город Ростов-на-Дону |
|
20 сентября 2023 г. |
дело N А53-11800/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
судей Ковалевой Н.В., Чотчаев Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Семичасновым И.В., при участии представителей:
от истца посредством использования системы "Картотека арбитражных дел (веб-конференция)": Свириной Е.В. по доверенности N 241-22 от 05.12.2022,
от ответчика: Масловского В.В. по доверенности N 753 от 21.12.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания - Россети" (ОГРН 1024701893336, ИНН 4716016979)
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.07.2023 по делу N А53-11800/2023
по иску публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания - Россети" (ОГРН 1024701893336, ИНН 4716016979)
к акционерному обществу "Донэнерго" (ОГРН 1076163010890, ИНН 6163089292)
о взыскании, обязании,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания - Россети" (далее - истец, ПАО "Россети", компания) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к акционерному обществу "Донэнерго" (далее - ответчик, АО "Донэнерго", общество) о взыскании задолженности по договору N 1403/П оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети от 22.01.2018 за период с августа по декабрь 2022 года в размере 5368418,60 руб., пени за период с 22.09.2022 по 20.03.2023 в размере 366806,64 руб., а также пени, начисленной исходя из суммы задолженности за период с 21.03.2023 по день фактической оплаты суммы задолженности, об обязании ответчика подписать акты об оказании услуг за август - декабрь 2022 года без разногласий.
Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что с 2021 года сетевой организацией, оказывающей АО "Доэнэнерго" услуги по передаче энергии, стало ООО "ДОНЭКС"; дополнительное соглашение N 8 к договору N 1403/П об исключении точек поставки ООО "ДОНЭКС", а также уменьшении заявленной мощности на 2021 года в связи с исключением объектов, направленное письмом от 02.02.2021 N 393, ПАО "Россети" не подписано; часть объектов ответчика присоединена опосредованно к сетям третьего лица через объекты истца, не оказывающего услуги по передаче электрической энергии, а другая часть присоединена непосредственно к сетям сетевой организации ООО "Агро-Маркет", расчеты за услуги по передаче электрической энергии должны строиться на величине мощности, учтенной ФАС России в свободном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии в рамках ЕЭС Российской Федерации, то есть должны быть основаны на тарифном решении для смежных сетевых организаций; ответчик ежемесячно в спорном периоде производил оплату услуг третьего лица исходя из утвержденной в Сводном прогнозном балансе заявленной мощности в полном объеме, тем самым соблюдая требования Правил 861 и порядок, лежащий в основе тарифного регулирования сетевых организаций; удовлетворение иска в части сверхтарифного решения приведет к неосновательном обогащению самого истца.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 24.07.2023 в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Россети" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что в связи с утратой статуса сетевой организации ООО "ДОНЭКС" выступает в качестве лица, не оказывающего услуги по передаче электрической энергии, которое не вправе препятствовать перетоку электрической энергии для АО "Донэнерго" и требовать за это оплату. В целях возмещения ПАО "Россети" расходов, которые оно должно нести для поддержания своих сетей в постоянной готовности обеспечить получение потребителями заявленной ими мощности в любой момент регулируемого периода в Сводном прогнозном балансе на 2022 год, утвержденном Приказом ФАС России от 23.11.2021 N 1299/21-ДСП, регулирующим органом установлена величина заявленной мощности АО "Донэнерго" - 62,003 МВт и в отношении точек поставки ООО "ДОНЭКС" - 4,589 МВт, суммарно 66,592 МВт. Судом первой инстанции неправомерно отказано в удовлетворении требований об обязании АО "Донэнерго" подписать акты об оказании услуг за август - декабрь 2022 года без разногласий.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "Доэнэнерго" указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Представитель ответчика против доводов апелляционной жалобы возражал, дал пояснения по существу спора.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ПАО "Россети" в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.10.2003 N 648 и постановлением ФЭК РФ от 25.06.2003 N 49-э/2 является организацией по управлению Единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС).
ПАО "ФСК ЕЭС" оказывает на возмездной договорной основе услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС субъектам оптового рынка, а также иным лицам, имеющим на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании объекты электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к ЕНЭС.
