г. Москва |
|
20 сентября 2023 г. |
Дело N А41-16708/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Бархатовой Е.А., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания: Мартенс Е.Д.,
при участии в заседании:
от истца: Сетина М.М., доверенность от 24.11.2022,
от ответчика: Нивина В.В., доверенность от 01.04.2021.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО" ЭкостройРесурс" на решение Арбитражного суда Московской области от 22.06.2023 по делу N А41-16708/23, по иску ООО" ЭкостройРесурс" (ОГРН: 1136316004747, ИНН: 6316186232) к АО "ФМ ЛОЖИСТИК ВОСТОК" (ОГРН: 1025006174731, ИНН: 5047027173) о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с ТКО в размере 1132494,78 руб.,
УСТАНОВИЛ:
ООО" ЭкостройРесурс" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к АО "ФМ ЛОЖИСТИК ВОСТОК" (далее - ответчик) о взыскании (с учетом уточнения от 02.06.2023 г.) 598 738, 24 рублей задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО, оказанных в период с 01.02.2020 г. по 30.09.2022 г. по договору N ТКО-41259 от 30.12.2021 г., 239 552, 86 рублей неустойки, начисленной на основании п. 23. договора за период по 01.12.2022 г., из расчета 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы долга за каждый день просрочки, взыскании неустойки по дату фактического погашения долга.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.06.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ответчика возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не нашел оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, АО "ФМ ЛОЖИСТИК ВОСТОК" является арендатором нежилого складского помещения площадью 2 083, 3 кв. м, расположенного в здании КН 63:17:0507003:75, что подтверждается договором аренды от 18.01.2019 г.
На основании заявки АО "ФМ ЛОЖИСТИК ВОСТОК" между ООО" ЭкостройРесурс" (региональный оператор) и АО "ФМ ЛОЖИСТИК ВОСТОК" заключен договор N ТКО-8 605 от 01.01.2019 г. на оказание услуг по обращению с ТКО, сроком действия до 31.01.2019 г.
Согласно приложению N 1 к договору N ТКО-8 605 от 01.01.2019 г., объем принимаемых отходов составляет 0,48 куб. м в месяц, периодичность вывоза отходов - 1 раз в 2 месяца.
В силу п. 24 договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до заключения нового договора, ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях.
В соответствии с указанным пунктом договора, истец 30.12.2021 г. направил в адрес ответчика проект нового договора на оказание услуг по обращению с ТКО на иных условиях, в т.ч., в проекте договора объем принимаемых отходов устанавливался 31, 28 куб. м в месяц.
Поскольку ответчик отказался от подписания указанного договора, договор N ТКО-8 605 от 01.01.2019 г. прекратил действие с 01.01.2021 г.
Как указывает ответчик, в период с январь 2019 г. по сентябрь 2020 г. истец выставлял в адрес ответчика УПД, исходя из указанного в договоре N ТКО-8 605 от 01.01.2019 г., объема на сумму 288, 91 рублей в месяц.
Согласно представленным платежным поручениям, оказанные услуги по обращению с ТКО оплачены ответчиком в полном объеме.
С октября 2020 года истец начал выставлять в адрес ответчика УПД, исходя из расчета объема принимаемых отходов в размере 31, 28 куб. м в месяц.
Обращаясь с настоящим иском, истец просит взыскать с ответчика разницу между оплаченным ответчиком объемом оказанных услуг по обращению ТКО, исходя из установленного договором N ТКО-8 605 от 01.01.2019 (0,48 куб. м в месяц) и объемом 31, 28 куб. м в месяц, рассчитанным на основании Приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 г.
В обоснование иска истец ссылается на то, что в силу ст. 24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" для ответчика, как собственника ТКО заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является обязательным, при этом договор заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
На основании пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
При этом Правила учета ТКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), а Правила обращения с ТКО и форма Типового договора - постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Согласно пункту 8 (4) Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как установлено в пункте 8 (17) Правил N 1156, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В пункте 8 (15) Правил N 1156 определено, что в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения (пункт 1 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений (пункт 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Между тем, ответчик отказался на заключения с истцом договора на оказание услуг по обращению ТКО на иных условиях, чем указано в договоре N ТКО-8 605 от 01.01.2019, прекратившего действие с 01.01.2021.
Доводы истца о том, что обязанность по оплате услуг по обращению ТКО возложена законом на пользователей помещений, в том числе арендаторов, для которых заключение договора с региональным оператором является обязательным, является необоснованным.
Так, в пункте 5 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015, содержатся следующие разъяснения. В силу абз. 2 п. 3 ст. 308 ГК РФ обязательство может создавать права для третьих лиц в отношении одной или обеих его сторон только в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Заключенным между истцом и ответчиком договором N ТКО-8 605 от 01.01.2019 предусмотрен согласованный истцом и ответчиком объем в размере 0,48 куб. м в месяц.
Иных договоров между истцом и ответчиком не заключалось. Доказательств иного не представлено.
При этом законодательство не содержит норм о возникновении на основании договора аренды нежилого помещения обязанности у арендатора по внесению платы за коммунальные услуги перед оказывающим их третьим лицом (исполнителем коммунальных услуг, ресурсоснабжающей организацией).
Обязанность арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества (п. 2 ст. 616 Кодекса) установлена в отношениях с арендодателем, а не исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, которые не являются стороной договора аренды.
Исполнитель коммунальных услуг в отсутствие заключенного с ним договора не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется нежилым помещением, в том числе на основании договора аренды.
Поэтому в отсутствие договора между пользователем нежилого помещения и исполнителем коммунальных услуг, заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договора аренды, обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике (арендодателе) нежилого помещения.
Кроме того, услуга регионального оператора по обращению с ТКО относится к регулируемым видам деятельности (пункты 1, 4 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.09.2018 N 505, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила), регулирующими порядок коммерческого учета объема и или массы ТКО с использованием средств измерения, содержат закрытый (исчерпывающий) перечень способов коммерческого учета: 1) исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; 2) исходя количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО; 3) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
При этом первые два способа являются расчетными (подпункт "а" пункта 5 Правил), а использование средств измерения предусматривает только третий способ (подпункт "б" пункта 5 Правил).
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 N 305-ЭС21-54, при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (пункты 5 и 6 Правил учета ТКО).
В силу пункта 8 Правил N 505 при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми 6 коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505.
Согласно абзацу третьему подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 148(30) Правил N 354 при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется расчетным путем исходя из объема контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, за расчетный период. Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 09.10.2018 N 608-РМ утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области (далее по тексту - Порядок N 608-РМ).
Пунктами 2.12 - 2.15 Порядка N 608-РМ предусмотрено, что раздельное накопление твердых коммунальных отходов осуществляется с использованием двухконтейнерной системы, при которой сухие отходы размещаются в одном контейнере с синей цветовой индикацией. Смешанные отходы размещаются в контейнере с серой цветовой индикацией.
Как указывает ответчик, им осуществляется раздельное накопление твердых коммунальных отходов с использованием двухконтейнерной системы. Доказательств иного не представлено.
Вместе с тем, истец производит расчет, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Кроме того, истцом не представлены в порядке ст. 65 АПК РФ доказательства фактического оказания услуг.
Учитывая изложенные обстоятельства, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и другие положения Кодекса, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие заявителя апелляционной жалобы с оценкой судом доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22.06.2023 по делу N А41-16708/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
Е.А. Бархатова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-16708/2023
Истец: ООО " ЭкостройРесурс"
Ответчик: АО "ФМ ЛОЖИСТИК ВОСТОК"