город Ростов-на-Дону |
|
19 сентября 2023 г. |
дело N А53-16502/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Маштаковой Е.А., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Боровковой Е.С.,
при участии:
от Министерства финансов Ростовской области: представитель Дудко Г.В. по доверенности от 09.01.2023 N 97-07/5;
от Администрации города Ростова-на-Дону: представитель Янин В.В. по доверенности от 19.10.2022 N 59.1/451;
от Министерства труда и социального развития Ростовской области: представитель Балашова М.Ю. по доверенности от 09.08.20232 N 27-6/6769.
от Муниципального унитарного предприятия "Ростовская транспортная компания": представителей не направил, извещен надлежащим образом;
от иных третьих лиц: представителей не направили, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Министерства финансов Ростовской области, Муниципального унитарного предприятия "Ростовская транспортная компания"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 30.05.2023 по делу N А53-16502/2021
по иску Муниципального унитарного предприятия "Ростовская транспортная компания" (ОГРН 1026104370423, ИНН 6168047440)
к Министерству финансов Ростовской области
(ОГРН 1026103168134, ИНН 6163030330)
при участии третьих лиц - Администрации города Ростова-на-Дону (ОГРН 1026103282743, ИНН 6164056684), Муниципальному унитарному предприятию "Ростовпассажиртранс" (ОГРН 1026103170026, ИНН 6163050739), Департаменту транспорта города Ростова-на-Дону (ОГРН: 1026103285482, ИНН 6164060627), Министерству труда и социального развития Ростовской области (ОГРН 1026103171104, ИНН 6163022298)
о взыскании убытков.
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Ростовская транспортная компания" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Министерству финансов Ростовской области (далее - ответчик) о взыскании убытков в виде неполученной платы за предоставленный проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования льготных пассажиров, включенных в федеральный регистр в размере 32 970 157,08 рублей (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 30.05.2023 по делу N А53-16502/2021 с учетом определения об исправлении описки, опечатки от 04.07.2023 по делу NА53-16502/2021 исковые требования удовлетворены частично. Взысканы с Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области за счет средств казны Ростовской области в пользу Муниципального унитарного предприятия "Ростовская Транспортная Компания" убытки в размере 2 198 253,08 рублей.
Министерство финансов Ростовской области обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что в материалах дела отсутствуют доказательства несения истцом убытков в результате незаконных (противоправных) действий публичного правового образования - Ростовская области в лице Министерства финансов Ростовской области. Истец МУП "РТК" не оспаривал сумму возмещения по договору от 30.06.2016 N 140 за весь период 2019 года. Денежные средства, приходящиеся из доли в общем объеме перевозок федеральных льготников, получены МУП "РТК" в полном объеме.
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы указал, что использование истцом данных о количестве поездок федеральных льготников в 2019 году на один единый социальный проездной билет (ЕСПБ) в месяц, без имеющихся в материалах дела доказательств, подтверждающих фактическое (реальное) количество перевезенных граждан льготной категории, не может служить основанием для удовлетворения исковых требований.
Муниципальное унитарное предприятие "Ростовская транспортная компания" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что судом первой инстанции не учтено, что количество поездок в месяц на одного пассажира, в том числе льготных категорий, указанное в столбце 5 строки 3 раздела 1 "Результат обследования пассажиропотока, проведенного в 2019 году по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Ростове-на-Дону (свод по городскому пассажирскому транспорту)" Результатов обследования пассажиропотока общественного транспорта городского сообщения в 2019 году, утвержденных заместителем главы Администрации города Ростова-на-Дону по транспорту и дорожному хозяйству от 04.03.2020 г. (23,62), рассчитывается при условии, что каждый гражданин, включенный в федеральный регистр, приобрел себе единый социальный проездной билет, то есть исходя от количества зарегистрированных человек, имеющих льготу в принципе.
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы указал, что расчетное количество поездок в месяц на одного пассажира льготной категории граждан от общего количества зарегистрированных человек, имеющих льготу, приведенное в пункте 3 раздела 1 Результатов обследования пассажиропотока не может применяться для расчета убытков МУП "РТК", так как эта цифра носит исключительно информационный характер.
Судом первой инстанции не принята во внимание позиция судов первой, апелляционной и кассационной инстанций, а также Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в рамках дела N А53-5658/2021 по аналогичному спору, в котором в качестве истца выступал другой перевозчик, выполняющий работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам на маршрутах г. Ростова-на-Дону.
05.07.2023 от Министерства финансов Ростовской области поступили дополнения к апелляционной жалобе.
В связи с нахождением в отпуске судьи Новик В.Л. в составе суда произведена замена судьи Новик В.Л. на судью Чотчаева Б.Т., в порядке, установленном статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с заменой судьи в составе суда рассмотрение апелляционной жалобы производится с самого начала.
Установлено, что в судебное заседание не явился истец, третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства.
Суд рассматривает дело в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От Министерства труда и социального развития Ростовской области в апелляционный суд поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен судом к материалам дела.
