г. Санкт-Петербург |
|
21 сентября 2023 г. |
Дело N А26-771/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Титовой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Пиецкой Н.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: Богданова Л.В. по доверенности от 08.04.2022 (онлайн)
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24279/2023) АО "Олонецкий хлебозавод" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.06.2023 по делу N А26-771/2023, принятое
по заявлению АО "Олонецкий хлебозавод"
к Управлению федерального казначейства по Республике Карелия
3-е лицо: Министерство сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики
об оспаривании предписания
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Олонецкий хлебозавод" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федерального казначейства по Республике Карелия (далее - Управление) от 12.12.2022 N 06-21-23/11-10302.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета пора, привлечено Министерство сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики.
Решением суда от 08.06.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы полагает, что установленный судом неправильный подход ответчика к определению ущерба при вынесении оспариваемого предписания и его необоснованность являются основанием для признания предписания недействительным, однако судом это сделано не было. Ссылается на то, что условие о неповышении цены заявителем было соблюдено, следовательно, оспариваемое предписание является недействительным.
В судебном заседании, проведенном в формате "онлайн-заседания", представитель Управления просил оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда.
Общество и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 12.05.2022 N 124 УФК по Республике Карелия провело в отношении АО "Олонецкий хлебозавод" плановую выездную проверку соблюдения в 2021 году целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации предприятиям хлебопекарной промышленности части затрат на реализацию произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и производства.
По результатам данной проверки составлен акт от 06.06.2022, в котором, в том числе, указано следующее.
Между Министерством сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия и АО "Олонецкий хлебозавод" 30.08.2021 было заключено Соглашение N 10-2021- 61167 о предоставлении из бюджета Республики Карелия субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Предметом данного соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 09.12.2021 N 10-2021- 61167/1) являлось возмещение получателю (АО "Олонецкий хлебозавод") части его затрат, связанных с реализацией произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий в период с 01.07.2021 по 15.12.2021 в объеме 267,45 тонн, на реализацию мероприятий по осуществлению компенсации предприятиям хлебопекарной промышленности части затрат на реализацию произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий, код цели 21-56020-00000-00000.
Размер предоставленной на указанные цели субсидии составил 540312 руб. 06 коп., которые выплачены проверяемому лицу разными частями 6 платежами в период с 15.09.2021 по 22.12.2021.
Пунктом 6.1.1 Соглашения N 10-2021-61167 установлено обязательство получателя субсидии о неповышении в месяц получения субсидии цены на хлеб и хлебобулочные изделия по отношению к средней цене, сложившейся у получателя в месяце, предшествующем месяцу получения субсидии.
Однако, в период получения субсидии АО "Олонецкий хлебозавод" повышало цены на хлеб и хлебобулочные изделия.
Пунктом 3 представления от 11.07.2022 N 06-22-23/125771 УФК по Республике Карелия потребовало от АО "Олонецкий хлебозавод" в срок до 05.12.2022 устранить нарушение пунктов 26 и 29 Порядка предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий на реализацию мероприятий по осуществлению компенсации предприятиям хлебопекарной промышленности части затрат на производство и реализацию произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий (далее - Порядок), утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 19.02.2021 N 52-П, и пункта 6.1.1 Соглашения N 10-2021-61/61167, выразившееся в повышении цены на хлеб и хлебобулочные изделия в августе, сентябре, октябре (в части ОКПД2-10.71.11.110 - хлеб недлительного хранения) и декабре 2021 года по отношению к средней цене, сложившейся у АО "Олонецкий хлебозавод" в июле, августе, октябре (в части ОКПД2-10.71.11.110) и ноябре 2021 года, путем возврата в бюджет Республики Карелия субсидии в размере 316469 руб. 94 коп. и принять меры по устранению причин и условий данного нарушения.
Указав на неисполнение пункта 3 представления N 06-22-23/12-5771, оспариваемым предписанием УФК по Республике Карелия обязало АО "Олонецкий хлебозавод" в срок до 03.04.2023 возместить причиненный Республике Карелия ущерб путем возврата в доход Республики Карелия субсидии, использованной с нарушением условий ее предоставления, в сумме 316469 руб. 94 коп.
Не согласившись с указанным предписанием Управления, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого предписания, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Выслушав представителя Управления, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с абзацем пятым статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий, в том числе юридическим лицам.
