город Ростов-на-Дону |
|
21 сентября 2023 г. |
дело N А53-9031/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фортуна"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 24.07.2023 по делу N А53-9031/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фортуна"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Ростовской области
о признании недействительным предостережения,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Фортуна":
представитель Широкова Н.И. по доверенности от 10.01.2023,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Ростовской области: представитель Мироненко Е.Л. по доверенности от 14.06.2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фортуна" (далее - заявитель, общество, ООО "Фортуна") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, МИФНС N 25 по Ростовской области) с заявлением о признании недействительным предостережения от 27.01.2023 N 368 о недопустимости нарушения обязательных требований, взыскании судебных расходов на оплату государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 24.07.2023 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Фортуна" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что предостережение, как ненормативный правовой акт, обязателен для исполнения объектом контроля, поскольку является актом индивидуального воздействия, в связи с чем предостережение подлежит судебному контролю. Сведения о том, каким образом заключение пари на законное официальное спортивное соревнование может привести к вышеуказанным последствиям и какие меры необходимо предпринять обществу, предостережение не содержит.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
В судебном заседании представитель ООО "Фортуна" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель МИФНС N 25 по Ростовской области не согласился с доводами апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, в МИФНС N 25 по Ростовской области поступило обращение Общероссийской общественной организации "Федерация хоккея России".
В обращении Общероссийская общественная организация "Федерация хоккея России" сообщала о факте использования ООО "Фортуна" в линии событий, на исходы которых заключает пари неофициальных спортивных мероприятий - "Открытый чемпиона" Лига Про. Магнитогорск" по хоккею среди любительских команд" и просило провести проверку соблюдения обществом лицензионных требований, предусмотренных ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", поскольку полагает, что результат спортивных соревнований в рамках указанного чемпионата могли завершиться с наименее вероятным исходом и зависеть от организатора мероприятий и организатора азартных игр.
В ходе рассмотрения обращения МИФНС N 25 по Ростовской области была установлена возможность осуществления ставок на сайте https://betcity.ru/ru/line, принадлежащем ООО "Фортуна" на событие: "Шорт-хоккей. Россия. Лига Про. Магнитогорск"; возможность осуществления ставок на событие "Открытый чемпионат ЛИГА ПРО Магнитогорск", организованных и проводимых МГОО "ФХМ" и "ЛИЛА ПРО", на сайте https://betcity.ru/ru/line, принадлежащем ООО "Фортуна", не установлена.
В связи с данными фактами МИФНС N 25 по Ростовской области в адрес ООО "Фортуна" был направлен запрос на предоставление реестра принятых и выданных ставок на событие "Шорт-хоккей. Россия. Лига Про. Магнитогорск".
В ответе на запрос ООО "Фортуна" предоставлена выписка из отчета по учету участников азартных игр. По результатам оценки сведений, указанных в заявлении Общероссийской общественной организации "Федерация хоккея России" и ООО "Фортуна", установить достоверность сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям налоговой инспекции не представилось возможным.
По результатам рассмотрения обращения, МИФНС N 25 по Ростовской области вынесено предостережение от 27.01.2023 N 368 о недопустимости нарушения обязательных требований.
14.02.2023 МИФНС N 25 по Ростовской области получены возражения ООО "Фортуна" от 10.02.2023 исх. N 46 ООО "Фортуна" на предостережение от 27.01.2023 N 368 о недопустимоости нарушения обязательных требований.
28.02.2023 МИФНС N 25 по Ростовской области направлен ответ на возражение на предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 28.02.2023 N 13-27/05029, согласно которому налоговый орган принял решение о необходимости принятия мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, в отношении которых было направлено предостережение.
Несогласие с вынесенным предостережением послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Принимая обжалуемый акт, суд первой инстанции с учетом положений статей 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу о необоснованности заявленных требований, установив, что оспариваемое предостережение не нарушает прав и охраняемых законом интересов ООО "Фортуна" в сфере предпринимательской и экономической деятельности, в защиту которых оно обратилось; доказательства возможности восстановления прав и охраняемых законом интересов путем удовлетворения заявленных требований в материалах дела отсутствуют.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств дела.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), под которым понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Согласно части 1 статьи 57 Закона N 248-ФЗ основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, может быть:
1) наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
2) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
3) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
4) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
5) истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 настоящего Федерального закона;
6) наступление события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании программы проверок.
При рассмотрении сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, содержащихся в обращениях (заявлениях) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, должностным лицом контрольного (надзорного) органа проводится оценка их достоверности (часть 2 статьи 58 Закона N 248-ФЗ).
Из статьи 60 Закона N 248-ФЗ следует, что по итогам рассмотрения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо контрольного (надзорного) органа направляет уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа:
1) при подтверждении достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо установлении параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, - мотивированное представление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
2) при отсутствии подтверждения достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также при невозможности определения параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, - мотивированное представление о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
3) при невозможности подтвердить личность гражданина, полномочия представителя организации, обнаружении недостоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям - мотивированное представление об отсутствии основания для проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
В соответствии с положениями статьи 49 Закона N 248-ФЗ в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
В случае принятия контрольным (надзорным) органом решения об объявлении контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований одновременно с указанным предостережением контролируемому лицу в целях проведения им самообследования соблюдения обязательных требований направляется адрес сайта в сети "Интернет", позволяющий пройти самообследование соблюдения обязательных требований, при условии наличия самообследования в числе используемых профилактических мероприятий по соответствующему виду контроля.
Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в контрольный (надзорный) орган возражение в отношении указанного предостережения. Порядок подачи и рассмотрения возражения в отношении предостережения устанавливается положением о виде контроля.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона N 248-ФЗ контрольные (надзорные) органы могут осуществлять профилактические мероприятия, в том числе объявлять предостережение (пункт 4).
Целями профилактических мероприятий является стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами; устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям; создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 166 утверждены Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения (далее - Правила N 166).
Пунктом 4 Правил N 166 определено, что в предостережении указывается, в том числе, информация о том, какие действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя приводят или могут привести к нарушению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами; предложение юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами; предложение юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю направить уведомление об исполнении предостережения в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля; срок (не менее 60 дней со дня направления предостережения) для направления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем уведомления об исполнении предостережения.
Согласно пункту 7 Правил N 166 по результатам рассмотрения предостережения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем могут быть поданы в орган муниципального контроля, направивший предостережение, возражения.
Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1011 "О федеральном государственном контроле (надзоре) за организацией и проведением азартных игр" утверждено "Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за организацией и проведением азартных игр".
Пунктом 20 "Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за организацией и проведением азартных игр" установлен порядок вынесения предостережения.
Объявление предостережения осуществляется Федеральной налоговой службой в порядке, установленном статьей 49 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
При наличии у Федеральной налоговой службы сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Федеральная налоговая служба объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, содержащее в том числе указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований, направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в Федеральную налоговую службу возражение в отношении указанного предостережения (далее - возражение).
Возражение подается не позднее 10 рабочих дней со дня получения контролируемым лицом предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Возражение может быть подано в электронном виде либо на бумажном носителе.
Возражение должно содержать основания и доводы, на основании которых контролируемое лицо не согласно с направлением в его отношении предостережения о нарушении обязательных требований.
Федеральная налоговая служба рассматривает возражение не позднее 10 рабочих дней со дня его получения и принимает решение об отсутствии необходимости принятия мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, в отношении которых было направлено предостережение, либо о необходимости принятия таких мер.
Приказом от 30.12.2021 N УФКиС-04/265 Управления по физической культуре и спорту утвержден Единый календарный план физкультурных мероприятий спортивных мероприятий города Магнитогорска на 2022 год.
Налоговым органом в ходе рассмотрения обращения установлена возможность осуществления ставок на сайте https://betcity.ru/ru/line, принадлежащем ООО "Фортуна", на событие: "Шорт-хоккей. Россия. Лига Про. Магнитогорск", о чем в материалы дела представлены скриншоты с сайта https://betcity.ru/ru/line.
Между тем, в Едином календарном плане физкультурных мероприятий спортивных мероприятий города Магнитогорска на 2022 год отсутствует мероприятие с наименованием "Шорт-хоккей. Россия. Лига Про. Магнитогорск". Под пунктом 133 данного плана поименовано мероприятие - "Открытый турнир "Открытый Чемпионат Лига Про. Магнитогорск" по хоккею среди любительских команд".
Таким образом, мероприятие, указанное на сайте ООО "Фортуна" https://betcity.ru/ru/line с наименованием "Шорт-хоккей. Россия. Лига Про. Магнитогорск" не является официальным спортивным мероприятием, поскольку отсутствует в Едином календарном плане физкультурных мероприятий спортивных мероприятий города Магнитогорска на 2022 год.
Согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" официальные физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия - физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия, включенные в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Порядок включения физкультурных и спортивных мероприятий (в том числе значимых международных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий) в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, утвержден приказом Минспорта России от 27.08.2021 N 667 "Об утверждении порядка включения физкультурных и спортивных мероприятий (в том числе значимых международных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий) в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий, и спортивных мероприятий" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3 Порядка ЕКП утверждается Министерством спорта Российской Федерации (далее - Министерство) до начала соответствующего календарного года и размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта направляют в Министерство предложения для включения комплексных физкультурных мероприятий в ЕКП, согласованные с соответствующими общероссийскими спортивными федерациями.
Исходя из материалов дела, налоговым органом по результатам рассмотрения поступивших сведений и запрошенных документов, для предотвращения возможных нарушений лицензионных требований выдано предостережение, согласно которому обществу предложено принять меры в целях профилактики нарушений по обеспечению соблюдения обязательных требований законодательства в сфере организации и проведения азартных игр.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, предостережение от 27.01.2023 N 368 содержит указание на нормы права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, выявленные нарушения. Апелляционная коллегия приходит к выводу, что предостережение соответствует законодательству и не нарушает права и законные интересы общества, в связи, с чем предусмотренные статьями 198 - 201 АПК РФ основания для удовлетворения заявления ООО "Фортуна" у суда первой инстанции отсутствовали.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предостережение, как ненормативный правовой акт, обязателен для исполнения объектом контроля, подлежат отклонению, поскольку текст оспариваемого предостережения не содержит каких-либо властно-распорядительных предписаний и распоряжений, влекущих для заявителя юридические последствия, не устанавливает, не изменяет и не отменяет никакие права и обязанности заявителя, не определяет меру ответственности, не возлагает на заявителя какие-либо обязанности, а носит лишь информационный, профиактический характер.
Оспариваемое предостережение, по своей сути, носит предупредительный (профилактический) характер о недопустимости нарушения требований законодательства и не нарушает прав и законных интересов ООО "Фортуна".
Суд первой инстанции на основе полного, объективного и всестороннего исследования доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установил совокупности двух условий, необходимых для признания оспариваемого заявителем предостережения недействительным, поэтому правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела не установил оснований для иной оценки доказательств, представленных в материалы дела.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.07.2023 по делу N А53-9031/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-9031/2023
Истец: ООО "ФОРТУНА"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 26 по Ростовской области, МИФНС N 26 по РО