г. Киров |
|
21 сентября 2023 г. |
Дело N А29-1430/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Волковой С.С., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.
при участии в судебном заседании с использованием системы веб-конференции представителя заявителя - Самченко А.Е., действующего на основании доверенности от 01.09.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу научно-производственного кооператива "Изыскания Мониторинг Кадастр"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.06.2023 по делу N А29-1430/2023
по заявлению научно-производственного кооператива "Изыскания Мониторинг Кадастр" (ИНН: 1101096090, ОГРН: 1121101010392)
к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН: 1101160027, ОГРН: 1171101008297)
третьи лица: Федеральное агентство лесного хозяйства, Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу,
о признании незаконным решения, об обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
научно-производственный кооператив "Изыскания Мониторинг Кадастр" (далее - заявитель, НПК "ИМК", Кооператив) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - ответчик, Министерство) от 26.12.2022 N 02-10-13090, об обязании Министерства обратиться в Росреестр с заявлением о постановке на кадастровый учет образуемого земельного участка с условным номером :865:ЗУ1 (далее - земельный участок) для размещения линейных объектов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство лесного хозяйства и Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу.
Заявлением от 22.06.2023 НПК "ИМК" уточнил требования, просил: признать отказ Министерства от 26.12.2022 незаконным; обязать Министерство обратиться в Росреестр с заявлением о постановке на кадастровый учет образуемого земельного участка с условным номером :865: ЗУ1 для размещения линейных объектов; - отказ в выдаче доверенности кадастровому инженеру Мартыновой Виктории Николаевне на представление интересов Министерства в органах, осуществляющих государственный кадастровый учет и регистрацию права, по постановке на государственный кадастровый учет образуемых земельных участков в границах земель лесного фонда, по внесению изменений в данные государственного кадастра недвижимости в отношении учтенных земельных участков в границах земель лесного фонда, а также по проведению процедуры регистрации права на вновь образованные земельные участки признать незаконным.
Уточнение требований принято судом.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 26.06.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, НПК "ИМК" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, статья 29 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" не содержит информации о том, что кадастровый инженер должен являться работником ФГБУ "Рослесинфорг"; информация о том, что Мартынова В.Н. является кадастровым инженером при обращении в Минприроды РК была предоставлена. Также Кооператив указал, что положения части 14 статьи 70.1 Лесного Кодекса Российской Федерации не устанавливают исключительные полномочия по подготовке межевых планов в отношении лесных участков ФГБУ "Рослесинфорг", а только определяют его компетенцию. Кроме того из апелляционной жалобы следует, что положение части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не содержит оснований для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права на основании межевого плана лесного участка, подготовленного кадастровым инженером, не являющимся работником ФГБУ "Рослесинфорг". НПК "ИМК" отмечает, что по общему правилу с заявлением о кадастровом учете лесных участков обращается орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а правообладатель лесного участка вправе подать заявление о кадастровом учете такого лесного участка при уточнении его границ, если такой лесной участок является ранее учтенным лесным участком, то есть сведения о нем внесены в ЕГРН до 01.01.2017; следовательно, действующим законодательством кадастровому инженеру Мартыновой В.Н. предоставлено право на разработку межевого плана для дальнейшей постановки на кадастровый учет лесного участка.
Министерство в отзыве на апелляционную указало, что законность действий ответчика не может быть оценена исключительно с позиции наличия либо отсутствия оснований, приведенных в статьях 25 - 27 Закона N 218-ФЗ, так как по указанным основаниям совершаются те или иные действия органом, осуществляющим государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, кем Министерство не является. Из отзыва следует, что выдача доверенности на совершение рассматриваемых действий является правом, а не обязанностью Министерства исходя из общих принципов гражданского законодательства.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал занятую по делу правовую позицию.
Ответчик, третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, НПК "ИМК" обратилось в Министерство с заявлением от 12.12.2022 N 936/2022, в котором просило:
- направить межевой план земельного участка для постановки на государственный кадастровый учет с одновременной регистрацией права в силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ);
- осуществить кадастровый учет образуемого земельного участка для размещения линейных объектов на основании предоставленного межевого плана с одновременной регистрацией права в силу части 1 статьи 8 ЛК РФ, или выдать доверенность кадастровому инженеру Мартыновой Виктории Николаевне на представление интересов Министерства в органах, осуществляющих государственный кадастровый учет и регистрацию права, по постановке на государственный кадастровый учет образуемых земельных участков в границах земель лесного фонда, по внесению изменений в данные государственного кадастра недвижимости в отношении учтенных земельных участков в границах земель лесного фонда, а также по проведению процедуры регистрации права на вновь образованные земельные участки.
В письме от 26.12.2022 N 02-10-13090 Министерство указало, что межевой план для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества в отношении лесных участков из состава земель лесного фонда должен быть подготовлен ФГБУ "Рослесинфорг" на основании соответствующего договора, и в этой связи сообщило о том, что выдача доверенности на Мартынову Викторию Николаевну не представляется возможной.
Не согласившись с указанным решением, Кооператив обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьями 68, 70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу части 5.1 статьи 15 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет, в том числе при уточнении границ земельных участков, и (или) государственная регистрация прав на земельные участки, являющиеся в соответствии с лесным законодательством лесными участками (далее также - лесные участки), в составе земель лесного фонда осуществляются по заявлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если ему переданы полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.
По смыслу Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 24.08.2017 N 452, органом государственной власти Республики Коми, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, является Министерство.
Пунктом 7 части 2 статьи 14 закона N 218-ФЗ предусмотрено, что одним из документов, необходимых для осуществления кадастрового учета земельного участка, является межевой план.
Согласно части 14 статьи 70.1 ЛК РФ (в редакции Федерального закона от 02.07.2021 N 304-ФЗ, вступила в силу 01.01.2022) подготовка документов, на основании которых осуществляется государственный кадастровый учет недвижимого имущества в отношении лесных участков из состава земель лесного фонда в целях их предоставления в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, осуществляется на основании соответствующего договора федеральным государственным бюджетным учреждением, подведомственным уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2524 "Об отдельных полномочиях Федерального агентства лесного хозяйства в области лесных отношений" установлено, что Федеральное агентство лесного хозяйства является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, подведомственное федеральное государственное бюджетное учреждение которого осуществляет на основании соответствующего договора подготовку документов, на основании которых осуществляется государственный кадастровый учет недвижимого имущества в отношении лесных участков из состава земель лесного фонда в целях их предоставления в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
Приказом Рослесхоза от 31.01.2022 N 31 Федеральное агентство лесного хозяйства в целях реализации части 14 статьи 70.1 ЛК РФ и на основании пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2524 определило ФГБУ "Рослесинфорг" федеральным государственным бюджетным учреждением, осуществляющим на основании соответствующего договора подготовку документов, на основании которых осуществляется государственный кадастровый учет недвижимого имущества в отношении лесных участков из состава земель лесного фонда в целях их предоставления в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование.
Таким образом, подготовка документов, на основании которых осуществляется государственный кадастровый учет недвижимого имущества в отношении лесных участков из состава земель лесного фонда осуществляется ФГБУ "Рослесинфорг".
Законодатель также устанавливает, что при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса), безвозмездное пользование выполнение работ по подготовке проектной документации лесных участков может быть обеспечено заинтересованным лицом (часть 7 статьи 70.1 ЛК РФ).
Однако при предоставлении лесных участков в целях размещения линейных объектов, образование лесных участков осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории, а не на основании проектной документации.
Поскольку в рассматриваемом случае межевой план подготовлен кадастровым инженером Мартыновой Викторией Николаевной (член СРО "Кадастровые инженеры"), а не ФГБУ "Рослесинфорг", решение Министерства от 26.12.2022 не противоречит указанным выше требованиям законодательства.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, выдача доверенности Мартыновой Виктории Николаевне на представление ответчика в органах, осуществляющих государственный кадастровый учет и регистрацию права, является правом, а не обязанностью Министерства.
Довод Кооператива о том, что статьей 29 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" не установлено, что кадастровый инженер должен являться работником ФГБУ "Рослесинфорг", подлежит отклонению. Указанной нормой установлены общие положения, регламентирующие условия принятия физического лица в члены саморегулируемой организации кадастровых инженеров, основания исключения из саморегулируемой организации кадастровых инженеров и прочее. Применительно к обстоятельствам настоящего дела наличие у Мартыновой В.Н. статуса кадастрового инженера не опровергает выводы суда первой инстанции, поскольку частью 14 статьи 70.1 ЛК РФ прямо предусмотрена подготовка документов государственного кадастрового учета федеральным государственным бюджетным учреждением, подведомственным уполномоченному федеральному органу исполнительной власти (ФГБУ "Рослесинфорг").
По аналогичному основанию отклоняется аргумент НПК "ИМК" о том, что часть 14 статьи 70.1 ЛК РФ не устанавливает исключительные полномочия по подготовке межевых планов в отношении лесных участков ФГБУ "Рослесхоз", а только определяет компетенцию.
В письме Минприроды России от 04.07.2022 N 16-29/24978 сообщается, что в соответствии с протоколом совещания у руководителя Федерального агентства лесного хозяйства И.В. Советникова от 02.03.2022 N ИС-13/19 Рослесхозом совместно с Росреестром и ФГБУ "Рослесинфорг" принято решение о согласовании позиции Росреестра и Рослесхоза относительно возможности подготовки документов, на основании которых осуществляется государственный кадастровый учет недвижимого имущества в отношении лесных участков из состава земель лесного фонда в целях их предоставления в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование исключительно федеральным государственным бюджетным учреждением, подведомственным Рослесхозу - ФГБУ "Рослесинфорг" в силу прямого указания части 14 статьи 70.1 ЛК РФ.
Довод заявителя о том, что в Федеральном законе от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" отсутствует такое основание для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав как подготовка межевого плана лесного участка лицом, не являющимся работником ФГБУ "Рослесинфорг", также отклоняется апелляционным судом. Для оценки законности решения Министерства, изложенного в письме от 26.12.2022, не требуется установление обстоятельств, изложенных в статьях 26, 27 Закона о государственной регистрации. В рассматриваемом случае Министерство, оценивая наличие оснований для удовлетворения заявления НПУ "ИМК" о направлении межевого плана участка с условным номером :865:ЗУ1 для постановки на государственный кадастровый учет с одновременной регистрацией права, обоснованно исходило из соответствия подготовленного Кооперативом межевого плана требованиям Лесного кодекса Российской Федерации, в рамках своей компетенции.
Повторно исследовав обстоятельства дела и представленные доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствовала предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания незаконным решения Министерства от 26.12.2022, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно.
При изложенных выше обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.06.2023 по делу N А29-1430/2023 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу НПК "ИМК" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Определением от 17.08.2023 апелляционный суд произвел зачет государственной пошлины в размере 3 000 рублей, уплаченной по платежному поручению от 27.01.2023 N 45 (сумма уплаченной госпошлины 6 000 рублей), возвращенной на основании решения Арбитражного суда Республики Коми от 26.06.2023 по делу N А29-1430/2023 (с учетом определения от 27.06.2023 об исправлении описки, опечатки). На основании статьи 333.40 НК РФ государственная пошлина в размере 1 500 рублей подлежит возврату, как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.06.2023 по делу N А29-1430/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу научно-производственного кооператива "Изыскания Мониторинг Кадастр" - без удовлетворения.
Возвратить научно-производственному кооперативу "Изыскания Мониторинг Кадастр" (ИНН: 1101096090, ОГРН: 1121101010392) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 27.01.2023 N 45.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-1430/2023
Истец: научно- "Изыскания Мониторинг Кадастр", научно- "Изыскания Мониторинг Кадастр" представитель Самченко Антон Евгеньевич "
Ответчик: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
Третье лицо: Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу, Федеральное агентство лесного хозяйства