г. Москва |
|
19 сентября 2023 г. |
Дело N А40-18161/2023 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Е.Б. Расторгуев
рассмотрев апелляционную жалобу АО "Москоллектор" на принятое в порядке упрощенного производства решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.06.2023 по делу N А40-18161/23
по исковому заявлению АО "Москоллектор"
к Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
о взыскании задолженности
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество (АО) "Москоллектор" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации задолженности в размере 91 501 руб. 68 коп.
06.06.2023 суд первой инстанции изготовил мотивированное решение по делу N А40-18161/2023 об отказе в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, заявитель указал на несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что государственный контракт на услуги по технической эксплуатации коллекторов от 17.12.2020 N 2092-А прекратил свое действие в момент окончания его действия - 31.12.2021.
Ссылается на то, что вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требования о взыскании задолженности за период с 01.07.2022 по 31.12.2022 противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Обращает внимание на то, что в материалы дела не представлено доказательств передачи в собственность АНО "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации" федерального движимого имущества, в том числе кабелей.
От ответчика отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.
Рассмотрев дело без вызова сторон, в порядке статей 123, 156, 266, 268, 270, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене на основании следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 17.12.2020 между истцом и Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заключен государственный контракт на услуги по технической эксплуатации коллекторов от N 2092-А, в соответствии с условиями которого, истец в соответствии с требованиями Регламента выполнения работ по технической эксплуатации городских и внутриквартальных коммуникационных коллекторов в городе Москве, правил технической эксплуатации городских коммуникационных коллекторов предоставляет места в коллекторах для размещения коммуникаций ответчика, обеспечивает условия для эксплуатации коммуникаций и оказывает услуги по технической эксплуатации коллекторов.
В соответствии с пунктом 6.11 контракта в случае, если до окончания действия контракта коммуникации не будут демонтированы или переданы новому владельцу или сторонами не будет заключен контракт на новый срок, ответчик обязан демонтировать коммуникации в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты окончания срока действия контракта. Ответчик оплачивает услуги истца по день демонтажа коммуникаций.
Разделом 4 контракта установлен порядок расчетов по контракту.
Ответчик в период с июня по декабрь 2021 года услуги по технической эксплуатации коллекторов, оказанные истцом по контракту, оплатил в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями, представленными в материалы дела.
Однако услуги, оказанные истцом в период с 01.07.2022 по 31.12.2022, ответчиком не оплачены, в связи с чем задолженность ответчика по договору составила 91 501 руб. 68 коп., что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что в соответствии с пунктом 6.1 Контракта срок оказания услуг установлен до 31.12.2021 и (или) до момента утверждения Исполнителем представленного государственным заказчиком Акта приемки-передачи коммуникаций новому владельцу или Акта о выполнении работ по демонтажу коммуникаций.
Указом Президента Российской Федерации от 20.11.2020 N 719 "О совершенствовании государственного управления в сфере цифрового развития, связи и массовых коммуникаций" Роспечать упразднена, а Минцифры России были переданы его функции.
Так, права и обязанности Роспечати по Контракту на основании дополнительного соглашения от 22.09.2021 N 1 к Контракту перешли к Минцифры России.
Суд первой инстанции установил, что обязательства, возникшие между сторонами вследствие заключения Контракта, прекратили свое действия в момент окончания его действия, а именно 31.12.2021, согласно пункту 6.1 Контракта.
Абзацем 1 пункта 8 Правил проведения ликвидационных процедур при упразднении федерального органа исполнительной власти, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2021 N 1275 "Об утверждении Правил проведения ликвидационных процедур при упразднении федерального органа исполнительной власти и о внесении изменений в пункты 5(1) и 6(1) Положения об особенностях списания федерального имущества" (далее - Правила) при упразднении федерального органа в течение 7 рабочих дней со дня издания акта Правительства Российской Федерации, предусмотренного пунктом 6 Правил, федеральным органом, ответственным за проведение ликвидационных процедур, на основании представленных председателем ликвидационной комиссии предложений утверждается состав ликвидационной комиссии.
Согласно подпункту "г" пункта 1 приложения N 2 к Правилам ликвидационная комиссия упраздняемого федерального органа исполнительной власти при проведении ликвидационных процедур в отношении упраздняемого федерального органа исполнительной власти обеспечивает передачу федеральному органу, которому передаются государственные функции и полномочия упраздняемого федерального органа, и Федеральному агентству по управлению государственным имуществом недвижимого и движимого имущества упраздняемого федерального органа в соответствии со сформированными перечнями на основании документов, составленных по итогам инвентаризации, актов приема-передачи недвижимого и движимого имущества упраздняемого федерального органа (далее - материалы).
Из представленных ликвидационной комиссией в Минцифры России материалов, невозможно надлежащим образом установить соответствие кабелей, находящихся на балансе Минцифры России кабелям, находящимся в коллекторах АО "Москоллектор", перечисленных в Приложении N 2 к Контракту.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.09.2022 N 2776-р, поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 04.10.2022 N ИП-08/43716, распоряжения ТУ Росимущества в городе Москве от 13.10.2022 N 77-1366-р, 26.12.2022 у Минцифры России прекращено право оперативного управления нежилыми помещениями, расположенными по адресу: Российская Федерация, г. Москва, бульвар Страстной, д. 5, что подтверждается данными, указанными в выписках из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.
Минцифры России письмом от 30.12.2022 N П10-3-01-062-99753 уведомило АО "Москоллектор" о прекращении права оперативного управления.
Федеральное движимое имущество передано в собственность автономной некоммерческой организации "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации", в том числе кабели, на основании актов приема-передачи от 21.12.2022.
Таким образом, суд первой инстанции установил, что расчет периода оказания услуг, представленный АО "Москоллектор", является некорректным, в связи с чем, в удовлетворении иска было отказано.
Девятый арбитражный апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции, в силу следующего.
Вывод Арбитражного суда города Москвы о том, что государственный контракт на услуги по технической эксплуатации коллекторов от 17.12.2020 N 2092-А прекратил свое действие в момент окончания его действия, а именно 31.12.2021 согласно пункту 6.1 контракта, так как установлен императивный запрет на изменение существенных условий контракта в силу части 1 статьи 95 федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" противоречит материалам дела.
По условиям пункта 1.1 договора истец в соответствии с требованиями регламента выполнения работ по технической эксплуатации городских и внутриквартальных коммуникационных коллекторов в городе Москве, правил технической эксплуатации городских коммуникационных коллекторов предоставляет места в коллекторах для размещения коммуникаций ответчика, обеспечивает условия для эксплуатации коммуникаций и оказывает услуги по технической эксплуатации коллекторов.
Согласно пункту 1.2 контракта перечень и технические характеристики коммуникаций, учитываемых по контракту, приведены в перечне коммуникаций (Приложение N 2 к контракту).
В приложении N 2 к контракту содержатся сведения о технических характеристиках коммуникаций, протяженность коммуникаций, наименование коллекторов, в которых коммуникации расположены.
В силу пункта 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
В соответствии с пунктом 6.1 контракта указанный контракт вступает в силу с 01.01.2021 и действует до 31.12.2021 и (или) до момента утверждения истцом представленного ответчиком Акта приемки-передачи коммуникаций новому владельцу или Акта о выполнении работ по демонтажу коммуникаций, составленных по форме, установленной истцом.
Однако, ни акты о демонтаже коммуникаций, ни акты о их передаче новому владельцу в адрес истца не поступали.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Таким образом, Контракт является действующим, при наличии действующего Контракта до момента демонтажа коммуникаций или передачи их новому владельцу и предоставления документов, подтверждающих распоряжение коммуникациями, учтенными по Контракту Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации является потребителем услуг, оказываемых АО "Москоллектор", и несёт обязанности по их оплате.
Кроме того, АО "Москоллектор" при наличии заключенного с ним договора и в отсутствие сведений о передаче коммуникаций (или их демонтажа) не имеет возможности, а потому не обязано осуществлять контроль за тем, какое лицо и на каких правовых основаниях фактически пользуется коммуникациями.
Таким образом, вывод Арбитражного суда города Москвы о том, что контракт прекратил свое действие 31.12.2021 на основании пункта 6.1 договора противоречит фактическим обстоятельствам дела и документам, представленным в дело.
Кроме того, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом Арбитражного суда города Москвы о том, что не подлежит удовлетворению требование АО "Москоллектор" о взыскании с Минцифры России задолженности за оказанные услуги в период 01.07.2022 по 31.12.2022 по государственному контракту на услуги по технической эксплуатации коллекторов от 17.12.2020 N 2092-А в размере 91 501 руб. 68 коп.
В разделе 2 контракта определены обязанности истца, а именно истец обязан:
- обеспечивать в коллекторах освещение, вентиляцию, удаление грунтовых и поверхностных вод, контролироваться воздушную среду по метану (пункт 2.4 контракта);
- осуществлять допуск ответчика в коллекторы в соответствии с действующими нормами и правилами (пункт 2.5 контракта);
- осуществлять периодические осмотры коммуникаций и оборудования ответчика, сообщать последнему о выявленных неисправностях и требовать их устранения (пункт 2.6 контракта);
- не допускать ответчика в коллектор в случае аварийного состояния конструкций коллектора, а также аварийного состояния коммуникаций и оборудования, не принадлежащего ответчику, создающего угрозу безопасности людей (пункт 2.7 контракта);
Все работы и обслуживание коллекторов персонал АО "Москоллектор" осуществляет в соответствии с требованиями, установленными Правилами технической эксплуатации городских коммуникационных коллекторов, утвержденными Департаментом инженерного обеспечения Правительства Москвы 28.09.1995.
В коллекторах истца не было аварий; не было выявлено нарушений в работе электромеханического оборудования и иного оборудования; строительные конструкции и оборудование коллекторов находились в исправном состоянии (без аварийных состояний); не было выявлено неисправностей коммуникаций и оборудования ответчика, о чем свидетельствует отсутствие замечаний со стороны ответчика.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
При этом, ответчик не обращался к истцу с письмом-заявкой о допуске в коллекторы, по форме установленной истцом и размещенной в сети интернет на сайте истца.
Согласно пункту 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
В соответствии с пунктом 4.2 контракта размер ежемесячного платежа по контракту определяется приложением N 3 к контракту в соответствии с тарифами, утвержденными исполнителем по согласованию с органами государственной власти города Москвы в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 29.09.2009 N 1030-ПП "О регулировании цен (тарифов) в городе Москве".
Истцом в адрес ответчика направлялись расчетно-платежные документы. Расчетно-платежные документы за период с июля по декабрь 2022 года ответчиком не подписаны, мотивированных отказов от подписания указанных документов в адрес истца не поступало, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Основанием для возникновения обязательства Минцифры России по оплате оказанных услуг является сдача результата оказанных АО "Москоллектор" услуг по контракту.
Таким образом, требование АО "Москоллектор" о взыскании с Минцифры России задолженности по государственному контракту на услуги по технической эксплуатации коллекторов от 17.12.2020 N 2092-А за период с 01.07.2022 по 31.12.2022 (включительно) в размере 91 501 руб. 68 коп. подлежит удовлетворению.
Девятый арбитражный апелляционный суд также не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что 26.12.2022 на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.09.2022 N 2776-р, поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 04.10.2022 N ИП-08/43716, распоряжения ТУ Росимущества в городе Москве от 13.10.2022 N 77-1366-р у Минцифры России прекращено право оперативного управления нежилыми помещениями, расположенными по адресу: Российская Федерация, г. Москва, бульвар Страстной, д. 5, на основании следующего.
Согласно пункту 1 распоряжения ТУ Росимущества в городе Москве от 13.10.2022 N 77-1366-р у Минцифры России прекращено право оперативного управления на федеральное имущество, указанное в приложениях NN1 и 2 к настоящему распоряжению, которые ответчиком не представлены, поэтому невозможно утверждать о прекращении права в отношении спорных нежилых помещений.
Кроме того, оснований полагать, что спорное имущество передано ответчиком другому лицу во исполнение пункта 2 упомянутого Распоряжения, не имеется, при том, что соответствующий акт приема-передачи имущества, утвержденный в порядке пункта 3 Распоряжения, ответчиком не представлен.
Более того, ответчик Акт приема-передачи коммуникаций новому владельцу в связи с передачей коммуникаций, учтенных в контракте (пункты 6.1 и 6.9 договора) истцу не предоставил, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене, а исковые требования - удовлетворению в полном объеме.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 06 июня 2023 года по делу N А40-18161/2023 отменить.
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в пользу АО "Москоллектор" задолженность в размере 91 501 руб. 68 коп. и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 6 660 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Е.Б. Расторгуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-18161/2023
Истец: АО "МОСКОЛЛЕКТОР"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