г. Москва |
|
18 сентября 2023 г. |
Дело N А40-68823/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Кочешковой М.В., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
помощником судьи А.О. Казнаевым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "РУССОЛЬ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.06.2023 по делу N А40-68823/23
по заявлению ООО "РУССОЛЬ"
к Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании незаконным и отмене решения об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Ростехнадзора N ВХ.УЛ.00.002905.23 от 02.03.2023 г
при участии:
от заявителя: |
Караськина М.С. по доверенности от 15.02.2023; |
от заинтересованного лица: |
Крайнова Е.Н. по доверенности от 03.07.2023; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "РУССОЛЬ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (далее - Ростехнадзор) о признании незаконным и отмене решения об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Ростехнадзора N ВХ.УЛ.00.002905.23 от 02.03.2023.
Решением суда от 05.06.2023 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представители общества, Ростехнадзора в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей общества и Ростехнадзора, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в Ростехнадзор с заявлением исх. N 5833 от 16.12.2022 о внесении изменений в реестр лицензий в связи с дополнением мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
22.12.2022 Ростехнадзор уведомил общество о необходимости устранения выявленных нарушений и необходимости представить копию договора аренды, а также реквизитов документов, подтверждающих ввод объектов в эксплуатацию.
19.01.2022 в ответ на уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений в адрес Ростехнадзора направлено заявление исх. N 197 от 19.01.2023.
13.03.2023 обществом получено уведомление N ВХ.УЛ.00.002905.23 от 02.03.2023 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Ростехнадзора.
Полагая указанный отказ незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности Ростехнадзором законности принятого решения и об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований.
Порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (далее - объекты), осуществляемой юридическими лицами (в том числе иностранными юридическими лицами) и индивидуальными предпринимателями (далее - лицензируемый вид деятельности) установлен Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 N 1661 (далее - Положение о лицензировании).
Согласно подпункту "е" пункта 5 Положения о лицензировании лицензионным требованием к лицензиату является, в том числе, обеспечение проведения подготовки и аттестации в области промышленной безопасности работников, в том числе руководителей организаций, осуществляющих деятельность на объектах, в соответствии со статьями 9 и 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 3 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ).
В соответствии с п. 19 приказа Ростехнадзора от 26.11.2020 N 458 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Основные требования безопасности для объектов производств боеприпасов и спецхимии" руководители и работники организаций, на производстве которых ведутся технологические процессы, должны быть аттестованы в области промышленной безопасности в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2019 N 1365 "О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики".
Категории работников, обязанных получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности, определены п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25.10.2019 N 1365 "О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений. безопасности в сфере электроэнергетики".
В соответствии с пунктом 1 статьи 14.1 Федерального закона N 116-ФЗ работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности.
Согласно подпункту "а" пункта 2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2019 N 1365 (далее - Положение об аттестации), аттестацию в области промышленной безопасности, в том числе первичную аттестацию в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 14.1 Федерального закона N 116-ФЗ проходят, в том числе руководители организаций (обособленных подразделений организаций), осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов, а также изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах.
В соответствии со ст. 273 ТК РФ руководитель организации - физическое лицо, которое в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.
Таким образом, руководитель организации, осуществляющей проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов, а также изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, обязан пройти аттестацию в области промышленной безопасности.
Вместе с тем, в Положении об аттестации не отражено, что если в должностные обязанности руководителя не входят вышеперечисленные вопросы, он не обязан проходить аттестацию в области промышленной безопасности.
Согласно Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность, безопасность опасных производственных объектов) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
При этом допущенное обществом невыполнение нормативно установленных требований к аттестации руководителя организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, в области промышленной безопасности может повлечь негативные последствия и привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей на опасном производственном объекте.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что отказ Ростехнадзора во внесении изменений в реестр лицензий от 02.03.2023 N ВХ.УЛ.00.002905.23 является законным и обоснованным и не противоречит требованиям Федерального закона N 116-ФЗ.
Довод жалобы о том, что требования к лицензиату не могут быть строже требований к соискателю лицензии, отклоняется апелляционным судом, так как в соответствии с подпунктом "л" пункта 4 Положения о лицензировании прохождение подготовки и аттестации в области промышленной безопасности работников, в том числе руководителей организаций (обособленных подразделений организаций), осуществляющих деятельность на объектах, в соответствии со статьями 9 и 14.1 Федерального закона N 116-ФЗ является одним из лицензионных требований к соискателю лицензии.
Соблюдение соискателем лицензии требования к аттестации в области промышленной безопасности руководителя такой организации (ее обособленного подразделения), может быть обеспечено путем аттестации руководителя организации, указанного в статье 273 ТК РФ, и (или) руководителя обособленного подразделения организации, несущего в соответствии с пунктом 10 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 N 2168, ответственность за организацию производственного контроля на опасных производственных объектах, эксплуатация которых подлежит лицензированию.
Соискателем лицензии является юридическое лицо, обратившееся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии, а лицензиатом - юридическое лицо, имеющее лицензию (статья 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Общество является лицензиатом, а не соискателем лицензии, и должно соответствовать требованиям, установленным подпунктом "е" пункта 5 Положения о лицензировании.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по сути повторяют правовую позицию общества в суде первой инстанции.
Вместе с тем, им уже дана надлежащая правовая оценка с подробным указанием мотивов и причин их отклонения.
При наличии указанных обстоятельств оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения требований общества не установлено.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем, отмене не подлежит.
Нормы материального права были правильно применены судом. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену судебного акта, проверкой не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05.06.2023 по делу N А40-68823/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-68823/2023
Истец: ООО "РУССОЛЬ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