Между ПАО "ФСК ЕЭС" и АО "Донэнерго" заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии по ЕНЭС от 22.01.2018 N 1403/П с протоколом разногласий от 05.03.2018.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 21.12.2018, постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2019 года по делу N А53-26286/2018 разногласия между сторонами по пунктам 1.1, 1.1.1, 1.2.1, 1.2.2, 1.2.4, 1.3, 1.5, 2.1.2, 2.1.4, 2.1.6 - 2.1.8, 2.1.11, 2.2.4, 2.2.6 - 2.2.7, 2.2.10 - 2.2.11, 2.2.18, 2.7, 3.1, 3.3 - 3.4, 4.7 - 4.8, 4.9.2 - 4.9.5, 4.11, 4.12, 5.9, 5.12 - 5.13, 7.1 договора урегулированы в судебном порядке.
Согласно п. 1.1 договора истец принял на себя обязательство оказания ответчику услуг по передаче электрической энергии по ЕНЭС путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей (объекты электросетевого хозяйства), принадлежащих истцу на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании, а также через объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, а ответчик обязался оплачивать эти услуги.
В соответствии с положениями п. 4.2 договора стоимость услуг по передаче электрической энергии по ЕНЭС по договору за расчетный период, определяется путем сложения стоимости услуг по передаче электрической энергии на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, утвержденной федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий на величину заявленной мощности, указанной в приложении 5 к договору; стоимости нормативных технологических потерь электроэнергии (технологического расхода электрической энергии на ее транспортировку), возникающих при передаче электрической энергии по объектам электросетевого хозяйства исполнителя, определяемой в соответствии с настоящим договором. Сверх того, уплачивается НДС, рассчитываемый в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях определения стоимости услуг по договору, учитывая принятое тарифное решение, в части определения стоимости услуг по передаче электрической энергии на содержание объектов электросетевого хозяйства стороны используют заявленную мощность, определяемую в мегаваттах, а в части определения стоимости нормативных технологических потерь электроэнергии - отпуск электрической энергии из сети исполнителя в сеть заказчика в сальдированном выражении, определяемом в киловатт-часах (п. 4.1.1 договора).
Оказание услуг ПАО "ФСК ЕЭС" по передаче электрической энергии по ЕНЭС осуществляется в соответствии с действующим законодательством по регулируемым ценам (тарифам).
Тариф на услуги по передаче электроэнергии составляется из ставки тарифа на услуги по передачи электрической энергии на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, и ставки тарифа на оплату нормативных потерь электрической энергии (мощности) в ЕНЭС.
Ставка тарифа на услуги по передаче электрической энергии на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, утверждена приказом ФАС России от 14.12.2020 N 1216/20.
Ставка тарифа на услуги по передаче электрической энергии на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям единой национальной (общероссийской) электрической сети определены ОАО "АТС", размещаются на официальном сайте (www.atsenergo.ru).
Нормативы технологических потерь электрической энергии при ее передаче по ЕНЭС утверждены приказом Министерства энергетики Российской Федерации (Минэнерго России) от 16.12.2021 N 1409.
Согласно п. 4.1 договора расчетным периодом по оплате услуг, оказываемых исполнителем по договору, считается 1 (один) календарный месяц.
В соответствии с п. 4.8 договора, оплата услуг по передаче электрической энергии производится заказчиком в следующем порядке: окончательный расчет за оказанные услуги по передаче электрической энергии производится до 20 числа месяца, следующего за расчетным, на основании акта об оказании услуг по передаче электрической энергии и счет-фактуры.
Излишне уплаченная за услуги по передаче электрической энергии сумма засчитывается в счет платежа, подлежащего уплате за следующий месяц. Оплата производится денежными средствами на расчетный счет исполнителя или иной счет, указанный исполнителем.
На основании решения Арбитражного суда Ростовской области от 21.12.2018 по делу N А53-26286/2018 перечень точек поставки электрической энергии указан в приложении N 10 к договору.
Дополнительным соглашением N 5 от 20.01.2020 стороны внесли изменения в договор путем согласования 10 точек поставки ПС ДОНЭКС 110/10/6 кВ.
