г. Москва |
|
19 сентября 2023 г. |
Дело N А40-268516/22 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Е.А. Птанская,
без вызова сторон рассмотрев апелляционную жалобу
ОАО "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 24 марта 2023 года
по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А40-268516/22
по иску общества с ограниченной ответственностью "Архбум" (ОГРН 1192901006363, ИНН 2903012674)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Архбум" (далее - истец, ООО "Архбум") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик, ОАО "РЖД") о взыскании 33 179 руб. 79 коп. убытков за ремонт вагонов N N 59736694, 52014537, 94723392, 52014511, 59737320, 54371091, 59736827.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 07 декабря 2022 года исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 24 марта 2023 года исковые требования удовлетворены в полном объёме.
Не согласившись с принятым судебным актом, в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой обратился ответчик, в которой считает его незаконным и необоснованным, просит решение суда отменить.
В обоснование доводов заявитель апелляционной жалобы указал, что суд вынес решение без учета и выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для дела, не принял во внимание недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Суд нарушил и неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отзыв с возражениями на апелляционную жалобу в материалы дела не поступил.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы и возражений на неё, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ответчиком в процессе перевозки повреждены вагоны, принадлежащие истцу.
26.03.2022 г. вагон N 59736694 отправлен со станции Карпогоры Северной железной дороги с балансами всяких пород дерева по железнодорожной накладной N ЭО813986 на станцию Исакогорка Северной железной дороги грузополучателю АО "Архангельский ЦБК".
27.03.2022 г. вагон прибыл на станцию назначения. При осмотре вагона при приёмке на путях необщего пользования ООО "Архбумкомбинат" выявлено повреждение (обрыв) лестниц / поручней / подножек (код 553). Составлен акт общей формы ГУ-23 N 882 от 27.03.2022 г., подписанный осмотрщиком вагонов ООО "Архбум" и представителем ВЧД-10 ОАО "РЖД".
Неисправность обнаружена после принятия перевозчиком вагона N 59736694 на пути ОАО "РЖД".
28.03.2022 г. вагон N 59736694 по накладной N ЭО950151 направлен в ремонт "Эксплуатационное вагонное депо Исакогорка-структурное подразделение Северной дирекции инфраструктуры-структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры-филиала ОАО "РЖД" на ст. Исакогорка, 28.03.2022 г. вагон прибыл в ремонт.
Объем выполненных работ подтверждается дефектной ведомостью от 31.03.2022 г. Стоимость услуг по ремонту в объеме ТР-1 устанавливается согласно дополнительному соглашению N 9 от 24.01.2022 г. к договору N ДИДЮ-1178 от 24.04.2013 г. (далее - договора на ремонт), заключенному между ООО "Архбум" и ОАО "РЖД" и составляет 2 358 руб. (без НДС).
Ставка сбора за подачу/уборку вагона на железнодорожные пути необщего пользования ВЧДЭ составляет 2 381 руб. 97 коп. (без НДС), согласно приложению N 2 к договору на ремонт.
Таким образом, общая стоимость ремонта вагона составила 4 739 руб. 97 коп., что подтверждается актом выполненных работ N 7711872 от 31.03.2022 г., счет-фактурой N 1895189/03002164 от 31.03.2022 г., платёжным поручением N 1021 от 22.03.2022 г.
26.03.2022 г. вагон N 52014537 отправлен со станции Карпогоры Северной железной дороги с балансами всяких пород дерева по железнодорожной накладной N ЭО816335 на станцию Исакогорка Северной железной дороги грузополучателю АО "Архангельский ЦБК".
27.03.2022 г. вагон прибыл на станцию назначения. При осмотре вагона при приёмке на путях необщего пользования ООО "Архбумкомбинат" выявлено: повреждение (обрыв) лестниц / поручней / подножек (код 553). Составлен акт общей формы ГУ-23 N 881 от 27.03.2022 г., подписанный осмотрщиком вагонов ООО "Архбум" и представителем ВЧД-10 ОАО "РЖД".
Неисправность обнаружена после принятия перевозчиком вагона N 52014537 на пути ОАО "РЖД".
28.03.2022 г. вагон N 52014537 по накладной N ЭО949924 направлен в ремонт "Эксплуатационное вагонное депо Исакогорка-структурное подразделение Северной дирекции инфраструктуры-структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры-филиала ОАО "РЖД" на ст. Исакогорка, 28.03.2022 г. вагон прибыл в ремонт.
Объем выполненных работ подтверждается дефектной ведомостью от 31.03.2022 г. Стоимость услуг по ремонту в объеме ТР-1 устанавливается согласно допсоглашению N 9 от 24.01.2022 г. к договору на ремонт и составляет 2 358 руб. (без НДС).
Ставка сбора за подачу/уборку вагона на железнодорожные пути необщего пользования ВЧДЭ составляет 2 381 руб. 97 коп. (без НДС), согласно приложению N 2 к договору на ремонт.
Таким образом, общая стоимость ремонта вагона составила 4 739 руб. 97 коп., что подтверждается актом выполненных работ N 7711872 от 31.03.2022 г., счет-фактурой N 1895189/03002164 от 31.03.2022 г., платёжным поручением N 1021 от 22.03.2022 г.
03.04.2022 г. вагон N 94723392 отправлен со станции КарпогорыПассажирская Северной железной дороги с балансами всяких пород дерева по железнодорожной накладной N ЭП252934 на станцию Исакогорка Северной железной дороги грузополучателю АО "Архангельский ЦБК".
04.04.2022 г. вагон прибыл на станцию назначения.
При осмотре вагона при приёмке на путях необщего пользования ООО "Архбумкомбинат" при осмотре выявлено повреждение (обрыв) лестниц / поручней / подножек (код 553). Составлен акт общей формы ГУ-23 N 914 от 04.04.2022 г., подписанный осмотрщиком вагонов ООО "Архбум" и представителем ВЧД-10 ОАО "РЖД".
Неисправность обнаружена после принятия перевозчиком вагона N 94723392 на пути ОАО "РЖД".
05.04.2022 г. вагон N 94723392 по накладной N ЭП408258 направлен в ремонт "Эксплуатационное вагонное депо Исакогорка-структурное подразделение Северной дирекции инфраструктуры-структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры-филиала ОАО "РЖД" на ст. Исакогорка, 05.04.2022 г. вагон прибыл в ремонт.
Объем выполненных работ подтверждается дефектной ведомостью от 08.04.2022 г. Стоимость услуг по ремонту в объеме ТР-1 устанавливается согласно допсоглашению N 9 от 24.01.2022 г. к договору на ремонт и составляет 2 358 руб. (без НДС).
Ставка сбора за подачу/уборку вагона на железнодорожные пути необщего пользования ВЧДЭ составляет 2 381 руб. 97 коп. (без НДС), согласно приложению N 2 к договору на ремонт.
Таким образом, общая стоимость ремонта вагона составила 4 739 руб. 97 коп., что подтверждается актом выполненных работ N 7711872 от 31.03.2022 г., счет-фактурой N 1895189/03002164 от 31.03.2022 г., платёжным поручением N 1021 от 22.03.2022 г.
02.04.2022 г. вагон N 52014511 отправлен со станции Карпогоры Северной железной дороги с балансами всяких пород дерева по железнодорожной накладной N ЭП221841 на станцию Исакогорка Северной железной дороги грузополучателю АО "Архангельский ЦБК".
04.04.2022 г. вагон прибыл на станцию назначения.
При осмотре вагона при приёмке путях необщего пользования ООО "Архбумкомбинат" выявлено: повреждение (обрыв) лестниц / поручней / подножек (код 553). Составлен акт общей формы ГУ-23 N 913 от 04.04.2022 г., подписанный осмотрщиком вагонов ООО "Архбум" и представителем ВЧД-10 ОАО "РЖД".
Неисправность обнаружена после принятия перевозчиком вагона N 52014511 на пути ОАО "РЖД".
05.04.2022 г. вагон N 52014511 по накладной N ЭП408187 направлен в ремонт "Эксплуатационное вагонное депо Исакогорка-структурное подразделение Северной дирекции инфраструктуры-структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры-филиала ОАО "РЖД"" на ст. Исакогорка. 05.04.2022 г. вагон прибыл в ремонт.
Объем выполненных работ подтверждается дефектной ведомостью от 08.04.2022 г. Стоимость услуг по ремонту в объеме ТР-1 устанавливается согласно дополнительному соглашению N 9 от 24.01.2022 г. к договору на ремонт и составляет 2 358 руб. (без НДС).
Ставка сбора за подачу/уборку вагона на железнодорожные пути необщего пользования ВЧДЭ составляет 2 381 руб. 97 коп. (без НДС), согласно приложению N 2 к договору на ремонт.
Таким образом, общая стоимость ремонта вагона составила 4 739 руб. 97 коп., что подтверждается актом выполненных работ N 7724588 от 08.04.2022 г., счет-фактурой N 1895189/04000549 от 08.04.2022 г., платёжным поручением N 1021 от 22.03.2022 г.
07.04.2022 г. вагон N 59737320 отправлен со станции Карпоrоры Северной железной дороги с балансами всяких пород дерева по железнодорожной накладной N ЭП494603 на станцию Исакогорка Северной железной дороги грузополучателю АО "Архангельский ЦБК".
08.04.2022 г. вагон прибыл на станцию назначения.
При осмотре вагона при приёмке на путях необщего пользования ООО "Архбумкомбинат" обнаружено: трещина/излом лестниц, поручней и подножек (код 567). Составлен акт общей формы ГУ-23 N 942 от 08.04.2022 г., подписанный осмотрщиком вагонов ООО "Архбум" и представителем ВЧД-10 ОАО "РЖД". Согласно телеграмме со ст. Исакогорка N 135 от 10.04.2022 г. - трещина/излом лестниц, поручней и подножек (код 567) в объеме ТР-1.
Неисправность обнаружена после принятия перевозчиком вагона N 59737320 на пути ОАО "РЖД".
09.04.2022 г. вагон N 59737320 по накладной N ЭП629898 направлен в ремонт "Эксплуатационное вагонное депо Исакогорка-структурное подразделение Северной дирекции инфраструктуры-структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры-филиала ОАО "РЖД" на ст. Исакогорка, 09.04.2022 г. вагон прибыл в ремонт.
Объем выполненных работ подтверждается дефектной ведомостью от 14.04.2022 г. Стоимость услуг по ремонту в объеме ТР-1 устанавливается согласно допсоглашению N 9 от 24.01.2022 г. к договору на ремонт и составляет 2 358 руб. (без НДС).
Ставка сбора за подачу/уборку вагона на железнодорожные пути необщего пользования ВЧДЭ составляет 2 381 руб. 97 коп. (без НДС), согласно приложению N 2 к договору на ремонт.
Таким образом, общая стоимость ремонта вагона составила 4 739 руб. 97 коп., что подтверждается актом выполненных работ N 7736619 от 14.04.2022 г., счет - фактурой N 1895189/04000921 от 14.04.2022 г., платёжным поручением N 1021 от 22.03.2022 г.
27.03.2022 года данный вагон N 54371091 отправлен со станции Шалакуша Северной железной дороги с балансами всяких пород дерева по железнодорожной накладной N ЭО876041 на станцию Исакогорка Северной железной дороги грузополучателю АО "Архангельский ЦБК".
29.03.2022 г. вагон прибыл на станцию назначения.
При осмотре вагона при приёмке на путях необщего пользования ООО "Архбумкомбинат" обнаружено: обрыв сварного шва стойки (код 503). Составлен акт общей формы ГУ-23 N 894 от 29.03.2022 г., подписанный осмотрщиком вагонов ООО "Архбум" и представителем ВЧД-10 ОАО "РЖД". Согласно телеграмме со ст. Исакогорка N 9 от 01.04.2022 г. - обрыв сварного шва стойки (код 503) в объеме ТР-1.
Неисправность обнаружена после принятия перевозчиком вагона N 54371091 на пути ОАО "РЖД".
31.03.2022 г. вагон N 54371091 по накладной N ЭП141183 направлен в ремонт "Эксплуатационное вагонное депо Исакогорка-структурное подразделение Северной дирекции инфраструктуры-структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры-филиала ОАО "РЖД" на ст. Исакогорка, 31.03.2022 г. вагон прибыл в ремонт.
Объем выполненных работ подтверждается дефектной ведомостью от 03.04.2022 г. Стоимость услуг по ремонту в объеме ТР-1 устанавливается согласно допсоглашению N 9 от 24.01.2022 г. к договору на ремонт и составляет 2 358 руб. (без НДС).
Ставка сбора за подачу/уборку вагона на железнодорожные пути необщего пользования ВЧДЭ составляет 2 381 руб. 97 коп. (без НДС), согласно приложению N 2 к договору на ремонт.
Таким образом, общая стоимость ремонта вагона составила 4 739 руб. 97 коп., что подтверждается актом выполненных работ N 7719397 от 03.04.2022 г., счет - фактурой N 1895189/04001127 от 03.04.2022 г., платёжным поручением N 1021 от 22.03.2022 г.
03.04.2022 г. вагон N 59736827 отправлен со станции Карпогоры Северной железной дороги с балансами всяких пород дерева по железнодорожной накладной N ЭП271745 на станцию Соломбалка Северной железной дороги грузополучателю ЗАО "Лесозавод 25".
04.04.2022 г. вагон прибыл на станцию назначения.
При осмотре вагона на путях общего пользования выявлены неисправности: обрыв сварного шва стойки (код 503). Согласно телеграмме со ст. Исакогорка Северной железной дороги N 79 от 06.04.2022 г. - обрыв сварного шва стойки (код 503) в объеме ТР-1.
Неисправность обнаружена после принятия перевозчиком вагона N 59736827 на пути ОАО "РЖД".
