г. Воронеж |
|
20 сентября 2023 г. |
Дело N А14-6736/2023 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Маховой Е.В.,
без вызова сторон и назначения судебного заседания, в порядке ст. 272.1 АПК РФ, п.п. 47, 49 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве",
рассмотрев апелляционную жалобу федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.06.2023 (резолютивная часть от 26.06.2023) по делу N А14-6736/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745) к федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1035009568736, ИНН 5047041033) о взыскании 205 290, 38 руб. основного долга и 21 673, 93 руб. неустойки,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 30.06.2023 (резолютивная часть от 26.06.2023) по делу N А14-6736/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства, исковые требования федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, истец) к федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ "Росжилкомплекс", ответчик) о взыскании основного долга за поставленную в сентябре 2022 года тепловую энергию в размере 205 290, 38 руб., пени за период с 11.10.2022 по 11.04.2023 в размере 21 673, 93 руб. с последующим пени с 12.04.2023 по день фактической оплаты долга в соответствии с ч. 9.1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" с применением ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день фактической оплаты долга.
Не согласившись с указанным решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ФГАУ "Росжилкомплекс" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, поступившего посредством электронного сервиса подачи документов "Мой арбитр" отзыва ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно приказу Министра обороны России от 02.03.2017 N 155 "О создании федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации" основной целью создания ФГБУ "ЦЖКУ" является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил РФ.
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России согласно Уставу создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Минобороны России в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Основными целями деятельности являются осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил РФ.
Во исполнение приказа Министра обороны России от 02.03.2017 N 155 в целях осуществления основной деятельности - предоставления коммунальных услуг, ФГБУ "ЦЖКУ" передано недвижимое имущество - объекты ВКХ и ТХ (котельные N 9/1, 9/2 по адресу: с. Солоти Валуйского района Белгородской области, Солдатский переулок, 7).
31.08.2022 ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России письмом N 370/У/2/10/2486 направило в адрес ФГАУ "Росжилкомплекс" подписанный со своей стороны проект договора теплоснабжения N 01-10-31-01-027, предметом которого является подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и /или теплоносителя в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором (п. 1.1 договора).
ФГАУ "Росжилкомплекс" подписанный договор не возвратило, протокол разногласий к предложенному проекту договора не направило.
В сентябре 2022 года ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в отсутствие подписанного договора теплоснабжения оказало абоненту услугу по передаче тепловой энергии для нужд отопления в количестве 98, 590650 Гкал на сумму 205 290, 38 руб.
Выставленный истцом ответчику счет на оплату указанных услуг оплачен не был.
Ссылаясь на уклонение ответчика от оплаты задолженности за поставленную в сентябре 2022 года тепловую энергию, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
В силу ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии со ст.ст. 539, 544 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
На основании п. 1 ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные ст.ст. 539-547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
По смыслу ст.ст. 539, 544 ГК РФ обязанность по оплате энергоресурса возлагается на абонента (потребителя). При этом факт отсутствия договорных отношений в силу ст.ст. 8, 307, 309 ГК РФ не освобождает потребителя от обязанности по оплате оказанных коммунальных услуг.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Кроме того, исходя из п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", отсутствие договорных отношений с организацией, от которой лицо получает энергию, не освобождает его от обязанности возместить данной организации стоимость отпущенной энергии.
В силу ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций установлены ФЗ "О теплоснабжении".
В силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Факт поставки истцом тепловой энергии ответчику в сентябре 2022 года в количестве 98, 590650 Гкал на сумму 205 290, 38 руб., подтверждается материалами дела.
Ответчик исковые требования в суде первой инстанции не оспорил, объем и стоимость тепловой энергии в горячей воде документально не опроверг, возражений относительно примененного истцом тарифа на тепловую энергию не заявил, доказательств оплаты долга за сентябрь 2022 года не представил.
Таким образом, суд первой инстанции правильно взыскал с ФГАУ "Росжилкомплекс" в пользу ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России задолженность в размере 205 290, 38 руб.
Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика пени за период с 11.10.2022 по 11.04.2023 в размере 21 673, 93 руб.
В силу ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором (ст. 329 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно п. 33 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" потребители оплачивают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель теплоснабжающей организации по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей, и (или) по ценам, определяемым по соглашению сторон в случаях, установленных ФЗ "О теплоснабжении", за потребленный объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в следующем порядке, если иное не установлено договором теплоснабжения: 35 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го числа текущего месяца, и 50 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до истечения последнего числа текущего месяца; оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя за истекший месяц меньше договорного объема, определенного договором теплоснабжения, а в ценовых зонах теплоснабжения объема, определенного в соответствии с порядком, предусмотренным договором теплоснабжения, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет предстоящего платежа за следующий месяц.
Частью 9.1 ст. ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрено, что потребитель тепловой энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплативший тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору теплоснабжения, обязан уплатить единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
На основании ст. 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
При взыскании суммы неустоек (пеней) в судебном порядке за период до принятия решения суда подлежит применению ставка на день его вынесения (Обзор судебной практики N 3, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016).
Исходя из уточненного расчета истца, пени начислены с применением 1/130 ключевой ставки Банка России - 7,5%, действовавшей по состоянию на дату оглашения резолютивной части решения по делу (информационное сообщение Банка России от 16.09.2022).
ФГАУ "Росжилкомплекс" расчет истца не оспорило, контррасчет не представило, о применении ст. 333 ГК РФ не заявило.
Истец просил о взыскании с ответчика пени по день фактической оплаты основного долга.
В п. 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", указано, что по смыслу ст. 330 ГК РФ истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства.
Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд области правильно удовлетворил исковые требования ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в полном объеме.
Довод апелляционной жалобы ФГАУ "Росжилкомплекс" о том, что ответчиком были предприняты все зависящие от него меры по своевременной оплате потребленного ресурса, подлежит отклонению как документально не подтвержденный.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что неустойку следует рассчитывать исходя из 1/300 ключевой ставки Центрального банка РФ со ссылкой на п. 4 ст. 75 НК РФ, отклоняются апелляционным судом как несостоятельные.
Указанная ответчиком норма Налогового кодекса РФ не применима к рассматриваемым отношениям сторон, возникшим из гражданских правоотношений в сфере теплоснабжения.
Истцом правильно произведен расчет неустойки, исходя из 1/130 ключевой ставки Центрального банка РФ в соответствии с ч. 9.1 ст. ФЗ "О теплоснабжении".
Таким образом, приведенный в апелляционной жалобе контррасчет ответчика на сумму 9 392, 03 руб. отклоняется апелляционным судом как неверный.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ФГАУ "Росжилкомплекс" не имеется.
Суд первой инстанции всесторонне исследовал имеющиеся в деле доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
Заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу положений подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 269, 272.1 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.06.2023 (резолютивная часть от 26.06.2023) по делу N А14-6736/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 288.2 АПК РФ.
Судья |
Е.В. Маховая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-6736/2023
Истец: ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
Ответчик: ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) МО РФ