город Томск |
|
19 сентября 2023 г. |
Дело N А03-10687/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Апциаури Л.Н.,
судей Иванова О.А.,
Фроловой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мозгалиной И.Н., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы муниципального казенного учреждения "Управление муниципальным имуществом Администрации г.Бийска" (N 07АП-1948/2019(19)), муниципального унитарного предприятия города Бийска "Бийский городской транспорт" (N 07АП-1948/2019(20)), Администрации города Бийска (N 07АП-1948/2019(21)) на определение от 01.08.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-10687/2017 (судья Сигарев П.В.) о несостоятельности (банкротстве) должника - муниципального унитарного предприятия города Бийска "Трамвайное управление" (г. Бийск, ОГРН 1022200571689, ИНН 2227000697), принятое по заявлению заявление внешнего управляющего Минаковой Елены Владимировны об утверждении суммы процентов по вознаграждению, и объединенное с ним заявление арбитражного управляющего Минаковой Елены Владимировны об увеличении размера вознаграждения конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия города Бийска "Трамвайное управление" до 17 672 594 руб. и взыскании его с МУП г. Бийска "Бийскгортранс" (ИНН 2204058281),
при участии в судебном заседании:
арбитражный управляющий Минакова Е.В., паспорт,
от Администрации города Бийска: Балалаева И.В., доверенность - от 23.03.2023, паспорт,
от МКУ "Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска": Чупрыно В.А., доверенность от 27.01.2023, паспорт,
от иных лиц: без участия (извещены).
УСТАНОВИЛ:
в деле о банкротстве муниципального унитарного предприятия города Бийска "Трамвайное управление" (далее - МУП г. Бийска "Трамвайное управление") 17.08.2022 в Арбитражный суд Алтайского края поступило заявление внешнего управляющего Минаковой Елены Владимировны об утверждении процентов по вознаграждению в размере 10 728 365,86 руб. В обоснование заявления указано, что в процедуре внешнего управления произведено погашение требований кредиторов в размере 134 104 573,26 руб.
Определением Арбитражного суда Алтайского края от 26.09.2022, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2022, установлен размер вознаграждения Минаковой Елены Владимировны в виде процентов в сумме 10 728 365,86 руб.
Удовлетворяя заявление суд руководствовался пунктом 12 статьи 20.6 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и разъяснениями постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 97 "О некоторых вопросах, связанных с вознаграждением арбитражного управляющего при банкротстве" оценивал вклад внешнего управляющего и особенности введения конкретного дела о банкротстве, где внешнее управление использовано исключительно для целей получения учредителем отсрочки для погашения требований кредиторов.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.02.2023 определение Арбитражного суда Алтайского края от 26.09.2022 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2022 по делу N А03-10687/2017 отменены, обособленный спор направлен на новое рассмотрение в Арбитражный суд Алтайского края.
Отменяя судебный акту первой и апелляционной инстанции Арбитражного суда Западно-Сибирского округа в постановлении 17.02.2023 указал, на ошибочность возможности применения к данной ситуации пункта 12 статьи 20.6 Закона о банкротстве, но возможность установления внешнему управляющему дополнительного размера вознаграждения в зависимости от существенности его вклада в достижение целей реабилитационной процедуры банкротства.
Отказывая в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховный Суд Российской Федерации в определении от 31.05.2023 указал, что в данном деле возможно применение пункта 12 статьи 20.6 Закона о банкротстве, но с учетом оценки личного (индивидуального) вклада управляющего в результат, выразившийся в погашении требований кредиторов. Указав на необходимость применения сформированной судебной практики (определения Верховного Суда Российской Федерации от 05.05.2023 N 306-ЭС20-12147(14) и N 306-ЭС20-14681(13).
В период обжалования судебных актов определением от 25.04.2023 произведена процессуальная замена должника МУП города Бийска "Трамвайное управление" на МУП г. Бийска "Бийскгортранс" в деле о банкротстве А03-10687/2017.
При новом рассмотрении обособленного спора определением от 01.08.2023 Арбитражный суда Алтайского края взыскал с МУП г. Бийска "Бийскгортранс" в пользу Минаковой Елены Владимировны вознаграждение в виде процентов в сумме 7 000 000 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционных жалобах МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации г.Бийска", МУП города Бийска "Бийский городской транспорт", Администрация города Бийска просят отменить определение, отказать в удовлетворении заявления Минаковой Е.В. об установлении процентов по вознаграждению арбитражного управляющего.
