г. Самара |
|
20 сентября 2023 г. |
Дело N А55-24177/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 сентября 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сорокиной О.П., судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Богдановой Д.В.,
при участии:
от ответчика - Владимерцева Н.Н., доверенность от 23.12.22,
от Администрации сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области - Завершинский Д.М., доверенность от 28.06.23,
иные лица не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, для рассмотрения дела в суде первой инстанции, дело N А55-24177/2021
по заявлению индивидуального предпринимателя Извекова Андрея Владимировича
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,
государственному регистратору Шустовой А.Ш.
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований: Кобыльчук Алёны Сергеевны, Черкасовой О.Н., Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Администрации сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области, Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации муниципального района Красноярский Самарской области,
о признании незаконным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Извеков Андрей Владимирович (далее - заявитель, ИП Извеков А.В.) обратился в арбитражный суд с заявлением, с учетом уточнений, в котором просит признать незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета N КУВД- 001/2021-23563676/2 от 21.07.2021 по заявлению о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости. Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области государственного кадастрового учета N КУВД-001/2021-23563676 от 28.09.2021 по заявлению о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечены Кобыльчук Алена Сергеевна, Министерство Лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Черкасова Ольга Николаевна.
Решением от 30.06.2022 Арбитражный суд Самарской области заявленные требования удовлетворил.
Лица, не участвующие в деле, - Администрация сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области (далее - Администрация поселения) и Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области (далее - Комитет) обратились в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с самостоятельной апелляционной жалобой, в которой просили отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
В обоснование ходатайства Администрация поселения указала на то, что земельный участок с кадастровым номером 63:26:1103003:3275 расположен в границах с.п.Светлое Поле Красноярского района Самарской области, а Администрация поселения уполномочена обеспечивать соблюдение земельного законодательства в соответствии с Правилами землепользования и застройки, использования земель определенной в Правилах категории в интересах населения муниципального образования, охрану земель; решение суда по настоящему делу затрагивает права Администрации поселения в сфере земельных отношений.
В обоснование ходатайства Комитет указал, что им осуществляются функции уполномоченного органа, который непосредственно осуществляет от имени муниципального района Красноярский Самарской области полномочия управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района Красноярский Самарской области, а также иным имуществом; принятым решением суда первой инстанции права Комитета ущемлены. О принятом решении Комитету стало известно от Администрации поселения, в связи с чем в рамках дела А55-27857/2021 Комитет обратился с ходатайством о привлечении к участию в деле N А55-27857/2021 в качестве третьего лица, а по настоящему делу заявлено ходатайство о восстановлении срока и подана апелляционная жалоба.
Суд апелляционной инстанции, с учетом пояснений Администрации поселения, Комитета и участвующих в деле лиц, пришел к выводу о том, что судебный акт настоящему делу затрагивает права Администрации поселения и Комитета, однако они к участию в деле судом первой инстанции привлечены не были.
Определением от 24.04.2023 суд апелляционной инстанции удовлетворил ходатайство Администрации поселения и Комитета о восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы; перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции и привлек Администрацию поселения и Комитет к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
В силу п.4 ч.4 ст.270 АПК РФ принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
С учетом изложенного, руководствуясь ч.6.1 ст.268, ст.269 АПК РФ, суд апелляционной инстанции отменяет решение суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, представили дополнительные письменные пояснения и доказательства.
Судебное разбирательство откладывалось в порядке ст.158 АПК РФ.
Информация о движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Самарской области возражала против удовлетворения требований заявителя, кроме того поддержала заявление о повороте исполнения решения суда, указывая что решение суда первой инстанции исполнено, на основании доводов и позиции изложенной в отзыве.
Представитель Администрации поселения также возражал против удовлетворения заявленных требований, указывая об отсутствии оснований, по доводам изложенным в письменном отзыве.
В судебное заседание заявитель, и иные участвующие лица не явились.
