г. Пермь |
|
20 сентября 2023 г. |
Дело N А50-11426/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 сентября 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гребенкиной Н.А.,
судей Ушаковой Э.А., Яринского С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коржевой В.А.,
при участии:
от истца Калчугин И.В., паспорт, доверенность от 18.08.2023, диплом;
от ответчика представители не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 22 июня 2023 года
по делу N А50-11426/2023
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Прикамье" (ОГРН 1175958025363, ИНН 5904351883)
к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (ОГРН 1115902001632, ИНН 5902293756)
о взыскании задолженности за оказанные услуги управления, услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, пени,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Прикамье" (далее - ООО УК "Прикамье", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - ТУ Росимущества в Пермском крае, ответчик) о взыскании 193 699 руб. 51 коп. задолженности за оказанные услуги управления, услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, 105, за период с 01.01.2021 по 31.12.2022, пени 26 871 руб. 68 коп. за период с 11.02.2021 по 31.03.2022 и с 02.10.2022 по 31.03.2023 с последующим начислением по день фактической оплаты долга (с учетом уточненного искового заявления, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 22 июня 2023 года исковые требования удовлетворены.
Ответчик, не согласившись с принятым судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ответчик указывает на то, что не обращался к истцу с просьбой о содержании спорных нежилых помещений, договоров по содержанию и ремонту данных помещений не заключал, доступ истцу в помещения не предоставлял; ТУ Росимущества в Пермском крае не является организацией, которая эксплуатирует защитные сооружения гражданской обороны; денежные средства на содержание нежилых помещений, отнесенных к объектам гражданской обороны, ответчику не выделялись; согласно Приказу МЧС России от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны содержат объекты гражданской обороны, поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию по назначению.
Указывает на то, что согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" СНиПу 2.01.51-90 и судебной практике по делам N А40-31734/2007, А40-54016/2013, защитные сооружения гражданской обороны не могут классифицироваться как нежилые помещения жилого дома, так как являются обособленными объектами, на которые не распространяется нормы по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
В судебном заседании представитель истца ссылался на законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции, возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации в сети Интернет в Картотеке арбитражных дел, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил. Неявка представителей указанного лица, извещенных надлежащим образом, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Управляющая компания "Прикамье" осуществляет управлением многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, 105, согласно договору управления N К105/2020 от 28.02.2020 (протокол общего собрания собственников N 1 от 26.11.2019).
Российской Федерации на праве собственности принадлежат нежилые помещения площадью 87,5 кв.м и 122 кв.м в многоквартирном доме по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, 105, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности (пункт 5.2 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 432 от 05.06.2008), его функции в Пермском крае осуществляет ТУ Росимущества в Пермском крае.
Истцом ответчику в период с 01.01.2021 по 31.12.2022 были оказаны услуги управления, услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, которые последним в полном объеме не были оплачены, в результате чего образовалась задолженность в размере 193 699 руб. 51 коп.
Факт оказания истцом услуг ответчиком не оспаривается и подтверждается представленными в материалы дела документами.
Возражений по количеству, качеству и стоимости оказанных услуг ответчик также не заявил.
В целях урегулирования спора в досудебном порядке истцом в адрес ответчика была направлена претензия N 1 от 08.12.2022, с требованием оплатить образовавшуюся задолженность. Претензия была оставлена ответчиком без ответа и удовлетворения.
Судебный приказ от 21.04.2023 по делу N А50-10021/2023 о взыскании с ответчика в пользу истца спорной задолженности и неустойки отменен определением суда от 28.04.2023, что и явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно положениям Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", пункту 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам федеральной собственности.
В соответствии со статьями 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений, действуя при этом через уполномоченные на то органы государственной власти.
Полномочия собственника в отношении имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) (пункт 5.2 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432). В Пермском крае функции Росимущества осуществляет ТУ Росимущества в Пермском крае.
Проанализировав положения статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 153, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчик как собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу закона, обязан нести расходы на содержание находящихся у него во владении, пользовании, распоряжении помещений, участвовать в расходах на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Таким образом, у собственника помещения в многоквартирном жилом доме, независимо от того, является ли это помещение жилым или нежилым, в силу закона возникает гражданско-правовое обязательство по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества дома тому лицу, которое оказывает услуги по управлению многоквартирным домом. Участие каждого участника общей долевой собственности в расходах по содержанию имущества в соответствии с его долей является следствием самого права собственности и не зависит от порядка пользования общим имуществом.
Ограничение обязанностей собственников нежилых помещений по содержанию общего имущества противоречило бы общему смыслу гражданского законодательства о равенстве участников регулируемых отношений (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Ответчиком не оспорено, что защитное сооружение гражданской обороны расположено в подвальном помещении спорного жилого многоквартирного дома.
В связи с этим, доводы ответчика о том, что защитное сооружение гражданской обороны не может классифицироваться как нежилое помещение жилого дома, сооружение является обособленным объектом, отклоняются как неподтвержденные какими-либо доказательствами (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Вопреки доводам жалобы, действующим законодательством не установлен особый статус объектов гражданской обороны, исключающий возможность применения к отношениям, связанным с их использованием, норм Жилищного кодекса Российской Федерации.
Доказательств оказания услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в течение заявленного периода иным лицом (не истцом), ответчик не представил (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Отсутствие заключенного между истцом и ответчиком договора, вопреки доводам апеллянта, не исключает обязанности Российской Федерации как собственника помещений в многоквартирного дома по несению указанных ранее расходов.
Поскольку ответчик наравне с другими владельцами помещений является потребителем комплекса услуг и работ, выполняемых истцом в процессе содержания многоквартирного дома, он должен их оплачивать.
Арифметическая составляющая расчетов стоимости оказанных услуг ответчиком не оспаривается, контррасчет не представлен (статьи 65, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку доказательств уплаты задолженности ответчиком не представлено, суд первой инстанции правомерно признал обоснованными и удовлетворил требования истца, взыскав задолженность в пользу истца с Российской Федерации в лице ТУ Росимущества по Пермскому краю за счет средств федерального бюджета (пункт 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Истцом также заявлено требование о взыскании пеней, начисленных на основании части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств. В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Частью 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Проверив представленный истцом расчет, суд первой инстанции признал его верным, что соответствует материалам дела, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у апелляционного суда не имеется.
Ссылка на отсутствие финансирования не может служить основанием для освобождения ответчика от оплаты за оказанные услуги, исходя из принципа возмездности гражданских правоотношений.
То обстоятельство, что согласно Приказу МЧС России от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" на органы местного самоуправления возложена обязанность по содержанию объектов гражданской обороны, поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию по назначению, не свидетельствует о наличии оснований для освобождения Российской Федерации в лице ТУ Росимущества в Пермском крае от обязанности по несению расходов по содержанию имущества, находящегося в казне Российской Федерации.
Не могут быть приняты во внимание доводы ответчика о том, что с просьбой к истцу о содержании помещений ответчик не обращался, и фактически помещения им не эксплуатируются, поскольку основанием для освобождения от внесения платы не являются.
Иные доводы апелляционной жалобы на правильность принятого судом первой инстанции решения не влияют и не служат основанием к его отмене.
На основании вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, действующему законодательству, представленным по делу доказательствам (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки материалов дела суд апелляционной инстанции не усматривает.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 22 июня 2023 года по делу N А50-11426/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.А. Гребенкина |
Судьи |
Э.А. Ушакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-11426/2023
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ПРИКАМЬЕ"
Ответчик: в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению по управлению государственным имуществом в Пермском крае