От Министерства финансов Ростовской области поступили дополнительные материалы, которые приобщенные судом к материалам дела.
Представители сторон, обеспечивших явку в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы Министерства финансов Ростовской области, дали пояснения по существу спора.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, предприятие является коммерческим транспортным предприятием, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров трамваями и троллейбусами по маршрутам в городском сообщении на платной основе в городе Ростове-на-Дону.
Наряду с перевозкой пассажиров, осуществляющих полную оплату услуги за проезд по тарифам, установленным администрацией города Ростова-на-Дону в общественном городском транспорте, предприятие оказывало услуги по перевозке отдельным категорий граждан, имеющим право на бесплатный или частично оплачиваемый проезд в общественном городском транспорте в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с договором на выполнение пассажирских перевозок городским общественным транспортом на маршрутах г. Ростова-на-Дону от 01.01.2006 N 12 (далее - договор N 12), заключенным муниципальным учреждением "Департамент транспорта" (заказчик) и МУП "Ростовая Транспортная компания" (исполнитель), заказчик предоставляет исполнителю возможность использования городской маршрутной сети, контактных сетей и подстанций, обеспечивающих работу электротранспорта и остановочных комплексов, а исполнитель осуществляет пассажирские перевозки на маршрутах г. Ростова-на-Дону с использованием существующих маршрутных сетей и остановочных комплексов города (трамваями).
Согласно пункту 2.4 договора N 12 перевозчик обязан обеспечивать перевозку льготных категорий граждан в соответствии с правилами и порядком, установленным Правительством РФ, исполнительными органами субъекта РФ и органом местного самоуправления.
Данный договор расторгнут 21.02.2020.
В соответствии с договором на выполнение пассажирских перевозок городским электротранспортом по маршрутам города Ростова-на-Дону от 09.11.2017 N 21-4 (далее - договор N 21-4), заключенным Департаментом транспорта города Ростова-на-Дону (заказчик) и МУП "Ростовая Транспортная компания" (перевозчик), заказчик предоставляет перевозчику право обслуживания определенного настоящим договором городского маршрута(ов) регулярных перевозок и поручает, а перевозчик принимает на себя обязательства по оказанию гражданам транспортных услуг по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа (ручной клади) электротранспортом по маршрутам города Ростова-на-Дону (троллейбусы) (п. 1.1).
Согласно пункту 3.2.14 договора N 21-4 перевозчик обязан обеспечивать перевозку льготных категорий граждан в соответствии с правилами и порядком, установленным Правительством РФ, исполнительными органами субъекта РФ и органом местного самоуправления.
Данный договор расторгнут 21.02.2020.
Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 18.09.2014 N 1058 "Об определении уполномоченной организации, реализующей мероприятия по обеспечению проезда на городских маршрутах отдельным категорий граждан" (в редакции постановления от 23.05.2016 N 622) постановлено определить МУП "МТК "Ростовпассажиртранс" уполномоченной организацией по получению и распределению сумм, вырученных от реализации ЕСПБ между организациями, осуществляющими перевозку на маршрутах города Ростова-на-Дону в городском сообщении.
В соответствии с Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 18.09.2014 N 1058, в целях возмещения получения возмещения расходов по перевозке федеральных льготников 30.06.2016 между МУП "МТК "Ростовпассажиртранс" (уполномоченная организация) и МУП "Ростовская транспортная компания" (транспортное предприятие) заключен договор N 140.
МУП "Ростовская транспортная компания" получало в 2019 году компенсацию расходов по перевозке льготных категорий граждан, отнесенных к федеральному регистру исходя из стоимости единого социального проездного билета с учетом доли МУП "Ростовская транспортная компания" в перевозке.
Полагая, что с учетом установленных тарифов на перевозку пассажиров и количества перевезенных льготных категорий граждан величина компенсации не приводит к полному возмещению понесенных обществом расходов по перевозке льготной категории пассажиров, МУП "РТК" обратилось в суд с иском о взыскании убытков.
Удовлетворяя частично заявленное обществом требование, суд первой инстанции, сославшись на положения статей 15, 16, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, указал, что поскольку в данном случае МУП "Ростовская Транспортная Компания" оказаны услуги по перевозке граждан, включенных в федеральный регистр, убытки, возникшие у истца в связи с предоставлением льгот в общественном пассажирском транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, подлежат возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, сделав вывод об обоснованности заявленного обществом требований о взыскании убытков в размере 2 198 253,08 руб., суд первой инстанции не учел следующее.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации регулируются отношения по организации регулярных перевозок, при условии, если они не урегулированы нормативными правовыми актами федерального уровня.
Постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 утверждено приложение N 3 "Положение о расходовании средств областного бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и условиях обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта" (далее - Положение) (в редакции, действующей в спорный период).
Согласно пункту 7 Положения право на льготный проезд на общественном транспорте по городским и внутрирайонным маршрутам предоставляется федеральным льготникам независимо от размера ежемесячных денежных выплат, которые они получают, по единым социальным проездным билетам (далее - ЕСПБ) стоимостью 265,0 руб., реализуемым организациями, осуществляющими выплату пенсий, федеральным льготникам и лицам, сопровождающим инвалидов I группы и детей-инвалидов.
