г. Тула |
|
20 сентября 2023 г. |
Дело N А62-8485/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.09.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.09.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Дайнеко М.М., судей Мосиной Е.В. и Капустиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осиповой Д.И., в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Смоленского муниципального унитарного предприятия "Заднепровский продовольственный рынок" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 01.06.2023 по делу N А62-8485/2022 (судья И.Л. Каринская), принятое по иску Администрации города Смоленска (ОГРН 1026701449719; ИНН 6730012070) к Смоленскому муниципальному унитарному предприятию "Заднепровский продовольственный рынок" (ОГРН 1026701460720; ИНН 6729014193), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: индивидуальный предприниматель Керимбаев Арзымат Насыпбекович (ОГРНИП 319673300000600; ИНН 081377847442), о взыскании долга по договору аренды муниципального земельного участка от 28.07.2008 N 37/м за 1 и 2 кварталы 2022 года и пени,
УСТАНОВИЛ:
указанным решением иск удовлетворен частично, ответчик обратился с апелляционной жалобой о его отмене, ссылается на то, что судом первой инстанции не дана правовая оценка доводам ответчика об использовании спорного земельного участка в соответствии с разрешенным действующим земельным законодательством видом - зона размещения объектов общественно-делового назначения, в том числе объекты торговли, в согласно условиям договора под здание кафе "Дружба" и на основании разрешения от 27.12.2021 N 9 на право организации сельскохозяйственного розничного рынка. Также считает требование истца нельзя признать законным. Ссылается на то, что суд первой инстанции не принял во внимание тот факт, что ответчик обращался в адрес истца с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с "общественное питание" на вид разрешенного использования "предпринимательство", а также на факт отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка.
В суд от истца поступил отзыв на жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции представителей не направили.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Между администрацией (далее по тексту также - арендодатель) и СМУП "Заднепровский продовольственный рынок" (далее по тексту также - арендатор) 28.07.2008 заключен договор аренды находящегося в муниципальной собственности земельного участка N 37/м (далее по тексту - договор), в соответствии с условиями которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 67:27:001 30 16:0059, находящийся по адресу: г. Смоленск, ул. Беляева, для использования в целях - под зданием кафе "Дружба", в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к договору и являющейся его неотъемлемой частью, общей площадью 925 кв.м. Срок использования земельного участка по договору аренды установлен с 28.07.2008 по 25.07.2013.
Пунктом 3.1 договора установлено, что арендная плата рассчитывается в соответствии с действующим законодательством по следующей формуле: АП = П х Кс х Бр х Пк х М/12, где: АП - арендная плата в рублях; П - площадь предоставленного участка; Кс - кадастровая стоимость участка в рублях за 1 кв.м (утверждена Администрацией Смоленской области); Бр - базовый размер арендной платы в процентах от кадастровой стоимости земли за 1 кв.м (утвержден Смоленским городским Советом); Пк - поправочный коэффициент; М - количество месяцев, за которые произведен расчет арендной платы.
В соответствии с пунктом 3.3-3.4 договора арендная плата вносится арендатором ежеквартально, равными долями, до 20-го числа последнего месяца квартала, арендная плата устанавливается в соответствии с действующим законодательством на каждый календарный год (01.01-31.12) без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений (дополнений) в договор и доводится до сведения арендатора путем опубликования в прессе
Земельный участок передан истцом арендатору по акту приема-передачи от 28.07.2008. Государственная регистрация договора аренды произведена 27.08.2008.
10.07.2013 между сторонами заключено дополнительное соглашение N 1 к договору, в соответствии с которым договор аренды от 28.07.2008 N 37/м возобновлен на тех же условиях на новый срок с 10.07.2013 по 07.07.2018.
13.12.2017 между сторонами также заключено дополнительное соглашение N 2 к договору, в соответствии с которым договор аренды от 28.07.2008 N 37/м возобновлен на тех же условиях на новый срок с 08.07.2018 по 07.07.2023
Решением Смоленского городского Совета от 24.06.2015 N 1452 утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов (далее - Порядок N 1452).
