г. Москва |
|
20 сентября 2023 г. |
Дело N А40-94562/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Кочешковой М.В., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
помощником судьи А.О. Казнаевым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОТДЕЛЕНИЯ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
на решение Арбитражного суда города Москвы от 19.07.2023 по делу N А40-94562/23
по заявлению ФГБУ "РОСЛЕСИНФОРГ"
к ОТДЕЛЕНИЮ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
о признании незаконными действия,
при участии:
от заявителя: |
Борисевич И.А. по доверенности от 09.01.2023; |
от заинтересованного лица: |
Балаян А.Г. по доверенности от 02.01.2023; |
УСТАНОВИЛ:
Центральный филиал федерального бюджетного учреждения "Рослесинфорг" (Филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Центрлеспроект") (далее также - заявитель, Филиал) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Москве и Московской области (далее также - заинтересованное лицо, Фонд) об оспаривании действий Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Москве и Московской области, выразившихся в привлечении к ответственности в виде штрафа за непредставление сведений о начисленных страховых взносах; акта камеральной проверки от 29.12.2022 N 501122100114301; акта камеральной проверки от 29.12.2022 N 501122100114201; решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний N 501122100114303 от 01.02.2023; решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний N 501122100114203 от 01.02.2023; требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере 17 820, 54 руб. от 23.03.2023 N 501123200001601; требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере 20 125, 31 руб. от 23.02.2023 N 501123200001501.
Решением суда первой инстанции от 19.07.2023 заявленные требования удовлетворены частично: решения Фонда о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний N 501122100114303 от 01.02.2023, N501122100114203 от 01.02.2023, а также требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере 17 820,54 руб. от 23.03.2023 N 501123200001601 и требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере 20 125, 31 руб. от 23.03.2023 N 501123200001501 признаны недействительными. В удовлетворении остальных требований судом отказано.
Заинтересованное лицо с указанным решением не согласилось и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить полностью по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал апелляционную жалобу, представитель заявителя - обжалуемое решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 18.04.2022 Филиал в установленный срок направил в Фонд расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в отношении Филиала за 1 квартал 2022 г. через автоматизированную Систему "Контур-Экстерн" (далее также - Система).
18.07.2022 также в установленный срок Филиал направил в Фонд через Систему расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в отношении филиала за 1 полугодие 2022 г.
При загрузке отчетов по форме 4-ФСС в Систему и при переходе к его редактированию Система автоматически заменила регистрационный номер Филиала в качестве страхователя (5011313636) на регистрационный номер юридического лица (7716052062), в результате чего отчет поступил в территориальный орган Фонда в государственное учреждение по месту регистрации юридического лица. При этом файл отчета в обоих случаях прошел все этапы внутреннего контроля Системы и не получил отрицательных результатов на соответствие требованиям, предъявляемым к расчету в электронном виде.
05.12.2022, самостоятельно установив некорректное отражение регистрационного номера при подаче отчета, заявитель повторно направил в электронном виде расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (корректировка 1) по форме 4-ФСС за 1 квартал и 1 полугодие 2022 г. с указанием регистрационного номера страхователя 5011313636 - Филиала.
В отношении Филиала Фондом проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации по установленному законодательством Российской Федерации тарифу, а также правомерности произведенных расходов страхователем на выплату страхового обеспечения за период с 01.01.2022 по 31.03.2022, и с 01.04.2022 по 30.06.2022.
По результатам проверок составлены акты камеральных проверок от 29.12.2022 N N 501122100114301, 501122100114201 (далее также - Акты), согласно которым по результатам проверок предложено привлечь страхователя к ответственности, предусмотренной п.1 ст.26.30 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", за нарушение, непредставление страхователем расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальный орган страховщика по месту своего учета в установленный срок.
Размеры штрафов, предусмотренных ст.26.30 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, за нарушение ст.24 означенного Федерального закона составили: по акту N 501122100114201 - 34 591, 63 руб., по акту N501122100114301 - 20 125, 31 руб.
