г. Владивосток |
|
20 сентября 2023 г. |
Дело N А59-3674/2023 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.Л. Сидорович,
рассмотрев апелляционную жалобу отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области,
апелляционное производство N 05АП-5181/2023
на решение от 09.08.2023
судьи Боярской О.Н.
по делу N А59-3674/2023 Арбитражного суда Сахалинской области,
принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области (ИНН 6500005551, ОГРН 1026500532960)
к обществу с ограниченной ответственностью "Строитель" (ИНН 6501281610, ОГРН 1166501051716)
о взыскании финансовых санкций в размере 500 рублей за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль 2022 года,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области (далее - заявитель, отделение, пенсионный фонд, Фонд) обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Строитель" (далее - ответчик, страхователь, общество, ООО "Строитель") о взыскании финансовых санкций в размере 500 рублей за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль 2022 года.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьями 226 - 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по его результатам 31.07.2023 вынесено решение в виде резолютивной части, которым в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
09.08.2023 по ходатайству заявителя судом составлено мотивированное решение.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Фонд обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Фонда в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Фонд указывает, что дополнительные сведения обществом представлены за пределами пятидневного срока с момента направления уведомления, штрафные санкции в указанный срок не уплачены, следовательно, к страхователю должны применяться санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Общество письменный отзыв на апелляционную жалобу Пенсионного фонда не представило.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для вызова сторон в судебное заседание, апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по имеющимся в деле письменным доказательствам в порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Из материалов дела апелляционным судом установлено следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Строитель" зарегистрированного в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 074-001-069385 территориальном органе Пенсионного фонда российской Федерации и является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
20.05.2022 в отношении каждого застрахованного лица по каждой форме сведений Фондом проведена проверка полноты, достоверности и своевременности представления страхователем сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (контрольные мероприятия).
По результатам проверки представленных страхователем сведений по форме СЗВ-ТД и по форме СЗВ-М за февраль 2022 года отделение обнаружило несоответствия между сведениями.
20.05.2022 страхователю направлено Уведомление от 20.05.2022 N б/н об устранении ошибок (несоответствий) между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися в ПФР в отношении 1 застрахованного лица (И Алексея Кенхваевича, СНИЛС: 152-916-169 69).
Как следует из реестра документов программы "АРМ Приема ПФР" 06.06.2022 указанное уведомление получено обществом.
Как посчитал фонд, сведения на 1 застрахованное лицо за февраль 2022 года по форме СЗВ-М (тип формы "исх."), сведения о котором отсутствовали, страхователь впервые подал в адрес территориального органа ПФР 09.06.2022, то есть за пределами установленного Федеральным законом от 01.04.199б N 27-ФЗ срока.
24.06.2022 составлен акт N 074S18220007162 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за февраль 2022 года.
Вышеуказанный акт направлен в адрес должника по телекоммуникационным каналам связи (БПИ).
По результатам проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений о застрахованных лицах, предусмотренных частью 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ управляющим отделения ПФР принято решение N 074S19220007905 от 28.07.2022 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М в размере 500 руб. В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, за непредставление в установленный законом срок сведений к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Указанное решение направлено в адрес должника по телекоммуникационным каналам связи (БПИ).
В связи с тем, что штрафные санкции в размере 500 рублей не были уплачены в добровольном порядке, должнику 12.08.2022 выставлено требование об уплате штрафа N 074S01220007045 в срок до 30.08.2022.
Указанное требование направлено в адрес должника по телекоммуникационным каналам связи (БПИ).
ООО "Строитель" не уплатило штраф в добровольном порядке, что послужило основанием для обращения в суд с заявления о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по штрафам.
Определением Арбитражного суда Сахалинской области от 22.05.2023 по делу N А59-2829/2023 заявителю отказано в выдаче судебного приказа на взыскание 500 рублей финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за февраль 2022 года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения пенсионного фонда в суд с заявлением о взыскании финансовой санкции в порядке производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 272.1 АПК РФ, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в силу следующего.
Согласно части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В соответствии с частью 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В силу статьи 1 названного Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статей 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в пенсионный фонд сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно статье 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации предусмотренные пунктами 2-2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
- страховой номер индивидуального лицевого счета;
- фамилию, имя и отчество;
- идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах", применяемая с 01.04.2016 (форма СЗВ-М).
Как следует из Постановления Пенсионного фонда Российской Федерации N 83п от 01.02.2016, действующего в период представления отчетности, при представлении сведений о застрахованных лицах обязательно заполняется тип формы (код): "исх" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Исходя из положений статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ, указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию, взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, производится территориальными органами пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
На основании статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Аналогичное указание о возможности предоставления корректирующих сведений предусмотрено пунктами 38, 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н, в случае исправления ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Инструкция N 211н дополнена положением о том, что в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок (абзац 4 пункта 40 Инструкции N 211н).
При этом статьей 15 Закона N 27-ФЗ, Инструкцией N 211н предоставлено страхователю право на представление дополнительных сведений (уточненных/исправленных), в том числе с отражением в них сведений в отношении иных застрахованных лиц.
Основания для привлечения к ответственности устанавливаются федеральным законом, соответствующие изменения в статьи 15 и 17 Закона N 27-ФЗ законодателем не вносились, следовательно, принятием новой Инструкции N 211н не могли быть установлены новые основания для привлечения к ответственности, а ранее сложившаяся судебная практика сохраняет свою актуальность.
В целом по смыслу статьи 17 Закона N 27-ФЗ законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователями и пенсионным фондом, допуская привлечение к ответственности только после предложения пенсионным фоном исправить ошибки. Обратный подход не будет стимулировать добросовестных страхователей к последующему контролю своей отчетности, что позволяет создать дополнительные гарантии защиты прав застрахованных лиц.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
С учетом приведенных взаимосвязанных положений статьи 15 Закона N 27-ФЗ и Инструкции N211н следует признать, что исправления и корректировки сведений вносятся в форму в особом порядке при выявлении страхователем ошибки (ошибок) в ранее представленных сведениях в отношении застрахованных лиц.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, решение от 28.07.2022 N 074S19220007905 принято по результатам проведенной камеральной проверки представленной страхователем отчетности по формам СЗВ-М и СЗВ-ТД, уведомление от 20.05.2022 Nб/н об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Фонда направлено в адрес страхователя 20.05.2022, что подтверждается представленными скриншотами из программы "АРМ Приема ПФР" реестра документов. Указанное уведомление получено обществом 06.06.2022, уточненные (исправленные) сведения по форме СЗВ-М в отношении 1 застрахованного лица представлены страхователем 09.06.2022, то есть в пределах 5-дневного срока после получения уведомления.
При указанных обстоятельствах с учетом положений статьи 15 Закона N 27-ФЗ, согласно которым страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом пенсионного фонда Российской Федерации, и в случае представления страхователем уточненных сведений в течении пяти рабочих дней со дня получения уведомления, к такому страхователю не применяются штрафные санкции, у пенсионного органа отсутствовали основания для привлечения к ответственности общества по данному эпизоду.
Кроме того, на момент принятия решения о привлечении к ответственности от 28.07.2022 N 074S19220007905 действовала Инструкция N 211н.
Представление корректирующих сведений предусмотрено пунктами 38, 40 Инструкции N 211н в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с приведенными положениями Закона N 27-ФЗ и Инструкций N 211н страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
Таким образом, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае страхователем реализовано свое право на исправление представленных сведений в установленный законом срок.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции, что оснований для привлечения ООО "Строитель" к ответственности, установленной статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М с типом "исходная" за февраль 2022 года у Фонда не имелось, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно отказал Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области в части взыскания финансовых санкций в размере 500 руб.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
В целом доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
С учетом изложенного основания для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 09.08.2023 по делу N А59-3674/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Судья |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-3674/2023
Истец: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "СТРОИТЕЛЬ"