Дополнительным соглашением N 6 от 02.11.2020 стороны внесли изменения в приложение 10 к договору, согласовав перечень точек поставки электрической энергии (79 точек присоединения), в том числе (п. 31 - 40):
ПС ДОНЭКС 110/10/6 кВ Л-125 КВЛ-6 кВ (прибор учета N 07030011);
ПС ДОНЭКС 110/10/6 кВ Л-3 КВЛ-6 кВ (прибор учета N 0806142318);
ПС ДОНЭКС 110/10/6 кВ Л-103 КВЛ-10 кВ (прибор учета N 07030097);
ПС ДОНЭКС 110/10/6 кВ Л-26 КВЛ-6 кВ (прибор учета N 09033291);
ПС ДОНЭКС 110/10/6 кВ Л-11 КВЛ-6 кВ (прибор учета N 07030114);
ПС ДОНЭКС 110/10/6 кВ Л-31 КЛ-10кВ (прибор учета N 35755777);
ПС ДОНЭКС 110/10/6 кВЛ-51 КВ Л-10 кВ (прибор учета N 05031105);
ПС ДОНЭКС 110/10/6 кВ Л-24 КВЛ-6 кВ (прибор учета N 0808113775);
ПС ДОНЭКС 110/10/6 кВ Л-5 КВЛ-6 кВ (прибор учета N 0808113718);
ПС ДОНЭКС 110/10/6 кВ Л-18 КВЛ-6 кВ (прибор учета N 0811185912).
Таким образом, ПАО "ФСК ЕЭС" обеспечивает оказание услуг по передаче электрической энергии по точкам поставки, согласованным между сторонами в договоре.
Истец указал, что между сторонами ежемесячно формируются акты об оказании услуг по передаче электрической энергии (п. 4.9.1 - 4.9.5 договора).
В августе - декабре 2022 года ПАО "ФСК ЕЭС" оказаны услуги по передаче электрической энергии в пользу АО "Донэнерго" на общую сумму 112878074,71 руб. В счет частичной оплаты задолженности от ответчика поступили денежные средства в размере 107509656,11 руб. Таким образом, по данным истца задолженность АО "Донэнерго" за август - декабрь 2022 года составляет 5368418,60 руб.
При разрешении спора суд первой инстанций руководствовался положениями статей 309, 310, 329, 330, 332, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), и исходили из того, что объем заявленной мощности по точкам присоединения ООО "Донэкс" не учтен в сводном прогнозном балансе производства и поставки электрической энергии (мощности) в рамках ЕЭС Российской Федерации на 2022 год в отношении общества для оплаты услуг компании. При этом ответчик предложил осуществлять оплату услуг по передаче энергии по ставке на оплату потерь (технологического расхода электроэнергии на ее транспортировку), следовательно, удовлетворение иска в части сверхтарифного решения приведет к неосновательному обогащению истца; расчет за услуги по передаче энергии должен строиться на величине мощности, учтенной ФАС России в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках ЕЭС Российской Федерации, то есть должен основываться на тарифном решении для смежных сетевых организаций, в связи с чем суд пришёл к выводу об отказе в удовлетворении требований компании.
Отклоняя доводы истца об обоснованности произведенных им начислений, суд исходил из следующего.
Согласно информационному письму Региональной службы по тарифам Ростовской области от 31.10.2019 N 40.2/3317 с 01.01.2020 ООО "Донэкс не установлен индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии, поэтому ООО "Донэкс" утратило статус сетевой компании в отношении спорных точек поставки.
Согласно пункту 5 Правил N 861, в случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций, такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство. При этом точкой поставки по договору будет являться точка присоединения энергопринимаемого устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.
Утратив статус сетевой организации, ООО "Донэкс" приобрело статус лица, не оказывающего услуги по передаче электрической энергии, что явилось основанием для обращения общества к компании как смежной организации о включении с 01.01.2020 в договор спорных точек поставки, расположенных на границе раздела балансовой принадлежности ООО "Донэкс" и общества. С 01.01.2020 точки поставки, расположенные на границе раздела балансовой принадлежности ООО "Донэкс" и ответчика, включены в договор, заключенный истцом и ответчиком.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 28.10.2020 по делу N А53-10860/2020 ООО "Донэкс" признано соответствующим критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184.
В этой связи постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 29.12.2020 N 60/14 "О корректировке необходимой валовой выручки ООО "Донэкс" и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО "Донэкс" и АО "Донэнерго" на 2021 год" установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ООО "Донэкс" обществу.
В соответствии с протоколом рассмотрения дела "О корректировке необходимой валовой выручки ООО "Донэкс" и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО "Донэкс" и АО "Донэнерго" на 2021 год" от 29.12.2020 N 60 заявленная мощность в отношении объектов ООО "Донэкс" учтена в необходимой валовой выручке общества для оплаты услуг смежной сетевой организации.
Таким образом, в 2021 году с момента установления тарифа ООО "Донэкс" снова приобрело статус сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электроэнергии на территории Ростовской области, энергопринимающие устройства которой имеют технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства компании.
С учетом наличия технологического присоединения электрических сетей общества к сетям ООО "Донэкс" и установленного на 2021 год индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии общество направило ООО "Донэкс" заявку о заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии.
28.01.2021 общество (заказчик) и ООО "Донэкс" (исполнитель) заключили договор оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) N 76-УП/2021-145 ОПЭ. Оплата услуг по точкам поставки ООО "Донэкс" за 2021 год осуществлялась обществом на основании указанного договора ООО "Донэкс".
Кроме того, общество направило компании письмо от 02.02.2021 N 393 с приложением дополнительного соглашения N 8 об исключении спорных точек поставки и уменьшении мощности на 2021 год в связи с исключением объектов, которое оставлено истцом без подписания. Компания продолжила выставлять обществу стоимость услуг по передаче электрической энергии в отношении транзитного объема из сетей ООО "Донэкс", что привело к возникновению дополнительных разногласий.
В последующем в письме от 27.01.2022 N 40.1/188 Региональная служба по тарифам Ростовской области уведомила общество о том, что ООО "Донэкс" по договору аренды передало часть электросетевого имущества в аренду смежной сетевой организации - ООО "Агро-Маркет", в связи с чем ООО "Донэкс" перестало соответствовать критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
На основании пункта 7 постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 27.12.2021 N 73/11 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ростовской области" признано утратившим силу с 01.01.2022 постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 29.12.2020 N 60/13 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2020 - 2024 годов для взаиморасчетов между ООО "Донэкс" и АО "Донэнерго".
Таким образом возникла ситуация при которой одна часть объектов АО "Донэнерго" присоединена опосредованно к сетям ПАО "Россети" через объекты ООО "ДОНЭКС", не оказывающего услуги по передаче электрической энергии, а другая часть присоединена непосредственно к сетям сетевой организации ООО "Агро-Маркет".
В соответствии с п. 4.2. договора от 22.01.2018 N 1403/П стоимость услуг по передаче электрической энергии по ЕНЭС по настоящему договору за расчетный период, определяется путем сложения:
- стоимости услуг по передаче электрической энергии на содержание объектов электросетевого хозяйства, определяемой путем умножения ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, утвержденной федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий на величину заявленной мощности, указанной в приложении 5 к настоящему договору;
- стоимости нормативных технологических потерь электроэнергии (технологического расхода электрической энергии на ее транспортировку), возникающих при передаче электрической энергии по объектам электросетевого хозяйства исполнителя, определяемой в соответствии с договором.
Тариф на услуги по передаче электроэнергии состоит из ставки на тарифа на услуги по передаче электрической энергии на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, и ставки на оплату нормативных потерь электрической энергии (мощности) в ЕНЭС.
Ставка тарифа на услуги по передаче электрической энергии на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, утверждена приказом Федеральной антимонопольной службы России от 23.11.2021 N 1299/21-ДСП.
Ставка тарифа на услуги по передаче электрической энергии на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям ЕНЭС определены ОАО "АТС" и размещены на официальном сайте www.atsenergo.ru.
Нормативы технологических потерь электрической энергии при ее передаче по ЕНЭС утверждены приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 16.12.2021 N 1409.
Порядок заключения и исполнения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии между сетевыми организациями регламентируются главой III Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Согласно подпункту б(1) пункта 38 Правил N 861 договор между смежными сетевыми организациями должен содержать в числе прочих величину заявленной мощности, определяемой по соглашению сторон.
Нормами действующего законодательства при расчетах между сетевыми организациями по ставке, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, предписано применение величины, согласованной сторонами в договоре и являющейся его существенным условием.
Требование ПАО "Россети" о корректировке (увеличении) объемов заявленной мощности внутри регулируемого периода не соответствует императивным положениям Правил N 861.
Согласно пункту 47 Правил N 861 заявленная мощность, используемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии, учитываемая в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, определяется сетевой организацией в целях ее направления в Федеральную антимонопольную службу и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в следующем порядке: - в случае если в качестве потребителя услуг по передаче электрической энергии выступает сетевая организация, заявленная мощность определяется в соответствии с пунктом 38 настоящих Правил, т.е. по соглашению сторон.
В Сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - Сводный прогнозный баланс) на 2022 год, утвержденном приказом Федеральной антимонопольной службы от 23.11.2021 N 1299/21 ДСП, утверждена мощность для взаиморасчётов между ПАО "Россети" и АО "Донэнерго" в размере 62,003 МВт, о чем АО "Донэнерго" проинформировала Региональная служба по тарифам РО письмом от 07.12.2021 N 40.2/1041.
В данной связи, с учетом Сводного прогнозного баланса, между АО "Донэнерго" и ПАО "Россети" подписано дополнительное соглашения от 13.01.2022 N 11 к договору, в котором сторонами согласована величина заявленной мощности на 2022 год в размере 62,003 МВт, а также определена стоимость услуг по передаче электрической энергии на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС.
Таким образом, объем заявленной мощности по точкам присоединения ООО "ДОНЭКС" не учтен в свободном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках ЕЭС Российской Федерации на 2022 год в отношении АО "Донэнерго" для оплаты услуг ПАО "Россети".
Истец приходит к ошибочному мнению о том, что на стороне АО "Донэнерго" существует обязанность по оплате услуг по передаче электрической энергии, исходя из стоимости, исчисляемой на основании принятых тарифных решений в отношении "Россети" и ООО "ДОНЭКС".
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда, основанными на оценке конкретных обстоятельств дела и представленных доказательств с учетом специфики правового регулирования рынка услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов ЕНЭС и порядка расчета за такие услуги, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела, поскольку при рассмотрении настоящего спора судом не установлено обстоятельств, которыми обусловлены содержащиеся в названных в жалобе судебных актах правовые позиции.
Как правильно указал истец, в Обзоре судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 3 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015; в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2015 N 305-ЭС15-782, от 19.6.2015 N 305-ЭС15-2617, от 19.06.2015 N 305-ЭС15-1689 указано: субъекты, осуществляющие регулируемые виды деятельности, не вправе игнорировать принятые в отношении них уполномоченными органами государственной власти тарифные решения и исчислять стоимость передаваемых ресурсов иным образом, нежели в соответствии с такими решениями.
Таким образом, применение величины заявленной мощности ООО "ДОНЭКС" для взаиморасчётов между ПАО "Россети" и АО "Донэнерго", с учетом Сводного прогнозного баланса на 2022 год, неправомерно.
Утверждение заявителя о том, что негативные последствия указанных действий в конечном итоге будут возложены на потребителей электрической энергии ПАО "Россети" не отвечает действительности, так как в случае если в 2022 году ПАО "Россети" не в полном объёме получен доход, то истец вправе предоставить соответствующие доказательства в регулирующий орган при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
Пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 установлено, что в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
Сетевая организация несет риски при совершении своей хозяйственной деятельности. Убытки, в виде недополучения ожидаемой прибыли, последующая оценка регулирующим органом обоснованности убытков, относится к рискам истца. Отнесение этого риска на иных лиц противоречит пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
АО "Донэнерго" добросовестно исполняло свои обязанности по договору оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети от 22.01.2018 N 1403/П, а также своевременно предпринимало меры для обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии). Утеря ООО "ДОНЭКС" статуса территориальной сетевой организации произошла не по вине АО "Донэнерго", таким образом отнесение убытков (недополученной желаемой прибыли) истца на ответчика противоречит требованиям действующего законодательства.
С учетом приведенной нормы, в случае недополучения дохода при осуществлении регулируемой деятельности по независящим от ПАО "Россети" причинам при предоставлении обосновывающих материалов стоимости услуг по передаче электрической энергии за февраль - май 2022 года может быть включена в НВВ в последующие периоды регулирования как недополученные доходы.
Судебная практика аналогичная настоящему спору установлена по делу N А33-30013/2018 (N 302-ЭС20-23920), где суды первой, апелляционной и кассационной инстанции отказали в удовлетворении исковых требований.
Согласно сложившейся судебной практике по вопросам оплаты за оказанные услуги по передаче электрической энергии по сетям ПАО "Россети" и смежных сетевых организаций (N 309-ЭС19-21521, N А40-314190/2018, N А40-210214/2018), расчеты за услуги по передаче электрической энергии должны строиться на величине мощности, учтенной ФАС России в свободном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках ЕЭС Российской Федерации, то есть должны быть основаны на тарифном решении для смежных сетевых организаций.
Таким образом, АО "Донэнерго" ежемесячно в спорном периоде произвело оплату услуг ПАО "Россети" исходя из утвержденной в Сводном прогнозном балансе заявленной мощности в полном объеме, тем самым соблюдая требования Правил N 861 и порядок, лежащий в основе тарифного регулирования сетевых организаций.
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы (платежное поручение N 124917 от 31.07.2023) подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.07.2023 по делу N А53-11800/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Маштакова |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-11800/2023
Истец: ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ - РОССЕТИ"
Ответчик: АО "Донэнерго"