г. Москва |
|
20 сентября 2023 г. |
Дело N А40-41412/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.И. Попова,
судей: |
С.М. Мухина, Л.Г. Яковлевой |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Е. Нестеровой |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу ООО НПО "МГИ" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.05.2023 по делу N А40-41412/23, принятое
по заявлению ООО НПО "МГИ" к Росприроднадзору
о признании незаконным заключения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Гаврикова Н.Н. дов. от 11.01.2023 |
УСТАНОВИЛ:
ООО НПО "МГИ" (далее- заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным отрицательного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации "Рекультивация объекта накопленного вреда окружающей среде в п. Октябрьский Белгородского района" N 31-1-02-2-72-0589-22, утвержденного приказом руководителя Росприроднадзора от 04.10.2022 г. N 1607/ГЭЭ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.05.2023 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
От административного органа поступил отзыв.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, в связи с чем, спор рассмотрен в его отсутствие в порядке ст.123, 156 АПК РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Росприроднадзора возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, решение просил оставить без изменения по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав представителя Росприроднадзора, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, согласно п.1.1. муниципального контракта N 01263000291200003980001 от 05.08.2020 г., исполнитель обязуется по заданию Администрации Волоконовского района Белгородской области выполнить проектно-изыскательские работы на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на рекультивацию объекта накопленного вреда окружающей среде в п. Октябрьский, а также получить положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Во исполнение условий контакта, а также в соответствии с п.5 Положения о проведении государственной экологической экспертизы (далее- ГЭЭ), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.11.2020 г. N 1796, заявитель направил необходимые документы заинтересованному лицу для проведения государственной экологической экспертизы.
Рассмотрев документы, представленные на ГЭЭ, экспертная комиссия дала отрицательное заключение по объекту ГЭЭ. В разделе 5 указанного заключения разработчику были выставлены 9 замечаний.
Не согласившись с отрицательным заключением государственной экологической экспертизы проектной документации, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд обоснованно исходил из отсутствия, в данном случае, совокупности условий, необходимых для удовлетворения требований, заявленных в порядке гл.24 АПК РФ.
В силу п. 5 ст. 14 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее- Закон N174-ФЗ) государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации для проведения экологической экспертизы конкретного объекта.
Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии или не соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и, соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы (пункт 1 статьи 18 Закона N 174-ФЗ).
Заключение, подготовленное экспертной комиссией, в двух экземплярах с особыми мнениями экспертов и протокол заключительного заседания экспертной комиссии передаются в уполномоченное подразделение Росприроднадзора (территориального органа Росприроднадзора) для подготовки проекта приказа об утверждении заключения.
Приказ об утверждении заключения, подготовленного экспертной комиссией, подписывается и регистрируется в срок, установленный приказом об организации и проведении государственной экологической экспертизы (пункт 63 Административного регламента Росприроднадзора по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня, утв. приказом Минприроды России от 06.05.2014 N 204).
Руководствуясь статьей 3 Закона N 174-ФЗ в части соблюдения принципа экологической экспертизы- независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы, каждый эксперт ГЭЭ готовит на основе изучения всей представленной документации свое личное индивидуальное заключение.
К полномочиям Росприроднадзора отнесено организация и проведение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, государственной экологической экспертизы федерального уровня (пункт 5.5(12) Положения о Росприроднадзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400).
Таким образом, экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, а организуется уполномоченным органом - Росприроднадзором.
При этом, Росприроднадзор не имеет полномочий, позволяющих отменять и изменять решение экспертной комиссии, а издаваемый Росприроднадзором по окончании экспертизы приказ, исключительно утверждает и фиксирует принятое комиссией, в установленном порядке, решение.
В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении (пункт 7 статьи 18 Федерального закона N 174-ФЗ).
Заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке (пункт 8 статьи 18 Федерального закона N 174-ФЗ).
В силу статьи 11 Федерального закона N 174-ФЗ, объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня является, в том числе проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов соответствующих класса опасности.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из отсутствия совокупности условий, необходимых для удовлетворения требований, заявленных в порядке гл.24 АПК РФ.
Доводы Заявителя сводятся к несогласию с частью замечаний, изложенных в отрицательном заключении экспертной комиссии государственной экологической экспертизы и послуживших, в том числе, основанием для издания Росприроднадзором приказа об утверждении отрицательного заключения государственной экологической экспертизы.
Заявитель указывает, что представил на повторную экспертизу материалы с учетом замечаний предыдущего отрицательного заключения ГЭЭ.
На данном основании, он, ссылаясь на положения п.7 ст.18 закона N 174-ФЗ, считает, что при повторном проведении ГЭЭ, у экспертной комиссии отсутствует право на выражение своего мнения о новых замечаниях, которые не содержит предыдущая ГЭЭ.
Данные выводы не основаны на законе и противоречат правам и обязанностям эксперта при проведении ГЭЭ, а также обстоятельствам дела.
В соответствии с ч.5 ст.16 Федерального закона N 174-ФЗ, эксперт государственной экологической экспертизы обязан: осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов с учетом передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники, определять их соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации в области охраны окружающей среды, нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, нормативно-техническим документам и предоставлять заключения по таким материалам; обеспечивать объективность и обоснованность выводов своего заключения по объекту экологической экспертизы;
Следовательно, если на экспертизу были представлены новые переработанные материалы, это не свидетельствует о том, что в данных материалах не может быть нарушений, которые будут выявлены экспертами при повторном проведении экспертизы.
Таким образом, экспертная комиссия обязана выразить новые замечания по данным материалам, при условии, что они являются обоснованными.
Однако, исходя из материалов дела, коллегия приходит к выводу о том, что противоречий в данных заключениях ГЭЭ не выявлено, как и нельзя сказать о наличии абсолютно новых замечаний, поскольку и раннее указывалось об отсутствии сведений в отношении источников выбросов.
Ссылка заявителя на ст. 702-729 и ст. 780 ГК РФ несостоятельна, поскольку спорные правоотношения регулируются специальным законодательством, а именно Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
В частности, согласно ст. 10 Закона, государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 14 Закона, государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации для проведения экологической экспертизы конкретного объекта.
Поскольку заключение государственной экологической экспертизы проектной документации "Рекультивация объекта накопленного вреда окружающей среде в п.Октябрьский Белгородского района", утвержденное приказом Росприроднадзора от 04.10.2022 N 1607/ГЭЭ было вынесено в установленном законом порядке, а доводы заявителя о некорректности замечаний данного заключения не нашли свое подтверждение в материалах дела, коллегия приходит к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным.
Доводы жалобы данного вывода не опровергают.
Нарушений норм процессуального права, в том числе, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Коллегия также считает необходимым отметить, что в день судебного рассмотрения спора, Заявителем в электронном виде были поданы ходатайства о рассмотрении спора в его отсутствие и о назначении экспертизы, которые были переданы суду после рассмотрения спора по существу (вынесении резолютивной части). Учитывая, что данные ходатайства не были поданы заблаговременно в установленном порядке, в нарушении Инструкции по делопроизводству N 100, они не рассматривались в судебном заседании. Более того, направленное ходатайство о проведении экспертизы не отвечает требованиям, предъявляемым ст.ст.82,83 АПК РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.05.2023 по делу N А40-41412/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-41412/2023
Истец: ООО НПО "МЕЖГЕОИНВЕСТ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