Никитенко Д.А. по доверенности от 05.04.2023,
от ответчика: Чимрова С.Н. по доверенности от 01.02.2022,
УСТАНОВИЛ:
Министерство внутренних дел Российской Федерации обратилось с учетом уточнения предмета исковых требований к ООО "СПК-Строй" о взыскании 6 809 868 руб. 14 коп. неосновательного обогащения по государственному контракту N 1922188102152007706074737/0173100012519000193 от 23.12.2019 г.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.11.2022 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2023 г. решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.11.2022 г. оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26.05.2023 г. решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.11.2022 г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2023 г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Решением от 03.07.2023 с Общества с ограниченной ответственностью "СПК-Строй" (ИНН 9729000728) в пользу Министерства внутренних дел Российской Федерации (ИНН 7706074737) взыскано 6 809 868 руб. 14 коп. неосновательного обогащения. Взыскано с Общества с ограниченной ответственностью "СПК-Строй" (ИНН 9729000728) в доход Федерального бюджета РФ 57 049 руб. 00 коп. госпошлины.
ООО "СПК-Строй", не согласившись с принятым решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По их мнению, при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела.
В судебном заседании стороны поддержали свои правовые позиции по спору.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив материалы дела, заслушав, лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционных жалоб, находит решение Арбитражного суда города Москвы не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, 23.12.2019 г. между истцом и ответчиком заключен государственный контракт 1922188102152007706074737/0173100012519000193.
В соответствии с вышеуказанным контрактом ответчик обязался выполнять работы, а истец принимать и оплачивать их.
Между сторонами подписаны акты по форме КС-2 и КС-3, приобщенные к материалам дела.
При этом в ходе проводимой проверки контрольно-ревизионным управлением МВД России (справка от 17.12.2020 г.) выявлено, что при приемке работ, связанных с устройством безбалочных перекрытий и покрытий, железобетонных колонн и железобетонных прямолинейных стен в акт приемки работ КС-2 необоснованно включены расходы по оплате материала "палуба опалубки типа "Дока" из бакелизированной фанеры", которые учтены в расходах на текущее поддержание амортизируемых материальных средств (опалубки) в рабочем состоянии, в связи с чем МВД России оплачены как сам материал "палубы опалубки типа "Дока" из бакелизированной фанеры", так и его амортизация.
Кроме того, истцом в материалы дела также представлены акт приемки КС-2, локальная смета на конструктивные решения N 02-01-02, локальный сметный расчет на конструктивные решения N 02-01-02.
На основании вышеизложенного переплата истца с учетом уточнения предмета исковых требований составила 6 809 868 руб. 14 коп.
Согласно п. 2.3. контракта его цена определена на весь срок исполнения контракта и является твердой. При этом цена контракта может изменяться только в случаях, в порядке и на условия, которые установлены Законом о контрактной системе и контрактом.
Пунктом 2.2. контракта предусмотрено, что в цену контракта включены все расходы ответчика, связанные с выполнением всех обязательств по контракту.
В соответствии с п. 6.4.9. контракта истец вправе требовать от ответчика своевременного устранения выявленных в работе недостатков. Ссылаться на недостатки выполняемых работ, в том числе в части объема и стоимости этих работ по результатам проведенных уполномоченными контрольными органами проверок использования лимитов бюджетных обязательств, включенных в цену контракта.
Как следует из п. 6.4.10. контракта при обнаружении уполномоченными контрольными органами несоответствия объема и стоимости выполненных ответчиком работ проектно-сметной документации и акту о приемке выполненных работ, истец вправе вызвать полномочных представителей ответчика для представления разъяснений в отношении выполненных работ.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетом является форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Согласно ст. 34 Бюджетного кодекса принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Осуществление бюджетных расходов на оплату результатов подрядных работ, приобретаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которые выполнены с отступлением в худшую сторону от задания (проектной документации) заказчика, в том числе по объемам работ, используемым материалам, поставленному оборудованию, нарушает данный принцип.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта.
Заказчик обязан осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику (п. 1 ст. 720 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 3.8 контракта любые произведенные истцом платежи, а также принятые истцом работы не освобождают ответчика от устранения выявленных недостатков в принятых и оплаченных истцом работах.
Исковое заявление по настоящему делу направлено на устранение нарушения принципа эффективного использования бюджетных средств с целью защиты публичных интересов и судебную оценку фактов, содержащихся в акте специализированного компетентного органа контроля, в целях баланса интересов сторон спорных правоотношений, при этом проверка, проведенная контрольным управлением, соответствует нормам действующего законодательства и условиям контракта.
В свою очередь в основе спора лежат не разногласия сторон по согласованной твердой цене контракта, а вопрос неосновательного обогащения субподрядчика за счет завышения стоимости ряд работ.
Так, проверка, проведенная контрольным органом, направлена не на защиту какой-либо стороны контракта, а на защиту публичного интереса в виде рационального использования бюджетных средств.
Такие действия сторон, как подписание соответствующих актов приемки, соглашений и т.п., сами по себе не могут означать, что акт проверки теряет юридическую силу применительно к спорным правоотношениям, учитывая то, что возможность последующего контроля прямо предусмотрена условиями контракта.
Статьей 1102 ГК РФ предусмотрено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Из содержания данной статьи следует, что для возникновения обязательства вследствие неосновательного обогащения необходимо наличие одновременно двух обстоятельств: факт неосновательного получения (сбережения) ответчиком имущества или денежных средств, а также то, что неосновательное обогащение ответчика имело место за счет истца.
При этом наличие указанных обстоятельств в совокупности должно доказать лицо, обратившееся в суд с соответствующими исковыми требованиями.
Для возникновения обязательства из неосновательного обогащения необходимо наличие трех условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение произведено за счет другого лица (потерпевшего); приобретение или сбережение имущества произошло в отсутствие сделки или иных оснований.
Решающее значение для квалификации обязательства по ст. 1102 ГК РФ имеет не характер поведения приобретателя (правомерное или противоправное), а отсутствие установленных законом или сделкой оснований для приобретения или сбережения имущества.
Учитывая то, что контрольным органом в ходе проведенной проверки установлена переплата истца при включении расходов по оплате материала "палуба опалубки типа "Дока" из бакелизированный фанеры", которые учтены в расходах на текущее поддержание амортизируемых материальных средств (опалубки) в рабочем состоянии, в то время как возможность проведения соответствующих проверок предусмотрена условиями контракта, то у суда отсутствуют основания признать, что денежные средства приобретены ответчиком на законных основаниях, то 6 809 868 руб. 14 коп. являются неосновательным обогащением и подлежат взысканию в судебном порядке.
Довод отзыва о том, что стоимость работ и затрат, указанных в перечисленных истцом в исковом заявлении актов по форме КС-2 и КС-3 соответствует локальной смете, сметному расчету, что, по мнению ответчика, исключает доводы истца о необоснованном включении расходов и наличии переплаты, отклоняется судом, поскольку в результате контрольной проверки, возможность осуществления которой предусмотрена положениями контракта, выявлено, что расходы по оплате материала "палуба опалубки типа "Дока" из бакелизированной фанеры" учтены в расходах на текущее поддержание амортизируемых материальных средств, доказательств опровержения чего ответчиком в материалы дела не представлено, следовательно, с учетом возможности оспаривания необоснованно оплаченных работ и материала и после подписания акта, а также с учетом принципа эффективного использования бюджетных средств с целью защиты публичных интересов, вышеуказанный довод ответчика признан судом необоснованным.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении заявления и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
В силу изложенного суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела и сделаны при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
руководствуясь ст. ст. 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 03.07.2023 по делу N А40-192826/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "СПК-Строй" (ИНН:9729000728) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 3000 (три тысячи) рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Титова |
Судьи |
А.Л. Фриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-192826/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ООО "СПК-СТРОЙ"
Хронология рассмотрения дела:
22.07.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-31073/2024
07.02.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8914/2023
18.09.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-56194/2023
03.07.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-192826/2022
26.05.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8914/2023
06.02.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-91837/2022
24.11.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-192826/2022