город Воронеж |
|
20 сентября 2023 г. |
Дело N А64-2674/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 сентября 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Капишниковой Т.И.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шипиловой Д.А.,
при участии:
от ПАО "Россети Центр": Злобина К.Е.- представитель по доверенности N ДБ-63 от 05.06.2023, сроком действия до 31.12.2023, предъявлен паспорт;
от УФАС по Тамбовской области: Обамкин А.А. представитель по доверенности N 7-Д от 17.01.2023, сроком действия до 31.12.2023, предъявлен паспорт;
от Емельянова А.А.: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Центр" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 18.07.2023 по делу N А64-2674/2023, по заявлению публичного акционерного общества "Россети Центр" (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области о признании незаконными и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
третье лицо: Емельянов А.А.,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное обществе "Россети Центр" (далее - ПАО "Россетти Центр") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 13.03.2023 по делу N 068/04/9.21-119/2023 о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.9.21 КоАП РФ и представления от 28.02.2023 по делу N 068/04/9.21-119/2023.
Дело рассматривалось при участии третьего лица Емельянов А.А. (далее также - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 18.07.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ПАО "РОССЕТИ ЦЕНТР" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
Считает, что возбуждение дела об административном правонарушении не допускается должностным лицом на основании заявления гражданина или организации без проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом.
Считает назначенный штраф несоразмерным и подлежащим снижению на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Судебное заседание проходило путем использования системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области.
К материалам дела приобщен отзыв на апелляционную жалобу, поступивший от УФАС по Тамбовской области.
В судебном заседании представитель ПАО "Россети Центр" поддержал апелляционную жалобу, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель УФАС по Тамбовской области возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве, просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Емельянов А.А. явку своего представителя не обеспечил, о месте и времени судебного заседания, извещена надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
17.08.2021 Емельянов А.А. подал заявку на технологическое присоединение жилого дома, расположенного адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, п.Совхоза Комсомолец, КН 68:20:4009007:673, к электрическим сетям с максимальной мощностью 15 кВт.
ПАО "Россети Центр" в личном кабинете заявителя были размещены: условия типового договора N 42136972 об осуществлении технологического присоединения, технические условия N 20687503, счет на оплату.
Согласно п.6 договора N 42136972 об осуществлении технологического присоединения следует, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяца со дня заключения настоящего договора.
09.09.2021 Емельяновым А.А. произведена оплата за технологическое присоединение по договору N 42136972.
09.09.2021 между Емельяновым А.А. и ПАО "Россети Центр" заключен договор N 42136972 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу.
10.09.2021 между сторонами было подписано дополнительное соглашение N 2 к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 42099113, согласно которому, были внесены изменения в пункт 6 Договора. Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего дополнения.
Мероприятия по технологическому присоединению дома к электрическим сетям должны быть исполнены в срок до 09.03.2022 (включительно).
29.12.2022 Емельянов А.А. обратился в УФАС по Тамбовской области с жалобой о невыполнении ПАО "Россети Центр" мероприятий по технологическому присоединению жилого дома к электрическим сетям.
28.02.2023 уполномоченным должностным лицом Тамбовского УФАС России в отношении ПАО "Россети Центр", в присутствии защитника Общества Злобина К.Е. составлен протокол об административном правонарушении N 068- 04/9.21-119/2023 по ч.2 ст.9.21 КоАП РФ.
Как следует из протокола, обществу вменено нарушение п. 16 Правил технологического присоединения N 861, выразившееся в нарушении 6 месячного срока по проведению работ технологического присоединения к электрическим сетям.
13.03.2023 постановлением УФАС по Тамбовской области по делу об административном правонарушении N 068/04/9.21-119/2023 ПАО "Россети Центр" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ и привлечено к ответственности в виде административного штрафа в размере 650 000 рублей.
Не согласившись с размером назначенного наказания, ПАО "Россети Центр" обратилось в суд с заявлением о признании постановления незаконным в части.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 000 до 500 000 рублей.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 600 000 до 1 000 000 рублей.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в области энергетики.
Объективную сторону указанного правонарушения составляет нарушение правил установленного недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям субъекта естественной монополии.
Субъектом правонарушения являются, в том числе, юридические лица.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает, как указано выше, Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике, Закон N 35-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 26 названного Закона технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.
Правила ТП N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, регламентируют процедуру технологического присоединения, устанавливают существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения.
В соответствии с пунктами 3 и 6 Правила ТП N 861 сетевая организация на основании заявки заявителя обязана заключить с ним договор на технологическое присоединение, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств заявителя мероприятия по технологическому присоединению.
Существенные условия договора указаны в пункте 16 Правил ТП.
К ним, в частности, относится срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который составляет 6 месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Как усматривается из материалов дела, с учетом даты заключения договора (09.09.2023), технологическое присоединение к электрическим сетям жилого дома Емельянов А.А. должно было быть осуществлено в срок не позднее 09.03.2022.
Факты нарушений подтверждены: протоколом об административном правонарушении от 28.02.2023; договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям 09.09.2022; Информацией о поданной заявке на технологическое присоединение к электросетям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения - совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (статья 4.6 КоАП РФ).
Наличие повторности как квалифицирующего признака вмененного правонарушения подтверждено.
Таким образом, деяние квалифицировано правильно.
Административным органом доказано наличие в деянии лица объективной стороны вменяемого административного правонарушения.
Срок давности привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Наличие объективной стороны правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств.
Процессуальных нарушений, при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.
Обстоятельств, исключающих вину Общества, не установлено.
С учетом изложенного, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности события и состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Административным органом указано на привлечение ПАО "РОССЕТИ ЦЕНТР" к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП N 069/04/9.21-178/2021 (вступило в законную силу 13.01.2022) об административном правонарушении.
Таким образом, тот факт, что как указано в постановлении на дату совершения вмененного по настоящему делу правонарушения (по части 2 статьи 9.21) Общество в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ считалось подвергнутым административному наказанию не только по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, но и неоднократно по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ ( за совершенные ранее РФ однородные правонарушения), свидетельствует о том, что нарушение совершено не впервые, в силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ является основанием для назначения наказания более строгого по виду и размеру, чем минимальное из предусмотренных санкцией вмененной нормы.
Частью 3 ст.4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Административный штраф при наличии отягчающих вину обстоятельств назначен обществу правомерно, предусмотренном санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ оснований для его снижения не установлено.
Обществом не приведено обоснования тому, что цель административного наказания - пресечение и профилактика нарушений будут достигнуты в случае назначения наказания ниже низшего предела или освобождения от него ввиду признания правонарушения малозначительным. Не приведено и доказательств тому, что правонарушение совершено при наличии исключительных обстоятельств, а назначенный штраф является излишним бременем для общества.
Доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда первой инстанции является верным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 18.07.2023 по делу N А64-2674/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-2674/2023
Истец: ПАО "Россети Центр" в лице филиала "Россети Центр" - "Тамбовэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы (Тамбовское УФАС России)
Третье лицо: Емельянов А.А., 19 Арбитражный апелляционный суд