г. Москва |
|
19 сентября 2023 г. |
Дело N А40-25324/23 |
Резолютивная часть постановления оглашена: 18 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен: 19 сентября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семёновой А.Б.,
судей: Бодровой Е.В., Кузнецовой Е.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пулатовой К.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Минобороны России на решение Арбитражного суда города Москвы от 23.06.2023 по делу N А40-25324/23 по иску Минобороны России (ОГРН: 1037700255284) к ответчику ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" (ОГРН: 1037739019438) о взыскании 29 583 323,91 руб.
при участии в судебном заседании:
от истца: Ильяева А.В. по доверенности от 22.05.2023,
от ответчика: Тригубец О.К. по доверенности от 05.12.2022.
УСТАНОВИЛ:
Минобороны России обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" о взыскании неустойки по контракту N 1920187379242554164000000 от 05.11.2019 в размере 12 868 831 руб. 16 коп., процентов за пользование коммерческим кредитом в размере 16 714 492 руб. 75 коп.
Решением от 23.06.2023 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд отменить обжалуемое решение Арбитражного суда города Москвы от 23.06.2023 по делу N А40-25324/2023-151-212 в части отказа об удовлетворении требований истца и принять новый судебный акт об удовлетворении требований истца в полном объеме.
В судебном заседании апелляционного суда истец поддержал апелляционную жалобу. Ответчик по доводам апелляционной жалобы возражал, просил оставить решение без изменения.
Рассмотрев дело в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, судебная коллегия установила следующее.
Как следует из материалов дела, между Министерством обороны Российской Федерации (далее - государственный заказчик) и ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" (далее - генподрядчик) заключен государственный контракт от 05.11.2019 N 1920187379242554164000000 (далее - контракт) на выполнение дополнительных строительно-монтажных работ по объекту: "Обустройство военного городка N 58", Республика Крым, г. Симферополь (шифр объекта К-41/14-37). В соответствии с пунктом 3.1 цена контракта составляет 198 509 831,00 руб.
Согласно пункту 2.1 контракта генподрядчик осуществляет строительно-монтажные работы в соответствии с условиями контракта, в том числе, раздела 23 контракта, и работы (услуги), необходимые для ввода в эксплуатацию объекта в соответствии с условиями контракта (возведение объекта "под ключ"). Разделом 5 контракта установлены сроки выполнения обязательств: выполнение строительно-монтажных работ - 30.09.2020; подписание итогового акта приемки выполненных работ - 20.11.2020. Согласно иску обязательства по контракту генподрядчиком в полном объеме не исполнены.
В соответствии с пунктом 18.4 контракта в случае нарушения сроков выполнения работ, предусмотренных контрактом, государственный заказчик требует уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения генподрядчиком данного обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты неустойки (пени) ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных генподрядчиком.
Неустойка за нарушение сроков выполнения работ по контракту рассчитывается по формуле: (цена контракта - стоимость фактически выполненных работ) х размер установленной на дату уплаты неустойки ключевой ставки ЦБ РФ х 1/300 х количество дней просрочки.
По состоянию на 30.09.2020 генподрядчиком выполнено работ по контракту на общую сумму 4 436 240,40 руб. Последнее выполнение работ по контракту представлено генподрядчиком 24.07.2020, что подтверждается справкой о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) от 24.07.2020 N1. Согласно расчету истца неустойка за просрочку выполнения работ по этапу "выполнение строительно-монтажных работ" с 01.10.2020 по 20.11.2020 (51 день) составляет 2 144 513,18 руб. (198 509 831,00 - 4 436 240,40) х 1/300 х 6,50% х 51 (количество дней просрочки с 01.10.2020 по 20.11.2020).
Согласно пункту 13.12 контракта выполнение всех обязательств генподрядчиком (за исключением гарантийных), в том числе, государственная регистрация права собственности Российской Федерации на каждый объект капитального строительства, входящий в состав объекта (в том числе на нежилые помещения, объекты инженерной инфраструктуры), передача генподрядчиком выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора, на каждый объект капитального строительства, входящий в состав объекта (в том числе на нежилые помещения, объекты инженерной инфраструктуры), подтверждается итоговым актом приемки выполненных работ. По состоянию на 25.08.2021 обязательства по контракту в полном объеме генподрядчиком не исполнены и, как следствие, итоговый акт приемки выполненных работ не подписан.
В соответствии с пунктом 18.3 контракта в случае просрочки исполнения генподрядчиком своих обязательств, предусмотренных контрактом, государственный заказчик требует уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения генподрядчиком обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты неустойки (пени) ключевой ставки ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных генподрядчиком.
По состоянию на 25.08.2021 генподрядчиком выполнено работ по контракту на общую сумму 20 463 600,00 руб. Последнее выполнение работ по контракту представлено генподрядчиком 25.12.2020, что подтверждается справкой о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) от 25.12.2020 N5. Согласно расчету истца неустойка за просрочку исполнения генподрядчиком своих обязательств по контракту с 21.11.2020 по 25.08.2021 (278 дней) составила 10 724 317,98 руб. (198 509 831,00 - 20 463 600,00) х 1/300 х 6,50% х 278 (количество дней просрочки с 21.11.2020 по 25.08.2021).
В соответствии с разделом 21 контракта государственным заказчиком в адрес генподрядчика направлена претензия от 22.10.2021 N 153/6/19836дсп. Претензия оставлена без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции руководствовался ст. 8, 10, 12, 309, 310, 330, 333, 401, 404, 421, 431, 702, 708, 711, 720, 746, 753, 823 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Вопреки доводам апелляционной жалобы, истец не вправе требовать неустойку за несвоевременное подписание ответчиком итогового акта. Истец в обосновании начисления неустойки в соответствии с п. 18.3. контракта приводит не подписание в срок итогового акта и именно данное обстоятельство положено в основу для начисления неустойки. Вместе с тем, подписание итогового акта не является обязательством ответчика в контексте раздела 8 контракта. Подписание итогового акта выполненных работ - это совместное действие сторон контракта, соответственно, ответчик не может нести единоличную ответственность за его не подписание.
Пунктом 18.3. контракта (на который ссылается истец в обоснование своих требований) установлена ответственность за невыполнение сторонами обязательств по срокам выполнения работ, подписание итогового акта к работам не относится.
Кроме того, судом первой инстанции верно установлено встречное неисполнение истцом обязательств, которые препятствовали своевременному выполнению ответчиком работ. Отклоняя доводы апелляционной жалобы в указанной части, апелляционный суд исходит из следующего.
Государственный заказчик в целях обеспечения выполнения работ, осуществления контроля и надзора за производством строительных работ и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с генпроектировщиком, передал исполнение части своих Функций, определенных в разделе 7 контракта, ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" (далее - заказчик). При осуществлении прав и обязанностей по контракту, за исключением обязанности по финансированию и оплате работ, заказчик действует от имени государственного заказчика. Ответственность за действия и (или) бездействие заказчика при осуществлении им функций государственного заказчика песет государственный заказчик (п. 2.5. контракта).
Согласно п. 7.1.5. контракта до начала производства строительно-монтажных работ передает генподрядчику в установленном порядке на период строительства (реконструкции) объекта строительную площадку по акту передачи строительной площадки, а так же всю необходимую для строительства (реконструкции) объекта документацию (проектную документацию, прошедшую государственною экспертизу. рабочую документацию, журнал производства работ, порубочный билет (в случае необходимости) технические условия на временные присоединения в соответствии с ПОС, разрешение на строительство).
В соответствии с п. 7.1.7. контракта заказчик оказывает содействие генподрядчику в ходе выполнения им работ по вопросам, непосредственно связанным с предметом контракта, решение которых возможно только при участии заказчика, а также решает вопросы по устранению замечаний, выданных соответствующими органами при согласовании и экспертизе документации, устранение которых находится в компетенции заказчика.
Договор технологического присоединения объекта строительства к электрическим сетям был направлен генподрядчику для осуществления технологического присоединения письмом от 03.02.2020 N ФКП/ЮВО/12/3/40, а также письмом от 24.03.2020 N ФКП/ЮВО/12/3/177. При этом согласно договору технологического присоединения, срок выполнения мероприятий по подключению составляет не менее 4 месяцев с даты подписания договора. В указанный период генподрядчик был лишен возможности выполнять в полном объеме строительные работы, ввиду отсутствия подключения к электрическим сетям.
Также техническим заданием к контракту строго регламентированы технические особенности закупаемого оборудования для поставки и монтажа. В целях согласования и утверждения перечня поставляемого на объект оборудования генподрядчиком был направлен перечень письмом от 17.12.2019 N 38/16722. До получения согласований заказчиком генподрядчик был лишен возможности выполнять работы по закупке оборудования для последующей поставки и монтажа на объекте строительства.
Кроме того, генподрядчик неоднократно уведомлял заказчика об имеющихся препятствиях для своевременного исполнения контракта (письмо от 21.07.2020 N 38/9350 5)2.10.2020 N 38/14019). Согласно указанным письмам, генподрядчик уведомлял о проблемах с технологическим присоединением объекта строительства к инженерным сетям, а именно: для получения заключения о соответствии построенного объекта строительства требуется осуществить врезки в инженерные сети и получить справки о выполнении присоединения от ресурсоснабжающих организаций, а также заключить договор с ПАО "Крымгазсети" на врезку и запуск газа на период проведения пуско-наладочных работ.
Генподрядчик в рамках исполнения контракта 11.08.2020 подал заявку в ГУП РК "Крымэнерго" на врезку и получение справки о выполнении технических условий к сетям электроснабжения, 08.09.2020 генподрядчиком подана заявка во ФГУП РК "Вода Крыма" на врезку и получение справки о выполнении технических условий к сетям водоснабжения. На дату направления уведомления в адрес заказчика (т.е. 02.10.2020) заявки не рассмотрены, представители ресурсоснабжающих организаций на объект выезд не осуществили.
Кроме того, на сроки выполнения работ по контракту повлияли возникающие дополнительные требования органов военного управления по благоустройству и озеленению территории (письмо от 21.07.2020 N 38/9350).
Также в рамках исполнения государственного контракта генподрядчику необходимо было выполнить устройство двух въездов/выездов на территорию объекта со стороны улиц Полигонная и Крылова, ориентировочной площадью 42 кв.м. и 48 кв.м. соответственно. Однако в связи с тем, что въезды/выезды располагается за границей участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании ФГКУ "Крымское ТУИО Минобороны России", то государственному заказчику необходимо было решить вопрос получения разрешения на устройство въездов/выездов согласно схеме. Об изложенных обстоятельствах генподрядчик уведомил заказчика письмом от 22.09.2020 N 38/13374.
Кроме того, в связи с ухудшением санитарно-эпидемиологической ситуации в Республике Крым и связи с распространением повой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) во всех ресурсоснабжающих организациях и муниципальных образованиях до особого распоряжения был прекращен прием физических и юридических лиц, а ПАО "Крымгазсети" переведено на удаленный режим работы. Учитывая форс-мажорное обстоятельство завершить строительно-монтажные работ, получить заключение о соответствии построенного объекта строительства и выполнить ввод объекта в эксплуатацию в срок до 30.09.2020 не представлялось возможным. О невозможности выполнить работы в установленные сроки, генподрядчик уведомил письмом от 11.12.2020 N 38/19450 в соответствии с положениями ст. 716 719 ГК РФ.
Согласно п. 10 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда Российской федерации 28.06.2017), при несовершении заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых исполнитель государственного /муниципального) контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по государственному (муниципального) контракту продлеваются па соответствующий период просрочки заказчика.
Учитывая положения п. 5.2. контракта и просрочку государственного заказчика исполнения обязательств по контракту, которая составила в совокупности 322 к.д, препятствующие выполнению генподрядчиком работ, предусмотренный контрактом срок подлежит продлению на количество дней просрочки государственного заказчика, в связи с чем указанные работы должны быть завершены в следующие сроки: выполнение строительно-монтажных работ - 19.08.2021; подписание итогового акта приёмки выполненных работ - 08.10.2021.
Таким образом, генподрядчиком в установленные сроки, с учетом продления сроков на соответствующий период неисполнения заказчиком обязательств, выполнил работы по контракту, что подтверждается уведомлением о завершении строительно-монтажных работ от 18.08.2021 N 38/12070.
Согласно п.1 ст.718 ГК РФ заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы. При неисполнении заказчиком этой обязанности подрядчик вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем, либо перенесения сроков исполнения работы, либо увеличения указанной в договоре цепы работы.
В соответствии с п.1 ст.750 ГК РФ, если при выполнении строительства и связанных с ним работ обнаруживаются препятствия к надлежащему исполнению договора строительного подряда, каждая из сторон обязана принять все зависящие от нее разумные меры по устранению таких препятствий. Сторона, не исполнившая этой обязанности. утрачивает право на возмещение убытков, причиненных тем, что соответствующие препятствия не были устранены. Согласно положениям ст. 759 ГК РФ по договору подряда заказчик обязан передать подрядчику задание, а также иные исходные данные, необходимые для выполнения работ.
На основании изложенного генподрядчик не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора и подлежит освобождению от применения к нему штрафных санкций в соответствии с п. 3 ст.405, п.1 ст.406 ГК РФ, §1, §3, §5 Главы 37 ГК РФ; ст.49, 52, 55 ГрК РФ и обязательств по договору, срок выполнения работ продлевается соразмерно допущенной просрочке заказчика.
Апелляционный суд также отклоняет доводы апелляционной жалобы в части необоснованного отказа во взыскании процентов по ст. 823 ГК РФ.
Согласно пункту 4.17 контракта в случае неисполнения генподрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, в срок, установленный пунктом 19.1 контракта (30.11.2020), и (пли) в случае одностороннего отказа государственного заказчика от исполнения контракта (подпункт 20.1.3 контракта) генподрядчик лишается права на экономическое стимулирование (бесплатное пользование авансом), и к авансу (или его соответствующей части) применяются правила статьи 823 ГК РФ о коммерческом кредите. Проценты за пользование коммерческим кредитом в виде аванса (или его соответствующей части) уплачиваются, начиная со дня, следующего после дня получения аванса (или его соответствующей части), по день фактического исполнения обязательств. Плата за пользование коммерческим кредитом устанавливается в размере одной трехсотой ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на день уплаты процентов, от суммы выданного аванса (или его соответствующей части) за каждый день пользования авансом (или его соответствующей частью) как коммерческим кредитом.
Аванс в сумме 100 482 731,00 руб. выплачен генподрядчику платежным поручением от 20.02.2020 N 542458; аванс в сумме 50 000 000,00 руб. выплачен генподрядчику платежным поручением от 10.03.2020 N 599143. Согласно расчету истца итоговая сумма процентов за пользование коммерческим кредитом в виде аванса составляет 16 714 492,75 руб.
Вместе с тем, поскольку дополнительным соглашением от 02.12.2020 N 1 срок исполнения обязательств по контракту продлен до 20.12.2023, а работы по контракту выполнены в полном объеме, о чем генподрядчик уведомил письмом от 18.08.2021 N 38/12070, акт по форме КС-14 подписан сторонами и утвержден заказчиком 07.04.2022, правовых оснований для удовлетворения требований о взыскании процентов не имеется.
В силу изложенного суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела и конкретных обстоятельствах, доводы лиц, участвующих в деле правильно оценены, выводы сделаны при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены решения, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 23.06.2023 по делу N А40-25324/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
А.Б. Семёнова |
Судьи |
Е.В. Бодрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-25324/2023
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ФГУП "ГЛАВНОЕ ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ОБЪЕКТАМ"