г. Воронеж |
|
20 сентября 2023 г. |
Дело N А36-11118/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 сентября 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Кораблевой Г.Н., |
судей |
Поротикова А.И., Воскобойникова М.С., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зверевой М.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Русская топливная компания": Потокина А.С., представлен паспорт гражданина РФ, Дорошина А.В., представителя по доверенности от 01.03.2023;
от администрации Хлевенского муниципального района: Сичинава К.А., представителя по доверенности от 10.05.2023,
от Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Русская топливная компания" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 11.07.2023 по делу N А36-11118/2022 по иску Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области (ОГРН 1024840853696, ИНН 4826006839) к обществу с ограниченной ответственностью "Русская топливная компания" (ОГРН 1084823017894, ИНН 4825060618) о взыскании задолженности по арендной плате в размере 3 287 362 руб. 50 коп.,
третье лицо: администрация Хлевенского муниципального района,
УСТАНОВИЛ:
Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Русская топливная компания" (далее - ООО "РТК", ответчик) о взыскании задолженности по арендной плате по договору от 10.03.2010 N 8 за период с 10.12.2019 по 10.06.2023 в размере 3 287 362 руб. 50 коп. (с учетом уточнения требований и определения суда от 22.05.2023 о замене истца).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Хлевенского муниципального района.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 11.07.2023 по делу N А36-11118/2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "РТК" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылалось на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Липецкой области от 11.07.2023 по делу N А36-11118/2022, в связи с чем просило его отменить и принять по делу новый судебный акт о взыскании с ООО "РТК" 438 315 руб. задолженности по арендной плате за период с 2019 года (4 квартал) по 2023 год (1-2 квартал).
Управлением имущественных и земельных отношений Липецкой области и администрацией Хлевенского муниципального района представлены отзывы на апелляционную жалобу, из которых следует, что истец и третье лицо считают обжалуемое решение законным и обоснованным, с выводами суда, изложенными в решении, их фактическим и правовым обоснованием согласны.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ОО "РТК" и администрации Хлевенского муниципального района поддержали доводы, изложенные в жалобе и отзыве.
Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило. Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения указанного лица о месте и времени судебного заседания, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав объяснения представителей ответчика и третьего лица, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что решение Арбитражного суда Липецкой области от 11.07.2023 по делу N А36-11118/2022 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "РТК" - без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что 10.03.2010 администрацией Хлевенского муниципального района (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Дон" (далее - ООО "Дон", арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 8.
Согласно пункту 1.1 договора аренды земельного участка от 10.03.2010 N 8 арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок, площадью 15 000 кв. м с кадастровым номером 48:17:0800505:98, находящийся примерно в 3 000 м по направлению на восток от ориентира село, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Липецкая область, Хлевенский район, сельское поселение Елец-Маланинский сельсовет, с. Елец-Маланино, для строительства объектов дорожного сервиса.
Срок аренды земельного участка согласно пункту 2.1 договора аренды земельного участка от 10.03.2010 N 8 составляет 49 лет (с 10.03.2010 по 09.03.2059).
В соответствии с пунктом 3.1 договора аренды земельного участка от 10.03.2010 N 8 арендная плата за 2010 год составляет 15% от кадастровой стоимости земельного участка.
Арендная плата подлежит внесению арендатором ежеквартально равными долями не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным.
Согласно пункту 3.4 договора аренды земельного участка от 10.03.2010 N 8 размер арендной платы изменяется ежегодно путем принятия новых ставок и коэффициента для земельных платежей на текущий финансовый год в соответствии с Федеральным законом. В этом случае арендодатель направляет расчет арендной платы арендатору и заключение дополнительного соглашения по пересмотру размера арендной платы не требуется.
19.10.2010 ООО "Дон" и ООО "РТК" заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 10.03.2010 N 8.
Порядок определения размера арендной платы утвержден Постановлением Администрации Липецкой области от 24.12.2007 N 179 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".
Ставки арендной платы утверждены решением Совета депутатов Хлевенского муниципального района Липецкой области от 05.12.2016 N 80 "О процентных ставках арендной платы за использование земельных участков, расположенных на территории Хлевенского муниципального района Липецкой области, государственная собственность на которые не разграничена", решением Совета депутатов Хлевенского муниципального района Липецкой области от 29.04.2022 N 115 "О процентных ставках арендной платы за использование земельных участков, расположенных на территории Хлевенского муниципального района Липецкой области, находящихся в муниципальной собственности Хлевенского муниципального района, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".
Согласно пункту 12.6 Приложения к указанному решению Совета депутатов Хлевенского муниципального района Липецкой области процентная ставка арендной платы составляет 15%.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 05.10.2022 N КУВИ-001/2022-175207763 кадастровая стоимость земельного участка в 2019 году составляла 4 062 000 руб., размер арендной платы в год с 01.01.2019 - 152 325 руб., в квартал - 152 325 руб., в 2020 году - 6 255 300 руб., размер арендной платы в год с 01.01.2020 - 938 295 руб., в квартал - 234 573 руб. 75 коп., в 2021 году - 5 737 800 руб., размер арендной платы в год с 01.01.2021 - 860 670 руб., в квартал - 215 167 руб. 50 коп., в 2022 году - 5737800 руб., размер арендной платы в год с 01.01.2022 - 860 670 руб., в квартал - 215 167 руб. 50 коп., в 2023 году - 6 338 700 руб., размер арендной платы в год с 01.01.2023 - 950 805 руб., в квартал - 237 701 руб. 25 коп.
