г. Пермь |
|
20 сентября 2023 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 сентября 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляевой Е.И.,
судей Дружининой О.Г., Поляковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Хасаншиной Э.Г.,
при участии от истца - Плотников Н.П., паспорт, доверенность от 29.06.2023, диплом,
от ответчика - Курушин И.А., паспорт, доверенность от 08.09.2023, диплом,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Омега",
на решение Арбитражного суда Пермского края (Постоянное судебное присутствие в г. Кудымкаре) от 11 июня 2023 года
по делу N А50П-780/2022
по иску Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (ОГРН 1065902004354, ИНН 5902293298)
к обществу с ограниченной ответственностью "Омега" (ИНН 8102001745, ОГРН 1025903382196)
о взыскании задолженности по договору аренды лесного участка,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (истец) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Омега" (ответчик) о взыскании 8 500 654 руб. задолженности по договору аренды лесного участка от 24.12.2021 N 1011, 607 862 руб. 14 коп. неустойки, расторжении договора от 24.12.2021 N 1011, возложении обязанности передать лесной участок по акту приема-передачи.
До принятия решения по делу истец отказался от части иска, просил прекратить производство по делу в части требования о расторжении договора и обязании передать участок лесного фонда Министерству.
Решением Арбитражного суда Пермского края (Постоянное судебное присутствие в г. Кудымкаре) от 11.06.2023 принят отказ от иска в части расторжения договора и обязании передать участок лесного фонд Министерству, производство по делу в данной части прекращено. Исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца взыскана задолженность по арендной плате в размере 8 500 654 руб., неустойка в размере 607 862,14 руб. Кроме того, с ответчика в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 67412 руб. 60 коп.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает на то, что в проектной документации к аукциону содержалась информация о материалах лесоустройства Юсьвинского лесничества по состоянию на 1998 год со сведениями о таксации, указанные сведения снесены более 10 лет назад, носят устаревший, не актуальный характер, ввиду чего предоставление лесных участков в целях использования лесов для заготовки древесины не допускается. Отмечает, что датой проведения аукциона на право заключения договора аренды является 10.12.2021, государственная регистрация договора аренды лесного участка от 24.12.2021 осуществлена 11.01.2022, с учетом законодательного запрета предоставления лесного участка без проведения таксации договор аренды лесного участка является ничтожным. Кроме того, ответчик указывает, что фактически не занимался заготовкой древесины на лесном участке, в связи с чем убытки лесному фонду не причинены. По мнению ответчика в иске следовало отказать.
До начала судебного заседания от истца поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором Министерство возражает против доводов жалобы, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы жалобы, представитель истца настаивал на доводах отзыва на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (арендодатель) и ООО "Омега" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 24.12.2021 N 1011, согласно которому арендодатель предоставил, а арендатор принял во временное пользование лесной участок, определенный в п. 1.2 договора.
В соответствии с условиями договора аренды арендодатель предоставил арендатору во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности площадью: 3023,0179 га; местоположение: Пермский край, Юсьвинский муниципальный округ, Юсьвинское лесничество, Тиминское участковое лесничество (Тиминское), кварталы (выделы) N N 147(1-16), 148 (1-15), 149(1-46), 150(1- 21), 151(1-22), 152(1-19), 153(1-26), 154(1-27), 163 (1-22), 164(1-26), 165(1-44), 166(1-24), 167(1-21).
Согласно проектной документации лесного участка, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 21.09.2021 г. N 30-01-02-1296 и подготовленной для целей проведения аукциона на право заключения договора аренды, количественные и качественные характеристики проектируемого лесного участка были составлены на основании данных государственного лесного реестра Юсьвинского лесничества, материалов лесоустройства Юсьвинского лесничества 1998 года и материалов таксации лесов 2017 год (раздел 3 стр. 4 документации).
В соответствии с материалами таксационного описания Юсьвинского лесничества (Тиминского участкового лесничества (Тиминское)), подготовленного ООО "Пермремстрой" в 2017 году, таксация проведена, в том числе, в отношении следующих кварталов в составе лесного участка, переданного по договору аренды: 148 (1-15), 149(1-46), 150(1-21), 151(1-22), 152(1-19), 153(1-26), 154(1-27), 163 (1-22), 164(1-26), 165(1-44), 166(1-24), 167(1-21) (выписка прилагается). Таксация в отношении квартала N 147(1-16), согласно указанному документу не проведена.
Арендная плата по договору составляет 18 584 113 руб. 50 коп. в год (п. 2.1 договора). 11.01.2022 договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю N 8110510000000/1305-59/096/2022- 3.
Согласно п. 2.3 договора, арендатор вносит арендную плату в сроки, предусмотренные приложением N 5 к договору, 15 числа каждого месяца долями в размере 1/12 части годового размера арендной платы.
По состоянию на 01.09.2022 размер задолженности по арендной плате в бюджет Пермского края за период с 01.04.2022 по 01.09.2022 составил 8 500 654 руб.
В соответствии с п. 4.2 договора аренды за нарушение сроков внесения арендной платы арендатор обязан уплатить неустойку в размере 0,1% от суммы задолженности по арендной плате за каждый день просрочки
Неоплата арендных платежей явилась основанием для обращения истца в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании задолженности в размере 8 500 654 руб., неустойки в размере 607 862 руб. 14 коп.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из доказанности требований и их обоснованности, отсутствия доказательств погашения долга и уплаты неустойки.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
Согласно ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено ЛК РФ.
При этом объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет (ч. 2 ст. 72 ЛК РФ).
В силу ч. 1 ст. 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных ч. 3 настоящей ст., ч. 1 ст. 74 настоящего Кодекса.
Порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения такого договора, устанавливается ГК РФ и ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом (ч.6 ст. 73.1 Лесного кодекса РФ).
Положения, регулирующие порядок подготовки и организации аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, закреплены в ст. 78 ЛК РФ.
В ч. 6 ст. 78 ЛК РФ установлено, что решение об отказе в проведении аукциона принимается в следующих случаях: 1) заявление о проведении аукциона подано в отношении лесного участка, который уже предоставлен другому гражданину или юридическому лицу; 2) заявление о проведении аукциона подано в отношении лесных насаждений, право собственности на которые уже передано другому гражданину или юридическому лицу; 3) заявление о проведении аукциона подано в отношении лесного участка, который не может быть предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду в соответствии с законодательством Российской Федерации; 4) заявление о проведении аукциона подано заявителем, с которым в соответствии с ЛК РФ не может быть заключен договор купли-продажи лесных насаждений по результатам аукциона; 5) заявление о проведении аукциона не соответствует требованиям к порядку и способам подачи или формату такого заявления, установленным в соответствии с частями 4 и 5 ст. 78 ЛК РФ.
Согласно п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Таким образом, по смыслу приведенной нормы права, лесные участки должны образовываться на основании проектной документации.
В силу ч. 7 ст. 70.1 ЛК РФ проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению в пользование лесного участка в соответствии со ст.ст. 81-84 настоящего Кодекса.
Требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 12 ст. 70.1 Лесного кодекса РФ).
Согласно п. 2 Требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядку ее подготовки, утвержденных приказом Минприроды России от 03.02.2017 N 54, подготовка проектной документации лесного участка должна осуществляться при проектировании лесных участков при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.
В силу положений ст. 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно п. 1 ст. 611 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению этого имущества. Из указанных норм права следует, что основная обязанность арендодателя состоит в обеспечении арендатору пользования вещью, в соответствии с ее назначением.
Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах (пункт 1 статьи 614 ГК РФ).
В результате ненадлежащего исполнения условий договора у ответчика образовалась задолженность по арендной плате за период с 01.04.2022 по 01.09.2022 в размере 8 500 654 руб.
Поскольку доказательств уплаты задолженности по арендной плате ответчиком не представлено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требования в части взыскания долга в заявленном размере.
В силу п. 2 ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться, в частности, неустойкой.
В соответствии с п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В соответствии со статьей 331 ГК РФ соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства.
По условиям п. 4.2 договора аренды за нарушение сроков внесения арендной платы арендатор обязан уплатить неустойку в размере 0,1% от суммы задолженности по арендной плате за каждый день просрочки.
Ответчиком расчет неустойки не опровергнут, контррасчет не представлен.
Суд первой инстанции в связи с установлением суммы долга, обоснованно признал подлежащим удовлетворению требование истца о взыскании с ответчика неустойки в заявленном размере (607 862 руб. 14 коп.).
Оснований для снижения размера неустойки апелляционным судом не установлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление лесных участков в целях использования лесов для заготовки древесины не допускается, поскольку таксация лесов, предусмотренная ст. 69.1 ЛК РФ в отношении части лесного участка проведена в 1998 году, апелляционным судом рассмотрены и отклонены с учетом следующего.
Договор аренды лесного участка заключен сторонами 24.12.2021, передан по акту приема-передачи лесного участка лесопользователю в течение трех рабочих дней после заключения договора.
В соответствии с ч. 1 ст. 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
Пунктом 6 статьи 448 ГК РФ предусмотрено, что, если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.
Подготовленная Министерством Проектная документация лесного участка была размещена 03.11.2021 на электронной площадке АО "Сбербанк -ACT" (N процедуры на сайте АО "Сбербанк-ACT" SBR012-2111030008). 10.12.2021 аукцион прошел, итоги которого никем не оспаривались.
Таким образом, ограничения предусмотренные ч. 10 ст. 29 ЛК РФ, не могли являться препятствием для заключения Министерством и ответчиком по результатам проведения этого аукциона в установленный срок договора аренды лесного участка.
Ссылка апелляционной жалобы на то, что договор аренды лесного участка является ничтожным, поскольку передача участка в аренду не могла быть осуществлена ранее даты регистрации договора, судом апелляционной инстанции признана несостоятельной, поскольку факт регистрации договора после вступления в силу положений п. 10 ст. 29 ЛК РФ (после 01.01.2022) не влечет правовых последствий для договора, заключенного по результатам аукциона с передачей лесного участка до 01.01.2022, а обязательство по оплате возникает с момента получения имущества в пользование.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что ответчик фактически не занимался заготовкой древесины на спорном лесном участке, убытки лесному фонду не причинены, апелляционным судом отклоняются, поскольку не свидетельствует о наличии оснований для освобождения ответчика от обязанности по оплате арендных платежей.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Выводы суда первой инстанции основаны на оценке всех представленных доказательств в совокупности, что соответствует требованиям ст. 71 АПК РФ. Оснований для изменения или отмены решения, установленных ст. 270 АПК РФ, не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относится на заявителя.
Руководствуясь ст. 176, 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края (Постоянное судебное присутствие в г. Кудымкаре) от 11 июня 2023 года по делу N А50П-780/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края (Постоянное судебное присутствие в г. Кудымкаре).
Председательствующий |
Е.И. Гуляева |
Судьи |
О.Г. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50П-780/2022
Истец: Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края
Ответчик: ООО "Омега"
Третье лицо: Семнадцатый арбитражный апелляционный суд