19 сентября 2023 г. |
N А02-29/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.09.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.09.2023.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузняковой С.Ю., судей Ольшанской Н.А., Яковлева А.С., при ведении протокола секретарем судебного заседания Волковой О.Л., в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Объединенной государственной налоговой инспекции в Артемовском районе города Луганска Государственного комитета налогов и сборов Луганской Народной Республики на решение Арбитражного суда Луганской Народной Республики от 06.06.2023 по делу N А87-29/2023, принятое по заявлению физического лица - предпринимателя Пархоменко Станислава Сергеевича к Объединённой государственной налоговой инспекции в Артемовском районе г. Луганска Государственного комитета налогов и сборов Луганской Народной Республики об оспаривании решений,
УСТАНОВИЛ:
физическое лицо - предприниматель Пархоменко Станислав Сергеевич (далее - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Луганской Народной Республики с заявлением о признании незаконными и отмене решений Объединённой государственной налоговой инспекции в Артемовском районе г. Луганска Государственного комитета налогов и сборов Луганской Народной Республики (далее - налоговый орган) от 13.07.2022 N 874/4-09-1/3040511538 и N 873/4-09-1/3040511538 о применении штрафной (финансовой) санкции (штрафа) в размере 3 910 000,00 руб. и 240 000,00 руб. соответственно.
Решением Арбитражного суда Луганской Народной Республики от 06.06.2023 требования предпринимателя удовлетворены в полном объеме; оспоренные решения признаны недействительными.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый акт. Полагает, что решение принято судом первой инстанции без учета всех обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы, изложенные в обжалуемом решении не соответствуют обстоятельствам дела и доказательствам, имеющимся в материалах дела, основаны на голословных утверждениях заявителя, противоречащих фактическим обстоятельствам дела, чем нарушены нормы материального и процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 АПК РФ.
Налоговым органом в апелляционной жалобе заявлено о возможности рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
От предпринимателя поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которого против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражает, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на законность и обоснованность обжалуемого решения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке статей 266, 268 АПК РФ. При этом судом апелляционной инстанции не установлено оснований для его отмены или изменения, предусмотренные ст. 270 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Пархоменко С.С. зарегистрирован Луганским городским управлением юстиции Министерства юстиции Луганской Народной Республики в качестве физического лица - предпринимателя 10.04.2015, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации N 11-0007229, и состоял на налоговом учете в налоговом органе. Местонахождением физического лица указано: Луганская Народная Республика, г. Луганск, Артемовский район, ул. Шелгунова, д. 114, кв. 15. Разрешенные виды деятельности: 45.32 - розничная торговля деталями и принадлежностями для автотранспортных средств; 68.20 - предоставление в аренду и эксплуатацию собственного или арендованного недвижимого имущества.
Согласно свидетельству плательщика упрощенного налога физического лица - предпринимателя от 19.02.2016 серии УФ N 009052 Пархоменко С.С. зарегистрирован ОГНИ в Артемовском районе г. Луганска ГКНС ЛНР и являлся плательщиком альтернативной фиксированной ставки налога (2 000,00 руб.) с 01.03.2016, вид деятельности с 01.07.2016 изменен на 45.32 - розничная торговля деталями и принадлежностями для автотранспортных средств по адресу г. Луганск, ул. Карпинского, 87.
21.06.2022 сотрудниками финансовой полиции Государственного комитета налогов и сборов Луганской Народной Республики, совместно с сотрудниками Министерства государственной безопасности Луганской Народной Республики (далее - МГБ ЛНР), осуществлялись мероприятия по выявлению незаконной деятельности по конвертации безналичной украинской гривны в наличность, операциям купли-продажи украинской гривны и переводов денежных средств, без проведения государственной регистрации в Луганской Народной Республике, в нарушение постановления Правительства Луганской Народной Республики от 16.03.2022 N 208/22 "О временном порядке использования наличной украинской гривны на территориях отдельных административно-территориальных единиц Луганской Народной Республики" (с изменениями) (далее - Постановление N 208).
Должностными лицами Государственного комитета налогов и сборов Луганской Народной Республики, на основании направления от 21.06.2022 N 81/14-2-1, пп. а) п. 229.1 ст. 229, в соответствии с п. 228.1 ст. 228 Закона Луганской Народной Республики от 28.12.2015 N 79-II "О налоговой системе" (с изменениями) (далее - Закон N 79-II), Положением о Государственном комитете налогов и сборов Луганской Народной Республики, утвержденным постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики от 04.03.2017 N 83/17 (с изменениями), Порядком проведения контрольно-проверочной работы органами налогов и сборов Луганской Народной Республики, утвержденным постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики от 28.03.2017 N 140/17 (с изменениями) (далее - Порядок N 140/17), проведена выездная фактическая проверка хозяйственной единицы: офиса/склада, расположенного по адресу: г. Луганск, ул. Ломоносова, 98 В, по результатам которой составлен акт N 73/14-2-1/3040511538 от 30.06.2022.
В ходе проверки налоговым органом установлены нарушения п. 179.5 ст. 179 Закона N 79-II - осуществление валютно-обменных операций без приобретения валютного патента для каждого пункта обмена валюты; пп. 158.2.4 п. 158.2 ст. 158 Закона N 79-II - осуществление субъектом хозяйствования упрощенного налога I группы альтернативной фиксированной ставки запрещенного вида деятельности - обмена валюты; пп. б) п. 168.1 ст. 168 Закона N 79-II - осуществление деятельности по адресу, не указанному в свидетельстве плательщика упрощенного налога I группы; п. 164.3 ст. 164 Закона N 79-II - неведение книги учета доходов плательщиками упрощенного налога I группы; ч. 1 ст. 96 от 17.10.2019 N 103-III Закона Луганской Народной Республики "О Государственном банке Луганской Народной Республики" - осуществление деятельности без соблюдения условий регистрации в Государственном банке Луганской Народной Республики и без приобретения валютного патента в органах налогов и сборов; п. 2 Постановления N 208 - проведение запрещенных на всей территории Луганской Народной Республики операций по купле-продаже наличной украинской гривны за российские рубли.
На основании акта проверки 73/14-2-1/3040511538 от 30.06.2022 налоговым органом в отношении предпринимателя 13.07.2022 приняты решения о применении штрафных (финансовых) санкций (штрафа) N 874/4-09-1/3040511538 в размере 3 910 000,00 руб. на основании ч. 1 ст. 182 Закона Луганской Народной Республики от 22.05.2015 N 15-II "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" (далее - Закон N 15-II) за нарушение пп. 158.2.4 п. 158.2 ст. 158 Закона N79-II - осуществление субъектом хозяйствования, избравшими специальный налоговый режим (альтернативные фиксированные ставки упрощенного налога I группы), запрещенных для него видов деятельности, и N 873/4-09-1/3040511538 в размере 240 000,00 руб. на основании пп. 219.1.1 п. 219.1 ст. 219 Закона N 79-II за нарушение п. 179.5 ст. 179 Закона N 79-II - осуществление валютно-обменных операций без приобретения валютного патента для каждого пункта обмена валюты.
Указанные решения по результатам рассмотрения жалобы оставлены без изменений решением ГКНС ЛНР от 08.09.2022 N 7762/17/11, а жалоба предпринимателя без удовлетворения.
Полагая, что указанные решения налогового органа являются незаконными, нарушающими права и законные интересы предпринимателя, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что налоговым органом не доказан факт осуществления валютно-обменной операции Пархоменко С.С. именно как физическим лицом - предпринимателем, систематически и с целью получения прибыли.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок регулирования, контроля и надзора за деятельностью агентов финансового рынка определен в главе 15 Закона Луганской Народной Республики от 17.10.2019 N 103-III "О Государственном банке Луганской Народной Республики".
В силу пункта 1 статьи 96 Закона N 103-III физические лица - предприниматели, зарегистрированные и осуществляющие на территории Луганской Народной Республики куплю-продажу наличной иностранной валюты, являются агентами финансового рынка и осуществляют деятельность при условии регистрации в Государственном банке Луганской Народной Республики и получения валютного патента в органе налогов и сборов.
Пунктом 2 постановления Правительства N 208 кредитным организациям, небанковским кредитным организациям и агентам финансового рынка на всей территории Луганской Народной Республики запрещается проведение операций по купле-продаже наличной украинской гривны за российские рубли.
Согласно пп. 158.2.4 п. 158.2 ст. 158 Закона 79-II субъектам упрощенной системы налогообложения - юридическим лицам и физическим лицам-предпринимателям запрещается осуществлять такой вид деятельности, как обмен валюты.
В соответствии с пп. в) пп. 168.1.1 п. 168.1 ст. 168 Закона 79-II плательщик I группы упрощенного налога считается утратившим право на применение упрощенного налога и обязан перейти на общую систему налогообложения в случае осуществление видов деятельности, которые запрещены на упрощенной системе налогообложения, указанных в пункте 158.2 статьи 158, пунктах 159.2, 159.3 статьи 159 настоящего Закона.
Согласно пп. 3) п. 168.4 ст. 168 Закона 79-II, в случае осуществления видов деятельности, которые запрещены на упрощенной системе налогообложения, указанных в пункте 158.2 статьи 158 настоящего Закона, запрещены на I группе упрощенного налога в соответствии с пунктами 159.2, 159.3 статьи 159 настоящего Закона свидетельство плательщика упрощенного налога аннулируется распоряжением органа налогов и сборов, который его выдал с первого числа месяца, в котором допущено нарушение. При этом к налогоплательщику применяются финансовые санкции согласно Закону Луганской Народной Республики "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг".
