г. Чита |
|
20 сентября 2023 г. |
Дело N А19-8899/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Свет" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 июня 2023 года по делу N А19-8899/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Свет" (ОГРН 1063801003243, ИНН 3801079590, адрес: 665826, Иркутская область, город Ангарск, микрорайон 13, д. 16, кв. 23) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН 1033801033155, ИНН 3811020966, адрес: 664025, г. Иркутск, ул. Российская, 17) о признании незаконным и отмене постановления от 17 апреля 2023 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (ОГРН 1093850013762, ИНН 3812122706, адрес: 664033, Иркутская область, город Иркутск, улица Лермонтова, 257),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Свет" (далее - заявитель, общество или ООО "Свет") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - антимонопольный орган, Иркутское УФАС России или Управление) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 17 апреля 2023 года N 038/04/9.21-1020/2022 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (далее - ОАО "ИЭСК").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 июня 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого постановления.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного, принятого при неправильном применении норм процессуального права, по доводам, изложенным в жалобе. По мнению общества, суд первой инстанции неверно применил норму статьи 4.5 КоАП РФ, а также разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от 24 марта 2005 года.
Антимонопольный орган в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу считает, что все доводы, приведенные обществом в жалобе, были всесторонне рассмотрены судом первой инстанции и в обжалуемом решении им дана надлежащая оценка. Просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
ОАО "ИЭСК" в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу, считает её доводы необоснованными и не подлежащими удовлетворению. По мнению ОАО "ИЭСК" правонарушение, связанное с несоблюдением обязательств в установленный срок, не является длящимся.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако участвующие в деле лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзывов на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 07 июня 2022 года ООО "Свет" обратилось в Иркутское УФАС России с жалобой на действия ОАО "ИЭСК" выразившиеся в навязывании невыгодных условий при заключении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Определением Иркутского УФАС России от 06 июля 2022 года N 038/1072/22 в отношении ОАО "ИЭСК" возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении N 038/04/9.21-1020/2022 Иркутским УФАС России вынесено постановление от 17 апреля 2023 года N 038/394/23 о прекращении производства об административном правонарушении в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с указанным постановлением, полагая, что правонарушение, совершенное ОАО "ИЭСК" является длящимся, ООО "Свет" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 указанного Кодекса. Рассматривать указанные дела об административных правонарушениях от имени названных органов вправе руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители.
С учетом положений статей 23.48, 28.3 КоАП РФ, Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 331, Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 23 июля 2015 года N 649/15, Перечня должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, управомоченных составлять протокол об административном правонарушении, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2004 года N 180.
В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ. Рассматривать указанные дела об административных правонарушениях от имени названных органов вправе руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители.
Протокол об административном правонарушении составлен, дело об административном правонарушении рассмотрено и оспариваемое постановление принято должностными лицами антимонопольного органа в пределах предоставленных полномочий.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии.
Субъектами ответственности по данной статье являются субъекты естественной монополии, собственники или иные законные владельцы, в частности объектом электросетевого хозяйства.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, образует нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
ОАО "ИЭСК" как сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электроэнергии, является субъектом естественной монополии в силу статьи 4 Федерального закона "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ определяющей, что услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, следовательно, обязано соблюдать установленный порядок подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Согласно техническим условиям к договору N 1220/21-ЦЭС точкой присоединения определена ячейка N 25 ОРУ 110 кВ Иркутской ТЭЦ-9 с максимальной мощностью 40 МВт.
Техническими условиями на заявителя возложены мероприятия, в том числе, по строительству ЛЭП 110 кВ от ячейки N 25 Иркутской ТЭЦ-9 до ПС 110 кВ Свет, сооружаемой по пункту 1.3 технических условий (п.1.2); строительство ПС 110 кВ Свет с установкой 1 (одного) силового трансформатора 110/10 кВ мощностью 50 МВА (п.1.3).
Не согласившись с условиями полученного от ОАО "ИЭСК" проекта договора N 1220/21-ЦЭС, ООО "Свет" направило 04 апреля 2022 года в ОАО "ИЭСК" мотивированный отказ от подписания договора N 1220/21-ЦЭС, с указанием на необходимость изменения точки присоединения с ячейки N 25 ОРУ 110 кВ Иркутской ТЭЦ-9 с максимальной мощностью 40 МВт на опору N 8 кольцевой линии ТЭЦ-9-ТЭЦ-10 (географические координаты присоединения шлейфов отпайки - 405448.06, 3313419.72), как было указано в заявке, с учетом изменения точки присоединения привести в соответствие мероприятия по технологическому присоединению.
Рассмотрев мотивированный отказ, ОАО "ИЭСК" направило в адрес ООО "Свет" письма (исх. N 386 от 07.04.2022, N 427 от 14.04.2022) с отказом от внесения изменений в договор. ОАО "ИЭСК" указало, что присоединение энергопринимающего устройства заявителя в точке присоединения - опоре N 8 кольцевой линии ТЭЦ-9-ТЭЦ-10 является невозможным, ввиду отсутствия технической возможности по критериям, указанным в п. 28 Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 (далее - Правила N 861).
Не согласившись с ответом ОАО "ИЭСК", ООО "Свет" направило в адрес сетевой организации претензию (вх. N 4719-22 от 10.06.2022), в которой повторно выразило несогласие с точкой присоединения и составом мероприятий по технологическому присоединению.
В ответ ОАО "ИЭСК" направило письмо (N ИЭСК-Исх-ИД-22-2873 от 06.07.2022) об отсутствии оснований для принятия указанных условий ООО "Свет" и сообщило об аннулировании заявки на технологическое присоединение.
Полагая незаконными действия ОАО "ИЭСК", выразившиеся в отказе привести проект договора в соответствии с Правилами N 861, ООО "Свет" обратилось в Иркутское УФАС России. В своем обращении ООО "Свет" указало, что сетевой организацией на заявителя необоснованно возложена обязанность по строительству объектов электросетевого хозяйства (строительство ЛЭП 110 кВ от ячейки N25 ОРУ 110 кВ, ПС 110 кВ с установкой силового трансформатора) при имеющихся объектах электросетевого хозяйства от источника питания (ТЭЦ-9). Определенная сетевой организацией точка присоединения повлечёт для заявителя несение необоснованных дополнительных финансовых затрат.
Между тем, в ходе административного расследования антимонопольным органом учтено, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, состав которого предусмотрен частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет 1 год, и с учетом фактических обстоятельств дела начинает исчисляться с 07 апреля 2022 года.
Следовательно, на момент вынесения антимонопольным органом постановления от 17 апреля 2023 года по результатам рассмотрения заявления ООО "Свет" срок давности привлечения ОАО "ИЭСК" к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ истек.
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое постановление Иркутского УФАС России законным.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 июня 2023 года по делу N А19-8899/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-8899/2023
Истец: ООО "Свет"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
Третье лицо: ОАО "Иркутская электросетевая компания"