г. Москва |
|
21 сентября 2023 г. |
Дело N А41-21701/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 21 сентября 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Стрелковой Е.А., судей Иевлева П.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скомороховой Д.Е.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя АО "МОСГАЗ" - Костин Ю.В. представитель по доверенности от 30.12.2022 года, диплом о высшем юридическом образовании,
от заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьих лиц:
- Филиала ППК "Роскадастр" по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
- Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 30 июня 2023 года по делу N А41-21701/23 по заявлению
акционерного общества "МОСГАЗ" (ОГРН 1127747295686, ИНН 7709919968)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561, ИНН 7727270299),
третьи лица: Филиал ППК "Роскадастр" по Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области,
о признании незаконным решения и обязании,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "МОСГАЗ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области (далее - заинтересованное лицо, регистрирующий орган):
о признании незаконным решения Управления Росреестра по Московской области от 12.12.2022 N КУВД-001/2022-38123773/8 об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав собственности на объект недвижимого имущества, а именно: газопровод высокого давления 0.6 МПа, протяженностью 1 616,00 м., расположенного по адресу: Московская область, 50-й км МКАД вблизи п. Мещерский;
об обязании Управления Росреестра по Московской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов АО "МОСГАЗ" путем осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав собственности на объект недвижимого имущества, а именно газопровод высокого давления 0.6 МПа, протяженностью 1 616,00 м., расположенного по адресу: Московская область, 50-й км. МКАД вблизи п. Мещерский.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 июня 2023 года по делу N А41-21701/23 заявленные требования удовлетворены.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в жалобе, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
АО "МОСГАЗ" в материалы дела представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество просит решение суда первой инстанции по делу N А41-21701/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления - без удовлетворения.
На основании статей 123, 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителей Управления Росреестра по Московской области и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе, путем публичного размещения информации по делу на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации http://www.arbitr.ru/.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя заявителя, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что АО "МОСГАЗ" на основании проектной документации 2008-222-ГСН от 01.01.20215 осуществило строительство газопровода среднего давления, протяженностью 496 м (далее - Сооружение), по адресу: Московская область, 65-й км МКАД, вблизи д. Мякинино.
Сооружение расположено в границах земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0020202:193; 50:20:0020202:10984; 50:20:0020202:565; 50:20:0020202:139; 50:20:0020202:256; 50:20:0020202:425; 50:20:0020202:10967; 50:20:0020202:11023; 50:20:0020202:11022; 50:20:0020202:10997; 50:20:0020202:10996; 50:20:0020202:11007; 50:20:0020202:10963; 50:20:0020202:193; 50:20:0020202:10993; 50:20:0020202:448, о чем имеется указание в разделе "Характеристики объекта недвижимости".
Строительство линейного объекта и введение его в эксплуатацию осуществлено с оформлением акта приемки законченного строительством объекта от 16.03.2022 по форме КС-14.
31.08.2022 АО "МОСГАЗ" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением от 31.08.2022 N КУВД-001/2022-38123773 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права в отношении Сооружения с приложением технического плана (далее - Заявление).
Уведомлением от 09.09.2022 N КУВД-001/2022-38123773/2 государственный кадастровый учет и государственная регистрация права были приостановлены по следующим основаниям:
- документы не соответствуют требованиям, указанным в статье 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации);
- не представлены документы, подтверждающие оформленные в соответствии с действующим законодательством земельные отношения;
- Сооружение не полностью входит в границы ЗУ - 17,11 м2, 6,84 м2, 4,30 м2;
- Созданный Объект капитального строительства расположен в границах ЗУ 50:20:0020202:3339, 50:20:0020202:10993, которые не указаны в Техническом плане.
Для устранения причин приостановления Заявителем в адрес Заинтересованного лица направлены пояснения от 11.11.2022, а также заявление о приёме дополнительных документов от 11.11.2022 N КУВД-001/2022-50291581 с приложением оригинала акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией б/н от 16.03.2022, откорректированного технического плана и информационного письма.
Уведомлением о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 22.11.2022 N КУВД- 001/2022-38123773/4 Росреестр снял следующие замечания, указанные в пункте "1" настоящего заявления:
- Сооружение не полностью входит в границы ЗУ - 17,11 м2, 6,84 м2, 4,30 м2;
- Созданный Объект капитального строительства расположен в границах ЗУ 50:20:0020202:3339, 50:20:0020202: 10993, которые не указаны в Техническом плане.
Однако Заинтересованное лицо добавило новые замечания, ранее не указанные в Уведомлении о приостановлении от 09.09.2022 N КУВД-001/2022- 38123773/2, а именно:
- ОКС расположен в границах ЗУ 50:20:0020202:11023, который не указан в Техническом плане;
- Контур 1 ОКС расположен в границах ЗУ 50:20:0020202:11007, который не указан в Техническом плане;
- Контур 1 ОКС расположен в границах ЗУ 50:20:0020202:11022, который не указан в Техническом плане.
Для устранения причин приостановления Заявителем в адрес Заинтересованного лица направлены пояснения от 08.12.2022, а также заявление о приёме дополнительных документов от 08.12.2022 N КУВД-001/2022-55041828, с приложением откорректированного технического плана от 08.12.2022 (далее - Технический план) и информационного письма от 08.12.2022 с пояснениями по замечаниям, указанным в уведомлении от 22.11.2022.
Уведомлением от 12.12.2022 N КУВД-001/2022-38123773/8 Росреестр отказал в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на Сооружение, сославшись на неустранение замечаний, отраженных в уведомлении от 09.09.2022 N КУВД-001/2022-38123773/2 (пункт "1" настоящего заявления).
Полагая, что указанное решение является незаконным и нарушает права и законные интересы АО "МОСГАЗ", общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые решения, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: оспариваемые решения, действия (бездействие) должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту и нарушать права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, предметом доказывания по настоящему делу является одновременное несоответствие оспариваемых действий и бездействие закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемым действиями и бездействием прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Закона о регистрации необходимые для осуществления государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе представляются в экземпляре-подлиннике.
Во исполнение указанного требования Заявителем вместе с заявлением о приеме дополнительных документов от 11.11.2022 N КУВД-001/2022-50291581 направлен подлинник акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией б/н от 16.03.2022, а также заявлением о приёме дополнительных документов от 08.12.2022 N КУВД-001/2022-55041828, Заявителем представлен откорректированный технический план от 08.12.2022.
Согласно части 10 статьи 40 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Сооружение расположено исключительно под землей, что подтверждается Актом, а также Техническим планом. Сооружение (подземный газопровод среднего давления) состоит из трех контуров, каждая точка которых отражена в разделе "Описание местоположения объекта недвижимости" в соответствии с пунктами 39, 40, 42 и 44 Приказа Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 "Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений" (далее - Приказ Росреестра N П/0082). Типы контуров - подземные.
Согласно пункту 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется.
Выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно (пункт 4.4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Газопровод высокого давления (0.6 МПа) является линейным объектом, а, как следствие, выдача разрешения на строительство, равно как оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта на земельные участки не требуется.
Более того, согласно письму Минэкономразвития России от 12.09.2018 N ОГ-Д23-9196, если сооружение представляет собой совокупность подземных и наземных элементов, не требуется предоставление на государственную регистрацию прав на такие сооружения правоустанавливающих документов на земельные участки, под поверхностью которых размещаются подземные части сооружения.
Минэкономразвития России разъясняет, что согласно позиции Департамента недвижимости, изложенной в письме от 26.04.2018 N Д23и-2215 если из документации, на основании которой осуществлялось строительство объекта недвижимости, а также на основании которой подготовлен план сооружения следует, что такое сооружение представляет собой совокупность подземных и наземных элементов, представление на государственную регистрацию прав на такие объекты недвижимости правоустанавливающих документов на земельные участки, под поверхностью которых размещаются подземные части такого сооружения (то есть подземные конструктивные элементы сооружения не имеют примыкания к поверхности земли) либо соответствующего документа, предусмотренного утвержденным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, порядком и условиями разрешения указанными в Перечне видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N1300, не требуется, независимо от того, находятся ли такие земельные участки в государственной, муниципальной собственности либо в частной собственности, а также независимо от того, предусмотрено ли возведение сооружения в соответствии с разрешением на строительство либо на основании иных, предусмотренных законодательством документов.
Данный вывод подтверждается судебной практикой, в том числе вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 08.08.2022 по делу N А41-40761/22.
В соответствии с пунктом 8 части 4 статьи 8 Закона о регистрации, а также взаимосвязанным требованием в абзаце 2 подпункта 5 пункта 51 Приказа Росреестра N П/0082 в раздел "Характеристики объекта недвижимости" включаются сведения о кадастровых номерах всех земельных участков, в границах которых (на которых, над или под которыми расположено сооружение.
Пункт 6.1 раздела "Характеристики объекта недвижимости" Технического плана содержит сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 50:20:0020202:193; 50:20:0020202:10984; 50:20:0020202:565; 50:20:0020202:139; 50:20:0020202:256; 50:20:0020202:425; 50:20:0020202:10967; 50:20:0020202:11023; 50:20:0020202:11022; 50:20:0020202:10997; 50:20:0020202:10996; 50:20:0020202:11007; 50:20:0020202:10963; 50:20:0020202:193; 50:20:0020202:10993; 50:20:0020202:448; 50:20:0020202:10868, в границах которых расположено Сооружение.
Согласно положениям пункта 71 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество" (далее - Приказ N 278), уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а не устранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов.
Данные причины должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен был совершить в целях устранения этих причин, не устранение которых привело к принятию решения об отказе в оказании ему государственной услуги, а также для подачи вновь документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав или подготовки им заявления в суд, арбитражный суд об обжаловании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Таким образом, замечание о неполном вхождении Сооружения в границы ЗУ не указывает на конкретную и обоснованную причину, послужившую основанием для отказа осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в осуществлении государственной регистрации и постановки на кадастровый учет объекта недвижимого имущества.
Изучив и оценив в совокупности все представленные в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что решение регистрирующего органа является незаконным, нарушающим права и законные интересы общества и в соответствии с ч. 2 ст. 201 признал его недействительным.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ при признании оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части, суд возлагает на государственный орган обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться: указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В качестве устранения нарушения прав Заявителя, суд первой инстанции обязал Управление Росреестра по Московской области осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав собственности на объект недвижимого имущества, а именно газопровода высокого давления 0.6 МПа, протяженностью 1 616,00 м., расположенного по адресу: Московская область, 50-й км МКАД вблизи п. Мещерский.
Данный способ устранения нарушения прав и законных интересов заявителя соответствует характеру допущенного регистрирующим органом нарушения.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы рассмотрены и оценены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, проверены и оценены все доводы сторон, правильно применены нормы материального права.
Несогласие Управления с выводами суда первой инстанции, иная оценка фактических обстоятельств дела и представленных доказательств не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены судебных актов судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30 июня 2023 года по делу N А41-21701/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объёме в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Е.А. Стрелкова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-21701/2023
Истец: АО МОСГАЗ
Ответчик: Управление Росреестра по МО
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