В соответствии со ст.156 и 266 АПК РФ судебное заседание проводится в отсутствие представителей иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции повторно рассмотрев настоящее дело по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон и третьих лиц в соответствии со ст. 71 АПК РФ в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, заслушав представителей Управления Росреестра по Самарской области, Администрации поселения, в судебном заседании, приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, кадастровым инженером проведены кадастровые работы, связанные с уточнением границ и площади земельного участка 63:26:1103003:3275, подготовлен соответствующий межевой план для представления в регистрирующий орган.
По результатам рассмотрения представленных на регистрацию документов регистрирующий орган составил уведомление о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета N КУВД-001/2021-23563676/2 от 21.07.2021, а в последствии уведомление об отказе в осуществлении кадастрового учета N КУВД-001/2021-23563676/3 от 28.09.2021.
Согласно уведомлению управления N КУВД-001/2021-23563676/2 от 21.07.2021, в связи с представлением заявления и документов от 19.07.2021 г. N КУВД-001/2021- 29527062 для устранения причин приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, управление уведомило заявителя о неустранении причин приостановления осуществления действий по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка, с кадастровым номером 63:26:1103003:3275, расположенного по адресу: Самарская обл., р-н Красноярский, документы для осуществления которого были представлены в орган регистрации прав, в связи со следующим: содержание межевого плана, представленного для осуществления государственного кадастрового учета, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
Управлением дополнительно указано, что в составе межевого плана отсутствуют документы об определении границ уточняемого земельного участка, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности и подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет.
Предпринимателю было рекомендовано представить межевой план, подготовленный на основании документов, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
На основании данных Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 63:26:1103003:3275 ранее принадлежал Феклистовой Г.Ф. на основании Свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 18.03.1992 N 36, вид разрешенного использования для ведения крестьянского хозяйства и был представлен из земель совхоза "Красноярский".
Впоследствии Феклистова Г.Ф. оформила договор дарения в пользу Кобыльчук А.С. от 20.10.2020 г.
Проектом перераспределения земель совхоза "Красноярский" Красноярского района Самарской области от 1992 г. определено местоположение земель, передаваемых в собственность под крестьянские хозяйства.
Согласно уведомлению управления N КУВД-001/2021-23563676/3 от 28.09.2021 по изложенным выше основаниям отказано в государственном кадастровом учете в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов) 63:26:1103003:3275, документы на который (которые) были представлены вместе с заявлением от 09 июня 2021 КУВД-001/2021-23563676.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Извеков А.В. обратился в суд с заявлением, в котором с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст.49 АПК РФ, просит признать незаконным решение об отказе в осуществлении кадастрового учета N КУВД-001/2021-23563676 от 28.09.2021 и уведомление о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета N КУВД-001/2021-23563676/2 от 21.07.2021. В качестве заинтересованных лиц заявитель указал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области и Государственного регистратора Шустову А.Ш.
Каких либо иных уточнений материалы дела не содержат.
В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы-исполнители, с однойстороны, и орган регистрации прав, с другой.
Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее -орган регистрации прав) (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
На основании выше изложенного и принимая во внимание, что в рамках данной категории споров не предусмотрено предъявление требований к должностному лицу, поскольку государственный регистратор прав Шустова Алена Шамильевна не имеет самостоятельного процессуального статуса, является должностным лицом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, производство по делу в части требований к государственному регистратору Шустовой Алене Шамильевне подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Данный вывод подтверждается позицией изложенной Определении Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2019 г. N 309-ЭС19-20248.
Таким образом, суд рассматривает спор по существу заявленных требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для удовлетворения требований заявителя необходимо соблюдение двух условий в совокупности: несоответствие закону или иному нормативному акту оспариваемого ненормативного акта, решения, действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно требованиям ст. 200 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно данному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных данным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии со ст.1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально- определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно ч.1 ст.14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным законом порядке.
Как следует из представленных материалов, Постановлением администрации Красноярского района Самарской области N 160 от 16.03.1992 года "Об отводе земельных участков для организации крестьянских хозяйств" были отведены земельные участки общей пл. 11 га сельхозугодий (в том числе 9 га пашни из общей пл. 143 га), в составе которых находился земельный участок, отведенный Феклистовой Г.Ф., согласно Списку, Приложению N 1 к Постановлению, из земель фондораспределения бывшего совхоза "Красноярский".
На основании указанного постановления Феклистовой Г.В. выдано свидетельство на право собственности на землю от 16.03.1992 N 36.
Феклистова Г.В. (даритель) по договору от 20.10.2020 подарила Кобыльчук А.С. (одаряемый) указанный земельный участок с кадастровым номером 63:26:1103003:3275 площадью 110 000 кв.м., относящийся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения крестьянского хозяйства.
Право собственности Кобыльчук А.С. на указанный земельный участок зарегистрировано 30.10.2020.
Как следует из материалов дела, согласно заключению кадастрового инженера, в результате кадастровых работ уточнены границы и площадь земельного участка 63:26:1103003:3275.
09.06.2021 Кобыльчук А.С. обратилась в регистрирующий орган с заявлением о государственном кадастровом учете изменений в связи с изменением площади земельного участка и/или изменения описания местоположения его границ приложением межевого плана от 28.05.2021, подготовленного кадастровым инженером Извековым А.В.
В соответствии с ч.1 ст.43 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, сведения о котором, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании Закона N 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков или в содержащемся в Едином государственном реестре недвижимости описании местоположения границ которого выявлена ошибка, указанная в ч.3 ст.61 Закона N 218- ФЗ (далее - уточнение границ земельного участка).
Согласно п.70 Требований к подготовке межевого плана (утв.Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921; далее - Требования N 921) выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в ч.10 ст.22 Закона N 218-ФЗ. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
При этом, в соответствии с ч.10 ст.22 Закона N 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Документом, позволяющим подтвердить существование границ земельного участка на местности 15 лет и более также может любой документ, содержащий графическое отображение границ земельного участка, позволяющий определить источник его происхождения. В частности, могут быть использованы ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках; материалы межевых (землеустроительных) дел из государственного фонда данных; материалы лесоустройства; планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, городских, поселковых, сельских органах местной администрации; документы по территориальному планированию (в том числе планшеты) муниципальных образований (схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов); проекты организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и иные документы.
При отсутствии документального подтверждения существования границ земельного участка на местности его границы могут быть закреплены на местности с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих кадастровому инженеру определить местоположение границ уточняемого земельного участка и описать каким образом они были определены.
Так, в соответствии с п.70 Требований N 921 в разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например:
описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания);
сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата предоставления земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, иной некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства до 01.01.2019, или организациям, при которых были созданы (организованы) некоммерческие организации для ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, пользующиеся такими земельными участками, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
Поскольку уточнение границ земельного участка в соответствии с границами, существующими на местности 15 лет и более, возможно только при отсутствии графического материала, определяющего его границы при его предоставлении или образовании, кадастровым инженером либо заказчиком кадастровых работ должны быть предприняты исчерпывающие меры, направленные на получение таких документов (получены ответы из архива правоудостоверяющих документов, материалы государственного фонда данных, планшеты (актуально для территорий, где ведется ИСОГД, проекты организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и иные сведения), что также должно найти свое отражение в межевом плане (в разделах "Исходные данные" и "Заключение кадастрового инженера").
В разделе "Заключение кадастрового инженера" межевого плана указываются меры, предпринятые кадастровым инженером для получения документов, подтверждающих уточненное местоположение границ земельного участка, с указанием реквизитов запросов и полученных ответов.
При этом, как уже указано, в случае отсутствия каких-либо документов, подтверждающих местоположение границ земельного участка, в разделе "Заключение кадастрового инженера" межевого плана в виде связного текста приводится не только обоснование местоположения уточненных границ земельного участка (описание конкретных объектов, которые закрепляют на местности земельный участок), но и сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности 15 лет и более.
Следует учитывать, что определение местоположения границ земельного участка при уточнении на основании утвержденного проекта межевания территории или в соответствии с границами, существующими на местности 15 лет и более, допустимо только, если границы соответствующего земельного участка не подтверждаются правоустанавливающими документами либо документами, определявшими местоположение границ земельного участка при его образовании.
Представленный на государственную регистрацию межевой план от 28.05.2021, составленный кадастровым инженером Извековым А.В., в разделе "Заключение кадастрового инженера" содержит указание на то, что "местоположение границ земельного участка установлено по результатам топографической съемки, путем определения координатных точек существующих на местности объектов природного и искусственного происхождения 15 лет и более". Затем кадастровый инженер приводит описание конкретных объектов, закрепляющих на местности земельный участок, при этом, ни в разделе "Исходные данные", ни в разделе "Заключение кадастрового инженера" не приводится подтверждение такого описания сведениями, обосновывающими существование границы земельного участка на местности 15 лет и более.
Документы, подтверждающие существование испрашиваемого земельного участка на местности 15 лет и более, в материалах заявления от 09.06.2021 отсутствовали.
Согласно п.5 ч.1 ст.26 Закона N 218-ФЗ непредставление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, является основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета.
В связи с изложенным регистрирующий орган вынес уведомление от 26.06.2021 о приостановлении государственного кадастрового учета.
Заявлением N MFC-0369/2021-8409-1 от 12.07.2021 заявитель устранил только одну из причин приостановления, в связи с чем регистрирующий орган в уведомлении N КУВД-001/2021-23563676/2 от 21.07.2021 сообщил о неустранении приостановления осуществления действий по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:26:1103003:3275. При этом, регистрирующий орган указал о том, что содержание межевого плана, представленного для осуществления государственного кадастрового учета, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
Также регистрирующий орган указал, что в составе межевого плана отсутствуют документы об определении границ уточняемого земельного участка, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона, либо на основании карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, и подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
Поскольку в установленный срок причины, препятствовавшие осуществлению государственного кадастрового учета, не были устранены, регистрирующий орган вынес уведомление от 28.09.2021 N КУВД-001/2021-23563676/3 об отказе государственного кадастрового учета.
Таким образом, единственным основанием для принятия оспариваемых уведомлений, послужил вывод регистрирующего органа о том, что межевой план по содержанию в отношении определения местоположения границ земельного участка не соответствует положениям части 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и пункту 70 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке".
Рассматривая заявленные требования ИП Извекова А.В. и его доводы, о том, что кадастровый инженер обладает исключительными полномочиями и компетенцией на проведение кадастровых работ, в рамках которых соответствующими способами и методами с использованием соответствующих средств измерений проводится определение местоположения границ земельного участка посредством определения координат характерных точек; государственный регистратор не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями в отношении кадастровых инженеров и деятельности ими осуществляемой, судебная коллегия учитывает требования ч. 8 ст. 22 Закона N 218-ФЗ, ч. 4.2 ст. 1 ФЗ N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", а также находит обоснованным позицию заявителя о том, что Управление не обладает ни надзорным, ни контрольными функциями в отношении кадастровых инженеров и деятельности ими осуществляемой.
Вместе с тем, из анализа указанных выше норм права следует, что местоположение границ земельного участка в силу ч.10 ст.22 Закона N 218-ФЗ должно подтверждаться соответствующими документами или при отсутствии таких документов - их существованием на местности 15 лет и более, которое также должно быть надлежащим образом обосновано.
В силу ч.1 ст.29.2 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" кадастровый инженер при наличии вины несет ответственность, в том числе за недостоверность сведений межевого плана, технического плана, акта обследования или карты-плана территории, на основании которых в Единый государственный реестр недвижимости вносятся сведения об объектах недвижимости и которые подготовлены таким кадастровым инженером.
При этом, согласно п.3 ч.1 ст.29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Кроме того, судебная коллегия оценивает всю совокупность доказательств, представленную сторонами в рамках указанного дела, и руководствуется требованиями ст. 65 АПК РФ, ч. 4 ст. 200 АПК РФ, при этом учитывает, в том числе следующие установленные по делу обстоятельства.
Так, в представленном в материалы дела Проекте перераспределения земель совхоза "Красноярский" в отношении фермерских хозяйств, изготовленном ВолгоНИИгипрозем в 1992 году, содержится список фермерских хозяйств (в котором Феклистова Г.В. указана под номером 22), а также отражен земельный участок, в границах которого Феклистовой Г.В. выделен земельный участок - 12 (14-26).
Между тем, согласно представленным регистрирующим органом, Администрацией поселения и Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области документам земельный участок с кадастровым номером 63:26:1103003:3275 в уточняемых границах находится в ином месте и полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории - Красноярское лесничество Самарской области (квартал 92).
Согласно свидетельству от 31.12.2004 серии 63-АБ N 369870 участок лесного фонда, расположенный по адресу: Самарская область, Красноярский район, Красноярский лесхоз, Красноярское лесничество, квартал 1-123, является собственностью Российской Федерации на основании ст.19 Лесного кодекса Российской Федерации (т. 1 л.д. 108).
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 63:26:1103003:3275 в уточняемых границах фактически располагается за пределами земель бывшего совхоза "Красноярский" (из состава которых Феклистовой Г.В. предоставлялся земельный участок) и находится на землях государственного лесного фонда.
Данное обстоятельство подтверждается в том числе заключением эксперта от 13.03.2023 N 2023/8, представленным Администрацией поселения, которое приобщено к материалам дела в качестве письменного доказательства и оценивается судебной коллегией наряду с другими доказательствами в порядке ст.71 АПК РФ.
Из представленных в материалы дела сведений следует, что Кобыльчук А.С. было известно о нахождении подаренного ей по договору дарения от 20.10.2020 земельного участка в ином месте, чем указано в межевом плане от 28.05.2021, свидетельствует ее заявление, адресованное главе сельского поселения Светлое Поле (т.3, л.д.23): "Согласно картографическому материалу Проекта перераспределения земель совхоза "Красноярский" принадлежащий мне на праве собственности земельный участок (КН 63:26:1103003:3275) расположен в границах кадастрового квартала 63:26:1309001. Фактически сейчас там расположены земельные участки третьих лиц, имеющие адресный ориентир: Самарская область, муниципальный район Красноярский, сельское поселение Светлое Поле, поселок Жареный Бугор, улицы Светогорская, Изумрудная, Преображенская, Барская, Владимировская и др. (КП "Экопарк"). Учитывая изложенное, принадлежащий мне земельный участок расположить в изначальных границах, там где он фактически должен располагаться, не представляется возможным, в связи с чем прошу согласовать границы земельного участка в кадастровом квартале 63:26:1403006 согласно приложенной схеме".
Таким образом, анализируя установленные по делу обстоятельства, представленные сторонами доказательства, судебная коллегия приходит к выводу, что местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 63:26:1103003:3275, определенное кадастровым инженером в межевом плане от 28.05.2021, не соответствует местоположению земель под крестьянские хозяйства, установленные Проектом перераспределения земель совхоза "Красноярский" в отношении фермерских хозяйств, изготовленном ВолгоНИИгипрозем в 1992 году.
Доказательств опровергающих указанное, материалы дела не содержат.
Вопреки позиции заявителя по делу, при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка кадастровый инженер должен был руководствоваться в том числе данным Проектом перераспределения, чего сделано не было.
Поскольку уточняемый земельный участок 63:26:1103003:3275 находится за пределами земель совхоза "Красноярский" на землях государственного лесного фонда, то оснований для осуществлении государственного кадастрового учета в данном случае не имеется.
Указанные обстоятельства не свидетельствую о нарушении прав и законных интересов заявителя.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ требование о признании недействительным ненормативного акта, незаконным решения и действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые ненормативный акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя. Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из условий является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Принимая во внимание что совокупность обстоятельств, указанных в ст. 201 АПК РФ не установлена, оснований для удовлетворения заявленных требований индивидуального предпринимателя Извекова Андрея Владимировича не имеется.
Доводы ИП Извекова А.В. приведенные в материалы дела со ссылкой на судебную практику, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку различие результатов рассмотрения дел, по каждому из которых устанавливается конкретный круг обстоятельств на основании определенного материалами каждого из дел объема доказательств, представленных сторонами, само по себе не свидетельствует о различном толковании и нарушении единообразного применения судами норм материального и процессуального права.
В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные расходы по настоящему делу относятся на предпринимателя.
При этом, суд апелляционной инстанции, рассмотрев заявление Управления Росреестра по Самарской области о повороте исполнения решения суда первой инстанции полагает его подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 325 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если приведенный в исполнение судебный акт отменен полностью или в части и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в иске, либо иск оставлен без рассмотрения, либо производство по делу прекращено, ответчику возвращается все то, что было взыскано с него в пользу истца по отмененному или измененному в соответствующей части судебному акту.
На основании части 1 статьи 326 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопрос о повороте исполнения судебного акта разрешается арбитражным судом, принявшим новый судебный акт, которым отменен или изменен ранее принятый судебный акт. Если в постановлении об отмене или изменении судебного акта нет указаний на поворот его исполнения, ответчик вправе подать соответствующее заявление в арбитражный суд первой инстанции (часть 2 статьи 326 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных правовых норм при повороте исполнения отмененного полностью или частично судебного акта предусмотрен возврат ответчику всего того, что было взыскано с него по этому отмененному акту, без дополнительного выяснения вопроса о нарушении прав и интересов ответчика исполнением отмененного судебного акта. Правило закона о возврате ответчику того, чего он лишился по отмененному впоследствии судебному акту, является безусловным.
Предусмотренный в статье 325 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поворот исполнения судебного акта позволяет восстановить права ответчика, которые были нарушены в результате исполнения судебного акта, впоследствии отмененного судом вышестоящей инстанции.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в определении от 26.01.2017 N 201-О, предусмотренная частью 1 статьи 325 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возможность поворота исполнения судебного акта после его отмены полностью или в части только в том случае, если принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в иске, либо иск оставлен без рассмотрения, либо производство по делу прекращено, вытекает из требований статьи 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
При рассмотрении заявления о повороте исполнения суд должен установить, был ли приведен в исполнение судебный акт, отмененный или измененный впоследствии.
Апелляционный суд установил и не оспаривается участвующими в деле лицами, что решение Арбитражного суда Самарской области от 30.06.2022, по делу N А55-24177/2021 исполнено Управлением Росреестра по Самарской области в полном объеме.
Отмена судебного решения о признании недействительным отказа в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности влечет поворот исполнения судебного акта применительно к положениям ст. 325 АПК РФ. Поэтому регистрационная запись, основанная на отмененном судебном решении, не может быть сохранена.
По смыслу поворота исполнения судебного акта должны быть отменены принятые во исполнение ранее действовавшего судебного акта акты несудебных органов, в том числе, погашены соответствующие записи в специальных реестрах.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
С учетом изложенного, в силу части 1 статьи 325 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поворотом исполнения такого судебного акта будет исключение из ЕГРН сведений о местонахождении земельного участка с кадастровым номером 63:26:1103003:3275, внесенных в соответствии с межевым планом от 28.05.2021, представленным по заявлению от 09.06.2021 N КУВД-001/2021-23563676.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 30 июня 2022 года по делу N А55-24177/2021 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Производство по делу в части требований к государственному регистратору прав Шустовой А.Ш. прекратить.
В удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя Извекова Андрея Владимировича отказать.
Заявление Управления Росреестра по Самарской области о повороте исполнения судебного акта удовлетворить.
Осуществить поворот исполнения решения Арбитражного суда Самарской области от 30 июня 2022 года по делу N А55-22177/2021, обязав Управление Росреестра по Самарской области исключить из ЕГРН сведения о местонахождении земельного участка с кадастровым номером 63:26:1103003:3275, внесенных в соответствии с межевым планом от 28.05.2021, представленным по заявлению от 09.06.2021 NКУВД-001/2021-23563676.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.П. Сорокина |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-24177/2021
Истец: ИП Извеков Андрей Владимирович
Ответчик: Управление Федеральной Службы Государственной Регистрации, Кадастра и Картографии по Самарской Области
Третье лицо: Администрация сельского поселения Светлое Поле м.р.Красноярский Самарской области, Государственный регистратор Шустова Алена Шамильевна, Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской обасти, Комитет по Управлению Муниципальной Собственностью Администрации Муниципального Района Красноярский Самарской Области, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Пряников Анатолий Олегович, Черкасова Ольга Николаевна, Кобыльчук Алена Сергеевна