В результате нарушения обязательств по внесению арендной платы по договору аренды земельного участка от 10.03.2010 N 8 на стороне ООО "РТК" за период с 4 квартал 2019 года по 1-2 квартал 2023 года образовалась задолженность в размере 3 287 362 руб. 50 коп.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 и статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли).
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Статья 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусматривает обязанность своевременно вносить арендную плату. Порядок, условия и даты внесения арендной платы определяются договором аренды (пункт 1 статьи 614 ГК РФ).
В силу абзаца 2 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом, одним из таких случаев является пункт 3 статьи 65 ЗК РФ. К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы, в том числе формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п., по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Регулируемая арендная плата может применяться к договору, заключенному до вступления в силу этого федерального закона, только в том случае, если стороны такого договора связали изменение размера арендной платы с изменением нормативных актов, подлежащих применению к их отношениям.
Пункт 3 статьи 65 ЗК РФ (действовал до 01.03.2015) предусматривал, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно подлежащей применению с 01.03.2015 статье 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно пункту 2.3 Постановления Администрации Липецкой области от 24.12.2007 N 179 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", размер ставок арендной платы устанавливается органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. При этом при определении размера арендной платы на основании кадастровой стоимости кадастровая стоимость земельного участка применяется действующая на 1 января текущего года (пункты 2.2 и 3.4 Положения).
Решением Совета депутатов Хлевенского муниципального района Липецкой обл. от 05.12.2016 N 80 "О процентных ставках арендной платы за использование земельных участков, расположенных на территории Хлевенского муниципального района Липецкой области, государственная собственность на которые не разграничена" и решением Совета депутатов Хлевенского муниципального района Липецкой области от 29.04.2022 N 115 "О процентных ставках арендной платы за использование земельных участков, расположенных на территории Хлевенского муниципального района Липецкой области, находящихся в муниципальной собственности Хлевенского муниципального района, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" установлена ставка арендной платы за использование земельных участков, расположенных на территории Хлевенского муниципального района Липецкой области, государственная собственность на которые не разграничена, в размере 15%.
Оценив представленные доказательства и обстоятельства дела в их совокупности и в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 606, 614 ГК РФ, проверив и признав правильным расчет задолженности, произведенный на основании Постановления Администрации Липецкой области от 24.12.2007 N 179, решения Совета депутатов Хлевенского муниципального района Липецкой области от 05.12.2016 N 80, решения Совета депутатов Хлевенского муниципального района Липецкой области от 29.04.2022 N 115 с применением ставок арендной платы от кадастровой стоимости земельных участков, предназначенных для земельных участков, относящихся к категории земель промышленности и иного специального назначения, занятых иными объектами, удовлетворил исковые требования.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик ссылался на абзац восьмой Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (Принцип N 7), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, предусматривающий, что арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, оставляя без изменения обжалуемый судебный акт, отклоняет доводы заявителя апелляционной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств.
Принцип N 7, который, по мнению ответчика, подлежит применению в настоящем споре, предусматривает дополнительные гарантии при установлении размера арендной платы для лиц, имеющих в собственности объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, отнесенных законодательством к землям, ограниченным в обороте.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2017 N 710 утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582.
В пункте 30 раздела 8 указанных Методических рекомендаций в целях применения принципа N 7 при определении арендной платы за земельные участки рекомендуется исходить из необходимости учета интересов лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, отнесенных законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 27 ЗК РФ) к землям, ограниченным в обороте, предоставление которых в собственность не допускается.
В силу разъяснений пункта 24 практики применения земельного законодательства, содержащихся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, принцип N 7, закрепленный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, применяется исключительно в случаях аренды земельных участков, относящихся к перечню, установленному пунктом 5 статьи 27 ЗК РФ (земельные участки, ограниченные в обороте).
Как следует из материалов дела, вид разрешенного использования спорного земельного участка - для строительства объектов дорожного сервиса, в связи с чем земельный участок не относится к землям, ограниченным в обороте в соответствии с пунктом 5 статьи 27 ЗК РФ.
Указание в обжалуемом судебном акте на заключение договора аренды земельного участка от 10.03.2010 N 8 до вступления в силу пункта 3 статьи 65 ЗК РФ не привело к принятию неправильного судебного акта.
Правовую позицию о том, что размер арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 48:17:0800505:98 не может превышать 2% кадастровой стоимости земельного участка, ответчик обосновывает решением Липецкого городского совета депутатов от 26.10.2010 N 131.
Однако ООО "РТК" не учтено, что названный нормативно-правовой акт подлежит применению при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Липецка, а также за земельные участки, расположенные в границах города Липецка, тогда как право собственности на спорный земельный участок не разграничено, участок находится за пределами города Липецка.
Иных доводов, подкрепленных соответствующими доказательствами и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда Липецкой области от 11.07.2023 по делу N А36-11118/2022 не имеется.
Согласно положениям статьи 110 АПК РФ судебные расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 11.07.2023 по делу N А36-11118/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Русская топливная компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.Н. Кораблева |
Судьи |
А.И. Поротиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-11118/2022
Истец: Администрация Хлевенского муниципального района Липецкой области
Ответчик: ООО "Русская топливная компания"
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