г. Санкт-Петербург |
|
12 марта 2024 г. |
Дело N А56-72476/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: предст. Борисова Л.О. - доверенность от 07.11.2023
от заинтересованного лица: предст. Новиков А.В. - доверенность от 27.12.2023
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-40841/2023) товарищества собственников жилья "Город Солнца" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2023 по делу N А56-72476/2023 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению товарищества собственников жилья "Город Солнца"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании акта от 15.06.2023 N 12/54/23-Н-Р и предписания от 15.06.2023 N 15/54/23-Н-Р
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Город Солнца" (далее - заявитель, Товарищество, ТСЖ "Город Солнца") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) об оспаривании акта документарной проверки от 15.06.2023 N 12/54/23-Н-Р и предписания от 15.06.2023 N 12/54/23-Н-Р.
Решением суда от 12.10.2023 производство по делу в части оспаривания акта документарной проверки от 15.06.2023 N 12/54/23-Н-Р прекращено, в остальной части в удовлетворении заявленных Товариществом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, ТСЖ "Город Солнца" направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда от 12.10.2023 в части отказа в признании незаконным предписания от 15.06.2023 N 12/54/23-Н-Р и принять по делу в указанной части новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы ссылается на то, что до февраля 2023 года по решению общего собрания собственников доход от хозяйственной деятельности Товарищества направлялся в резервный фонд для покрытия расходов, в том числе на нужды содержания и текущего ремонта многоквартирного дома, включая расходы на циркуляцию ГВС; включение с февраля 2023 года в счета-квитанции статьи "Циркуляция ГВС" обусловлено неурегулированием с ресурсоснабжающей организацией (РСО) вопросов разделения оплаты теплоносителя, поставляемого РСО на нужды отопления и горячего водоснабжения, после перехода на прямые договоры с РСО, сложным финансовым положением Товарищества, исчерпанием резервного фонда, в том числе в связи с увеличением числа должников по оплате жилищно-коммунальных услуг, и полностью соответствует пункту 4.6 Устава ТСЖ "Город Солнца". Податель жалобы указывает на то, что судом первой инстанции не были приняты во внимание пояснения Товарищества о том, что плата за циркуляцию ГВС входит в состав платы за тепловую энергию, поставляемую РСО в целях предоставления собственникам помещений коммунальной услуги по отоплению, к числу новых дополнительных коммунальных услуг не относится и не влечет за собой повышение размера платы за жилищно-коммунальные услуги; основанием для включения отдельной строкой в счета-квитанции статьи расходов "Циркуляция ГВС" является договор теплоснабжения в горячей воде от 01.01.2020 N 061/ТС/20, заключенный с теплоснабжающей организацией ООО "Пром Импульс", в связи с чем податель жалобы полагает, что к участию в настоящем деле должно было быть привлечено ООО "Пром Импульс". Податель жалобы также ссылается на неисполнимость оспариваемого предписания от 15.06.2023 N 12/54/23-Н-Р.
В судебном заседании представитель Товарищества поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель Товарищества в судебном заседании представил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов: копии протокола очередного годового общего собрания членов ТСЖ "Город Солнца" от 29.12.2023 N 2 с Приложением N 12 (смета ТСЖ "Город Солнца" на 2023 год) и Приложением N 13 (таблица ставок и услуг), а также Приложений N 16 и N 17, копии сопроводительного письма от 17.01.2024 N 65ю о передаче протокола от 29.12.2023 N 2 в ГЖИ Санкт-Петербурга, копии определения АС СПб и ЛО от 04.12.2023 по делу N А56-114921/2023.
Суд апелляционной инстанции, оценив обстоятельства дела, отказал в приобщении вышеуказанных дополнительных документов на основании части 2 статьи 268 АПК РФ, поскольку данные документы не представлялись ни в Инспекцию в ходе проверки, ни в суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела; очередное годовое общее собрание членов ТСЖ "Город Солнца", результаты которого оформлены протоколом от 29.12.2023 N 2, проведено уже после вынесения судом первой инстанции обжалуемого решения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании решения от 26.05.2023 N 12/54/23-Н-р Инспекцией в отношении ТСЖ "Город Солнца" осуществляющего управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Композиторов, д. 10 (далее - МКД), проведена документарная проверка в связи с поступившим обращением собственника помещения в МКД (вх. N ОБ-12886-1/23-0-0 от 17.05.2023), содержащем сведения о нарушении обязательных требований жилищного законодательства при начислении платы за жилищно-коммунальные услуги.
