г. Москва |
|
21 сентября 2023 г. |
Дело N А41-248/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Коновалова С.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кононихиной Е.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Ленинского городского округа Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 07.07.2023 по делу N А41-248/2023.
В судебном заседании приняли участие представители:
Администрации Ленинского городского округа Московской области - Добрынский С.С. по доверенности от 09.01.2023;
общества с ограниченной ответственностью "УК "Альфа-Капитал" - Сорокина Ю.В. по доверенности от 17.02.2023.
Администрация Ленинского городского округа Московской области (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Альфа-Капитал" Д.У. ЗПИФ недвижимости "Активо одиннадцать" (далее - ответчик, ООО "УК "Альфа-Капитал", общество) со следующими требованиями:
- обязать ООО "УК "Альфа-Капитал" освободить парковочные места, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 50:21:0080105:10080, в соответствии с согласованной проектной документацией (корректировка) раздел 2, разработанной ПК "Технология" (шифр проекта - ПР 15-37-ПЗУ) от 2017 года, путем демонтажа нестационарных торговых объектов в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу;
- установить судебную неустойку в пользу администрации в размере 1000 руб. в день на случай неисполнения ответчиком решения суда в установленный срок;
- в случае неисполнения ответчиком решения в установленный судом срок предоставить администрации право демонтажа нестационарных торговых объектов на земельном участке с кадастровым номером 50:21:0080105:10080 с последующим взысканием понесенных расходов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ИП Рыбачева В.С., Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области.
Решением суда первой инстанции исковое заявление оставлено без удовлетворения.
С вынесенным решением не согласился истец и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе истец (далее также - податель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права. Настаивает на обоснованности иска.
От ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика возражал против доводов жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с данными ЕГРН ЗПИФ недвижимости "Активо одиннадцать" в лице ООО "УК "Альфа-Капитал" является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:21:0080105:10080, площадью 5678 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - магазины.
Земельный участок согласно сервису "Геопортал Подмосковья" расположен в зоне Ж-1 (зона многоквартирной жилой застройки).
Согласно проектной документации ПР 15-37-ПЗУ, утвержденной в 2017 году, на прилегающей территории ТЦ "Эко-Видное" предусмотрено 40 парковочных мест.
18.10.2022 специалистами Муниципального казенного учреждения Ленинского городского округа Московской области "Видновское управление капитального строительства" проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером: 50:21:0080105:10080, в ходе которого установлено, что на парковочной зоне автомобилей для покупателей со стороны главного входа в торговый центр размещены нестационарные торговые объекты; перед главным входом в ТЦ на площадке с плиточным покрытием размещены два нестационарных торговых объекта.
Результаты проведенного осмотра зафиксированы в акте осмотра от 18.10.2022 N 167.
07.11.2022 администрацией в адрес ответчика направлялось письмо (требование) N 125-01ИСХ-17327 о необходимости демонтировать нестационарные торговые объекты и освободить территорию, предназначенную для парковки.
Ввиду того, что претензия добровольно не удовлетворена, истец обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из их необоснованности.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения.
В соответствии со статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам; ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения) (часть 1 статьи 4 названного Кодекса).
Субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица (часть 1 статьи 5 названного Кодекса).
В обоснование своих исковых требований истец ссылается на следующее.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закона N 181-ФЗ) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в числе прочего, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В силу части 9 указанной статьи на всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов.
С 01.01.2011 вступил в действие Закон Московской области N 121/2009-03 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Московской области", согласно ч. 2 ст. 4 которого на автостоянках и в местах парковки транспортных средств должно выделяться до 10 процентов мест (но не менее одного места), наиболее удобных для въезда и выезда, для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Места парковки оснащаются специальными указателями. Инвалиды, а также лица, их перевозящие, пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.
В силу ч. 1 ст. 5 названного Закона создание условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и беспрепятственного их передвижения в Московской области осуществляется исполнительными органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии с п. 5.19 Свода правил по проектированию и строительству СП 35-105-2002 "Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения", одобренных постановлением Госстроя РФ от 19.07.2002 N 89, места для стоянки личных автотранспортных средств инвалидов должны быть выделены разметкой и обозначены специальными символами. Ширина стоянки для автомобиля инвалида должна быть не менее 3,5 м согласно 3.12 СНиП 35-01.
В соответствии с п. 3.12 Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (приняты постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 N 73) на открытых индивидуальных автостоянках около учреждений обслуживания следует выделять не менее 10% мест (но не менее одного места) для транспорта инвалидов. Эти места должны обозначаться знаками, принятыми в международной практике. Места для личного автотранспорта инвалидов желательно размещать вблизи входа, доступного для инвалидов, но не далее 50 м, а при жилых зданиях - не далее 100 м. Ширина зоны для парковки автомобиля инвалида должна быть не менее 3,5 м.
В соответствии со ст. 15 Закона N 181-ФЗ на парковочных местах для инвалидов устанавливаются специальные знаки, предусмотренные Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Правительства от 23.10.1993 N 1090, а именно знак 6.4 "Место стоянки" табличка 8.17 "Инвалиды", указывающая, что действие знака 6.4 распространяется только на мотоколяски и автомобили, на которых установлен опознавательный знак "Инвалид".
Табличка информирует водителей-инвалидов о специально выделенных для них местах на обозначенных стоянках. Места, выделенные для водителей-инвалидов, дополнительно могут быть обозначены разметкой.
Истец указывает, что в нарушение действующего законодательства размещение ответчиком нестационарных торговых объектов значительно уменьшило количество парковочных мест на земельном участке.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно указал на следующее.
Согласно пункту 7 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.
Как подтверждается материалами дела, расположение автомобильной стоянки (парковочных мест) соответствует проектной документации и полностью совпадает с расположением парковочных мест, что подтверждается актом предварительного обследования от 19.06.2023; количество парковочных мест составляет 40 единиц, что полностью соответствует проектной документации, из которых 10% в соответствии с действующим законодательством - для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов.
При этом ответчик указал, что спорные нестационарные объекты размещены на основании разрешения на их размещение, выданного администрацией в соответствии с решением Совета депутатов Ленинского городского округа Московской области от 11.03.2021 N 24/2 "Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории Ленинского городского округа Московской области".
Указанное подтверждается приобщенным к материалам дела апелляционным судом паспортом нестационарного торгового объекта, выданным ИП Рыбачеву В.С. (третье лицо), в котором, среди прочего, имеется схема размещения объекта на земельном участке. Паспорт согласован должностными лицами администрации.
Также из материалов дела следует, что на основании распоряжения Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 31.10.2022 N 1226-Р "Об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужд Московской области" часть земельного участка с кадастровым номером 50:21:0080105:10080, площадью примерно 650 кв. м изымается для государственных нужд Московской области. При этом выявленные нестационарные торговые объекты размещены именно на изымаемой части земельного участка.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, правомерно отказал в удовлетворении иска.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07.07.2023 по делу N А41-248/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Ленинского городского округа Московской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-248/2023
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ЗАО ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ АЛЬФА-КАПИТАЛ