В обоснование апелляционных жалоб ее податель указывают, что арбитражный управляющий не вправе претендовать на выплату процентов по вознаграждению за время соответствующей процедуры банкротства, в которой было прекращено производство по делу о банкротстве; реестр требований кредиторов МУП г. Вийска "Трамвайное правление" в размере 134 104 573,26 руб. был погашен из средств предоставленных собственником имущества, а не в результате деятельности внешнего управляющего по восстановлению неплатежеспособности предприятия, следовательно, заявление арбитражного управляющего о выплате процентов по вознаграждению не подлежит удовлетворению; погашение реестровых требований кредиторов МУП г. Бийска "Трамвайное управление" на 100 % осуществлено за счет целевых бюджетных субсидий, за счет средств, собранных непосредственно внешним управляющим, реестровые требования не погашались; конкурсному управляющему не пришлось заниматься нетипичной деятельностью и организовывать пассажирские трамвайные перевозки в период конкурсного производства, Администрацией города Бийска было создано МУП г. Бийска "Бийскгортранс", которое с июня 2019 года в период конкурсного производства и внешнего управления арендовало все профильные активы должника МУП г. Бийска "Трамвайное управление" для целей организации трамвайных перевозок, туда же был переведен трудовой коллектив предприятия-банкрота; конкурсный управляющий собирал арендную плату за аренду профильных активов, но трамвайные перевозки не организовывал, непрофильной для себя деятельностью не занимался; основная деятельность внешнего управляющего за более чем год внешнего управления заключалась в распределении кредиторам поступивших бюджетных средств, иная деятельность внешнего управляющего не выходила за рамки его обычных обязанностей; реестровая задолженность была погашена за счет действий собственника по выделению бюджетных субсидий, а не за счет самостоятельных действий внешнего управляющего по собиранию конкурсной массы или произведенных внешним управляющим действий по восстановлению платежеспособности должника; суд оценил формирование конкурсной массы, оспаривание сделок, реализацию имущества, организацию поступление от аренды имущества, действия по привлечению к субсидиарной ответственности и взысканию убытков с контролирующих должника лиц, время, затраченное на ведение процедуры - как непосредственный вклад Е.В. Минаковой, тогда как совершение разумных и добросовестных действий в интересах должника, направленных на восстановление платежеспособности, является прямыми обязанностями арбитражного управляющего, закрепленными статьей 20.3 Закона о банкротстве, и не может трактоваться как исключительный случай существенного вклада арбитражного управляющего в достижение целей.
Апелляционные жалобы, как поданные на один судебный акт, приняты к совместному рассмотрению (абзац 2 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
Арбитражный управляющий Минакова Е.В. в представленном отзыве возражает относительно доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Администрации города Бийска, МКУ "Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска", арбитражный управляющий Минакова Е.В. каждый поддержали свои доводы и возражения.
Иные лица, участвующие в деле о банкротстве, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили, что согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционных жалоб, поступившего отзыва на них, заслушав участников процесса, суд апелляционной инстанции считает определение суда не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности должника является деятельность трамвайного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам в городе Бийске.
Определением суда от 30.06.2017 принято к производству заявление Федеральной налоговой службы о банкротстве предприятия и возбуждено настоящее дело.
Определением суда от 07.12.2018 в отношении должника введена процедура наблюдения, временным управляющим утверждена Минакова Е.В.
Из финансового анализа следует, что за период с 2014 года по 2019 год величина основных средств должника уменьшилась за счет выбытия (списания) и амортизации имущества.
По состоянию на 01.01.2019 должнику принадлежат основные средства в размере 56 292 000 руб. Балансовая стоимость основных средств, поставленных на консервацию, составляет 9 963 214 руб. У должника имеется 1 объект незавершенного строительства.
По состоянию на 01.01.2019 дебиторская задолженность составляет 9 202 000 руб., кредиторская задолженность - 168 773 000 руб. Текущие обязательства должника составляли 41 154 969,49 руб.
Решением суда от 04.06.2019 предприятие признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена Минакова Е.В.
Для сохранения имущества предприятия, решением Думы города Бийска от 09.07.2021 N 595 внесены изменения в решение Думы города Бийска от 24.12.2020 N 496 "О бюджете города на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" которым предусмотрено выделение учреждению финансирования в рамках муниципальной программы "Формирование, эффективное использование, распоряжение и содержание имущества муниципального образования город Бийск" на 2021 - 2023 годы (программа "Транспорт") на 2021 год денежных средств в сумме 22 000 000 руб., на 2022 год - 164 118 000 руб., на 2023 год - 25 100 000 руб. Всего 211 218 000 руб. Данные денежные средства запланировано направить на погашение всех обязательств предприятия в течение 2021-2023 годов в рамках процедуры внешнего управления должника.
Собранием кредиторов, состоявшемся 23.07.2021, принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о переходе к процедуре внешнего управления, утверждении арбитражного управляющего, приостановлении проведения торгов.
Определением арбитражного суда от 26.07.2021 прекращена процедура конкурсного производства, в отношении предприятия введена процедура внешнего управления, внешним управляющим утверждена Минакова Е.В.
Из представленного отчета внешнего управляющего следует, что все реестровые требования кредиторов в сумме 166 399 306 руб. удовлетворены в полном объеме, в том числе частично выплачены мораторные проценты. Текущие обязательства должника, возникшие в процедурах конкурсного производства и внешнего управления погашены в сумме 102 165 491,30 руб. Имущество, позволяющее продолжить основной вид деятельности - трамвайные перевозки, сохранено.
Определением суда от 23.09.2022 производство по делу прекращено на основании пункта 6 статьи 119 Закона о банкротстве в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствие с реестром требований кредиторов.
Ссылаясь на удовлетворение требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов должника, в сумме 134 104 573,26 руб., внешний управляющий Минакова Е.В. исчислила вознаграждение в виде процентов в сумме 10 728 365,86 руб. и обратилась в арбитражный суд с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, устанавливая размер вознаграждения управляющего с взыскивая с МУП г. Бийска "Бийскгортранс" в пользу Минаковой Е.В. вознаграждение в виде процентов в сумме 7 000 000 руб., оценил непосредственный вклад Минаковой Е.В. в формирование конкурсной массы, оспаривание сделок, реализацию имущества, организацию поступлений от аренды имущества, действия по привлечению к субсидиарной ответственности и взысканию убытков с контролирующих должника лиц, время затраченное на ведение процедуры, участие в переговорном процессе, публичное выступление перед думой и полученный в результате всего этого результат.
В силу статьи 20.6 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право на вознаграждение, а также на возмещение в полном объеме расходов, фактически понесенных при исполнении возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве. Вознаграждение, выплачиваемое арбитражному управляющему в деле о банкротстве, состоит из фиксированной суммы и суммы процентов.
Сумма процентов по вознаграждению внешнего управляющего устанавливается в следующих размерах: восемь процентов сумм, направленных на погашение требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, при прекращении производства по делу о банкротстве; три процента прироста стоимости чистых активов должника за период внешнего управления при признании должника банкротом и открытии конкурсного производства (пункт 12 статьи 20.6 Закона о банкротстве, пункт 12.5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 97 "О некоторых вопросах, связанных с вознаграждением арбитражного управляющего при банкротстве").
Для расчета суммы процентов по вознаграждению арбитражного управляющего балансовая стоимость активов должника определяется по данным бухгалтерской отчетности по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате введения соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве (пункт 14 статьи 20.6 Закона о банкротстве).
Из разъяснений, изложенных в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 97 "О некоторых вопросах, связанных с вознаграждением арбитражного управляющего при банкротстве", следует, что в случае прекращения производства по делу о банкротстве (пункт 1 статьи 57 Закона о банкротстве), в том числе в связи с исполнением обязательств должника третьим лицом (статьи 113 и 125 того же Закона), проценты по вознаграждению за процедуру банкротства, в ходе которой было прекращено производство, не выплачиваются, за исключением случаев восстановления платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления или внешнего управления. В исключительных случаях, если арбитражный управляющий докажет, что он внес существенный вклад в достижение целей соответствующей процедуры банкротства (например, в результате его деятельности существенно увеличилась стоимость чистых активов должника), суд вправе увеличить размер фиксированной части его вознаграждения применительно к пункту 5 статьи 20.6 Закона о банкротстве.
По смыслу вышеизложенного, сумма процентов по вознаграждению арбитражного управляющего является дополнительным вознаграждением и выплачивается по результатам завершения соответствующей процедуры банкротства, в которой арбитражный управляющий в интересах должника в целях реализации задач, установленных для данной процедуры, исполнял возложенные на него законодательством обязанности. Установление вознаграждения в виде процентов, размер которых определяется в зависимости от процента удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр, направлено на поощрение арбитражного управляющего за осуществление работы по принятию мер по формированию конкурсной массы, за счет которой проводится расчет с кредиторами.
Как установлено судом, статус Администрации города Бийска, как контролирующего должника лица установлен определением суда от 10.08.2020, при этом, администрация как учредитель МУП города Бийска "Трамвайное управление" в достаточной мере с 2014 года осведомлена о финансово-неблагополучной ситуации (определение от 27.01.2020, где отражена переписка относительно финансового состояния должника с администрацией) следствием которой послужило возбуждение дела о банкротстве.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о формальном решении администрацией финансовых проблем должника при отсутствии со стороны администрации реальных мер для выхода должника из кризиса, в том числе из-за невыполнения взятых на себя финансовых обязательств в период до банкротства.
Так, администрация города Бийска Алтайского края была осведомлена о тяжелом финансовом состоянии должника и о ведении им такой деятельности, поскольку на балансовых комиссиях по итогам 2014, 2015 и 2016 года регулярно заслушивался Дроздев С.И. и в отношении деятельности должника создавалась рабочая группа по выводу должника из кризиса.
29.03.2017 ФНС России в Администрацию города Бийска Алтайского края направлено уведомления (получено 29.03.2017) о необходимости обращения в суд с заявлением о признании должника банкротом.
В ответ на указанное письмо Администрация города Бийска Алтайского края в письме N 1614/01-15 от 14.04.2017 сообщила о возможном выделении должнику из бюджета дополнительной поддержки.
17.08.2017 ФНС России уведомило Администрацию города Бийска Алтайского края (получено 22.08.2017) о возможности рассмотрения вопроса о заключении мирового соглашения в отношении должника.
В ответ на указанное письмо Администрация города Бийска Алтайского края в письме N 4197/01-15 от 21.09.2017 сообщила о невозможности заключения мирового соглашения на предложенных условиях, но предложила рассрочить платежи согласно графику.
Сопоставляя даты вынесенных налоговым органом и пенсионным фондом ненормативных актов в порядке принудительного взыскания задолженности с письмами, адресованными Дроздевым С.И. в Администрацию города Бийска Алтайского края и инкассовыми поручениями (л.д.55-60 т.3), свидетельствующими о наличии картотеки к счетам, суд установил, что с 2013 года имелась картотека на счетах должника, а изменение законодательства сделало невозможным открытие в 2015 новых расчетных счетов, фактически из приведенной переписки следует, что Администрация города Бийска Алтайского края регулярно обещала предоставить из бюджета дополнительную поддержку, но этого сделано не было, либо несвоевременно, либо в меньшем размере.
Оценивая непосредственное участие Минаковой Е.В. в достижении результата по погашению требований кредитором, суд установил следующее.
По результатам процедуры наблюдения Минаковой Е.В. составлен финансовый анализ, в котором отражено, что за период с 01.01.2014 по 31.12.2018 финансовое положение организации характеризуется как неудовлетворительное. Низкая платежеспособность вызвана постоянным дефицитом денежных средств. Рост кредиторской задолженности связан с нехваткой собственных средств на ведение текущей деятельности. Причиной снижения коэффициентов ликвидности является то, что должник получал недостаточно прибыли, которую мог тратить на текущую деятельность. Также, Минаковой Е.В. выявлены подозрительные сделки, которые были оспорены.
После признания должника банкротом Минаковой Е.В., согласно отчету от 26.08.2019, своевременно проведана инвентаризация и сформирована конкурсная масса на сумму 64 408 171,83 руб. На счет поступили 10 681 119 руб., из которых 6 174 140 руб. дебиторской задолженности. В декабре 2019 проведена оценка имущества.
Согласно отчету от 14.02.2021 утверждены Порядок реализации не относящегося к основной деятельности должника имуществ, а также трамвайного парка. Частично реализовано не относящееся к основному виду деятельности имущество на сумму 4 029 520,05 руб. Поступления на счет должника составили 63 029 604 руб., то есть дополнительно поступило 52 348 485 руб., размер взысканной и оплаченной дебиторской задолженности увеличился до 7 029 439 руб. из 7 156 5561 руб.
В целях обеспечения бесперебойной работы трамваев в городе с МУП "Бийскгортранс" заключен договор аренды, что позволило избежать приостановки движения трамваем и социальной напряженности в городе.
В отчете от 16.05.2021 отражена реализация имущества еще на 2 973 657,86 руб. Поступления на счет должника составили 66 917 555 руб., то есть дополнительно поступило 3 887 951 руб. размер взысканной и оплаченной дебиторской задолженности увеличился до 7 074 00 руб. из 7 374 661 руб.
В период конкурсного производства оспорено более 20 сделок, из них сделки с АО "Алтайкрайэнерго", АО "Бийскэнерго" и АО "Алтайэнергосбыт" на общую сумм более 30 000 000 руб. признаны недействительными и денежные средства поступили в конкурсную массу. Фактически возвращено по недействительным сделкам в конкурсную массу 31 401 852,03 руб.
Таким образом, поступления в конкурсную массу составили 72 349 057 руб. и 16 098 554,73 руб. заработано во внешнем управлении. Субсидия бюджета составила 180 116 572,40 руб. Всего 268 564 184,13 руб.
Предъявленные в суд заявления о взыскании убытков, привлечении к субсидиарной ответственности еще не были рассмотрены при переходе к внешнему управлению, но в случае их полного удовлетворения размер предъявленных требований полностью покрывал сумму реестра.
В период банкротства сформирован реестр требований кредиторов в размере 164 117 457,76 руб. и реестр текущих платежей в размере 95 329 057,74 руб. Погашение реестровых требований произведено в сумме 166 399 305,81 руб. за счет средств поступивших из бюджетов (180 116 572,40 руб.), а текущих за счет средств от аренды - 16 098 554,74 руб., от сделок и реализации имущества - 72 349 057 руб. и в размере 6 881 960,67 руб. оставшихся об бюджетных (180 116 572,40 руб.)
Также судом учтено, что занимаемая длительное время администрацией пассивная позиция привела к увеличению текущих обязательств, которые в большей степени погашены за счет поступивших в конкурсную массу денежных средств, полученных конкурсным управляющим при реализации своих обязанностей, т.е. тех денежных средств которые могли бы были пойти на погашение реестра.
После выполнения конкурсным управляющим своих обязанностей (продажа непрофильного имущества, взыскание дебиторской задолженности и оспаривание сделок), к лету 2021 остался не реализован только трамвайный парк, который выставлялся на торги с начальной ценой 1 332 059 040 руб.
(https://fedresurs.ru/bankruptmessage/271DC7417300AF8B0E944F83F8BB8C40).
Учитывая значимость трамвайного сети (профильного имущества) для города Бийска, по просьбе депутатов г. Бийска, Минакова Е.В. провела переговоры и выступила на июньском заседании думы г. Бийска с информацией о возможных вариантах сохранения имущества должника, восстановлении платежеспособности предприятия и о возможности перехода на внешнее управление.
Вся процедура банкротства МУП города Бийска "Трамвайное управление" регулярно освещалась в средствах массовой информации (публикации https://altapress.ru/ekonomika/story/v-biyske-opredelilis-kak-budut-spasat-tramvai-204539, https://biwork.ru/gorod/36674-v-bijske-ne-isklucaut-riski-ostanovki-tramvajnogo-soobsenia), тогда как вопрос сохранения трамвайного парка только в июне 2021 начал реально решаться на уровне Губернатора Алтайского края и согласовываться с Бийской городской думой, о чем свидетельствуют письмо главы города в адрес Губернатора Алтайского края от 29.06.2021, пояснительная записка счетной палаты г.Бийска от 07.07.2021 и другое, то есть в период когда стало очевидно, что трамвайный парк может быть продан.
После проведенных Минаковой Е.В. мероприятий, достижения договоренностей и ее выступления депутаты единогласно поддержали вопрос о сохранении МУП г. Бийска "Трамвайное управление".
Только 29.06.2021 администрацией направлена информация для рассмотрения вопроса "О состоянии трамвайного хозяйства в городе Бийске и перспективах его развития" и в представительный орган предложение о направлении ходатайства о введении внешнего управления в отношении МУП г. Бийска "Трамвайное управление" и погашении задолженности предприятия за счет бюджетных средств с предполагаемым графиком: 2021 год - 22 000 тыс. руб.; 2022 год - 164 118 тыс. руб.; 2023 год - 25 100 тыс. руб. Предложено подготовить предложение по внесению изменений в бюджет города на 2021-2023 годы Думой города Бийска, по результатам рассмотрения информации было принято решение от 30.06.2021 N 588 "О состоянии трамвайного хозяйства". Принято предложение о направлении ходатайства о введении внешнего управления отношении МУП г. Бийска "Трамвайное управление" с погашением задолженности перед конкурсными кредиторами и текущими платежами, возникшими после введения процедуры банкротства, в сумме 211 218 тыс. руб. в течение 18 месяцев после введения внешнего управления.
Для сохранения имущества МУП г. Бийска "Трамвайное управление" решением Думы города Бийска от 09.07.2021 N 595 внесены изменения в решение Думы г. Бийска от 24.12.2020 N 496 "О бюджете города на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
Так, предусмотрено выделение муниципальному казенному учреждению "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" финансирования в рамках муниципальной программы "Формирование, эффективное использование, распоряжение и содержание имущества муниципального образования город Бийск" на 2021 - 2023 г.г. (программа "Транспорт") на 2021 г. в сумме 22 000 000 руб., на 2022 год - 164 118 000 руб., на 2023 год - 25 100 000 руб. Всего 211 218 000 руб.
Собранием кредиторов, состоявшемся 23.07.2021 принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о переходе к процедуре внешнего управления, утверждении арбитражного управляющего из числа членов Ассоциации "РСОПАУ", приостановлении проведения торгов.
На основании решения собрания, для возможности погашения долгов предприятия собственником, определением Арбитражный суд Алтайского края от 26.07.2021 прекратил процедуру конкурсного производства в отношении муниципального унитарного предприятия города Бийска "Трамвайное управление" и перешел к процедуре внешнего управления сроком на 18 месяцев.
Постановлением Администрации города Бийска от 25.08.2021 N 1500 внесены изменения в муниципальную программу "Формирование, эффективное использование, распоряжение и содержание имущества муниципального образования город Бийск" на 2021-2025 годы: мероприятия программы дополнены финансовым обеспечением затрат в целях прекращения производства по делу о банкротстве МУП г. Бийска "Трамвайное управление". Плановые затраты составили: 2021 год - 22 000 тыс. руб.; 2022 года - 164 118 тыс. руб.; 2023 год 25 100 тыс. руб.
Постановлением Администрации города Бийска от 20.08.2021 N 1469 утверждено Положения о предоставлении субсидий в целях финансового обеспечения затрат в целях прекращения производства по делу о банкротстве.
27.08.2021 между МКУ "Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска" и МУП г. Бийска "Трамвайное управление" в лице арбитражного управляющего заключено соглашение о предоставлении из бюджета города субсидий в целях финансового обеспечения затрат в целях прекращения производства по делу о банкротстве в рамках указанной выше муниципальной программы.
В дальнейшем должник, фактически прекративший свою деятельность путем передачи всего ликвидного имущества в аренду, получил финансирование, что позволило ему не только погасить все требования кредиторов в полном объеме (план предусматривал срок погашения июнь 2021 - январь 2023), но и произвести такое погашение досрочно (август 2022), то есть фактически план внешнего управления утверждался не для выходя должника из кризиса путем восстановления хозяйственной деятельности, а для получения бюджетом более длительной рассрочки для погашение требований кредиторов при невозможности дальнейшей реализации трамвайного парка.
За счет средств бюджета города МУП г. Бийска "Трамвайное управление" были перечислены субсидии в целях финансового обеспечения затрат в целях прекращения производства по делу о банкротстве: - 22 000 000 руб. - платежным поручением от 01.09.2021 N 427269; - 41 000 000 - платежным поручением от 30.03.3022 N 264149.
В данном случае, из представленных в материалы дела доказательств, при сопоставлении дат совершения Минаковой Е.В. действий, с датами принятия принципиальный решений по финансированию должника и полученных по их итогам результатов, следует, что катализатором к достижению результата - погашение требований кредиторов, послужило наличие у принадлежащего должнику трамвайного парка особого статуса, которое при ином развитии ситуации оказалось бы реализовано с торгов, и действий Минаковой Е.В. обозначившей долгое время игнорируемую Администрацией города Бийска проблему предприятия и ее последствия для города.
Суд первой инстанции предлагал Администрации представить доказательства принятия реальных мер, как до июля 2017, так и после признания должника банкротом, аналогичных действиям управляющего (обращение к думе, прекращение ведения деятельность в обход расчетного счета с целью уклонения от уплаты налогов и т.д.) об обращении и согласовании порядка выделения из бюджета субсидии для погашения долга, но кроме пояснений об отсутствии в бюджете города денежных средств таких доказательств в материалы дела представлено не было.
Представленные администрацией документы датированы позднее июня 2021 г., в том числе и разговор главы Бийска с губернатором Алтайского края также состоялся после фактического окончания всех мероприятий конкурсного производства, за исключением реализации трамвайного парка, что свидетельствует о бездействии администрации и ее пассивном участии в урегулировании спора вплоть до июня 2021 г.
Документов о принятии администрацией реальных мер по выходу должника из кризиса либо подтверждающие хотя бы попытку совершения таких действия в период с 2017 г. по июнь 2021 г., в материалы дела не представлено и об их наличии стороны не сообщали.
Также судом учтено, что при рассмотрении обособленного спора об оспаривании установленных Администрацией города Бийска Алтайского края тарифов на проезд, судом в определении от 10.08.2022, установлено, что регулярно утверждая должнику тарифы, администрация не всегда основывалась на экономических показателях. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что администрация не была заинтересована в эффективной работе предприятия, что послужило основанием для формирования многомиллионной задолженности перед бюджетом из-за не оплаты федеральных налогов. Отсутствие со стороны Администрации города Бийска Алтайского края реальных мер позволяющих преодолеть возникший на предприятии кризис, а также ее молчаливое согласие на совершение недействительных сделок (сделки в отношении АО "Алтайкрайэнерго", АО "Бийскэнерго" и АО "Алтайэнергосбыт"), о которых представители администрации курирующие деятельность должника, в том числе финансовые потоки, просто не могли не знать при доведении до них информации о ситуации на предприятии через балансовые комиссии, привело сначала к возбуждению дела о банкротстве N А03-18532/2016, а затем N А03-10687/2017.
Суд первой инстанции, исследовав собранные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, учитывая вклад Минаковой Е.В. в достижении результата, а также отсутствие удовлетворенных на ее действия жалоб и претензий со стороны кредиторов к ее работе, пришел к правомерному выводу, что Минакова Е.В. имеет право на вознаграждение по пункту 12 статьи 20.6 Закона о банкротстве, о чем указано в определении Верховного суда Российской Федерации от 31.05.2023 по настоящему делу.
Согласно представленному в суд отчету о результатах процедуры внешнего управления в настоящее время требования кредиторов в реестре погашены на сумму 134 104 573,26 руб.
Минакова Е.В. рассчитала размер вознаграждения внешнего управляющего в виде процентов 10 728 365,86 руб. от указанной сумм (134 104 573,26 руб. х 0,8%).
Оценивая непосредственный вклад Минаковой Е.В. в формирование конкурсной массы, оспаривание сделок, реализацию имущества, организацию поступлений от аренды имущества, действия по привлечению к субсидиарной ответственности и взысканию убытков с контролирующих должника лиц, время затраченное на ведение процедуры, участие в переговорном процессе, публичное выступления перед думой и полученный в результате всего этого результат, суд первой инстанции посчитал разумным установить размер вознаграждения в 7 000 000 руб.
Доводы жалоб о том, что арбитражный управляющий не вправе претендовать на выплату процентов по вознаграждению за время соответствующей процедуры банкротства, в которой было прекращено производство по делу о банкротстве, подлежат отклонению, поскольку хоть задача Минаковой Е.В. во внешнем управлении заключалась не в продолжении хозяйственной деятельности с целью восстановления безубыточной хозяйственной деятельности должника в классическом понимании института внешнего управления, а в ожидании поступлений денежных средств из бюджета для последующего их распределения, так как получить их единовременно невозможно с учетом специфики бюджетного законодательства.
В данном случае, Минакова Е.В. выполнив в полном объеме и без замечаний обязанности конкурсного управляющего (дебиторская задолженность взыскана, непрофильное имущество реализовано, работники уволены и т.д.) планировала приступать к реализации трамвайного парка, следовательно, если предположить в действительности реализация имущества могла состояться, то цель конкурсного производства была бы достигнута.
Доводы подателей жалобы противоречат позиции, изложенной Верховным судом Российской Федерации в определении от 31.05.2023, согласно которой, при новом рассмотрении спора заявитель не лишен возможности изложить свои доводы и представить соответствующие доказательства, а также возражения на доводы его процессуальных оппонентов. В зависимости от личного (индивидуального) вклада управляющего в результат, выразившийся в погашении требований кредиторов, судами будет исчислена сумма процентов по вознаграждению внешнего управляющего от суммы, установленной в пункте 12 статьи 20.6 Закона о банкротстве.
Возражения относительно того, что реестр требований кредиторов МУП г. Бийска "Трамвайное правление" в размере 134 104 573,26 руб. был погашен из средств предоставленных собственником имущества, а не в результате деятельности внешнего управляющего по восстановлению неплатежеспособности предприятия, отклоняются, поскольку денежные средства были выделены из Федерального бюджета, не принадлежали местной Администрации и Управлению муниципальным имуществом, собственником не добывались и не собирались с целью погашения обязательств должника.
С учетом требований действующего законодательства РФ, в то числе Бюджетного кодекса РФ, денежные средства без формального участия местной Администрации и Управления муниципальным имуществом не могли технически быть перечислены в муниципальное предприятие.
Доказательств активного участия и административного ресурса, позволившего исполнить просроченные обязательства должника, образовавшиеся с 2014 г. в материалы дела не представлено.
По мнению администрации, реестровая задолженность была погашена за счет действий собственника по выделению бюджетных субсидий, а не за счет самостоятельных действий внешнего управляющего по собиранию конкурсной массы или произведенных внешним управляющим действий по восстановлению платежеспособности должника.
Вместе с тем, осведомленность собственника и Администрации города Бийска о наличии просроченных обязательств с 2014 г. установлена несколькими судебными актами в настоящем деле о банкротстве, однако, предприятие смогло выйти из кризиса только при участии арбитражного управляющего, добросовестно исполнившего свои обязательства. Тот факт, что без распорядителей денежных средств (местных органов самоуправления) арбитражный управляющий не смог бы технически получить денежные средства из бюджета, не является основанием для занижения заслуг арбитражного управляющего, позволивших оздоровить муниципальное предприятие с тарифицированным видом деятельности и с кредиторской задолженность в размере 268 564 184,13 руб., образовавшейся с 2014 г.
Из материалов дела следует, что Минакова Е.В. от исполнения обязанностей управляющего должника не отстранялась, незаконными действия (бездействие) не признавалось, необоснованно понесенных ею за счет должника расходов или недействительности совершенных сделок, причинение убытков должнику, а также наличие периодов, когда управляющий фактически уклонялся от осуществления своих полномочий, судом не установлено. Пассивности позиции или неправомерного бездействия управляющего не установлено.
Выводы суда первой инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суд правильно применил нормы материального права. Нарушения судом норм процессуального права суд апелляционной инстанции не установил.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционных жалоб, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268, частью 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
определение от 01.08.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-10687/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы муниципального казенного учреждения "Управление муниципальным имуществом Администрации г.Бийска", муниципального унитарного предприятия города Бийска "Бийский городской транспорт", Администрации города Бийска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно - Сибирского округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд принявший решение.
Постановление, выполненное в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судей, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
Л.Н. Апциаури |
Судьи |
О.А. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-10687/2017
Должник: МУП г. Бийска "Трамвайное управление"
Кредитор: МИФНС России N 1 по Алтайскому краю.
Третье лицо: Минакова Елена Владимировна, НП "Первая саморегулируемая организация арбитражных управляющих", ОСП Приобского района г.Бийска, Управление Росреестра по АК, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ
Хронология рассмотрения дела:
30.11.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2963/19
19.09.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1948/19
17.02.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2963/19
07.12.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1948/19
17.11.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1948/19
07.07.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2963/19
29.06.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1948/19
20.04.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1948/19
02.06.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2963/19
18.01.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2963/19
25.11.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1948/19
23.10.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1948/19
19.10.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2963/19
30.09.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1948/19
02.09.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2963/19
20.08.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2963/19
24.07.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1948/19
17.06.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1948/19
16.06.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1948/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-10687/17
18.10.2019 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-10687/17
05.09.2019 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2963/19
13.08.2019 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-10687/17
04.06.2019 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-10687/17
06.05.2019 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1948/19
12.03.2019 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-10687/17
07.12.2018 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-10687/17
01.10.2018 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-10687/17