г. Челябинск |
|
20 сентября 2023 г. |
Дело N А47-14779/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камаева А.Х.,
судей Жернакова А.С., Колясниковой Ю.С.,
при ведении протокола помощником судьи Анисимовой С.П., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Решетова Игоря Николаевича на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.07.2023 по делу N А47-14779/2022.
В судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области приняли участие представители:
индивидуального предпринимателя Решетова Игоря Николаевича - Никифоров Михаил Александрович (паспорт, доверенность от 26.05.2021, срок действия пять лет, диплом),
- администрации Переволоцкого района Оренбургской области - Терехова Елена Николаевна (паспорт, доверенность от 17.02.2023, срок действия один год, диплом),
- общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Оренбург" - Гурская Татьяна Владимировна (паспорт, доверенность от 05.12.2022, срок действия до 31.12.2024, диплом).
В судебном заседании Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда принял участие представитель публичного акционерного общества "Газпром" - Карпенко Павел Алексеевич (паспорт, доверенность от 02.06.2020. срок действия пять лет).
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского фермерского хозяйства Решетов Игорь Николаевич (далее - заявитель, ИП Решетов И.Н.) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Администрации Переволоцкого района Оренбургской области (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным постановления администрации Переволоцкого района Оренбургской области от 24.01.2022 N 44-п "Об установлении публичного сервитута в целях размещения (эксплуатации) линейного объекта: "Подъездная дорога к УКПГ-14 на участке Черноречье - Татищево Оренбургского НГКМ"" в части установления публичного сервитута на земельные участки : кадастровый N 56:23:1503003:290 расположенный по адресу Оренбургская область, Переволоцкий район, Татищевский сельсовет, с.Татищево, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала 56:23:1503003 и кадастровый N 56:23:1503003:291 расположенный по адресу Оренбургская область, Переволоцкий район, Татищевский сельсовет, с.Татищево, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала 56:23:1503003 (с учетом принятых судом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заинтересованного лица, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Оренбург" (далее - ООО "Газпром добыча Оренбург").
Определением суда от 23.11.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заинтересованного лица, привлечено публичное акционерное общество "Газпром" (далее - ПАО "Газпром").
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 07.07.2023 (резолютивная часть от 29.06.2023) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С вынесенным решением не согласился заявитель, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ИП Решетов И.Н. (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда первой инстанции отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель апелляционной жалобы указал, что перечень видов имущества, входящего в состав ЕСГ, утвержденного приказом ПАО "Газпром" от 22.09.2008 N 230 является внутренним документом ПАО "Газпром" и не может распространяться на правоотношения в которых участвуют лица не входящие в ПАО "Газпром". Также данный перечень противоречит пунктам 7, 9, 13 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", т.е. федеральному закону принятому позже приказа ПАО "Газпром" от 22.09.2008 N 230.
По мнению апеллянта, в п. 5.9 СНиП 2.05.06-85 говорится, что в состав магистральных трубопроводов входят: абзац первый "трубопровод (от места выхода с промысла подготовленной к дальнему транспорту товарной продукции) с ответвлениями и лупингами", абзац 6 "вдольтрассовые проезды и вертолетные площадки, расположенные вдоль трассы трубопровода, и подъезды к ним, опознавательные и сигнальные знаки местонахождения трубопроводов", были объединены два разных абзаца одного пункта СНиП, что является не правомерным. По мнению апеллянта, в абзаце 6 говорится об отнесении к магистральным трубопроводам подъездов к вдольтрассовым проездам и вертолетным площадкам расположенным вдоль трассы трубопровода а не подъездная дорога к УКПГ
Апеллянт считает, что земельный участок кадастровым N 56:23:1503003:291 полностью занят подъездной дорогой.
От ПАО "Газпром" посредством системы "МойАрбитр" поступил отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами направления в адрес иных лиц, участвующих в деле. Отзыв приобщен к материалам дела.
От Администрации посредством системы "МойАрбитр" поступил отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами направления в адрес иных лиц, участвующих в деле. Отзыв приобщен к материалам дела.
От ООО "Газпром добыча Оренбург" посредством системы "МойАрбитр" поступил отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами направления в адрес иных лиц, участвующих в деле. Отзыв приобщен к материалам дела.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы апелляционной жалобы. Представители заинтересованных лиц и третьего лица, напротив, возражали относительно удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ИП Решетов И.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером 56:23:1503003:291, расположенного по адресу: Оренбургская область, Переволоцкий район, Татищевский сельсовет, с.Татищево, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала 56:23:1503003, земельного участка с кадастровым номером 56:23:1503003:290, расположенного по адресу Оренбургская область, Переволоцкий район, Татищевский сельсовет, с. Татищево, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала 56:23:1503003, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 16.06.2011, записью регистрации в Едином государственном реестре недвижимости N 56-56-23/004/2011-267 от 16.06.2011 и N 56-56-23/004/2011-266 от 16.06.2011.
ООО "Газпром добыча Оренбург" была организована работа в рамках агентского договора от 17.10.2002 N 1963-08, заключенного между ПАО "Газпром" и ООО "Газпром добыча Оренбург", по переоформлению права аренды ПАО "Газпром" на земельный участок на публичный сервитут.
ООО "Газпром добыча Оренбург" обратилось в Администрацию Переволоцкого района с ходатайством от 30.09.2021 об установлении публичного сервитута в пользу ПАО "Газпром" с целью размещения (эксплуатации) линейного объекта: "Подъездная дорога к УКПГ-14 на участке Черноречье-Татищево Оренбургского НГКМ", площадью 573725 кв. м, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 56:23:0000000:189, 56:23:0000000:199, 56:23:0000000:245, 56:23:0000000:3635, 56:23:0000000:3641, 56:23:0000000:3767, 56:23:0000000:3988, 56:23:0000000:3992, 56:23:0000000:4006, 56:23:0000000:5173, 56:23:0000000:744, 56:23:0000000:745, 56:23:1411002:365, 56:23:1502001:1, 56:23:1503003:226, 56:23:1503003:259, 56:23:1503003:262, 56:23:1503003:271, 56:23:1503003:272, 56:23:1503003:274, 56:23:1503003:280, 56:23:1503003:283, 56:23:1503003:284, 56:23:1503003:286, 56:23:1503003:288, 56:23:1503003:290, 56:23:1503003:291, 56:23:1503003:296, 56:23:1503003:297, 56:23:1503003:8.
К ходатайству были приложены следующие документы: описание местоположения границ публичного сервитута, включающее графическое описание местоположения границ публичного сервитута и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости; выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 10.08.2021 N 99/2021/410131124; договор от 01.07.2010 N б/н; доверенность от 19.03.2019 N 56 АА 2231673.
В обоснование необходимости установления публичного сервитута были представлены акт приемки законченного строительством объекта от 31.12.1999, распоряжение ОАО "Газпром" N 28/А от 17.01.2000, акт приемки законченного строительством объекта от 29.12.2000.
Сообщение о возможном установлении публичного сервитута в целях размещения линейного объекта - Подъездная дорога к УКПГ-14 на участке Черноречье-Татищево Оренбургского НГКМ, было размещено на официальном сайте Администрации Переволоцкого района Оренбургской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 25.11.2021.
Постановлением Администрации от 24.01.2022 N 44-п "Об установлении публичного сервитута в целях размещения (эксплуатации) линейного объекта: "Подъездная дорога к УКПГ-14 на участке Черноречье-Татищево Оренбургского НГКМ" в пользу ООО "Газпром добыча Оренбург" был установлен публичный сервитут сроком на 49 лет в отношении следующих земельных участков:
- с кадастровым номером 56:23:00000000:189, расположенного по адресу: обл. Оренбургская, р-н Переволоцкий, с. Татищево, ул. Макаренко, 2;
- с кадастровым номером 56:23:00000000:199, расположенного по адресу: обл. Оренбургская, р-н Переволоцкий, с. Шуваловка, ул. Школьная, 3;
- с кадастровым номером 56:23:0000000:245, расположенного по адресу: обл. Оренбургская, р-н Переволоцкий, ВЛ-35 кВ "Сырт-Садовая";
- с кадастровым номером 56:23:0000000:3635, расположенного по адресу: Оренбургская область, Переволоцкий район, Родничнодольский сельсовет;
- с кадастровым номером 56:23:0000000:3641, расположенного по адресу: Оренбургская область, Переволоцкий район, Родничнодольский сельсовет, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала 56:23:0;
- с кадастровым номером 56:23:0000000:3767, расположенного по адресу: Оренбургская обл., р-н Переволоцкий;