Министерство труда и социального развития Ростовской области поручает на договорной основе органам социальной защиты населения городских округов и муниципальных районов выполнение отдельных организационных работ, связанных с возмещением расходов за льготный проезд федеральных льготников на общественном транспорте по городским и внутрирайонным маршрутам (пункт 9 Положения).
Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 18.09.2014 N 1058 "Об определении уполномоченной организации, реализующей мероприятия по обеспечению проезда на городских маршрутах отдельным категорий граждан" (в редакции постановления от 23.05.2016 N 622) постановлено определить МУП МТК "Ростовпассажиртранс" уполномоченной организацией по получению и распределению сумм, вырученных от реализации ЕСПБ между организациями, осуществляющими перевозку на маршрутах города Ростова-на-Дону в городском сообщении.
Договором от 30.06.2016 N 140, заключенным между МУП "МТК "Ростовпассажиртранс" (уполномоченная организация) и МУП "Ростовская транспортная компания" (транспортное предприятие), установлено, что транспортное предприятие обязуется обеспечить перевозку федеральных льготников по ЕСПБ (пп. 2.1.1 п. 2.1). Уполномоченная организация осуществляет распределение сумм, вырученных от реализации единых социальных проездных билетов (далее - ЕСПБ), между транспортными организациям, осуществляющими перевозку пассажиров на маршрутах города Ростова-на-Дону в городском сообщении. Перечисление денежных средств за предоставленные транспортные услуги по перевозке граждан, включенный в федеральный регистр, в городском пассажирском транспорте (кроме такси) на маршрутах города Ростова-на-Дону в городском сообщении в пределах поступивших на счет уполномоченной организации средств, вырученных от реализации ЕСПБ, с учетом выполненных рейсов (п. 1.2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 1 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.
В предмет доказывания по делу о взыскании убытков входит установление факта причинения и размера понесенных убытков. Противоправность поведения нарушителя при наступлении гражданско-правовой ответственности выражается в незаконности актов, действий или бездействия органов публичной власти.
Для наступления у органа публичной власти гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ, необходимо установление совокупности всех вышеуказанных элементов, составляющих убытки. При этом, отсутствие хотя бы одного из элементов не может привести к наступлению для публичного субъекта гражданско-правовой ответственности в виде убытков.
Убытки являются стоимостной формой выражения имущественного вреда и может включать в себя реальный ущерб (утрату или повреждение имущества, а также расходы, которые произведены (или будут произведены в будущем)), а также упущенную выгоду - неполученные доходы, которые лицо, которому причинен имущественный вред, могло бы получить при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законом, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребительской платы, неисполнение обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Таким образом, именно неисполнение обязанности по выплате компенсации, не полученной от потребительской платы, влечет возникновение убытков.
Порядок компенсации, методика расчета и исходные данные, необходимые для расчета размера выпадающих доходов перевозчиков установлен постановлением N 232, которое является действующим нормативным правовым актом и подлежало применению при рассмотрении данного дела.
Обществом не оспаривается, что понесенные обществом расходы по перевозке льготной категории граждан федерального регистра в 2019 году возмещены обществу в соответствии с постановлением N 232 и условиями договора на основании представленных актов.
Несоответствие закону норм постановления N 232, по которым произведено возмещение расходов по перевозке в общественном транспорте федеральных льготников за спорный период, судом первой инстанции не установлено.
В пункте 12 постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 12 постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснил, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличия убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следовательно, с учетом действующего в Ростовской области правил возмещения расходов транспортным организациям в связи с предоставлением услуг по перевозке обозначенной выше льготной категории граждан и отсутствия договорных отношений предприятия с уполномоченным органом о возмещении неполученных доходов, связанных с предоставлением льготного проезда отдельным категориям граждан, основания для удовлетворения заявленного предприятием требования отсутствовали.
Аналогичная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2023 N 308-ЭС23-2251 по делу N А53-1827/2022, в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.08.2023 по делу N А53-21726/2021.
Поскольку суд первой инстанции установил фактические обстоятельства по делу, но не правильно применил нормы материального права, суд апелляционной инстанции считает возможным отменить обжалуемый судебный акт и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного предприятием требования.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе распределяются между участвующими в деле лицами пропорционального размеру удовлетворенных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.05.2023 по делу N А53-16502/2021 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Истцу в удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Ростовская Транспортная Компания" (ОГРН 1026104370423, ИНН: 6168047440) в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в сумме 187 851 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-16502/2021
Истец: МУП "РОСТОВСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрация г.Ростова-на-Дону, Департамент транспорта г Ростова на Дону, Департамент транспорта города Ростова-на-Дону, Министерство труда и социального развития РО, Министерство труда и социального развития Ростовской области, МУП "МУНИЦИПАЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ "РОСТОВПАССАЖИРТРАНС", МУП "Ростовпассажиртранс"