В силу пункта 1 Порядка N 1452 расчеты размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, осуществляются по следующей формуле: АП = Кс х Бр х Пк х Д / Дг, где: АП - арендная плата в рублях; Кс - кадастровая стоимость земельного участка в рублях; Бр - базовый размер арендной платы (в процентах от кадастровой стоимости земельного участка), утвержденный решением Смоленского городского Совета; Пк - поправочный коэффициент (повышающий или понижающий); Д - количество дней, за которые производится расчет арендной платы; Дг - количество дней в году (365 или 366).
17.03.2022 отделом муниципального земельного контроля Управления имущественных, земельных и жилищных отношений Администрации города Смоленска проведено обследование земельного участка с кадастровым номером 67:27:0013016:59, в результате которого установлено, что в границах указанного земельного участка находится здание кафе и нестационарные торговые объекты, торговые ряды и торговые палатки, в которых осуществляется торговая деятельность.
Поскольку земельный участок ранее предоставлялся в целях под зданием кафе "Дружба", что соответствует виду разрешенного использования земельного участка, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 07.03.2022 N КУВИ-001/2022-31200651, администрация пришла к выводу, что фактическое использование земельного участка СМУП "Заднепровский продовольственный рынок" не соответствует целевому назначению.
Пунктом 7 Порядка N 1452 установлено, если земельные участки используются не по целевому назначению, определенному договором аренды земельного участка, размер арендной платы увеличивается в два раза.
В связи с тем, что за период пользования земельным участком предприятием вносилась арендная плата в однократном размере, администрацией предъявлены требования о взыскании задолженности по арендной плате за 1 и 2 квартал 2022 года в размере 298 045 руб. 45 коп. (разница между двукратным и однократным размером арендной платы).
В связи с нарушением арендатором условий договора в части оплаты арендных платежей арендодатель направил в его адрес претензию от 04.08.2022 N 24/8512-исх, в которой ответчику предложено уплатить задолженность по арендной плате и начисленные пени. Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя иск правомерно руководствовался следующим.
В силу пункта 7 статьи 1, пунктов 1, 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Пунктом 4 статьи 22 ЗК РФ предусмотрено, что размер арендной платы определяется договором аренды.
Согласно статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу пункта 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Решением Смоленского городского Совета от 24.06.2015 N 1452 утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов (далее - Порядок N 1452).
Пунктом 7 Порядка N 1452 установлено, если земельные участки используются не по целевому назначению, определенному договором аренды земельного участка, размер арендной платы увеличивается в два раза.
Как следует из условий заключенного договора аренды, земельный участок предоставлялся предприятию для использования под размещение здания кафе "Дружба".
Между тем, в результате осмотра земельного участка установлено, что на земельном участке находится здание кафе, а также нестационарные торговые объекты, торговые ряды и торговые палатки, в которых осуществляется торговая деятельность.
Указанные обстоятельства ответчиком не оспорены.
Отклоняя довод ответчика о том, что размещение нестационарных объектов на земельном участке соответствует разрешенному использованию земельного участка, суд первой инстанции обоснованно указал следующее.
В соответствии с положениями статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно пунктам 1, 2, 2.1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.
Согласно градостроительного регламента, установленного в составе Правил землепользования и застройки города Смоленска, утвержденных Постановлением Администрации города Смоленска от 30.09.2021 N 2531-адм (далее - ПЗЗ города Смоленска), земельный участок с кадастровым номером 67:27:0013016:59 (ранее присвоенный кадастровый номер 67:27:001 30 16:0059) расположен в территориальной зоне - ОД - зона размещения объектов общественно-делового назначения.
В силу статьи 33 ПЗЗ города Смоленска целью выделения зоны является развитие существующих и преобразуемых территорий (включающих исторический центр города Смоленска), предназначенных для размещения общественно-деловых объектов, с формированием на их основе комплексных многофункциональных зон общественно-деловой застройки; развитие сферы социального и культурно-бытового обслуживания для обеспечения потребностей жителей указанных территорий и "дневного" населения в соответствующих среде формах; развитие необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктур.
В силу части 1 статьи 16 ПЗЗ города Смоленска для всех объектов с основными и условно разрешенными видами использования могут применяться вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон 218-ФЗ) в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
По сведениям из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости выпиской от 07.03.2022 N КУВИ-001/2022-31200651 видом разрешенного использования земельного участка является использование под зданием кафе "Дружба", в связи с чем размещение на земельном участке нестационарных торговых объектов свидетельствует о нецелевом использовании земельного участка.
Распоряжением Администрации Смоленской области от 10.12.2018 N 1919-р/адм утвержден план, предусматривающий организацию розничных рынков на территории Смоленской области, согласно пункту 7 которого в городе Смоленске предусмотрена организация сельскохозяйственного рынка, расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Беляева.
В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закон от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" сельскохозяйственный рынок - специализированный рынок, на котором осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции в соответствии с перечнем, определенным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Суд области пришел к верному выводу, что размещенные на спорном земельном участке нестационарные торговые объекты не относятся к деятельности по организации сельскохозяйственного рынка.
Поскольку ответчик использовал участок в иных целях, то истец обоснованно рассчитал арендную плату в соответствии с пунктом 7 "Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов", утвержденного решением Смоленского городского Совета от 24.06.2015 N 1452.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Согласно пункту 5.2 договора за нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор выплачивает арендодателю пени из расчета 0,3% от размера невнесенной арендной платы за каждый календарный день просрочки.
Пени перечисляются на расчетный счет, указанный в пункте 3.3 договора.
Факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по оплате арендных платежей установлен материалами дела.
В результате несвоевременного внесения арендных платежей по договору аренды истцом ответчику начислены пени за нарушение сроков внесения арендной платы за 1 квартал 2021, 1 и 2 квартал 2022 за период с 23.03.2021 по 03.08.2022 в сумме 53 558 руб. 03 коп.
Проверив представленный истцом расчет неустойки, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при определении периода начисления неустойки за 1 квартал 2021 года и 1 квартал 2022 года подлежит применению постановление Правительства РФ от 28.03.2022 N 497.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) его действие, в том числе, статья 9.1 распространяется на юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии со статьей 65 ГК РФ юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание.
На основании пункта 1 статьи 9.1 Закона о банкротстве для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами (далее для целей настоящей статьи - мораторий), на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 9.1 Закона о банкротстве на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (за исключением лиц, указанных в пункте 2 данного постановления). Таким образом, приостановлено действие порядка начисления (взыскания) неустоек, предусмотренного законодательством и условиями заключенных договоров (установлен мораторий) и, соответственно, плательщики освобождены от уплаты неустоек за соответствующий период.
В пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснено, что в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ), неустойка (ст. 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
При этом запрет на начисление штрафных санкций не ставится в зависимость ни от причин просрочки исполнения обязательств, ни от доказанности факта нахождения ответчика в предбанкротном состоянии; мораторий применяется и в том случае, если в суд не подавалось заявление о банкротстве должника.
Таким образом, из анализа вышеприведенных правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что в период действия моратория (с 01.04.2022 до 01.10.2022) на требования, возникшие до введения моратория, финансовые санкции не начисляются.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно взыскал пени за нарушение сроков внесения арендной платы за 1 квартал 2021 года, 1 и 2 квартал 2022 года, начисленные за период с 23.03.2021 по 03.08.2022 (с исключением периода моратория с 01.04.2022 по 01.10.2022) в сумме 37 741 руб. 96 коп.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, оснований для которой у судебной коллегии нет.
Руководствуясь ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 01.06.2023 по делу N А62-8485/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.М. Дайнеко |
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-8485/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
Ответчик: СМОЛЕНСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ УИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ЗАДНЕПРОВСКИЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК"
Третье лицо: Керимбаев Арзымат Насыпбекович