г. Самара |
|
20 сентября 2023 г. |
Дело N А65-28096/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 сентября 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г.,
судей Сергеевой Н.В., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью "Урал" - представителей Габдрахманова Ф.Т. (доверенность от 21.10.2020), Бадрутдинова И.М. (доверенность от 23.06.2923),
от Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан - представителя Хадиевой Ч.Г. (доверенность от 30.11.2022 N 14743/14),
от третьих лиц - представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Урал"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 июня 2023 года по делу N А65-28096/2022 (судья Мазитов А.Н.),
по исковому заявлению Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (ОГРН 1021603473616, ИНН 1659036508)
к Обществу с ограниченной ответственностью "Урал", Кукморский район, село Олуяз, (ОГРН 1161675050437, ИНН 1623013539),
третьи лица - Исполнительный комитет Кукморского муниципального района, Манзарасский сельский Исполнительный комитет,
о взыскании 705 744 руб. вреда, причиненного окружающей среде,
УСТАНОВИЛ:
Северное территориальное управление Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - истец) обратилось в суд с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Урал" (далее - ответчик) о взыскании 705 744 руб. вреда, причиненного окружающей среде.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, были привлечены: Исполнительный комитет Кукморского муниципального района, Манзарасский сельский Исполнительный комитет.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 июня 2023 года иск удовлетворен. С Общества с ограниченной ответственностью "Урал" в пользу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан взыскан вред, причиненный недрам местного значения, с зачислением в доход бюджета Республики Татарстан, в размере 705 744 руб.
В апелляционной жалобе ответчик просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 июня 2023 года по делу N А65-28096/2022 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать полностью.
В материалы дела поступил отзыв истца на апелляционную жалобу, в котором Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 июня 2023 года по делу N А65-28096/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебном заседании апелляционного суда представители ответчика апелляционную жалобу поддержали, просили ее удовлетворить.
Представитель истца в судебном заседании апелляционного суда возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представители третьих лиц в судебное заседание апелляционного суда не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей третьих лиц, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 16.07.2022 г. должностным лицом истца в ходе выездного обследования территории Кукморского муниципального района, в рамках регионального государственного экологического контроля (надзора), на территории, расположенной по адресу: РТ, Кукморский район, с.Люга, географические координаты 56.139 50.914, установлен факт пользования ООО "Урал" недрами без лицензии на пользование недрами, а именно: заявитель допустил добычу недр при помощи экскаватора, трактора, автомашины КАМАЗ с гос.номером Н027 УН 116, на площади 676 кв.м. (26-м х 26-м), глубина 4-м., что является нарушением требований Закона РФ от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах".
Факт причинения вреда объекту окружающей среды (недрам), подтверждается заключением выездного обследования N 3 от 16.07.2022 г., с приложенным к нему фотоматериалом от 16.07.2022 г.
По расчету Министерства, произведенному на основании Правил расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 564), размер ущерба составил 705 744 руб.
Обществу направлена претензия N 812 от 02.08.2022 г. о возмещении вреда, которая оставлена без удовлетворения.
Поскольку ущерб, причиненный окружающей среде, ответчиком в добровольном порядке не возмещен, истец обратился в арбитражный суд.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) недра, являясь компонентом природной среды, подпадают под сферу его действия, а согласно статье 4 данного закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы.
В соответствии со статьей 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, следующих принципов: платность природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Пункт 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды предусматривает, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды входят полномочия на предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды (ст.5 Закона об охране окружающей среды).
В соответствии с пунктом 3.3.1 Положения о Министерстве экологии, утвержденного постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 06.07.2005 N 325, к полномочиям Министерства экологии отнесено предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 23 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) основным требованием по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
Право пользования недрами юридическими лицами возникает только при наличии лицензии - специального разрешения на право осуществления конкретного вида деятельности (статьи 9,11 Закона о недрах).
Лица, причинившие вред недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах возмещают его добровольно или в судебном порядке (ст. 51 Закона о недрах, п.1 ст. 78 Закона об охране окружающей среды). Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства об охране окружающей среды, могут быть заявлены в течение 20 лет. (п.3 ст. 78 Закона об охране окружающей среды).
Согласно пункту 3 статьи 77 Закона об охране окружающей среды, вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Согласно статьи 51 Закона о недрах лица, причинившие вред недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 564 утверждены Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах (далее Правила), согласно которым они применяются при причинении вреда, повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, вызванного, в том числе самовольным пользованием недрами (п.2); расчет размера вреда в отношении участков недр местного значения производится уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п.3).
Размер вреда, повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, вызванного, в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным пользованием недрами, определяется по формуле, приведенной в п.4 Правил.
Формула для определения стоимости запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, вызванного, в том числе самовольным пользованием недрами, содержится в п.6 Правил. Стоимость запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, причиненного самовольным пользованием недрами, определяется как произведение объема запасов полезного ископаемого, утраченных в результате вреда (тонн, тыс. куб. метров, граммов, карат, куб. метров в сутки, тонн в сутки), и стоимости единицы полезного ископаемого, определяемой по средней рыночной цене его реализации за 6 месяцев, предшествующих дате совершенного правонарушения (руб.).
Согласно п.7 Правил сведения о средней рыночной цене реализации добытого полезного ископаемого представляются Федеральной службой государственной статистики по запросу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2.3 Закона о недрах к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые.
В соответствии с Распоряжением Министерства природных ресурсов РФ и Правительства Республики Татарстан от 18.05.2006 N 27-р/623-р. "Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Республике Татарстан" в перечень общераспространенных полезных ископаемых по Республике Татарстан включена глина (кроме бентонитовых, палыгорскитовых, огнеупорных, кислотоупорных, используемых для фарфорово-фаянсовой, металлургической, лакокрасочной и цементной промышленности, каолина).
Материалами дела, в том числе заключением выездного обследования N 3 от 16.07.2022 г. с приложенными к нему фотоматериалами от 16.07.2022 г., предостережением о недопустимости нарушения обязательных требований N 127 от 19.07.2022 г., подтверждается факт причинения ответчиком вреда объекту окружающей среды (недрам), путем добычи без лицензии общераспространенного полезного ископаемого (глина).
Нарушение разрешительного порядка пользования природными ресурсами, использование недр без передачи их в пользование в соответствии с требованиями закона и на определенных лицензией условиях является противоправным поведением, согласно статье 51 Закона о недрах, и влечет обязанность возместить вред государству, размер которого определяется в соответствии с Правилами. При этом для целей Правил объем утраченного в результате самовольного пользования недрами полезного ископаемого, запасы которого не учтены государственным или территориальным балансом запасов полезных ископаемых, принимается равным объему извлеченных полезных ископаемых, выявленному в результате соответствующего расследования по факту самовольного пользования недрами.
Как установлено истцом, общий вес (масса) незаконно добытого (извлеченного) ответчиком общераспространенного полезного ископаемого (глина) составил 3244,8 тн. (2704х1,20), в котором объем 2704 куб.м. (26 м. х 26 м. х 4-м.), удельный вес 1,20 тн/куб.м.
Согласно имеющейся в материалах дела информации Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) от 17.02.2021 г. средняя цена реализации во 2-м полугодии 2020 г. общераспространенного полезного ископаемого - глины прочие, не включенные в другие группировки, составляет 217 руб. 50 коп. за 1 тонну.
По расчету истца, произведенному в соответствии с Правилами, размер вреда, причиненного недрам как объекту охраны окружающей среды, в данном случае составил 705 744 руб. (3244.8 х 217.5).
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы указывает на то, что силами работников ООО "Урал", а также арендованной техники проводились работы по рекультивации сельскохозяйственных земель в соответствии с ордером Исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан на производство земляных работ N 41 от 19.07.2022.
Между тем, вменяемые истцу нарушения были выявлены 16 июля 2022 года, а ордер на производство земляных работ был получен только 19 июля 2022 года, согласно которому разрешено производство земляных работ с 19 июля 2022 года до 25 июля 2022 года.
Кроме того, рекультивация земель проводится не на основании ордера на проведение земляных работ, а на основании разработанного и утверждённого в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" проекта рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий (п. 8 указанного Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 N 800).
Согласно п. 30 Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" завершение работ по рекультивации земель, консервации земель подтверждается актом о рекультивации земель, консервации земель, который подписывается лицом, исполнительным органом государственной власти, органом местного самоуправления, обеспечившими проведение рекультивации в соответствии с пунктами 3 или 4 настоящих Правил. Такой акт должен содержать сведения о проведенных работах по рекультивации земель, консервации земель, а также данные о состоянии земель, на которых проведена их рекультивация, консервация, в том числе о физических, химических и биологических показателях состояния почвы, определенных по итогам проведения измерений, исследований, сведения о соответствии таких показателей требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил. Обязательным приложением к акту являются:
а) копии договоров с подрядными и проектными организациями в случае, если работы по рекультивации земель, консервации земель выполнены такими организациями полностью или частично, а также акты приемки выполненных работ;
б) финансовые документы, подтверждающие закупку материалов, оборудования и материально-технических средств.
Ни проект рекультивации земель, ни акт о рекультивации земель, в материалы дела представлены не были.
Факт причинения ответчиком вреда объекту окружающей среды (недрам), путем добычи без лицензии общераспространенного полезного ископаемого (глина) материалами дела подтвержден. Помимо указанных в решении суда доказательств, подтверждающих данный факт, суд апелляционной инстанции также отмечает наличие в деле фотографий (т. л.д.49,50), сделанных участковым уполномоченным полиции ОМВД Российской Федерации по Кукморскому району Зайнагутдиновым А.А. в 11 час.15 мин в тот же день 16.07.2022, когда выявлено нарушение ответчиком, и на которых видно, что на самосвале КАМАЗ с гос.номером Н027 УН 116 по автодороге Мамадыш-Кукмор осуществляется перевозка недр (глины), что опровергает довод подателя жалобы о том, что добыча (изъятие) недр не производилась, а производился демонтаж (разбор) и вывоз различного мусора, в том числе строительного с территории бывшей силосной ямы с последующей засыпкой и выравниванием данного участка.
В апелляционной жалобе также указывается, что плановый (рейдовый) осмотр проведен истцом в отсутствие оснований для его проведения.
Вместе с тем, доводы ответчика о том, что истцом проведен плановый (рейдовый) осмотр, не соответствуют действительности.
Истцом проводился не плановый (рейдовый) осмотр, а выездное обследование, что подтверждается заданием на проведение в рамках регионального государственного экологического контроля (надзора) выездного обследования N 3 от 16.07.2022 г. и заключением выездного обследования N 3 от 16.07.2022 г.
Выездное обследование территории Кукморского муниципального района 16 июля 2022 года проведено в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 895 от 22.09.2021 г. "Об утверждении Положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) на территории Республики Татарстан".
Согласно пункта 4.1. Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 895 от 22.09.2021 г. "Об утверждении Положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) на территории Республики Татарстан" региональный государственный экологический контроль (надзор) проводится на плановой и внеплановой основе, при взаимодействии с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
При взаимодействии с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями государственные инспекторы Министерства проводят следующие контрольные (надзорные) мероприятия: инспекционный визит; рейдовый осмотр; документарную проверку; выездную проверку.
Без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
наблюдение за соблюдением обязательных требований; выездное обследование.
Региональный государственный экологический контроль (надзор) осуществляется посредством организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 4.1 вышеназванного Положения, в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Согласно ч.3 ст.56 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле" при проведении контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся выездное обследование.
Пунктом 4.3 вышеуказанного Положения установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся госинспекторами Министерства на основании заданий главного государственного инспектора Республики Татарстан, его заместителей, включая задания, содержащиеся в планах работы Министерства. Данные основания закреплены в ч.2 ст.57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле".
Выездное обследование - контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое без взаимодействия с конкретным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Проводится путем визуальной оценки соблюдения природопользователями обязательных требований в области охраны окружающей среды. Выездное обследование проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту нахождения объекта контроля. В ходе выездного обследования инспектор может осуществлять осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектов. Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица. Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день.
Порядок оформления задания на проведение выездного обследования и формы документов, используемых Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан при проведении контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом в рамках регионального государственного контроля (надзора), утвержден Приказом министра экологии и природных ресурсов Республики Татарстан А.В. Шадриковым N 179-пот 10.03.2022 года.
Задание на проведение выездного обследования N 3 от 16.07.2022 г. и заключение выездного обследования N 3 от 16.07.2022 г. оформлены в соответствии с вышеуказанным приказом Министерства N 179-п от 10.03.2022 года.
В силу изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность обжалуемого судебного акта.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы - ответчика по делу.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 июня 2023 года по делу N А65-28096/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-28096/2022
Истец: Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, Северное территориальное управление Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, г.Арск
Ответчик: ООО "Урал", Кукморский район, село Олуяз
Третье лицо: Исполнительный комитет Кукморского муниципального района, Манзарасский сельский исполнительный комитет