г. Пермь |
|
20 сентября 2023 г. |
Дело N А60-21678/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 сентября 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дружининой О.Г.,
судей Гуляевой Е.И., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черногузовой А.В.,
при участии:
от заинтересованного лица: Можаев Е.Е., паспорт, доверенность от 05.06.2023;
от заявителя, третьих лиц: не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Строительное управление N 5",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 21 июня 2023 года
по делу N А60-21678/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительное управление N 5" (ИНН 7445025274, ОГРН 1057420500884)
к Администрации города Нижний Тагил (ИНН 6623000754, ОГРН 1026601384732)
третьи лица: акционерное общество "Регионгаз-Инвест" (ИНН 6659075136, ОГРН 102660294925), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Стройсервис" (ИНН 6623101865, ОГРН 6623101865)
о признании незаконным отказа в принятии безвозмездно в муниципальную собственность объекта капитального строительства - теплотрассы,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Строительное управление N 5" (далее - заявитель, ООО "СУ N 5") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Администрации города Нижний Тагил (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным отказа в принятии безвозмездно в муниципальную собственность сооружения коммунального хозяйства - теплотрассы, протяженностью 73 м, кадастровый номер 66:56:0601010:2728, расположенные по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, мкр. N 3 жилого района "Муринские пруды", ул. Удовенко, дом 15, изложенного в письме N 19-01/370 от 09.03.2022; о возложении обязанности принять безвозмездно в муниципальную собственность сооружение коммунального хозяйства - теплотрассу, протяженностью 73 м, кадастровый номер: 66:56:0601010:2728, расположенную по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, мкр. N 3 жилого района "Муринские пруды", ул. Удовенко, дом 15.
К участию в деле в качестве третьих лиц (ст. 51, 200 АПК РФ) привлечены акционерное общество "Регионгаз-Инвест", общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Стройсервис".
Решением арбитражного суда от 21.06.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "СУ N 5" обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель приводит доводы о том, что экспертное заключение N 118-01/04/01-00007 от 31.03.2023 не соответствует требованиям Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", не соответствует принципам всесторонности, объективности и полноты исследований. Эксперт не смог ответить на вопрос о степени износа сети теплоснабжения, используя рулетку с фотоаппаратом, сделал предположительный вывод о невозможной дальнейшей безопасной эксплуатации объекта в том техническом состоянии, в котором он находится в настоящее время. Заявитель указывает, что на теплотрассе ежегодно проводятся испытания на прочность. Ссылается на выводы представленного заявителем заключения специалистов N 18-21-НК от 22.11.2021, согласно которому установлена возможность дальнейшей безопасной эксплуатации теплотрассы, нахождение теплотрассы в удовлетворительном состоянии. Кроме того, по мнению заявителя, суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседании, мотивированное тем, что по состоянию на 07.06.2023 обществом "СУ N 5" выполнены работы по приведению теплотрассы в надлежащее состояние, сторонам было необходимо время для осмотра и приемки выполненных работ. В связи с отказом суда отложить рассмотрение дела, у заявителя не было возможности представить заключение специалиста ИП Завьялова О.П. N 1- 687 от 13.07.2023 в суд первой инстанции, и провести комиссионное обследование теплотрассы после выполнения работ по устранению замечаний.
ООО "Управляющая компания Стройсервис" в отзыве на апелляционную жалобу сослалось на проведенные испытания и подписанные сторонами акты об отсутствии дефектов теплотрассы и о готовности многоквартирного дома по ул. Удовенко, 15 к эксплуатации в отопительный период 2021-2022, 2022-2023, 2023-2024 годы. ООО "Управляющая компания Стройсервис" считает требования заявителя законными, указывает, что спорная теплотрасса находится в удовлетворительном состоянии и должна быть принята в муниципальную собственность, так как не относится к общему имуществу жителей многоквартирного дома, а представляет собой объект коммунально-бытового назначения инфраструктуры муниципального образования, предназначенный для обслуживания населения. Просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить.
Администрация, АО "Регионгаз-Инвест" в отзывах на апелляционную жалобу выразили возражения против ее удовлетворения.
В приобщении к материалам дела заключения специалиста ИП Завьялова О.П. от 13.07.2023 N 1-687, заключения по результатам строительно-технической экспертизы ИП Завьялова О.П. N 1-688/1 от 11.09.2023, суд апелляционной инстанции на основании части 2 статьи 268 АПК РФ отказывает. Представленные заключения составлены после вынесения судом первой инстанции решения по делу и не могли быть предметом исследования и оценки суда первой инстанции. С момента поступления в материалы дела заключения судебной экспертизы (10.04.2023) до вынесения судебного акта по существу (14.06.2023) было достаточно времени для подготовки рецензии на судебную экспертизу. Также у заявителя было достаточно времени при рассмотрении дела судом первой инстанции заказать строительно-техническую экспертизу и представить результаты исследования в суд в обоснование своей позиции.
Представитель Администрации в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "СУ N 5" на предоставленном ему Администрацией города Нижний Тагил земельном участке по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, улица Удовенко, в микрорайоне N3 жилого района "Муринские пруды", кадастровый номер: 66:56:0601010:171, площадью 3349 кв.м, с видом разрешенного использования: для комплексного жилищного строительства, возвело многоквартирный жилой дом.
Многоквартирный жилой дом по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Удовенко, 15 введен в эксплуатацию 23.07.2020, находится в управлении общества "Управляющая компания Стройсервис".
Как указывает истец, для предоставления коммунальных услуг (отопление) жителям многоквартирного дома N 15 по ул. Удовенко, ООО "СУ N 5" построен и введен в эксплуатацию объект капитального строительства - теплотрасса, протяженностью 73 м, кадастровый номер 66:56:0601010:2728, расположенный по адресу: Свердловская область, г.Нижний Тагил, мкр. N 3 жилого района "Муринские пруды", ул. Удовенко, дом 15.
За ООО "СУ N 5" зарегистрировано право собственности на теплотрассу, протяженностью 73 м, кадастровый номер 66:56:0601010:2728.
ООО "СУ N 5" 12.11.2020 обратилось к Администрации города Нижний Тагил с заявлением о принятии безвозмездно в муниципальную собственность сооружения коммунального хозяйства - теплотрасса, протяженностью 73 м, кадастровый номер: 66:56:0601010:2728.
Управление муниципального имущества Администрации города Нижнего Тагила письмом от 15.12.2020 N 19-01/2151 уведомило ООО "СУ N 5" о том, что для принятия решения о приеме данного имущества в муниципальную казну направлены соответствующие обращения в адрес ресурсоснабжающих организаций.
АО "Регионгаз-Инвест" на обращение Администрации ответила отказом, сославшись на неудовлетворительное состояние теплотрассы.
ООО "СУ N 5" 29.10.2021 повторно обратилось к Администрации с заявлением о принятии безвозмездно в муниципальную собственность теплотрассы.
Управление муниципального имущества Администрации города Нижнего Тагила письмом от 17.11.2021 N 19-01/1670 уведомило заявителя об отсутствии возражений против приема данного имущества в муниципальную казну при условии устранения выявленных замечаний с предоставлением подтверждающих документов, составленных совместно с теплоснабжающей организацией.
ООО "СУ N 5" обратилось в ООО "Инженерно-Технический центр" для проведения независимой оценки технического состояния трубопровода теплотрассы к дому N 15 по. ул. Удовенко, ГГМ, г. Нижний Тагил.
По результатам оценки специалистами в заключении N 18-21-НК от 22.11.2021 сделан вывод о возможной дальнейшей безопасной эксплуатации теплотрассы, нахождении теплотрассы в удовлетворительном состоянии.
ООО "СУ N 5" направило заключение N 18-21-НК от 22.11.2021 в адрес АО "Регионгаз-Инвест" и Администрации города Нижнего Тагила.
АО "Регионгаз-Инвест" 03.02.2022 уведомило ООО "СУ N 5" о том, что принятие теплотрассы возможно только после реализации работ застройщиком по ее замене.
Письмом от 09.03.2022 N 19-01/370 Управление муниципального имущества Администрации города Нижнего Тагила сообщило, что принятие сети будет возможным только после реализации работ застройщиком, указанных в письме N 18 от 12.02.2020.
Полагая, что отказ принять в муниципальную собственность принадлежащую обществу "СУ N 5" тепловую сеть является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для удовлетворения заявленных требований.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) судебного акта не имеется, в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 4 части 1. статьи 5 Устава муниципального образования "город Нижний Тагил" установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Администрация города - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 5 настоящего Устава и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области (статья 28 Устава муниципального образования "город Нижний Тагил").
В соответствии со статьей 29 Устава муниципального образования "город Нижний Тагил" к полномочиям Администрации города относятся организация теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении", а также электро-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании подпункта 1 части 1 статьи 52 Устава муниципального образования "город Нижний Тагил" в собственности города находится имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом N 131-ФЗ вопросов местного значения городского округа.
Учитывая выше изложенные нормы права, органы местного самоуправления не могут произвольно отказаться от принятия имущества, которое должно находиться в муниципальной собственности, для обеспечения выполнения задач местного значения, в данном случае теплоснабжения населения.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, Администрация ссылается на то, что принятие данной сети на обслуживание в данный момент невозможно ввиду ненадлежащего технического состояния имущества. Администрация не возражает против приема теплотрассы в муниципальную казну при условии устранения выявленных замечаний с предоставлением подтверждающих документов.
В связи с возникшими между сторонами разногласиями относительно технического состояния спорного имущества, суд назначил по делу судебную экспертизу, производство которой поручено эксперту союза "Торгово-промышленной палаты города Нижний Тагил" Розенфельду Александру Алексеевичу.
На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:
1) какова степень износа сети теплоснабжения протяженностью 73 м, кадастровый номер 66:56:0601010:2728, расположенный по адресу: г. Нижний Тагил, мкр. N 3 жилого района "Муринские пруды" ул. Удовенко, 15;
2) соответствует ли данный объект требованиям действующего законодательства, предъявляемым к тепловым сетям;
3) возможна ли дальнейшая безопасная эксплуатация вышеуказанного объекта в том техническом состоянии, в котором он находится в настоящее время.
По результатам проведения экспертизы эксперт Розенфельд А.А., в заключении N 118-01/04/01-00007 от 31.03.2023 пришел к выводу о несоответствии сети требованиям действующего законодательства и невозможности ее безопасной эксплуатации. Эксперт не дал ответ на вопрос об определении степени износа сети, поскольку наличие затопления и парения в тепловых камерах УТ5 и УТ6 не позволило ему провести техническое исследование. При обследовании в пределах тепловой камеры УТ6 экспертом выявлено наличие наружной коррозии трубопровода, отсутствие анти коррозийного покрытия, отсутствие теплоизоляции, наличие воды в тепловой камере.
Представленное в дело заключение судебной экспертизы соответствует требованиям статьи 86 АПК РФ и действующему законодательству о судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных заключений в порядке статьи 307 УК РФ. Заключение эксперта содержит ответы на поставленные перед ним вопросы, мотивированно, обоснованно, достаточно ясно и полно, в нем содержатся однозначные выводы по поставленному вопросу. Ответы эксперта понятны, непротиворечивы, следуют из проведенного исследования, подтверждены фактическими данными. Заключение обладает признаками относимости и допустимости доказательств, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, обосновано ссылками на применяемые в процессе исследования методиками, изложено в доступной форме, ясно для понимания, противоречий между исследовательской частью и выводами не содержит.
Тот факт, что эксперт не смог ответить на вопрос о степени износа сети теплоснабжения, не лишает заключения доказательственного значения, при этом как указано ранее, наличие затопления и парения в тепловых камерах УТ5 и УТ 6 не позволило ему провести техническое исследование.
Доказательств, свидетельствующих о недостоверности заключения судебной экспертизы N 118-01/04/01-00007 от 31.03.2023, материалы дела не содержат.
Ходатайство о проведении повторной или дополнительной экспертизы заявлено не было.
Несогласие заявителя с результатами экспертизы само по себе не свидетельствует о недостоверности экспертного заключения.
Таким образом, материалами дела установлен факт несоответствия теплотрассы требованиям действующего законодательства и невозможности ее безопасной эксплуатации.
Из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2012 N 234-О-Р следует, что арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным.
При этом необходимо учитывать финансово-экономические интересы муниципального образования и его фактическую заинтересованность в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П).
Принятие трубопровода, находящегося в аварийном состоянии повлечет необоснованные расходы бюджета города на его перекладку. Фактически действия общества "СУ N 5" направлены на уклонение от затрат на перекладку сети и возложение данных работ на Администрацию. Администрация неоднократно поясняла, что не отказывает в принятии данной сети, указывает только на необходимость приведения сети в надлежащее нормативное состояние.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела письменные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установив, что отказ в принятии в муниципальную собственность теплотрассы, протяженностью 73 м, кадастровый номер 66:56:0601010:2728, не является произвольным, теплотрасса находится в ненадлежащем состоянии, что влечет невозможность ее безопасной эксплуатации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Отсутствие аварийных ситуаций не подтверждает факта надлежащего технического состояния сети на текущий момент. Обследование, совершенное специалистами общества "Инженерно-технический центр" в 2021 году, по результатам которого подготовлено заключение N 18-21-НК от 22.11.2021, не может отражать текущего состояния тепловой сети в 2023 году.
Доводы заявителя со ссылкой на проведенные испытания и подписанные сторонами акты об отсутствии дефектов теплотрассы и о готовности многоквартирного дома по ул. Удовенко, 15 к эксплуатации в отопительные периоды отклоняются. Акты об испытании на прочность теплосетей дома свидетельствуют о готовности к эксплуатации в отопительный период внутридомовой системы отопления, внутридомовых инженерных сетей отопления в соответствии с положениями п. 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, п. 2.6.6. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170. В рамках настоящего дела спор рассматривается в отношении внутриквартальной сети.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о необоснованном отказе суда первой инстанции в отложении судебного разбирательства признаются необоснованными, поскольку из материалов дела не следует, что обществом "СУ N 5" заявлялось соответствующее ходатайство.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Каких-либо нарушений требований статьи 71 АПК РФ при оценке доказательств судом не допущено. Изложенные в обжалуемом решении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на положениях действующего законодательства.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 июня 2023 года по делу N А60-21678/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
О.Г. Дружинина |
Судьи |
Е.И. Гуляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-21678/2022
Истец: ЗАО АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО РЕГИОНГАЗ-ИНВЕСТ, ООО "Дальневосточный региональный клиринговый центр", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ ЖИЛИЩНАЯ КОМПАНИЯ СТРОЙСЕРВИС", ООО СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ N 5
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНИЙ ТАГИЛ
Третье лицо: АНО СОЮЗ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА ГОРОД НИЖНИЙ ТАГИЛ