06.04.2022 г. вагон N 59736827 по накладной N ЭП464409 направлен в ремонт "Эксплуатационное вагонное депо Исакогорка-структурное подразделение Северной дирекции инфраструктуры-структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры-филиала ОАО "РЖД" на ст. Исакогорка, 16.04.2022 г. вагон прибыл в ремонт.
Объем выполненных работ подтверждается дефектной ведомостью от 19.04.2022 г. Стоимость услуг по ремонту в объеме ТР-1 устанавливается согласно допсоглашению N 9 от 24.01.2022 г. к договору на ремонт и составляет 2 358 руб. (без НДС).
Ставка сбора за подачу/уборку вагона на железнодорожные пути необщего пользования ВЧДЭ составляет 2 381 руб. 97 коп. (без НДС), согласно приложению N 2 к договору на ремонт.
Таким образом, общая стоимость ремонта вагона составила 4 739 руб. 97 коп., что подтверждается актом выполненных работ N 7747257 от 19.04.2022 г., счет - фактурой N 1895189/04001133 от 19.04.2022 г., платёжным поручением N 1021 от 22.03.2022 г.
15.07.2022 г. ООО "Архбум" была предъявлена ответчику претензия N 50/5-2495 с требованием о возмещении убытков. Ответа на претензию в адрес ООО "Архбум" не поступало.
Поскольку убытки истца не возмещены ответчиком, истец обратился в суд с настоящим иском.
Исходя из доказанности вышеизложенных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Правоотношения сторон по договору перевозки груза железнодорожным транспортом регулируются положениями главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Статья 105 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" устанавливает ответственность перевозчика за повреждение или утрату перевозчиком принадлежащих другим юридическим лицам вагонов и возлагает на перевозчика, повредившего принадлежащие другому лицу вагоны, обязанность возместить фактическую стоимость повреждённых вагонов, а также убытки, понесённые владельцами вагонов вследствие их повреждения, то есть иные убытки.
В силу названной нормы права ответственность перевозчика за повреждение или утрату принятых им к перевозке вагонов наступает и при отсутствии его вины.
Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
Пунктами 1, 2, 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" предусмотрено, что должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (п. 1 ст. 393 ГК РФ). Если иное не предусмотрено законом или договором, убытки подлежат возмещению в полном размере: в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом (ст. 15, п. 2 ст. 393 ГК РФ).
Возникновение у истца убытков и их размер подтверждается представленными в материалы дела актами выполненных работ N 7711872 от 31.03.2022 г., N 7711872 от 31.03.2022 г., N 7711872 от 31.03.2022 г., N 7724588 от 08.04.2022 г., N 7736619 от 14.04.2022 г., N 7719397 от 03.04.2022 г., N 7747257 от 19.04.2022 г., платёжным поручением об оплате истцом произведенного ремонта N 1021 от 22.03.2022 г.
В соответствии со статьей 119 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" актами общей формы удостоверяются обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей при осуществлении перевозок.
В материалы дела представлены акты общей формы N 882 от 27.03.2022 г., N 881 от 27.03.2022 г., N 914 от 04.04.2022 г., N 913 от 04.04.2022 г., N 942 от 08.04.2022 г., N 894 от 29.03.2022 г., подписанные представителями истца и ответчика, телеграммы представителя ВЧДЭ-10 ОАО "РЖД" N 79 от 06.04.2022 г., N 9 от 01.04.2022 г., N 135 от 10.04.2022 г., N 86 от 06.04.2022 г., N 88 от 06.04.2022 г., N 322 от 29.03.2022 г., N 324 от 29.03.2022 г. Согласно указанным документам выявлены неисправности вагонов, принадлежащих истцу.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов определяет сам перевозчик, который обязан подавать под погрузку исправные, годные для перевозки конкретных грузов, вагоны.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, истцом представлены допустимые, относимые и бесспорные доказательства, подтверждающие факт возникновения у истца убытков, их размер, подтверждающие вину ответчика, а также подтверждающие наличие причинно-следственной связи между виновными действиями ответчика и возникновением убытков у истца.
Ссылка ответчика о не применении судом первой инстанции положений статьи 41 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" несостоятельна, поскольку отсутствие подтверждения выполнения процедуры проверки груза, отсутствие претензий истца и участников перевозочного процессе к массе, состоянию и количеству груза не может свидетельствовать об отсутствии неисправностей вагонов к моменту доставки груза грузополучателю.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, ранее заявленные в суде первой инстанции, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных по нему доказательств, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта. Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного акта.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для изменения или отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
При подаче апелляционной жалобы ответчиком не уплачена государственная пошлина, которая в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отнесению на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 24 марта 2023 года по делу N А40-268516/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ОАО "РЖД" (ОГРН 1037739877295) в доход федерального бюджета 3 000 (Три тысячи) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Птанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-268516/2022
Истец: ООО "АРХБУМ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"