г. Москва |
|
19 сентября 2023 г. |
Дело N А40-30904/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Кочешковой М.В., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
помощником судьи А.О. Казнаевым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
на решение Арбитражного суда города Москвы от 30.06.2023 по делу N А40-30904/23
по заявлению АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЩЕРБИНКА
к УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
об оспаривании уведомления,
при участии:
от заявителя: |
Кабаева Е.Г. по доверенности от 23.08.2023; |
от заинтересованного лица: |
Соков И.А. по доверенности от 24.01.2023; |
УСТАНОВИЛ:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЩЕРБИНКА обратилась в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета от 16.01.2023 N КУВД-001/2022-44378402/5 в отношении объекта, расположенного по адресу: г. Москва, г. Щербинка, ул. Симферопольская, д. 4а, ввиду отсутствия в составе поданных на государственную регистрацию документов правоустанавливающих документов в отношении спорного объекта, а также невозможности его идентификации, что, в свою очередь, явилось препятствием к осуществлению испрашиваемой государственной регистрации.
Решением суда от 30.06.2023 заявление удовлетворено.
Не согласившись с принятым по делу решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Заявитель возражает против доводов апелляционной жалобы, просит отказать в ее удовлетворении. Представил письменный отзыв на жалобу.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 07.10.2022 Администрация городского округа Щербинка в городе Москве через ГБУ МФЦ города Москвы обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности муниципального образования городского округа Щербинка на нежилое помещение площадью 162,1 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, г. Щербинка, ул. Симферопольская, д. 4а.
31.10.2022 Администрацией получено уведомление заинтересованного лица N КУВД-001/2022-44378402/2 о приостановлении до 16.01.2023 государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав ввиду несоответствия представленных документов требованиям действующего регистрационного законодательства Российской Федерации.
В этой связи 17.11.2022 кадастровым инженером ООО "Техкадастр", подготовившим технический план на Помещение, направлено заявление в Апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав Управления Росреестра по Москве (вх. N 77/22-638), в удовлетворении которого решением от 05.12.2022 N 384/2022@ было отказано.
Впоследствии 12.12.2022 Администрацией через ГБУ МФЦ г.Москвы было подано заявление в Управление Росреестра по г.Москве о приобщении дополнительных документов, при этом кадастровым инженером внесены соответствующие изменения в технический план с учетом требований Апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав Управления Росреестра по Москве.
В то же время, как следует из материалов дела, 13.12.2022 в адрес Администрации поступило уведомление заинтересованного лица N КУВД001/2022-44378402/3 о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Впоследствии оспариваемым уведомлением от 16.01.2023 N КУВД-001/2022-44378402/5 Управление Росреестра по г.Москве отказало в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права муниципальной собственности на Помещение.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что заявителем для осуществления государственного кадастрового учета им в регистрирующий орган предоставлены все необходимые документы, а заинтересованным лицом, в свою очередь, безусловных и убедительных доказательств обратного не представлено.
Рассматривая спор, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, правильно установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и применил нормы материального права.
Довод о несоответствии представленного Администрацией городского округа Щербинка технического плана п.76 Требований к подготовке технического плана, утвержденных Приказом Росреестра от 15.03.2022 N П/0082, опровергнут самим же Управлением Росреестра по Москве, которое в апелляционной жалобе указывает, что нарушение в этой части было устранено Администрацией городского округа Щербинка после приостановления регистрационных действий в отношении спорного объекта и до вынесения обжалуемого отказа в регистрационных действиях.
Таким образом, Управлением Росреестра по Москве подтверждено, что нарушения были исправлены до направления оспариваемого уведомления, то есть оспариваемый отказ в указанной части является незаконным, а вывод суда о незаконности отказа обоснованным.
Довод об отсутствии правоустанавливающих документов в отношении объекта регистрации был опровергнут Администрацией городского округа Щербинка.
Управление Росреестра по Москве указывает, что в представленных Администрацией документах - основаниях возникновения права муниципальной собственности (Распоряжение Главы Администрации г. Щербинка от 25.02.1994 N 58-р "О перечне объектов, передаваемых в муниципальную собственность", акт от 09.02.1994 передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения от АО "Щербинский лифтостроительный завод" в муниципальную собственность г. Щербинка) отсутствуют сведения на заявленное на регистрацию помещение.
Между тем в перечисленных правовых актах поименовано встроенное нежилое помещение площадью 245,7 кв.м (отделение связи) по адресу: ул. Симферопольская, д. 4А (п. 5 Перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность, п. 5 приложения к Акту передачи объектов).
Впоследствии из указанного в документах помещения площадью 245,7 кв.м. было выделено помещение площадью 82,8 кв.м в соответствии с установленными ст.209 Гражданского кодекса РФ полномочиями собственника совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
С целью передачи в пользование юридическому лицу по договору аренды помещение площадью 82,8 кв.м поставлено на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 50:61:0010121:278 с регистрацией права муниципальной собственности на него.
По договору купли-продажи муниципального недвижимого имущества от 05.10.2020 данное помещение было продано арендатору ООО "Медитек".
При этом препятствий в постановке на кадастровый учет помещения площадью 82,8 кв.м, в регистрации права муниципальной собственности, а также регистрации перехода права собственности юридическому лицу не возникло, все мероприятия по выделу помещения зарегистрированы Управлением Росреестра по Москве, приостановление и отказ в регистрации не направлялись.
Более того, в силу ст.41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.
Согласно ст.24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (действовавшего в период проведения мероприятий по выделению помещения площадью 82,8 кв. м) в случае образования объекта недвижимости в результате выдела доли в натуре из объекта недвижимости представляется только заявление о постановке на учет такого образуемого объекта недвижимости и необходимые для его кадастрового учета документы.
Учет изменений преобразуемого объекта недвижимости осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости.
В нарушение указанных положений закона, Управлением Росреестра по Москве при постановке на кадастровый учет помещений площадью 82,8 кв.м не был произведен кадастровый учет помещения площадью 162,1 кв.м, которое было одновременно образовано в результате выдела из помещения площадью 245,7 кв. м.
В подтверждение позиции Администрации по данному вопросу 12.12.2022 в Управление Росреестра по Москве были представлены подтверждающие указанные обстоятельства технические паспорта с поэтажными планами, с чертежами первого этажа и с экспликациями, являвшиеся основаниями для раздела находящегося в муниципальной собственности помещения площадью 245,7 кв.м на два самостоятельных помещения площадью 82,8 кв.м и 162,1 кв.м.
Таким образом, в настоящий момент в собственности муниципального образования городской округ Щербинка осталось помещение площадью 162,1 кв.м, о чем была внесена запись в реестр муниципальной собственности городского округа Щербинка.
Исходя из вышеизложенного, судом первой инстанции в оспариваемом ответчиком решении правомерно указано, что отказ Управления Росреестра по Москве в данной части также является необоснованным.
Кроме того, в апелляционной жалобе Управление Росреестра по Москве, обосновывая законность отказа в регистрационных действиях, ссылается на документ - Распоряжение Мингосимущества РФ от 23.04.1999 N 592-р "Об утверждении Разъяснений о применении законодательства о приватизации и нормативных правовых актов, регулирующих порядок разграничения собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", который не был поименован в оспариваемом отказе, а также издан в целях разъяснения применения Закона РФ от 21.07.1997 N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества", признанного утратившим силу Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Следовательно, Управление Росреестра по Москве ссылается на документ, фактически утративший силу.
Более того, ссылка на п.36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010, согласно которому факты включения недвижимого имущества в реестр муниципальной собственности сами по себе не являются доказательствами права собственности, также не применима к спорным правоотношениям.
Помимо выписки из реестра муниципальной собственности правоустанавливающие документы (Распоряжение Главы Администрации г. Щербинка от 25.02.1994 N 58-р "О перечне объектов, передаваемых в муниципальную собственность", акт от 09.02.1994 передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения от АО "Щербинский лифтостроительный завод" в муниципальную собственность г. Щербинка) в отношении спорного помещения были представлены заявителем в регистрирующий орган.
Кроме того, Федеральным законом от 14.03.2022 N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" введено специальное правовое регулирование отношений по регистрации права государственной и муниципальной собственности.
Статья 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" дополнена ч.6.2, согласно которой в срок до 01.01.2025 в отношении объектов недвижимости, созданных до дня вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании выписки из реестра государственного или муниципального имущества.
При отсутствии разрешения на строительство и проектной документации документом, на основании которого сведения о таком объекте недвижимости указываются в техническом плане, является декларация о таком объекте недвижимости.
Таким образом, законодатель ввел специальную норму в целях регистрации права муниципальной собственности, упрощающую общий порядок такой регистрации.
Однако Управлением Росреестра по Москве в нарушение указанных положений закона необоснованно затребованы правоустанавливающие документы на спорное нежилое помещение, а представленные заявителем документы незаконно не приняты во внимание.
Исходя из вышеизложенного, выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого отказа Управления Росрееестра по Москве являются нормативно обоснованными и документально подтвержденными.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст.176, 266-269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30.06.2023 по делу N А40-30904/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-30904/2023
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЩЕРБИНКА
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