г. Пермь |
|
20 сентября 2023 г. |
Дело N А60-18205/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 сентября 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Васильевой Е.В., Якушева В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления Федеральной антимонопольной службы,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 27 июня 2023 года
по делу N А60-18205/2023
по заявлению Государственного унитарного предприятия Свердловской области "Газовые сети" (ИНН 6659106560 ОГРН 1046603149240)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН 6658065103 ОГРН 1036602648928)
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Моисеева Галина Петровна,
о признании незаконным постановления Свердловского Управления Федеральной антимонопольной службы России от 22.03.2023 о привлечении к административной ответственности по делу N 066/04/9.21-479/2023,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Свердловской области "Газовые сети" обратилось в суд к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области о признании незаконным постановления Свердловского УФАС России от 22.03.2023 о привлечении к административной ответственности по делу N 066/04/9.21-479/2023.
Определением от 03.05.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Моисеева Галина Петровна.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.06.2023 (резолютивная часть решения объявлена 22.06.2023) заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным и отменено постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 22.03.2023 по делу N 066/04/9.21-479/2023 о привлечении Государственного унитарного предприятия Свердловской области "Газовые сети" к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заинтересованным лицом приведены доводы о том, что физическое лицо Моисеева Г.П. направила заявку 21.09.2022 посредством личного кабинета на сайте единого оператора газификации на заключение договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации N 66-01-0049632 принадлежащего ей домовладения, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Невьянск, СНТ "Коллективный сад N 4", д. 101а, кадастровый N домовладения 66:15:1501035:289.
В ответ ГУП СО "Газовые сети" направило письмо от 23.09.2022 о предоставлении недостающих документов и приостановило рассмотрение заявки.
Письмом от 05.10.2022 ГУП СО "Газовые сети" направило письмо об аннулировании заявки в связи с отсутствием необходимых документов.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к следующим выводам: "Аннулирование вышеуказанной заявки до истечения 20 рабочих дней, было произведено Предприятием на основании письма Федеральной антимонопольной службы России от 23.05.2022 No02/49981/22 "О разъяснении законодательства", в котором ФАС России указывает, что исполнитель единожды направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней предоставить в адрес исполнителя недостающие документы и (или) сведения, указанные в пунктах 11 и 16 Правил подключения." (стр. 8 Решения суда)
Согласно абз. 5 п. 27 Правил N 1547 в случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений, указанных в пп. 11 и 16 Правил N 1547, в течение 20 рабочих дней со дня получения заявителем уведомления исполнитель аннулирует заявку о подключении и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании указанной заявки.
Свердловское УФАС России, изучив представленные в материалы дела доказательства, пришло к выводу, что аннулирование заявки было осуществлено раньше срока, предусмотренного Правилами N 1547.
Таким образом, Свердловским УФАС России верно установлено наличие события административного правонарушения, административная ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, совершенного 05.10.2022 по месту нахождения ГУП СО "Газовые сети", выразившегося в аннулировании заявки от 21.09.2022 N 66-01-0049632 на заключение договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации домовладения.
Ссылки на письмо ФАС России от 23.05.2022 N 02/49981/22 "О разъяснении законодательства", в котором ФАС России указывает, что исполнитель единожды направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней предоставить в адрес исполнителя недостающие документы и (или) сведения, указанные в п. 11 и п. 16 Правил N 1547 несостоятельны, поскольку речь идет не об императивно установленных сроках аннулирования заявки, а о сроках предоставления недостающих документов (которые не были предметом вменяемого правонарушения).
Более того, в ходе судебного разбирательства Определением от 08.06.2023 по делу N А60-18205/2023 Арбитражный суд Свердловской области обязал Свердловское УФАС России обратиться за разъяснением законодательства в ФАС России (Приложение N 1 к настоящей жалобе), согласно которым "лицо, оказывающее услуги по подключению объектов капитального строительства к сетям газораспределения, не вправе направить ответ об аннулировании заявки в адрес заявителя ранее 20 дневного срока, установленного абз. 5 п. 27 Правил N 1547 для предоставления документов. (Разьяснения ФАС России от 30.06.2023 ВК/51889/23)".
Заявитель с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Приложенная к апелляционной жалобе копия письма ФАС России от 30.06.2023 N ВК/51889/23 о разъяснении законодательства приобщена к материалам дела на основании ч. 2 ст. 268 АПК РФ, так как разъяснение получено после вынесения обжалуемого решения суда.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области о назначении административного наказания в виде административного наказания в виде штрафа по делу N 066/04/9.21-479/2023 об административном правонарушении от 22.03.2023 ГУП СО "Газовые сети" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Не согласившись с данным постановлением, предприятие обратилось с рассматриваемым заявлением.
Судом первой инстанции принято решение, которым постановление признано незаконным и отменено ввиду недоказанности состава в действиях заявителя.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Исходя из положений части 1 статьи 65 и части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. Вина юридического лица должна быть установлена и доказана административным органом, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5 КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Событие предусмотренного части 2 статьи 9.21 КоАП РФ административного правонарушения проявляется в повторном совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, событие которого проявляется в нарушении Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 N 1547, далее - Правила N 1547).
Правила N 1547 определяют порядок подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования, проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, в том числе сети газораспределения к другим сетям газораспределения (далее - объект капитального строительства).
"догазификация" - осуществление подключения (технологического присоединения), в том числе фактического присоединения к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования, расположенного в домовладениях, принадлежащих физическим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве, намеревающимся использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной деятельности, с учетом выполнения мероприятий в рамках такого подключения' (технологического присоединения) до границ земельных участков, принадлежащих указанным физическим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве, без взимания платы с физических лиц при условии, что в населенном пункте, в котором располагаются домовладения физических лиц, проложены газораспределительные сети и осуществляется транспортировка газа;
"заявитель" - юридическое или физическое лицо, индивидуальный предприниматель, намеренные осуществить или осуществляющие строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения, а также в случае присоединения сети газораспределения к другой сети газораспределения - юридическое лицо, осуществляющее строительство сети газораспределения или реконструкцию существующей сети газораспределения, принадлежащей ему на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве;
"исполнитель" - газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства или сети газораспределения заявителей, а в случае, если подключение возможно к существующим сетям газораспределения или газопотребления основных абонентов, - газораспределительная организация, с сетями которой технологически связаны сети газораспределения или газопотребления, к которым планируется подключение объектов капитального строительства заявителей, в том числе через сети других основных абонентов;
"личный кабинет заявителя" - отдельный раздел официального сайта единого оператора газификации, регионального оператора газификации, исполнителя. В случаях, предусмотренных настоящими Правилами, личный кабинет заявителя может быть использован для реализации заявителем своих прав и обязанностей, установленных настоящими Правилами;
"подключение (технологическое присоединение)" - совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, осуществления предпринимательской (профессиональной) деятельности.
Для заключения договора о подключении заявитель направляет на имя единого оператора газификации или регионального оператора газификации заявку о подключении с описью вложения (п. 10 Правил N 1547).
Согласно п. 119 Правил N 1547 в целях подключения газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям в рамках догазификации заявитель направляет на имя единого оператора газификации или регионального оператора газификации заявку о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации по типовой форме согласно приложению N 7 (далее - заявка о догазификации).
Согласно п. 20 Правил N 1547 в случае направления заявителем заявки о подключении через многофункциональный центр, личный кабинет на официальном сайте единого оператора газификации, посредством единого портала такая заявка принимается и рассматривается единым оператором газификации.
Единый оператор газификации по результатам рассмотрения полученной заявки о подключении, но не позднее одного рабочего дня со дня регистрации такой заявки направляет заявителю уведомление о принятии в работу заявки через многофункциональный центр, личный кабинет заявителя на официальном сайте единого оператора газификации, посредством единого портала, а исполнителю - заявку о подключении и приложенные к ней документы и сведения (п. 21 Правил N 1547).
Согласно п. 27 Правил N 1547 в случае несоблюдения заявителем требований, предъявляемых к содержанию заявки о подключении и составу прилагаемых документов и сведений, указанных в пунктах 11 и 16 Правил N 1547, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения указанной заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие документы и (или) сведения и приостанавливает рассмотрение заявки о подключении до получения недостающих документов и сведений.
Указанное уведомление исполнитель направляет заявителю любым доступным способом по собственному выбору (почтовое отправление, электронное сообщение по адресу электронной почты заявителя (при наличии), личный кабинет заявителя, подсистема единого личного кабинета на едином портале и региональном портале).
Согласно пп. "в" п. 28 Правил N 1547 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 11 и 16 Правил N 1547, в полном объеме исполнитель направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 3 экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение на адрес электронной почты заявителя (при наличии), личный кабинет заявителя) в течение 30 дней со дня получения заявки о подключении для случая, указанного в пункте 12 Правил N 1547, а также для случаев подключения в рамках раздела VII Правил N 1547.
Как следует из материалов дела, Моисеева Г.П. направила заявку 21.09.2022 посредством личного кабинета на сайте единого оператора газификации на заключение договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации N 66-01-0049632 принадлежащего ей домовладения, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Невьянск, СНТ "Коллективный сад N 4", д. 101а, кадастровый N домовладения 66:15:1501035:289.
В ответ ГУП СО "Газовые сети" направило письмо от 23.09.2022 о предоставлении недостающих документов и приостановило рассмотрение заявки.
Согласно абз. 5 п. 27 Правил N 1547 в случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений, указанных в пунктах 11 и 16 Правил N 1547, в течение 20 рабочих дней со дня получения заявителем уведомления исполнитель аннулирует заявку о подключении и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании указанной заявки.
Как установлено антимонопольным органом, ГУП СО "Газовые сети" направило письмо от 05.10.2022 об аннулировании заявки в связи с отсутствием необходимых документов, то есть раньше срока, предусмотренного п. 27 Правил N 1527, что признано нарушением Правил N 1547, образующим событие административного правонарушения.
Апелляционный суд полагает, что срок, установленный абз. 5 п. 27 Правил N 1547 срок установлен с целью защиты потребителя, который в течение 20 рабочих дней со дня получения уведомления вправе представить сетевой организации недостающие документы.
Таким образом, только по истечении 20 рабочих дней, в случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений, происходит аннулирование заявки. Соответствующие разъяснения также даны ФАС России в письме от 30.06.2023 N ВК/51889/23.
Кроме того, апелляционный суд признает необоснованной ссылку заявителя на письмо ФАС России от 23.05.2022 N 02/49981/22 "О разъяснении законодательства", в соответствии с которым, по мнению предприятия, заявитель вправе аннулировать заявку в течение 20 рабочих дней, если потребитель предоставил документы раньше. В указанных разъяснениях ФАС России указывает на обязанность потребителя в течение 20 рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления представить в адрес исполнителя все недостающие документы и (или) сведений.
Таким образом, с учетом формулировки абзаца 5 пункта 27 Правил N 1547 и разъяснений ФАС России от 23.05.2022 и от 30.06.2023 апелляционный суд приходит к выводу о доказанности события административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, нарушение обществом, как субъектом естественной монополии, порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям, совершенное 05.10.2022 и выразившееся в аннулировании заявки от 21.09.2022 N 66-01-0049632 на заключение договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации домовладения, раньше срока, установленного пунктом 27 Правил N 1547, является доказанным.
Согласно статье 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
Ранее, ГУП СО "Газовые сети" Постановлением Свердловского УФАС России по делу N 066/04/9.21-5172/2020 от 19.03.2021 признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25.05.2021 по делу N А60-17079/2021, оставленному без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2021, обществу установлено наказание виде штрафа, размер которого превышает 300 000 руб.
Постановление по делу N 066/04/9.21-5172/2020 от 19.03.2021 было исполнено заявителем 18.10.2021.
Таким образом, предприятие считается подвергнутым административному наказанию по 18.10.2022.
Таким образом, предприятие допустило новое нарушение порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям в период, когда оно считалось подвергнутым административному наказанию.
Факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, подтвержден материалами дела.
В силу требований п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с положениями ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ).
Из материалов дела следует, что аннулируя заявку раньше срока, предусмотренного п. 27 Правил N 1547, предприятие исходило из разъяснений ФАС России, изложенных в письме от 23.05.2022 N 02/49981/22 "О разъяснении законодательства".
Проверив указанный довод, суд апелляционной инстанции из представленных в дело доказательств установил, что указанные разъяснения истолкованы предприятием ошибочно в части срока аннулирования заявки.
Такое ошибочное толкование нормы, нарушение которой вменено предприятию, вызвано самим содержанием абзаца 5 пункта 27 Правил N 1547, в котором слова "в течение 20 рабочих дней" можно отнести и к обязанности исполнителя аннулировать заявку.
Разъяснение ФАС России от 30.06.2023, которое дает однозначное толкование данной нормы как устанавливающей, что аннулирование заявки происходит по истечении 20 рабочих дней, дано позднее совершения правонарушения и вынесения обжалуемого постановления.
При изложенных обстоятельствах, оценив представленные доказательства, апелляционный суд приходит к выводу о наличии неустранимых сомнений в виновности предприятия в совершении вмененного правонарушения. Материалы дела не содержат достаточных доказательств, подтверждающих вину во вменяемом правонарушении, и не устраняют сомнений в виновности заявителя.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о наличии в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения отклоняются судом апелляционной инстанцией в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно принял решение о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Решение суда первой инстанции отмене не подлежит, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 июня 2023 года по делу N А60-18205/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-18205/2023
Истец: ГУП Свердловской области "Газовые сети"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Моисеева Г. П.