В силу части 1 статьи 78 БК РФ юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг предоставляются субсидии.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 78 БК РФ субсидии из местного бюджета предоставляются юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства РК от 19.02.2021 N 52-П "Об утверждении Порядка предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий на реализацию мероприятий по осуществлению компенсации предприятиям хлебопекарной промышленности части затрат на производство и реализацию произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий" установлены правила предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий на реализацию мероприятий по осуществлению компенсации предприятиям хлебопекарной промышленности части затрат на производство и реализацию произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий (далее - Порядок).
Оспариваемое предписание направлено АО "Олонецкий хлебозавод" в рамках реализации результатов контрольного мероприятия, в ходе которого было установлено повышение указанной организацией средней цены по ОКПД2 10.71.11.110 (хлеб недлительного хранения) в августе на 23 коп., в сентябре на 3 коп., в октябре на 35 коп., в декабре на 13 коп., по ОКПД2 10.71.11.120 (хлебобулочные изделия недлительного хранения) в августе на 27 коп., в сентябре на 1 руб. 42 коп., в декабре на 67 коп.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что средства субсидии предоставлены АО "Олонецкий хлебозавод" в соответствии с Порядком, на основании Соглашения от 30.08.2021 N 10-2021-61167.
По результатам анализа положений Порядка и Соглашения суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что принятое получателем субсидии обязательство не повышать цену на производимые и реализуемые им товары может считаться нарушенным в том случае, когда цена на конкретное наименование выпускаемой продукции будет отличаться в сторону увеличения по сравнению со средней ценой, по которой в предыдущем месяце это наименование продукции реализовывалось покупателям.
Из материалов дела следует, что Управление оценивало результаты хозяйственной деятельности последнего исходя из цены 1 кг вида продукции (хлеба и хлебобулочных изделий) без разбивки по наименованиям
При этом суд правомерно не согласился с подходом Управления к определению средней цены на реализуемые АО "Олонецкий хлебозавод" товары, поскольку Порядком и Соглашением в качестве критерия оценки применятся цена, которую производитель устанавливает самостоятельно в отношении каждого наименования товара.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что даже разные подходы к определению средней цены (исходя из цены 1 кг вида продукции или из цены за 1 кг каждого наименования продукции) подтверждают вывод Управления об устойчивой положительной динамике цены.
Таким образом, довод АО "Олонецкий хлебозавод" о том, что применение Управлением неверного подхода к определению средней цены на продукцию является основанием для признания предписания недействительным, является несостоятельным.
Доводу Общества о том, что цены на продукцию были зафиксированы им 21.06.2021 и не поднимались в течение всего периода субсидирования, также дана оценка судом.
Суд первой инстанции обоснованно установил, что смысл предоставления субсидии в том, что ее получатель должен продавать произведенные им в месяц получения субсидии хлеб и хлебобулочные изделия по цене, которая не превышает среднюю цену на эту же продукцию, сложившуюся у него в предшествующий месяц. Иными словами, к примеру, если субсидия получена в декабре, то цена продукции, произведенной в декабре, не должна быть выше средней цены продукции, произведенной в ноябре.
Следовательно, для целей применения Порядка и Соглашения установленные АО "Олонецкий хлебозавод" на 21.06.2021 цены имеют значение при оценке соблюдения условий получения субсидии только в августе 2021 года. В последующие периоды цены подлежат сопоставлению с ценами, существовавшими в предшествующие периоды, а не на 21.06.2021.
Установление усредненной цены на конкретный вид продукции за прошедший период и применение ее значения для получения субсидии объясняется тем, что взаимоотношения производителя товара с контрагентами могут варьироваться (предоставление скидок в зависимости от объема покупаемой продукции, разные логистические условия и порядок оплаты и тому подобное).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в ходе проверки были установлены обстоятельства, свидетельствующие о повышении АО "Олонецкий хлебозавод" цены на производимые и реализуемые товары в период получения субсидии.
С учетом изложенного следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание Управления соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Общества, в связи с чем оснований для признания недействительным оспариваемого заявителем предписания не имеется.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08 июня 2023 года по делу N А26-771/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Олонецкий хлебозавод" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-771/2023
Истец: АО "Олонецкий хлебозавод"
Ответчик: Отделение федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по г. Петрозаводску РК, Управление федерального казначейства по Республике Карелия
Третье лицо: Министерство сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия