г. Тула |
|
21 сентября 2023 г. |
Дело N А62-6969/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.09.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.09.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Большакова Д.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Тяпковой Т.Ю., в отсутствие представителей заявителя - индивидуального предпринимателя Пащенкова Александра Николаевича (ОГРНИП 305673101200101; ИНН 673100541987) и заинтересованного лица - администрации города Смоленска (ОГРН 102670144971; ИНН 6730012070), извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Пащенкова Александра Николаевича на решение Арбитражного суда Смоленской области от 30.06.2023 по делу N А62-6969/2022 (судья Пудов А.В.),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Пащенков Александр Николаевич (далее - предприниматель, ИП Пащенков А.Н.) обратился в арбитражный суд с заявлением к администрации города Смоленска (далее - администрация) о признании незаконными постановления от 20.05.2022 N 1429-адм "Об освобождении самовольно занятых земельных участков, о демонтаже и переносе неправомерно размещенных на них движимых объектов" в части освобождения земельного участка и переноса к месту хранения нестационарного торгового объекта площадью 15 кв. м и холодильной камеры площадью 0,49 кв. м в районе дома 16 по улице Петра Алексеева в городе Смоленске.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 30.06.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование своей позиции указывает, что нестационарный торговый объект и холодильная камера по ул. Петра Алексеева в г. Смоленске не являются самовольной постройкой и размещены с согласия администрации, что подтверждается решением Арбитражного суда Смоленской области от 21.05.2018 по делу N А62-1275/2018 и постановлением администрации от 29.10.2018 N 2845-адм "О внесении изменений в постановление администрации города Смоленска от 05.12.2014 N 2122-адм "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска". Считает, что суд необоснованно отклонил ссылку предпринимателя на решение Арбитражного суда Смоленской области от 21.05.2018 по делу N А62-1275/2018. Отмечает, что судом не учтено, что предприниматель на момент вынесения решения по делу N А62-1275/2018 являлся арендатором спорного объекта, участвовал в судебном разбирательстве, а впоследствии стал собственником объекта и правопреемником ООО "Туристский комплекс "Россия".
От администрации в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором она, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что распоряжением главы администрации Промышленного района города Смоленска от 25.01.1993 N 15-р "Об установке киоска туристской гостиницы "Россия" (преобразован в ООО "Туристский комплекс "Россия") была разрешена установка киоска для реализации товаров народного потребления по ул. Петра Алексеева в районе дома 8 в соответствии со схемой, разработанной управлением архитектуры и градостроительства в 1985 году.
В связи с тем, что в последующем данный объект не был включен ни в новую схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска, ни в перечни мест для организации мелкорозничной нестационарной (уличной) торговли, продажи сельхозпродукции и цветов, выращенных гражданами в личных подсобных хозяйствах, организации летних площадок, утвержденные постановлением администрации от 22.01.2010 N 59-адм, ООО "Туристский комплекс "Россия" обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 21.05.2018 по делу N А62-1275/2018 заявление было удовлетворено: на администрацию возложена обязанность включить в действующую на момент исполнения решения суда схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска объект торговли, принадлежащий ООО "Туристский комплекс "Россия", расположенный по адресу: г. Смоленск, ул. Петра Алексеева в районе дома 8.
Во исполнение указанного судебного акта администрацией было издано постановление от 29.10.2018 N 2845-адм "О внесении изменений в постановление администрации города Смоленска от 05.12.2014 N 2122-адм "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска", в схему размещения нестационарных торговых объектов включено место для размещения торгового павильона адресу: г. Смоленск, по ул. Петра Алексеева в районе дома 8 (пункт 145), период времени предоставления до 01.07.2025 (в редакции постановления от 30.06.2020 N 1420-адм).
Предприниматель 30.11.2018 приобрел по договору купли-продажи у ООО "Туристский комплекс "Россия" нестационарный торговый объект, расположенный по адресу: г. Смоленск, ул. Петра Алексеева, у дома 8.
На основании приказа от 23.12.2021 N 226 "О выявлении самовольно занятых земельных участков, неправомерно размещенных некапитальных строений, сооружений и иных движимых объектов на территории города Смоленска" администрацией проведены мероприятия по выявлению неправомерно размещенных некапитальных строений.
По результатам мероприятий установлено, что на территории земельного участка в городе Смоленске в районе дома N 16 по ул. Петра Алексеева находится некапитальное сооружение - нестационарный торговый объект площадью 15 кв. м с холодильной камерой площадью 0,49 кв. м, принадлежащий ИП Пащенкову А.Н., который он приобрел по договору купли-продажи от 30.11.2018 у ООО "Туристский комплекс "Россия".
При этом указанный объект не включен в схему нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска, утвержденную постановлением администрации от 05.12.2014 N 2122-адм "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска", договоры на размещение данных нестационарных торговых объектов с предпринимателем не заключались.
Собственник уведомлен о необходимости демонтировать самовольно размещенный объект движимого имущества.
В соответствии с решением, принятым на заседания комиссии по освобождению самовольно занятых земельных участков, демонтажу неправомерно размещенных некапитальных строений, сооружений и переносу иных движимых объектов на территории города Смоленска (протокол от 31.03.2022 N 54), администрацией было издано постановление от 20.05.2022 N 1429-адм "Об освобождении самовольно занятых земельных участков, о демонтаже и переносе неправомерно размещенных на них движимых объектов" (далее - Постановление N 1429-адм).
Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая заявление и отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 10 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного закона Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены данным Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации (часть 3 статьи 3 Закона N 381-ФЗ).
Пункты 1, 3 и 5 статьи 10 Закона N 381-ФЗ предусматривают, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации
Под нестационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (пункт 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ).
Как установлено судом первой инстанции, на дату принятия Арбитражным судом Смоленской области решения от 21.05.2018 по делу N А62-1275/2018 действовала Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города, утвержденная постановлением администрации от 05.12.2014 N 2122-адм.
Включение в схему нестационарных торговых объектов осуществлялось в соответствии с Порядком разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области схем размещения нестационарных торговых объектов (далее - Порядок), утвержденным постановлением администрации от 27.01.2011 N 38 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления Смоленской области схем размещения нестационарных торговых объектов.
Согласно указанному Порядку органы местного самоуправления городских и сельских поселений Смоленской области и территориальные органы администрации в целях разработки и утверждения схемы выявляют все существующие нестационарные торговые объекты, проверяют соответствие существующих нестационарных торговых объектов требованиям федерального законодательства, проводят мониторинг потребности в нестационарных торговых объектах на соответствующей территории, результаты которого представляют в уполномоченный орган в виде аналитической записки (пункт 7 Порядка).
Уполномоченный орган осуществляет формирование схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории соответствующего муниципального образования Смоленской области с учетом размещения существующих нестационарных торговых объектов (пункт 8 Порядка).
В пункте 16 Порядка закреплено положение о том, что утверждение схемы, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения схемы.
Согласно пункту 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ утверждение схемы, равно как и внесение в нее изменений не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Постановлением от 08.09.2017 N 2448-адм утверждены Положение о требованиях к размещению торговых объектов на территории города Смоленска (приложение N 1) и Положение о проведении открытого аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска (приложение N 2).
В соответствии с Положением о требованиях к размещению торговых объектов (приложение N 1) размещение объектов осуществляется в местах, определенных схемой, на основании договора, заключаемого по итогам открытого аукциона (пункты 1.2, 1.3).
На основании пункта 1.4 Положения право на размещение объекта предоставляется без проведения аукциона в случае продления ранее заключенного договора на размещение нестационарного торгового объекта с одним и тем же заявителем в одном и том же месте на новый срок (пункт 1.4), в случае заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта с заявителем, у которого заключен договор аренды земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта. Обязательным условием для оформления договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона являются отсутствие задолженности по арендной плате за земельный участок, на котором расположен указанный нестационарный торговый объект, а также соблюдение условий договора аренды; в случае размещения заявителем сезонного (летнего) кафе при предприятии общественного питания.
Период времени предоставления места размещения нестационарного торгового объекта устанавливается в схеме размещения для каждого нестационарного торгового объекта (пункт 1.8 Положения N 2448-адм.).
Исходя из совокупности приведенных выше положений пункта 1 статьи 39.36 ЗК РФ, части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ, а также нормативных актов муниципального образования города Смоленска (постановление от 05.12.2014 N 2122-адм, Положение N 2448-адм), место расположения нестационарного торгового объекта, его тип (киоск, павильон, иное сооружение), специализация нестационарного торгового объекта определяется схемой размещения нестационарных торговых объектов. Правовым основанием для размещения нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, является договор на размещение нестационарного торгового объекта, заключенный с применением конкурентной процедуры или без таковой в случаях, определенных в нормативном акте.
Судом первой инстанции установлено, что на момент обращения предпринимателя с заявлением в администрацию (02.03.2022) у него отсутствовало предусмотренное пунктом 1.4 Положения от 08.09.2017 N 2448-адм законное право на использование места для размещения нестационарного торгового объекта, возникшее либо на основании актов государственных органов или органов местного самоуправления до вступления в силу данного положения, либо на основании заключенного договора аренды земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылку предпринимателя, продублированную в апелляционной жалобе, на решение Арбитражного суда Смоленской области от 21.05.2018 по делу N А62-1275/2018, поскольку включение в схему места размещения нестационарного торгового объекта не равнозначно признанию права на использование торгового павильона. Подобное включение само по себе не предоставляет права на размещение объекта на указанном месте без аукциона.
Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска, утвержденная постановлением администрации от 05.12.2014 N 2122-адм, не содержит информацию о конкретных субъектах хозяйственной деятельности и поэтому не закрепляет права таких субъектов на места, указанные в ней. Схема представляет собой перечень мест размещения соответствующих объектов без указания конкретных лиц, которые являются их владельцами и эксплуатируют их. Наличие сведений о месте размещения нестационарного торгового объекта в схеме их размещения само по себе не предоставляет право на заключение договора на размещение нестационарных торговых объектов без проведения конкурентных процедур.
Также судом первой инстанции по праву отмечено следующее.
Статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Согласно решению Смоленского городского Совета N 1323 от 20.02.2015 "Об определении уполномоченного органа на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Смоленска", вступившего в силу 01.03.2015, администрация определена уполномоченным органом на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Смоленска.
Деятельность администрации по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем нестационарных торговых и иных нестационарных объектов регламентирована Положением "О порядке освобождения самовольно занятых земельных участков, демонтажа самовольных построек и переноса иных объектов на территории города Смоленска", утвержденным Решением 44-й сессии Смоленского городского Совета IV созыва от 28.12.2012 N 804 (далее - Положение N 804).
В соответствии с пунктом 2.1 Положения N 804 выявление неправомерно размещенных некапитальных строений, сооружений, иных движимых объектов на самовольно занятых земельных участках осуществляется структурным подразделением администрации, уполномоченным правовым актом администрации, на основании информации, поступившей от органов государственной власти, местного самоуправления, физических и юридических лиц, путем осмотра неправомерно размещенных некапитальных строений, сооружений и самовольно занятых земельных участков.
Мероприятия по выявлению неправомерно размещенных некапитальных строений, сооружений, иных движимых объектов на самовольно занятых земельных участках осуществляются в месячный срок со дня поступления информации. По результатам данных мероприятий представителем уполномоченного органа составляется акт (пункт 2.2 Положения N 804).
Пунктом 3.1 Положения N 804 определено, что в случае, если по окончании срока, установленного актом о выявлении, самовольно занятый земельный участок не будет освобожден, неправомерно размещенное некапитальное строение, сооружение не будет демонтировано, иные движимые объекты не будут перенесены, уполномоченный орган в пятидневный срок обращается в комиссию с заявлением об освобождении самовольно занятого земельного участка, демонтаже неправомерно размещенного некапитального строения, сооружения, переносе иных движимых объектов.
Комиссия рассматривает поступившее заявление в порядке, установленном правовым актом о комиссии, и принимает решение об освобождении самовольно занятого земельного участка, демонтаже неправомерно размещенных некапитальных строений, сооружений, переносе иных движимых объектов или об отказе в удовлетворении заявления уполномоченного органа (пункт 3.2 Положения N 804).
В тридцатидневный срок со дня принятия комиссией решения об освобождении самовольно занятого земельного участка, демонтаже неправомерно размещенных некапитальных строений, сооружений и переносе иных движимых объектов принимается постановление администрации об освобождении самовольно занятого земельного участка, демонтаже неправомерно размещенных некапитальных строений, сооружений и переносе иных движимых объектов, которое подлежит опубликованию в средствах массовой информации в течение трех дней с момента его подписания (пункт 3.3 Положения N 804).
С учетом сказанного суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии нарушений в порядке проведения действий, предшествующих принятию оспариваемого постановления, отказав в удовлетворении требования предпринимателя.
Таким образом, следует признать, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, изучены апелляционной инстанцией, они не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, а лишь сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При этом доводов, способных повлечь за собой отмену судебного акта, в жалобе не приведено, а судом апелляционной инстанции не установлено.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 30.06.2023 по делу N А62-6969/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Пащенкову Александру Николаевичу (ОГРНИП 305673101200101, ИНН 673100541987) из федерального бюджета 2850 руб. госпошлины, излишне уплаченной за подачу апелляционной жалобы по чеку-ордеру ПАО Сбербанк Смоленское отделение 8609/6 от 27.07.2023 (операция 4987).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-6969/2022
Истец: Пащенков Александр Николаевич
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА