г. Самара |
|
19 сентября 2023 г. |
Дело N А49-7858/2022 |
Резолютивная часть постановления оглашена 14 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 сентября 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ястремского Л.Л.,
судей Дегтярева Д.А., Коршиковой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кистановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Пензы на решение Арбитражного суда Пензенской области от 30.06.2023 по делу N А49-7858/2022 (судья Алексина Г.В.),
принятое по иску публичного акционерного общества "Т Плюс"
к обществу с ограниченной ответственностью "Пенза-Авто"
к муниципальному образованию "город Пенза" в лице администрации города Пензы
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления муниципального имущества города Пензы, Маршала Жукова пл., д. 4, Пенза г., Пензенская область, 440000 (ОГРН 1095836002481, ИНН 5836013675),
об устранении нарушений охранной зоны тепловой сети,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Т Плюс" обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Пенза-Авто", в котором просило суд обязать ООО "Пенза-Авто" запретить стоянку транспортных средств в пределах охранной зоны тепловой сети от ТК 1727 до ТК 1728, расположенной в границах земельных участков с кадастровыми номерами 58:29:1003005:287, 58:29:1003005:240, 58:29:1003005:241, 58:29:1003005:242, 58:29:1003005:243, 58:29:1003005:246, 58:29:1003005:288 по ул. Аустрина, д. 3Б в г. Пензе, путем установки запрещающего знака 3.28 (стоянка запрещена) и нанесением горизонтальной дорожной разметки 1.10 (стоянка запрещена) в течение месяца с даты вступления решения в законную силу.
Исковые требования заявлены на основании ст.ст. 12, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением от 25.10.2022 судом в порядке ст. 49 АПК РФ принято изменение исковых требований в части указания точек координат охранной зоны тепловой сети. Иск считается заявленным об обязании общества с ограниченной ответственностью "Пенза-Авто" запретить стоянку транспортных средств в пределах охранной зоны тепловой сети от ТК 1727 до ТК 1728, расположенной в границах земельных участков с кадастровыми номерами 58:29:1003005:287, 58:29:1003005:240, 58:29:1003005:241, 58:29:1003005:242 58:29:1003005:243, 58:29:1003005:246, 58:29:1003005:288, по улице Аустрина 3 Б в г. Пензе, характерные точки координат охранной зоны тепловой сети: X - 388621.57 Y - 2231192.70, путем установки запрещающего знака 3.28 (стоянка запрещена) и нанесением горизонтальной дорожной разметки 1.10 (стоянка запрещена) в течение месяца с даты вступления настоящего решения в законную силу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, определением суда от 15.11.2022 г. привлечено Управление муниципального имущества г. Пензы.
От третьего лица в материалы дела поступил отзыв на иск, в котором Управление указало, что между Управлением муниципального имущества города Пензы (арендодатель) и ООО "Пенза-Авто" (арендатор) 15.05.2014 был заключен договор N 142/14 аренды земельных участков для целей, не связанных со строительством (договор). В соответствии с п. 1.2 договора участки предоставляются для благоустройства территории, прилегающей к нежилым (административно-производственным) помещениям. До настоящего времени договор не расторгнут, участки арендатором по акту приема-передачи арендодателю не возвращены. Также между Управлением муниципального имущества города Пензы (арендодатель) и ООО "Пенза-Авто" (арендатор) 19.03.2014 г. был заключен договор N 79/14 аренды земельных участков для целей, не связанных со строительством. Договор N 79/14 аренды земельных участков для целей, не связанных со строительством, до настоящего времени не расторгнут, участки арендатором по акту приема-передачи арендодателю не возвращены. На основании изложенного, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления муниципального имущества г. Пензы. Решение по данному делу оставляет на усмотрение суда.
К участию в деле в качестве соответчика определением суда от 11.05.2023 привлечено муниципальное образование "город Пенза" в лице администрации города Пензы.
Арбитражный суд Пензенской области решением от 30.06.2023 исковые требования к муниципальному образованию город Пенза удовлетворил, в удовлетворении иска к обществу с ограниченной ответственностью "Пенза-Авто" отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, муниципальное образование город Пенза в лице администрации города Пензы обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой прocило отменить обжалуемое решение, принять новый судебный акт об отказе в иске, ссылаясь на отсутствие доказательств размещения стоянки на указанном земельном участке, а также на отсутствие оснований для вывода о том, что именно Администрация города создает препятствия в осуществлении деятельности истца или создает угрозу нарушения интересов истца.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором прocил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, третье лицо явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный пришел к вывoду об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Приказом Минэнерго России от 30.08.2016 N 866 утверждена актуализированная схема теплоснабжения города Пензы до 2031 года, и в ЕГРН внесены сведения об охранных зонах тепловых сетей.
По ул. Аустрина, 3 Б в г. Пензе расположена тепломагистраль N 17, участок от ТК 1727 до ТК 1728, принадлежащие на праве собственности истцу, являющемуся единой теплоснабжающей организацией на территории г. Пензы.
По данному участку теплосети в установленном законом порядке зарегистрирована охранная зона тепловых сетей, что подтверждается ответом Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пензенской области исх. N 16/02-157 от 24.01.2017. (т. 1 л.д. 10).
В материалы дела представлена Карта (план) зоны с особыми условиями использования территорий - границ охранной зоны производственно-технологического комплекса - тепловые сети первого эксплуатационного района от 09.08.2016 (т. 1 л.д. 88-89).
Теплосеть от ТК 1727 до ТК 1728 проходит через земельные участки по ул. Аустрина 3Б, кадастровые номера земельных участков: 58:29:1003005:287, 58:29:1003005:240, 58:29:1003005:241, 58:29:1003005:242, 58:29:1003005:243, 58:29:1003005:246, 58:29:1003005:288.
Данные земельные участки относятся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, расположены на территории муниципального образования "город Пенза", находятся в ведении муниципального образования "город Пенза".
Земельные участки переданы в аренду ООО "Пенза-Авто" в соответствии с условиями договоров аренды земельного участка для целей, не связанных со строительством N 142/14 от 15.05.2014 (т. 1 л.д. 114-117), N 79/14 от 19.03.2014 г. (т. 1 л.д. 127-133). Договоры аренды заключены между ООО "Пенза-Авто" (арендатор) и Управлением муниципального имущества г. Пензы (арендодатель).
Судом первой инстанции установлено, что в ходе проведенного ПАО "Т Плюс" обследования состояния тепловых сетей было установлено, что в границах указанных земельных участков расположена стоянка транспортных средств в границах охранной зоны тепловых сетей.
Данное обстоятельство отражено в акте осмотра тепловой сети от 03.12.2021 (т. 1 л.д. 11) с фотофиксацией (т. 1 л.д. 12).
Указывая на то, что действия ответчиков являются нарушением норм законодательства, создают реальную угрозу возникновения аварийных ситуаций, создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также угрозу причинения ущерба имуществу истца, истец обратился в суд с иском, в котором просит суд обязать ответчиков запретить стоянку транспортных средств в пределах охранной зоны тепловой сети от ТК 1727 до ТК 1728, расположенной в границах земельных участков с кадастровыми номерами 58:29:1003005:287, 58:29:1003005:240, 58:29:1003005:241, 58:29:1003005:242 58:29:1003005:243, 58:29:1003005:246, 58:29:1003005:288, по улице Аустрина 3 Б в г. Пензе, характерные точки координат охранной зоны тепловой сети: X - 388621.57 Y - 2231192.70, путем установки запрещающего знака 3.28 (стоянка запрещена) и нанесением горизонтальной дорожной разметки 1.10 (стоянка запрещена) в течение месяца с даты вступления настоящего решения в законную силу.
Удовлетворяя заявленные к муниципальному образованию требования, суд первой инстанции признал доказанным факт размещения автостоянки в границах охранной зоны тепловых сетей в обозначенных координатами границах подтвержден материалами дела.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пунктом 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона о теплоснабжении, подпунктом 20 статьи 14 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статьями 31, 33 Устава города Пензы администрацией города Пензы утвержден "Проект организации дорожного движения в городе Пенза" вместе с "Реестром разработанных локальных схем организации дорожного движения", суд первой инстанции пришел к выводу, что администрация г. Пензы является лицом, в чьи полномочия входит принятие решения об установке дорожных знаков.
Оценив приведенные в апелляционной жалобе доводы заявителя, суд апелляционной инстанции нашел их необоснованными.
В границах земельных участков, по ул. Аустрина ЗБ с кадастровыми номерами: 58:29:1003005:287, 58:29:1003005:240, 58:29:1003005:241, 58:29:1003005:242, 58:29:1003005:243, 58:29:1003005:246, 58:29:1003005:288 расположена стоянка транспортных средств в границах охранной зоны тепловых сетей.
В силу пункта 5 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных Приказом N 197 (далее - Правила) в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается устраивать стоянки всех видов машин и механизмов.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее-Закон N 196-ФЗ) парковка (парковочное место) - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся, в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что на ответчика в силу норм действующего законодательства возлагаются обязанности по его надлежащему содержанию. В соответствии с положением пункта 7 статьи 3 Закона N 257-ФЗ, устанавливающего, что владельцами автомобильных дорог могут быть исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации, Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Закона N 257-ФЗ). Данные правила подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям.
Из совокупности перечисленных правовых норм следует, что на Муниципальное образование "город Пенза" в лице администрации города Пензы возложена обязанность по обеспечению соблюдения обязательных для него требований. Одной из таких обязанностей является запрет размещения стоянок в охранных зонах тепловых сетей, которая одновременно направлена как на обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения, так и на обеспечение безопасности дорожного движения.
Факт размещения автостоянки в границах охранной зоны тепловых сетей в обозначенных координатами границах подтвержден материалами дела.
В силу абзаца второго пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137), распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
В соответствии с Законом N 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения, в том числе организация одностороннего движения, установка дорожных знаков, нанесение горизонтальной дорожной разметки, размещение искусственных неровностей, регулирование режима работы светофорных объектов, отнесены исключительно к компетенции владельцев дорог.
В этой связи запрет парковки автомобилей и установка дорожного знака распространяется на ответчика как владельца земельного участка.
Таким образом, на данный момент фактическое использование части земельного участка для парковки автомобилей сложилось, соблюдение указанного запрета, требует проведения работ по организации дорожного движения, как единственного и в то же время наименее обременительного для владельца земельного участка способа - путем установки запрещающего знака "Стоянка запрещена".
Администрация города Пензы является лицом, в чьи полномочия входит установление создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Пензы (п.1.30 ж ст.ЗЗ Устава г.Пензы).
В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статьями 31, 33 Устава города Пензы администрацией города Пензы утвержден "Проект организации дорожного движения в городе Пенза" вместе с "Реестром разработанных локальных схем организации дорожного движения".
Таким образом, администрация г. Пензы является лицом, в чьи полномочия входит принятие решения об установке дорожных знаков.
Пунктом 17 Правил установлено, что работникам предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа к объектам тепловых сетей, находящихся на территории других предприятий, для их обслуживания и ремонта.
Предприятия, организации, граждане в охранных зонах тепловых сетей и вблизи них обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев.
Факт размещения автостоянки в границах охранной зоны тепловых сетей в обозначенных координатами границах подтвержден материалами дела, а именно в ходе проведенного ПАО "Т Плюс" обследования состояния тепловых сетей было установлено, что в границах выше указанных земельных участков расположена стоянка транспортных средств в границах охранной зоны тепловых сетей.
Таким образом, Муниципальным образованием "город Пенза" в лице администрации города Пензы не обеспечена возможность беспрепятственного доступа к объектам тепловых сетей, находящихся в пределах охранной зоны тепловой сети от ТК 1727 до ТК 1728, расположенной в границах земельных участков с кадастровыми номерами 58:29:1003005:287, 58:29:1003005:240, 58:29:1003005:241, 58:29:1003005:242, 58:29:1003005:243, 58:29:1003005:246, 58:29:1003005:288 по улице Аустрина 3 Б в г. Пензе, для их обслуживания и ремонта.
Позиция истца по настоящему спору согласуется с выводами судебной практики - постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2023 по делу N А49-8696/2022; Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18.07.2023 N Ф06-4134/2023 по делу N А49-5737/2022.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1. пункта 1 статьи 333.37. Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 30.06.2023 по делу N А49-7858/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.Л. Ястремский |
Судьи |
Д.А. Дегтярев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-7858/2022
Истец: ПАО "Т Плюс", ПАО "Т Плюс" в лице филиала "Мордовский"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПЕНЗЫ, МО "город Пенза" в лице Администрации города Пензы, ООО "Пенза-Авто"
Третье лицо: Управление муниципального имущества города Пензы