30.12.2022 через личный кабинет Филиал направил в Фонд возражения на Акты, указав на отсутствие оснований для привлечения к ответственности, поскольку наличие неверного регистрационного номера страхователя в первоначально представленном расчете само по себе не является основанием считать его не представленным в установленный срок.
По результатам проведенной проверки Фондом вынесены решения от 01.02.2023 N N 501122100114303, 501122100114203 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, согласно которым страхователю предложено уплатить недоимку по страховым взносам.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Исследованными судом апелляционной инстанции доказательствами подтверждается правильное разрешение дела арбитражным судом первой инстанции.
Принимая решение о частичном удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с положениями ст.26.19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение десяти рабочих дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного пунктом 2 статьи 26.15 настоящего Федерального закона, должностными лицами территориального органа страховщика, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (п.1). Акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день с даты отправления заказного письма (п.4). Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в территориальный орган страховщика письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом страхователь вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в территориальный орган страховщика документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений (п.5).
На основании ст.26.20 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа страховщика, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение десяти дней со дня истечения срока, указанного в пункте 5 статьи 26.19 настоящего Федерального закона (п.1). Руководитель (заместитель руководителя) территориального органа страховщика извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка (п.2). Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) территориального органа страховщика обязательным при рассмотрении таких материалов (п.3).
Аналогичные правила закреплены в Методических указаниях о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утв. постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 N 81.
Из анализа перечисленных норм следует, что положения Федерального закона от 24.07.1998 N 125 не содержат оговорок о необходимости извещения страхователя о месте и времени рассмотрения материалов проверки исключительно какими-либо определенными способами, в частности, путем вручения страхователю уведомления лично под расписку.
Следовательно, извещение о месте и времени рассмотрения указанных материалов может быть признано надлежащим, если оно было осуществлено любым легитимным способом (например, путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении, телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи).
Из системного толкования указанных положений следует, что материалы проверки могут быть рассмотрены, а соответствующее решение вынесено только при надлежащем уведомлении проверяемого лица о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Таким образом, законодательством установлена обязанность Фонда обеспечить страхователю возможность представления возражений на акт проверки и участия в рассмотрении материалов проверки.
Обязанность по уведомлению о времени и месте рассмотрения материалов проверки носит императивный характер.
В настоящем случае доказательств направления уведомления о месте и времени рассмотрения материалов проверки по адресу государственной регистрации Филиала или уведомления каким-либо иным способом в материалы дела не представлено.
Следовательно, Филиал не был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения материалов проверки, что лишило его возможности представить письменные возражения по Актам, документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, и участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки, что является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки.
Данные нарушения процедуры рассмотрения материалов проверки обоснованно признаны судом существенными, не позволившими Фонду полно, всесторонне объективно оценить результаты проверки.
При вынесении решения судом учтена правовая позиция, изложенная в определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.10.2014 N 306-ЭС14-84, а также постановлении Арбитражного суда Московского округа от 15.12.2022 по делу N А40-3492/22.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке ст.71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и руководствуясь приведенными положениями законодательства о социальном страховании, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемые в рамках настоящего дела решения и требования Фонда не соответствуют законодательству о социальном страховании, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Что касается требований Филиала об оспаривании актов камеральной проверки от 29.12.2022 N N 501122100114301, 501122100114201, то суд первой инстанции, принимая во внимание определение Верховного Суда РФ от 19.08.2019 N 307-ЭС19-4440, а также правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в определении от 19.04.2007 N 286-О-О, обоснованно отказал в их удовлетворении, поскольку оспариваемые Акты, несмотря на наличие в них указаний на установленные в ходе проверки обстоятельства, не содержит обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия, не устанавливают прав и не возлагают на заявителя каких-либо обязанностей. По своей природе акт камеральной проверки содержит лишь заключения по результатам проверки. В настоящем случае рассматриваемые документы не являются теми актами государственного органа, которые порождают гражданские права и обязанности, права и законные интересы заявителя данные Акты не нарушают.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о необходимости частичного удовлетворения заявленных требований правомерен.
Доводы, приведенные Фондом в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку они не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19.07.2023 по делу N А40-94562/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-94562/2023
Истец: ФГБУ "РОСЛЕСИНФОРГ"
Ответчик: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