- с кадастровым номером 56:23:0000000:3988, расположенного по адресу: Оренбургская область, Переволоцкий район, Татищевский сельсовет, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала 56:23:0000000;
- с кадастровым номером 56:23:00000000:3992, расположенного по адресу: Оренбургская область, Переволоцкий район, Татищевский сельсовету на земельном участке расположено сооружение ВЛ - 35 кВ от УКПГ-14 до УКГТГ-15;
- с кадастровым номером 56:23:00000000:4006, расположенного по адресу: Оренбургская обл., р-н Переволоцкий, на земельном участке расположена линия электропередач эксплуатационного бурения;
- с кадастровым номером 56:23:0000000:5173, расположенного по адресу: Оренбургская область, р-н Переволоцкий, Родничнодольский с/с, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала 56:23:0000000;
- с кадастровым номером 56:23:0000000:744, расположенного по адресу: Оренбургская обл., р-н Переволоцкий, с/с Татищевский, на земельном участке расположен объект УКПГ-14 - автопроезд к скважине газовой, эксплуатационной N 14052;
- с кадастровым номером 56:23:0000000:745, расположенного по адресу: Оренбургская обл., р-н Переволоцкий, с/с Татищевский, на земельном участке расположен объект УКПГ-14 - автопроезд к скважине газовой, эксплуатационной N 14033;
- с кадастровым номером 56:23:1411002:365, расположенного по адресу: Оренбургская область, Переволоцкий район, на земельном участке расположен объект УКПГ 14 - автопроезд к скважине газовой, эксплуатационной N 14062;
- с кадастровым номером 56:23:1502001:1, расположенного по адресу: обл. Оренбургская, р-н Переволоцкий, с. Татищево, ул. Мельничная, 46;
- с кадастровым номером 56:23:1503003:226, расположенного по адресу: обл. Оренбургская, р-н Переволоцкий, с. Татищево, ул. Центральная, 1;
- с кадастровым номером 56:23:1503003:259, расположенного по адресу: обл. Оренбургская, р-н Переволоцкий, с. Татищево, ул. Школьная 1а;
- с кадастровым номером 56:23:1503003:262, расположенного по адресу: обл. Оренбургская, р-н Переволоцкий, с/с Татищевский, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала 56:23:1503003;
- с кадастровым номером 56:23:1503003:271, расположенного по адресу: Оренбургская обл., р-н Переволоцкий, с/с Татищевский, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала 56:23:1503003;
- с кадастровым номером 56:23:1503003:272, расположенного по адресу: Оренбургская обл., р-н Переволоцкий, с/с Татищевский, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала 56:23:1503003;
- с кадастровым номером 56:23:1503003:274, расположенного по адресу: Оренбургская обл., р-н Переволоцкий, с/с Татищевский, на земельном участке расположен объект УКПГ-14 - скважина газовая, эксплуатационная N 14032;
- с кадастровым номером 56:23:1503003:280, расположенного по адресу: обл. Оренбургская, р-н Переволоцкий, с/с Татищевский, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала 56:23:1503003;
- с кадастровым номером 56:23:1503003:283, расположенного по адресу: обл. Оренбургская, р-н Переволоцкий, с/с Татищевский, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала 56:23:1503003;
- с кадастровым номером 56:23:1503003:284, расположенного по адресу: обл. Оренбургская, р-н Переволоцкий, с/с Татищевский, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала 56:23:1503003;
- с кадастровым номером 56:23:1503003:286, расположенного по адресу: Оренбургская обл., р-н Переволоцкий, с/с Татищевский, на земельном участке расположен объект УКПГ-14 - автопроезд к скважинам N 14014, N 14041, N 14042;
- с кадастровым номером 56:23:1503003:288, расположенного по адресу: Оренбургская обл., р-н Переволоцкий, с/с Татищевский, на земельном участке расположен объект УКПГ-14 - автопроезд к скважине N 14053;
- с кадастровым номером 56:23:1503003:290, расположенного по адресу: Оренбургская обл., р-н Переволоцкий, Татищевский сельсовет, с.Татищево; земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала: 56:23:1503003;
- с кадастровым номером 56:23:1503003:291, расположенного по адресу: Оренбургская обл., р-н Переволоцкий, Татищевский сельсовет, с.Татищево; земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала 56:23:1503003;
- с кадастровым номером 56:23:1503003:296, расположенного по адресу: Оренбургская область, Переволоцкий район, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала 56:23:1503003;
- с кадастровым номером 56:23:1503003:297, расположенного по адресу: Оренбургская обл., р-н Переволоцкий, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала 56:23:1503003;
- с кадастровым номером 56:23:1503003:8, расположенного по адресу: обл. Оренбургская, р-н Переволоцкий, с. Татищево, ул. Школьная,1.
В качестве обоснования необходимости установления публичного сервитута указано свидетельство о государственной регистрации права 56 АА 027578 от 19.12.2005.
Постановление Администрации Переволоцкого района Оренбургской области N 44-п от 24.01.2022 было размещено в тот же день на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на официальных сайтах администраций Родничнодольского и Татищевского сельсоветов Переволоцкого района Оренбургской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа по месту нахождения земельных участков.
Копии постановления направлены заявителю ходатайства, правообладателям земельных участков, в отношении которых принято решение об установлении публичного сервитута, а также в орган регистрации прав.
02.02.2022 постановлением Администрации Переволоцкого района N 69-п в оспариваемое постановление внесены изменения, в связи с технической ошибкой, в тексте постановления слова "Общество с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Оренбург" (ИНН 5610058025, ОГРН 102561028221)" заменены на слова "ПАО "Газпром" (ИНН 7736050003, ОГРН 1027700070518).
25.03.2022 в ЕГРН внесены сведения о публичном сервитуте, реестровый номер 56:23-6.1063.
Ссылаясь на отсутствие оснований для установления сервитута и нарушение экономических интересов заявителя, ИП Решетов И.Н. обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из их незаконности и необоснованности.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (статья 65, часть 5 статья 200 АПК РФ).
Из буквального толкования положений части 4 статьи 200, статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, должностного лица является совокупность двух необходимых условий: несоответствие данного ненормативного правового акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Статьей 23 ЗК РФ установлено, что сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса (пункт 1).
Согласно пункту 2 статьи 23 ЗК РФ сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
Согласно пункту 1 статьи 39.37 ЗК РФ в порядке, предусмотренном настоящей главой, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель, в том числе, в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения).
Публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 настоящего Кодекса (далее также в настоящей главе - орган, уполномоченный на установление публичного сервитута), на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.
Публичный сервитут должен устанавливаться с учетом положений статьи 23 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 39.39 ЗК РФ).
Установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 настоящего Кодекса (статья 39.39 ЗК РФ).
С ходатайством об установлении публичного сервитута вправе обратиться в том числе организация, являющаяся субъектом естественных монополий, - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта, а также для проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение указанных сооружений, инженерных изысканий для их строительства, реконструкции (пункт 1 статьи 39.40 ЗК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 39.41 ЗК РФ обоснование необходимости установления публичного сервитута при отсутствии документов, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 2 статьи 39.41 ЗК РФ, должно также содержать: расчеты и доводы, касающиеся наиболее целесообразного способа установления публичного сервитута, в том числе с учетом необходимости обеспечения безопасной эксплуатации инженерного сооружения, в целях размещения которого подано ходатайство об установлении публичного сервитута, обеспечения безопасности населения, существующих зданий, сооружений, а также соблюдения требований, установленных пунктами 8 и 9 статьи 23 ЗК РФ; обоснование невозможности размещения инженерного сооружения на земельных участках общего пользования или в границах земель общего пользования, территории общего пользования, на землях и (или) земельном участке, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам (а в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.39 ЗК РФ, также обоснование невозможности размещения инженерного сооружения на земельных участках, относящихся к имуществу общего пользования), таким образом, чтобы протяженность указанного инженерного сооружения не превышала в два и более раза протяженность такого инженерного сооружения в случае его размещения на земельных участках, принадлежащих гражданам и юридическим лицам.
По итогам рассмотрения ходатайства орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, принимает решение об установлении публичного сервитута или об отказе в его установлении (пункт 1 статьи 39.43 ЗК РФ).
При этом статья 39.44 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень случаев, когда в установлении публичного сервитута должно быть отказано.
Таким образом, предусмотренный действующим законодательством подход к установлению публичного сервитута, основанный не на необходимости защиты права собственности и иных прав на землю, а на задаче успешной реализации потребностей, обеспечиваемых размещением тех или иных предусмотренных в главе V.7 ЗК РФ объектов социального назначения, сводится к тому, что обязательной составной частью ходатайства об установлении сервитута является обоснование его необходимости (подпункт 5 пункта 1 статьи 39.41 ЗК РФ), в котором, по общему правилу, должны быть приведены документы территориального планирования или проект планировки территории, предусматривающие размещение соответствующего объекта (подпункты 1, 2 пункта 2 статьи 39.41 ЗК РФ).
В случае, если такие документы в ходатайстве отсутствуют, то в обоснование должна быть подтверждена невозможность размещения инженерного сооружения на земельных участках общего пользования или в границах земель общего пользования, территории общего пользования, на землях и (или) земельном участке, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам (а в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.39 ЗК РФ, - также на земельных участках, относящихся к имуществу общего пользования), таким образом, чтобы протяженность указанного инженерного сооружения не превышала в два и более раза протяженность такого инженерного сооружения в случае его размещения на земельных участках, принадлежащих гражданам и юридическим лицам (подпункт 2 пункта 3 статьи 39.41 ЗК РФ).
Из материалов дела следует, что 24.09.2008 между ОАО "Газпром" и ИП Решетовым И.Н. заключен договор аренды земельного участка, по условиям которого арендодатель передал, а арендатор принял в аренду на 11 месяцев земельный участок площадью 0,7344 га из земельного участка с кадастровым номером 56:23:1503003:0007 с местоположением: участок находится примерно в 5 км по направлению на северо-восток от ориентира строение, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Оренбургская область, Переволоцкий район, с.Татищево, ул. Центральная, 1, указанный в Плане земельного участка, являющемся неотъемлемой частью настоящего договора (Приложение N 2), далее "Участок", для размещения дороги подъездной "Черноречье - ДКС" и подъездной дороги к УКПГ 14 на участке Черноречье - Татищево.
Действие данного договора было распространено на отношения сторон, возникшие с 01.01.2006 (п. 7.1 договора).
Позднее из земельного участка с кадастровым номером 56:23:1503003:0007 был выделен земельный участок с кадастровым номером 56:23:1503003:291, образованный из ранее арендуемой ПАО "Газпром" части участка.
Из материалов дела следует, что подъездная дорога к УКПГ-14 на участке Черноречье-Татищево Оренбургского НГКМ была построена в 1998 году и зарегистрирована за ПАО "Газпром" 12.02.2002 (регистрационный номер 56-01/25-1/2002-195).
Указанная подъездная дорога входит в состав единой системы газоснабжения (далее - ЕСГ) в соответствии с п. 1.1.5.23 Перечня видов имущества, входящего в состав ЕСГ, утвержденного приказом ПАО "Газпром" от 22.09.2008 N 230.
Согласно п. 3.31 СНиП 2.05.06-85* трубопровод магистральный - это единый производственно-технологический комплекс, предназначенный для транспортировки подготовленных жидких или газообразных углеводородов от объектов добычи и (или) пунктов приема до пунктов сдачи потребителям и (или) передачи в распределительные газопроводы или иной вид транспорта и (или) хранения, состоящий из конструктивно и технологически взаимосвязанных объектов, включая сооружения и здания, используемые для целей обслуживания и управления объектами магистрального трубопровода.
Установка комплексной подготовки газа (далее - УКПГ) представляет собой комплекс технологического оборудования и вспомогательных систем, обеспечивающих сбор и обработку природного газа и газового конденсата.
В силу п. 6.5 Таблица 3 СНиП 2.05.06-85* узлы подключения в газопровод, участки между охранными кранами, всасывающие и нагнетательные газопроводы КС, СПХГ, УКПГ, УППГ, ДКС (шлейфы) и головных сооружений, а также газопроводы собственных нужд от узла подключения до ограждения территории указанных сооружений относятся к газопроводам 1 категории.
Согласно п. 5.9 СНиП 2.05.06-85* в состав магистральных трубопроводов входят, в том числе, трубопровод с ответвлениями и лупингами и подъезды к ним.
Следовательно, подъездная дорога к УКПГ является неотъемлемой составной частью линейного объекта - магистрального газопровода. Подъездная дорога к УКПГ не является отдельным объектом, самостоятельного производственного значения не имеет.
В соответствии со СНиП 2.05.06-85*, Правилами охраны магистральных газопроводов, Перечнем видов имущества, входящего в состав ЕСГ, утвержденного приказом ПАО "Газпром" от 22.09.2008 N 230, подъездная дорога к УКПГ-14 на участке Черноречье-Татищево Оренбургского НГКМ является линейным объектом системы газоснабжения.
Доводы апеллянта об обратном подлежат отклонению, поскольку являются ошибочными.
В силу статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) юридические лица, имеющие на праве собственности сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, имеют право переоформить право аренды земельного участка на публичный сервитут в порядке, установленном пунктом 2 этой статьи, при условии, что право собственности на указанные сооружения возникло до 1 сентября 2018 года (пункт 1). В целях переоформления права аренды земельного участка на публичный сервитут лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, вправе обратиться с ходатайством об установлении публичного сервитута в соответствии с правилами, установленными в главе V.7 Земельного кодекса Российской Федерации. В этом случае договор аренды земельного участка прекращается на основании решения об установлении публичного сервитута (пункт 2).
Согласно части 5 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.
При этом обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.
Действующее правовое регулирование установления публичного сервитута для размещения объектов, предусмотренное в статье 39.37 ЗК РФ, направлено на упрощение процедуры такого размещения, что вызвано особенностью характеристик, значимостью этих инженерных сооружений, учитывая, что линейные объекты, имея большую протяженность, пролегают по значительному количеству земельных участков, принадлежащих разным собственникам, что объективно создает затруднительность единообразно и одновременно разрешить вопросы со всеми лицами соглашения об установлении.
В целях размещения (эксплуатации) линейного объекта: "Подъездная дорога к УКПГ-14 на участке Черноречье-Татищево Оренбургского НГКМ", площадью 573725 кв. м, в соответствии со статьей 3.6 Федерального Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" ООО "Газпром добыча Оренбург" обратилось в Администрацию Переволоцкого района с ходатайством от 30.09.2021 об установлении публичного сервитута в пользу ПАО "Газпром" в отношении 30 земельных участков на 49 лет.
Как установлено судом первой инстанции, в ходатайстве были указаны цель предоставления публичного сервитута, срок, обоснование необходимости установления публичного сервитута.
К ходатайству были приложены описание местоположения границ публичного сервитута, включающее графическое описание местоположения границ публичного сервитута и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости; выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 10.08.2021 N 99/2021/410131124; договор от 01.07.2010 N б/н; доверенность от 19.03.2019 N 56 АА 2231673.
Администрацией соблюдена процедура по извещению правообладателей земельных участков о рассматриваемом вопросе, информация о возможном установлении публичного сервитута в целях размещения линейного объекта - Подъездная дорога к УКПГ-14 на участке Черноречье-Татищево Оренбургского НГКМ размещена на официальном сайте Администрации Переволоцкого района Оренбургской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 25.11.2021.
Постановлением Администрации от 24.01.2022 N 44-п "Об установлении публичного сервитута в целях размещения (эксплуатации) линейного объекта: "Подъездная дорога к УКПГ-14 на участке Черноречье-Татищево Оренбургского НГКМ" в пользу ПАО "Газпром" установлен публичный сервитут сроком на 49 лет в отношении 30 земельных участков (с учетом постановления Администрации Переволоцкого района N 69-п от 02.02.2022 о внесении изменений в связи с технической ошибкой).
Постановление Администрации Переволоцкого района Оренбургской области N 44-п от 24.01.2022 было размещено в тот же день на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на официальных сайтах администраций Родничнодольского и Татищевского сельсоветов Переволоцкого района Оренбургской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа по месту нахождения земельных участков.
Копии постановления направлены заявителю ходатайства, правообладателям земельных участков, в отношении которых принято решение об установлении публичного сервитута, в орган регистрации прав.
25.03.2022 в ЕГРН внесены сведения о публичном сервитуте, реестровый номер 56:23-6.1063.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции, верно, признал процедурные требования для установления публичного сервитута соблюденными со стороны органа местного самоуправления.
Также суд первой инстанции, верно, отметил, что как следует из перечня земельных участков, в отношении которых устанавливается публичный сервитут и его границы, в границах публичного сервитута помимо 2 земельных участков заявителя расположены еще 28 земельных участков, принадлежащих иным правообладателям.
