город Омск |
|
21 сентября 2023 г. |
Дело N А81-4632/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Дубок О.В., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Косачевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8810/2023) акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.06.2023 по делу N А81-4632/2023 (судья Кустов А.В.), принятое по заявлению акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" в лице филиала в Надымском районе (ОГРН 1118901002153, ИНН 8901025421, адрес: 629004, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Республики, дом 67) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу (ОГРН 1058900002908, ИНН 8901016427, адрес: 629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Титова, 10) об оспаривании предписания от 06.03.2023 N9,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Ямалкоммунэнерго" (далее - АО "Ямалкоммунэнерго", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Управление, надзорный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным предписания от 06.03.2023 N 9.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.06.2023 по делу N А81-4632/2023 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что судом первой инстанции не дана оценка доводам заявителя о грубых процессуальных нарушениях при проведении проверки; проведение рейдового осмотра ограничено постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336); Управлением не представлено доказательств того, что в результате поставки обществом питьевой воды ненадлежащего качества причинен вред жизни и (или) тяжкий вред здоровью потребителя коммунальных услуг питьевого (холодного) водоснабжения, обратившегося с жалобой в надзорный орган, либо существует угроза причинения вреда жизни и (или) тяжкого вреда здоровью конкретного потребителя коммунальных услуг; рейдовый осмотр в отношении общества проведен без внесения в единый реестр контрольных мероприятий сведений, что повлекло нарушение права общества на подачу жалобы на незаконное проведение проверки.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в дел, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении слушания по делу не заявили, несмотря на удовлетворение судом ходатайства об обеспечении участия представителя в судебном заседании посредством веб-конференции (онлайн-заседание), представитель АО "Ямалкоммунэнерго" подключение к онлайн-заседанию не осуществил, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие неявившихся участников процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в связи с поступлением обращения физического лица от 02.02.2023 на качество питьевой и горячей воды должностным лицом Управления в соответствии пунктом 1 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) принято решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия (далее - КНМ) в виде рейдового осмотра в отношении ООО "УК "Консьержъ", АО "Ямалкоммунэнерго" (КНМ 89230041000105069942).
В период с 21.02.2023 по 06.03.2023 специалистом территориального отдела Управления с привлечением аккредитованной лаборатории филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в ЯНАО в Надымском районе" проведен рейдовый осмотр по адресу осуществления деятельности контролируемым лицом: ТВК-10/5 внутриквартальной сети, расположенной по адресу: ЯНАО, г. Надым, ул. Зверева, д. 49, в результате проведения которого установлены и зафиксированы нарушения обязательных требований статей 1, 11, 19, 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), статей 23, 24 Федерального закона от 07.12.2011 N 416 "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ), санитарных норм и правил, а именно:
1) Согласно представленному протоколу испытаний от 27.02.2023 N 1495 вода питьевая (холодная централизованного водоснабжения) отобрана из крана ТВК-10/5 внутриквартальной сети, расположенной по адресу: ЯНАО, г. Надым, ул. Зверева, д. 49.
По результатам испытаний пробы N 1495 - вода питьевая (холодная централизованного водоснабжения) установлено:
- цветность составила 20,8+4,2 градусов цветности при гигиеническом нормативе (уровне) не более 20 градусов, что в 1,04 раза превышает нормативную величину, установленную в таблице 3.1 Главы III СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (далее - СанПиН 1.2.3685-21);
- железо общее составило 0,32*0,08 мг/мд.куб при гигиеническом нормативе (уровне) не более 0,3 мг/л с учетом действия межгосударственного стандарта ГОСТ 27384-2002 "Вода. Нормы погрешности измерений показателей состава и свойств", что в 1,06 раза превышает нормативную величину, установленную в таблице 3.13 Главы III СанПиН 1.2.3685-21;
- марганец составил 0,21*0,03 мг/дм.куб, при гигиеническом нормативе (уровне) не более 0,1 мг/л с учетом действия межгосударственного стандарта ГОСТ 27384-2002 "Вода. Нормы погрешности измерений показателей состава и свойств", что в 2,1 раза превышает нормативную величину, установленную в таблице 3.13 Главы III СанПиН 1.2.3685-21, и не соответствует пункту 75 Главы IV СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
Нарушение совершено 21.02.2023 в период времени с 11:25 до 11:34, подтверждается экспертным заключением от 01.03.2023 N 08-019-Р.
2) Согласно представленному протоколу испытаний от 27.02.2023 N 1494 вода питьевая (горячая централизованного водоснабжения) отобрана из крана ТВК-10/5 внутриквартальной сети, расположенной по адресу: ЯНАО, г. Надым, ул. Зверева, д. 49.
По результатам испытаний пробы N 1494 - вода питьевая (горячая централизованного водоснабжения) установлено:
- цветность составила 22,6+4,5 градусов цветности при гигиеническом нормативе (уровне) не более 20 градусов, что в 1,13 раза превышает нормативную величину, установленную в таблице 3.1 Главы III СанПиН 1.2.3685-21, и не соответствует пункту 75 Главы IV СанПиН 2.1.3684-21.
Нарушение совершено 21.02.2023 с 11:06 до 11:20, что подтверждается экспертным заключением от 01.03.2023 N 08-018-Р.
АО "Ямалкоммунэнерго" (филиал АО "Ямалкоммунэнерго" в Надымском районе) в нарушение пункта 78 СанПиН 2.1.3684-21 не проводится информирование территориального отдела Управления в Надымском районе о нестандартных результатах лабораторного исследования проб воды, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям.
По итогам проверки 06.03.2023 составлен акт рейдового осмотра, обществу выдано оспариваемое предписание от 06.03.2023 N 9 с требованием в срок до 01.07.2023 (с учетом продления) провести мероприятия, направленные на обеспечение нормируемых показателей питьевой (холодной) и горячей воды по адресу: ТВК-10/5, внутриквартальная сеть, ЯНАО, г. Надым, ул. Зверева, д. 49, по показателям: цветность, железо, марганец в соответствии с требованиями таблицы 3.13 Главы III СанПиН 1.2.3685-21 и п. 75 Главы IV СанПиН 2.1.3684-21.
Также оспариваемым предписанием предписано обеспечить информирование Управления о каждом результате лабораторного исследования проб воды, не соответствующем гигиеническим нормативам по микробиологическим, паразитологическим, вирусологическим и радиологическим показателям, а по санитарно-химическим, которые превышают гигиенические нормативы на величину допустимой ошибки метода определения в контрольных точках перед подачей в распределительную сеть и в распределительной сети, в случае выхода нестандартных результатов немедленно принять меры по устранению ситуации.
Заявитель посчитав, что предписание является незаконным, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа решение от 29.06.2023 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Статьей 11 Федерального закона N 52-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно частям 1, 2 статьи 19 Федерального закона N 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
В соответствии с частью 10 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ качество и безопасность воды - совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру.
В силу части 1 статьи 23, части 1 статьи 24 Федерального закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду и горячую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных названными статьями и частью 7 статьи 8 названного Закона.
Исходя из положений пункта 75 СанПиН 2.1.3684-21 качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам, предусмотренным разделом III "Нормативы качества и безопасности воды" СанПиН 1.2.3685-21.
В пункте 78 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что хозяйствующий субъект, осуществляющий эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающий население питьевой и горячей водой, должен информировать (в течение 2 часов по телефону и в течение 12 часов в письменной форме с момента возникновения аварийной ситуации, технических нарушений, получения результата лабораторного исследования проб воды) территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества и безопасности питьевой и горячей воды и условий водоснабжения населения; о каждом результате лабораторного исследования проб воды, несоответствующем гигиеническим нормативам по микробиологическим, паразитологическим, вирусологическим и радиологическим показателям, а по санитарно-химическим - превышающем гигиенический норматив на величину допустимой ошибки метода определения в контрольных точках "перед подачей в распределительную сеть" и "в распределительной сети". Хозяйствующий субъект, осуществляющий эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающий население питьевой и горячей водой, обязан немедленно принять меры по устранению ситуаций, указанных в настоящем пункте Санитарных правил.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции посчитал доказанным тот факт, что при поставке коммунальных ресурсов (питьевой и горячей воды) обществом не обеспечено соблюдение предусмотренных разделом III "Нормативы качества и безопасности воды" СанПиН 1.2.3685-21 органолептических показателей качества воды. Выявлено несоответствие воды показателям цветности и мутности, а также предельно допустимых концентраций химических веществ в питьевой воде (выявлено превышение марганца, железа), что подтверждается экспертными заключениями от 13.02.2023 N N 08-009-Р, 08-010-Р по итогам выездного обследования, протоколами лабораторных испытаний от 27.02.2023 NN 1494, 1495.
Таким образом, своими действиями (бездействиями) юридическое лицо АО "Ямалкоммунэнерго" нарушило требования статей 1, 11, 19, 32 Федерального закона N 52-ФЗ, статьей 23, 24 Федерального закона N 416-ФЗ, в связи с чем обществу обосновано вынесено предписание по устранению выявленных нарушений.
Фактические обстоятельства, положенные в основу перечисленных в предписании нарушений, общество не оспаривает. Доказательства, опровергающие выявленные нарушения, в материалах дела отсутствуют и обществом не представлены.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции оценены доводы общества о нарушении Управлением при проведении надзорного мероприятия положений Закона N 248-ФЗ и Постановления N 336, и правомерно отклонены как необоснованные.
Так, Закон N 248-ФЗ регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, под которым понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений (часть 1 статьи 1, часть 1 статьи 2 Закона N 248-ФЗ).
При этом под обязательными требованиями понимаются содержащиеся в нормативных правовых актах требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (часть 1 статьи 1 Закона N 248-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 57 Закона N 248-ФЗ основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий может быть наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров.
При этом необходимые для проведения внеплановой проверки сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям контрольный (надзорный) орган получает, в том числе при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации (пункт 1 части 1 статьи 58 Закона N 248-ФЗ).
Пунктом 3 Постановления N 336 установлено, что в 2022 - 2023 годах в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Законом N 248-ФЗ и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно по установленным основаниям.
В том числе они проводятся по согласованию с прокуратурой, если есть угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан.
Рейдовый осмотр проводился в рамках рассмотрения обращения гражданина от 02.02.2023 N ЭО/ж-2023, согласно доводам которого вода, подаваемая в жилую квартиру заявителя, не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.
Вопреки доводам апелляционной жалобы возможность причинения вреда здоровью и жизни людей поставкой питьевой воды ненадлежащего качества сомнения не вызывает, в связи с чем Управлением правомерно осуществлены спорные контрольные мероприятия.
При этом оценка степени угрозы возможна только по результатам проведения соответствующих контрольных мероприятий и полученных в их ходе испытаний воды.
Как следует из материалов дела, в адрес Прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа посредством ФГИС "ЕРКНМ" направлено решение и.о. начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Надымском районе Карташова Е.С. от 14.02.2023 N 27 о проведении рейдового осмотра в отношении двух контролируемых лиц ООО "УК "Консъержъ" и АО "Ямалкоммунэнерго".
Рейдовый осмотр согласован 15.02.2023, надзорный номер в реестре ФГИС "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий" 89230041000105069942. В связи с чем доводы общества об отсутствия оснований для проведения КНМ являются не состоятельными.
Довод общества о том, что рейдовый осмотр в отношении общества проведен без внесения в единый реестр контрольных мероприятий сведений несостоятелен, поскольку ссылка по QR коду и контрольно-надзорный номер переводит на сайт ФГИС "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий", где указано о проведении рейдового осмотра.
Таким образом, информация о проведении рейдового осмотра в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) размещена в установленном порядке, о его проведении общество уведомлено.
Решение о проведении рейдового осмотра получено обществом 17.02.2023, то есть обществу разъяснены его права, в том числе дата и время о явке для проведения рейдового осмотра.
В рассматриваемом случае все доводы апелляционной жалобы были предметом проверки и оценки суда первой инстанции. Каких-либо новых данных, не учтенных судом первой инстанции при разрешении спора, апелляционная жалоба не содержит, фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, обществом не приведено.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на общество.
На основании изложенного и руководствуясь статьями пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.06.2023 по делу N А81-4632/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
О.В. Дубок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-4632/2023
Истец: АО "Ямалкоммунэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу
Третье лицо: АО "Ямалкоммунэнерго" филиал в Надымском районе, Восьмой арбитражный апелляционный суд