Согласно представленным материалам и пояснениям представителей налогового органа, перед проведением выездной фактической проверки главным специалистом-ревизором ГКНС ЛНР Ткачем С.Л., предварительно договорившись посредством Telegram-канала "Обменка Луганск" с ФЛП Пархоменко С.С., осуществлена контрольно-расчетная операция по обмену валюты по указанному адресу, а именно купля-продажа 400 000,00 украинской гривны на 782 000,00 рублей (по курсу 1,955).
Установив отсутствие специального разрешения на право предоставления финансовых услуг, валютного патента и аккредитации агента финансового рынка у заявителя, как субъекта хозяйствования упрощенного налога I группы альтернативной фиксированной ставки, налоговый орган сделал вывод о состоявшейся контрольно-расчетной операции - наличного обмена валюты между ФЛП Пархоменко С.С. и контролером-ревизором Ткачем С.Л., и нарушении в этой связи налогового законодательства в части осуществления валютно-обменных операций.
Как верно отмечено судом первой инстанции, признаками, позволяющими квалифицировать деятельность физического лица в качестве предпринимательской, являются доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности и систематичность извлекаемой прибыли.
При этом зарегистрировавшись в качестве физического лица - предпринимателя лицо становится субъектом предпринимательской деятельности и одновременно с этим продолжает оставаться физическим лицом. Сделки, заключенные такими лицами, различаются по субъективной стороне (направленности на извлечение прибыли), т.е. намерения лица направлены не на отдельную сделку, а на целый комплекс таких сделок с целью извлечения из этой деятельности постоянного дохода.
Доказательств, подтверждающих факт занятия ФЛП Пархоменко С.С. деятельностью по обмену валют, направленной на систематическое получение прибыли, налоговым органом не представлено, а осуществление предпринимателем единичной операции по купле-продаже наличной украинской гривны за российские рубли, не позволяет сделать вывод, что предприниматель является финансовым агентом, систематически осуществляя указанный вид деятельности.
Обоснованность налоговых решений налоговый орган мотивировал осуществлением ФЛП Пархоменко С.С. валютно-обменной операции по адресу осуществления своей предпринимательской деятельности.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции в качестве свидетеля допрошен Голиков С.В., который указал, что валютно-обменная операция по покупке гривны ФЛП Пархоменко С.С. совершалась впервые, целью которой являлся обмен наличности для последующего приобретения заявителем автомобиля для личных целей. Кроме того, указал, что рабочее место ФЛП Пархоменко С.С. находилось и находится на первом этаже здания, расположенного по адресу: г. Луганск, ул. Ломоносова, 98В.
При этом судом принимается во внимание тот факт, что при проведении проверки налоговым органом не устанавливалось непосредственное местонахождение арендуемого рабочего места ФЛП Пархоменко С.С., договор субаренды, представленный при проведении проверки не позволяет точно установить его местонахождение, а лишь указывает на площадь рабочего места в нежилом помещении 2 кв.м по адресу: г. Луганск, ул. Ломоносова, 98В. Документы и пояснения, полученные при проведении проверки и в ходе судебного разбирательства относительно местонахождения рабочего места заявителя, однозначно не свидетельствуют о его местонахождении.
Кроме того, в решении Арбитражного суда Луганской Народной Республики от 28.09.2022 по делу N А87-543/2022, оставленным без изменений постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2023, в рамках которого по заявлению предпринимателя оспаривалось постановление о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 15.39 КоАП ЛНР (осуществление незаконных валютных операций), указано, что налоговым органом не установлена систематичность проведения ФЛП Пархоменко валютно-обменных операций, а также не установлено связана ли совершенная операция с предпринимательской деятельностью заявителя.
Кроме того, судом установлено, что обмен происходил в офисе жены заявителя ФЛП Пархоменко И.Ф., в присутствии ее сотрудника Голикова С.В. в каб. N 21.
Таким образом, принимая во внимание, что налоговым органом не доказан факт осуществления валютно-обменной операции Пархоменко С.С. именно как физическим лицом - предпринимателем, систематически и с целью получения прибыли, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о незаконности применения к предпринимателю финансовых санкций за нарушение пп. 158.2.4 п. 158.2 ст. 158 и п. 179.5 ст. 179 Закона N 79-II, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием для отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Луганской Народной Республики от 06 июня 2023 года по делу N А87-29/2023 (А02-29/2023) оставить без изменения, апелляционную жалобу Объединенной государственной налоговой инспекции в Артемовском районе города Луганска Государственного комитета налогов и сборов Луганской Народной Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Ю. Кузнякова |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А87-29/2023
Истец: Пархоменко Станислав Сергеевич, Цибулько Татьяна Викторовна
Третье лицо: Объеденная госудасртвенная налоговая инспекция а Артемовском районе города Луганска Государственного комитета налогов и сборов ЛНР
Хронология рассмотрения дела:
19.09.2023 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-3563/2023