Целесообразность использования ПАО "Газпром" в рассматриваемом случае конструкции публичного сервитута обусловлена тем, что спорный объект - Подъездная дорога к УКПГ-14 на участке Черноречье-Татищево Оренбургского НГКМ, проходит по значительному числу земельных участков, что вызывает необходимость властного решения на установление сервитута, а не регулирование вопроса размещения данных объектов частноправовыми соглашениями.
Довод апеллянта об ограничении его возможности использовать спорные земельные участки с кадастровыми номерами 56:23:1503003:290 и 56:23:1503003:291 по целевому назначению не нашел своего документального подтверждения.
Из материалов дела, что на земельном участке с кадастровым номером 56:23:1503003:290 объекты ПАО "Газпром" отсутствуют. Данный участок частично расположен в полосе отвода подъездной дороги, в границах которой установлен публичный сервитут, и не ограничен в использовании.
Также на основании договора аренды земельного участка от 24.09.2008, заключенного между ОАО "Газпром" и ИП Решетовым И.Н., земельный участок площадью 0,7344 га из земельного участка с кадастровым номером 56:23:1503003:0007 был передан в аренду с целью для размещения дороги подъездной "Черноречье - ДКС" и подъездной дороги к УКПГ 14 на участке Черноречье - Татищево.
Позднее из земельного участка с кадастровым номером 56:23:1503003:0007 был выделен земельный участок с кадастровым номером 56:23:1503003:291, образованный из ранее арендуемой ПАО "Газпром" части участка.
Спорная подъездная дорога была зарегистрирована в 2002 году.
Земельный участок с кадастровым номером 56:23:1503003:291 полностью занят подъездной дорогой.
Таким образом, фактически установленный публичным сервитутом правовой режим пользования земельным участком наличествовал и до установления публичного сервитута, но был оформлен с помощью конструкции договора аренды, который заявитель сам заключил и исполнял на соответствующих условиях, не ссылаясь при этом на невозможность использования или существенное затруднение в использовании земельных участков.
Довод апеллянта об отсутствии утвержденного проекта рекультивации в заявочном пакете ПАО "Газпром" на установление публичного сервитута правомерно отклонён судом первой инстанции в силу следующего.
Отсутствие у ПАО "Газпром" утвержденного проекта рекультивации спорных земельных участков и непредставление его в Администрацию при обращении с ходатайством об установлении публичного сервитута не может служить основанием для отказа в предоставлении публичного сервитута, поскольку перечень документов, установленный статьей 39.41 ЗК РФ, не предусматривает необходимости приложения проекта рекультивации нарушенных земель.
Поскольку ходатайство об установлении публичного сервитута подано для эксплуатации существующего объекта, а не для строительства, реконструкции или иного преобразования объекта, при эксплуатации которого не затрагивается плодородный слой почвы (дорога имеет асфальтовое покрытие), необходимость в разработке проекта рекультивации в рассматриваемом случае отсутствует.
В силу изложенных обстоятельств, судебная коллегия поддерживает вывод о том, что в рассматриваемом случае оснований для признания постановления администрации Переволоцкого района Оренбургской области от 24.01.2022 N 44-п незаконным не имеется.
Таким образом, оспариваемое постановление администрации Переволоцкого района Оренбургской области от 24.01.2022 N 44-п является законным и вынесено в полном соответствии с действующим законодательством, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
При указанных обстоятельствах апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы, приведенные в их обоснование, не соответствуют нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, они не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение иска судом первой инстанции и дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.07.2023 по делу N А47-14779/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Решетова Игоря Николаевича - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Решетову Игорю Николаевичу из федерального бюджета 2 850 руб. 00 коп. государственной пошлины, излишне уплаченной по чек-ордеру от 24.07.2023.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.Х. Камаев |
Судьи |
А.С. Жернаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-14779/2022
Истец: Индивидуальный предприниматель глава КФХ Решетов Игорь Николаевич
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕРЕВОЛОЦКОГО РАЙОНА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Арбитражный суд Оренбургской области, ООО "Газпром добыча Оренбург", ПАО "ГАЗПРОМ", Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, ООО "ЕЭС-Гарант" Оренбургский филиал, ППК "Роскадастр", Управление Росреестра по Оренбургской области