В ходе проверки Инспекцией по результатам исследования представленных Товариществом документов установлено, что правлением ТСЖ "Город Солнца" принято решение об увеличении размера платы за содержание помещений в части начисления по статье "Циркуляция ГВС" с 01.02.2023 в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников помещений МКД.
Инспекцией установлено, что смета доходов и расходов на 2023 год не утверждена; годовой план содержания и ремонта общего имущества МКД в 2022 году, утвержденный протоколом от 30.05.2022 N 1/22-ОЗ (смета доходов и расходов), не содержит сведений о направлении расходов "Циркуляция ГВС"; вопрос о включении в счета-квитанции статьи "Циркуляция ГВС" на общее собрание собственников не выносился, соответствующее решение не принималось (протокол от 09.04.2023 N 1).
Таким образом, изменение размера платы на содержание жилого помещения в 2023 в части включения статьи "Циркуляция ГВС" не утверждено ни на общем собрании собственников помещений, ни сметой доходов и расходов, в связи с чем Инспекция пришла к выводу о том, что включение данной статьи в оплату жилищных услуг в МКД с февраля 2023 года является неправомерным. Следовательно, при начислении платы за жилищные услуги собственникам помещений МКД с февраля 2023 года по май 2023 года Товариществом нарушены положения пункта 33 Правил содержания общего имущества в доме, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N491), положений части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Результаты проверки отражены в акте документарной проверки от 15.06.2023 N 12/54/23-Н-р.
По результатам проверки Инспекцией выдано Товариществу предписание от 15.06.2023 N 12/54/23-Н-р об устранении вышеуказанных нарушений и выполнении перерасчета размера платы за жилищные услуги по всем лицевым счетам помещений МКД за период с февраля по май 2023 года в соответствии с тарифами на жилищные услуги, утвержденными сметой доходов и расходов на 2022 год.
Не согласившись с актом документарной проверки от 15.06.2023 N 12/54/23-Н-Р и предписанием от 15.06.2023 N 12/54/23-Н-Р, Товарищество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований в части признания недействительным предписания от 15.06.2023 N 12/54/23-Н-Р.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Товарищества и отмены решения суда от 12.10.2023 в связи со следующим.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, осуществляющих публичные полномочия, являются: несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение их прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; незаконное возложение на них каких-либо обязанностей; создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 161 ЖК РФ одним из способов управления многоквартирным домом является управление товариществом собственников жилья.
В силу части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (часть 1 статьи 158 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 5 статьи 155 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса
Согласно части 6 статьи 155 ЖК РФ не являющиеся членами товарищества собственников жилья собственники помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество собственников жилья, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.
В силу части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно части 8 статьи 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
В обязанности правления товарищества собственников жилья входят, в том числе, оставление смет доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчетов о финансовой деятельности, предоставление их общему собранию членов товарищества для утверждения (статья 148 ЖК РФ).
Согласно пункту 17 Правил N 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Согласно пункту 33 Правил N 491 размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
В указанный размер платежей и (или) взносов также включаются расходы товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, в размере, определенном в соответствии с пунктами 29(1) - 29(5) настоящих Правил.
Согласно части 1 статьи 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели (пункт 2), устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (пункт 3); выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги (пункт 4).
При этом, в силу части 1 статьи 145 ЖК РФ общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.
В соответствии с частью 2 статьи 145 ЖК РФ к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся: установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества (пункт 4); утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок) (пункт 8.1)
В рассматриваемом случае, Инспекцией установлено и материалами дела подтверждается, что правлением ТСЖ "Город Солнца" принято решение об увеличении размера платы за содержание помещений в части начисления по статье "Циркуляция ГВС" с 01.02.2023.
При этом, Инспекцией установлено, что смета доходов и расходов на 2023 год на момент проведения проверки не утверждена. При этом, годовой план содержания и ремонта общего имущества МКД в 2022 году, утвержденный протоколом от 30.05.2022 N 1/22-ОЗ (смета доходов и расходов), не содержал сведений о направлении расходов "Циркуляция ГВС".
Инспекцией также установлено, что вопрос о включении в счета-квитанции статьи "Циркуляция ГВС" на общее собрание собственников помещений МКД (протокол от 09.04.2023 N 1) не выносился, соответствующее решение не принималось.
Доводы подателя жалобы о том, что включение с февраля 2023 года в счета-квитанции статьи "Циркуляция ГВС" соответствует пункту 4.6 Устава ТСЖ "Город Солнца", отклоняются судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Пунктом 4.6 Устава ТСЖ "Город Солнца" установлено, что Товарищество ежегодно при утверждении бюджета Товарищества определяет своим решением размер платежей по выставляемым Товариществом счетам, устанавливая сроки и процедуру их внесения и приема. В случае непредвиденного резкого роста затрат Товарищества на оказываемые Товариществом услуги, повлекшее необходимость увеличения размеров платежей, а также в иных случаях, когда отсутствует возможность утвердить смету расходов должным образом, председатель правления вправе своим решением увеличить размер взимаемых платежей с последующим их одобрением на общем собрании членов Товарищества.
Вместе с тем, Товариществом не подтверждено наличие обстоятельств, указанных в пункте 4.6 Устава ТСЖ "Город Солнца", которые послужили введением статьи "Циркуляция ГВС" с февраля 2023 года единоличным решением председателя правления.
Как усматривается из материалов дела, решение о переходе на индивидуальные договоры по теплоснабжению с 01.12.2022 было принято на заседании членов правления ТСЖ "Город Солнца" 21.09.2022. Таким образом, у Товарищества имелась объективная возможность для составления новой сметы доходов и расходов на 2023 год и ее утверждения общим собранием членов ТСЖ "Город Солнца" до февраля 2023 года. Ссылки на исчерпание резервного фонда, увеличение количества должников также документально не подтверждены.
Из пояснений Товарищества усматривается, что годовое общее собрание членов ТСЖ "Город Солнца" в форме совместного присутствия, на котором планировалось утверждение сметы доходов и расходов на 2023 год, было назначено на 20.05.2023 (то есть спустя 3 месяца после установления статьи "Циркуляция ГВС" в составе платы за коммунальные услуги); указанное общее собрание не состоялось по причине отсутствия кворума.
Из материалов дела не усматривается, что основанием для включения отдельной строкой в счета-квитанции статьи расходов "Циркуляция ГВС" является договор теплоснабжения в горячей воде от 01.01.2020 N 061/ТС/20, заключенный с теплоснабжающей организацией ООО "Пром Импульс". Кроме того, данное обстоятельство не отменяет требования о соблюдении порядка установления (изменения) платы на содержание жилого помещения для товарищества собственников жилья, предусмотренные пунктом 33 Правил N 491, частью 1 статьи 137, частью 2 статьи 145, частями 7 и 8 статьи 156 ЖК РФ.
Таким образом, на момент проведения Инспекцией проверки изменение размера платы на содержание жилого помещения в 2023 году в части включения статьи "Циркуляция ГВС" не было утверждено ни на общем собрании собственников помещений МКД, ни сметой доходов и расходов, утвержденной общим собранием членов ТСЖ "Город Солнца", в связи с чем Инспекция пришла к правильному выводу о том, что включение данной статьи в оплату жилищных услуг МКД с февраля 2023 являлось неправомерным.
Следовательно, установив, что при начислении платы за жилищные услуги собственникам помещений МКД с февраля 2023 года по май 2023 года Товариществом нарушены положения пункта 33 Правил N 491, частей 7 и 8 статьи 156 ЖК РФ, Инспекция правомерно в пределах предоставленных полномочий выдала Товариществу оспариваемое предписание от 15.06.2023 N 12/54/23-Н-р.
Суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемое предписание Инспекции от 15.06.2023 N 12/54/23-Н-р отвечает критериям определенности и исполнимости, не нарушает права и законные интересы заявителя, не возлагает на заявителя не предусмотренных законом обязанностей и вынесено при наличии достаточных оснований, в связи с чем оснований для признания указанного предписания недействительным не имеется.
Суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для привлечения к участию в деле теплоснабжающей организации ООО "Пром Импульс", поскольку оспариваемое предписание Инспекции от 15.06.2023 N 12/54/23-Н-Р не затрагивает права и обязанности указанного лица. В рамках настоящего спора не подлежат рассмотрению правоотношения и проверка расчетов между Товариществом и ООО "Пром Импульс" за поставленные ресурсоснабжающей организацией коммунальные ресурсы.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Товариществом требований.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции от 12.10.2023 и удовлетворения апелляционной жалобы Товарищества не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине в размере 1500 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции подлежат оставлению на заявителе.
Излишне уплаченная государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в размере 1500 руб. подлежит возврату Товариществу из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 октября 2023 года по делу N А56-72476/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Город Солнца" - без удовлетворения.
Возвратить товариществу собственников жилья "Город Солнца" из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе, перечисленной платежным поручением от 12.12.2023 N 289.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-72476/2023
Истец: ТСЖ "Город Солнца"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга