город Ростов-на-Дону |
|
21 сентября 2023 г. |
дело N А32-47953/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Кубань"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 27.07.2023 по делу N А32-47953/2022
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Кубань"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея
при участии третьего лица: Чуяко Азамата Аслановича
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
при участии:
от публичного акционерного общества "Россети Кубань" посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел":
представитель Смотриков О.А. по доверенности от 10.12.2020,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел":
представитель Ситимов А.Ю. по доверенности от 06.03.2023,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Кубань" (далее - заявитель, общество, ПАО "Россети Кубань") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее - управление, антимонопольный орган, УФАС по Республике Адыгея) от 21.09.2022 по делу об административном правонарушении N 001/04/9.21-461/2022.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.11.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Чуяко Азамат Асланович (далее - третье лицо, Чуяко А.А.).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.07.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение суда мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Россети Кубань" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что ПАО "Россети Кубань" не является ближайшей сетевой организацией по отношению к объекту заявителя, что является неустранимым препятствием к выдаче договора технологического присоединения и исключает административную ответственность за невыдачу договора и ТУ. ПАО "Россети Кубань" также считает, что оспариваемое постановления в части назначения административного штрафа в размере (800 000 руб.) не соответствует положениям части 1 статьи 4.1 КоАП РФ, назначенный штраф подлежит снижению до 600 000 руб.
В отзыве на апелляционную жалобу УФАС по Республике Адыгея просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали занимаемые правовые позиции по рассматриваемому спору.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, в УФАС по Республике Адыгея поступило обращение Чуяко Азамата Аслановича на неправомерные, по его мнению, действия ПАО "Россети Кубань" (далее - сетевая организация), по результатам рассмотрения которого установлено следующее.
07.06.2022 Чуяко А.А. в адрес ПАО "Россети Кубань" посредством личного кабинета на сайте Портал-ТП.рф была направлена заявка на осуществление мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающего устройства, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Теучежский район, Тлюстенхабльское сельское поселение, южнее АБЗ, в районе а. Тугургой, кадастровый номер 01:06:2500001:1127 (л.д. 33).
В результате рассмотрения заявки Чуяко А.А. от сетевой организации направлено уведомление о некомплектности заявки, а именно: выявлены нарушения пункта 9 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила N 861), в части отсутствия необходимых сведений: наименование и местонахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации. Наименование объекта не соответствует представленному правоустанавливающему документу. Также было указано, что согласно пункту 10 Правил к заявке, направляемой заявителем, должны быть приложены следующие документы:
в) перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной и режимной автоматики. Представленный документ не заверен подписью заявителя (л.д. 25).
По результатам представленных сетевой организацией документов УФАС по Республике Адыгея пришло к выводу о нарушении ПАО "Россети Кубань" пункта 11 Правила N 861 в части срока рассмотрения заявки.
09.09.2022 антимонопольным органом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 001/04/9.21-461/2022 по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (л.д. 43, 44).
21.09.2022 антимонопольным органом в отношении общества принято постановление от 21.09.2022 по делу об административном правонарушении N 001/04/9.21-461/2022, согласно которому ПАО "Россети Кубань" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде наложения штрафа в размере 800 000 руб. (л.д. 48-50).
Несогласие с постановлением антимонопольного органа послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективную сторону правонарушения составляет, в том числе нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Общество включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду деятельности - услуг по передачи электрической энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Постановлением Правительства Российской Федерации, от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям (далее - Правила), которыми определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, установлены требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Согласно пункту 11 Правил N 861 сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.
Изучив материалы дела, антимонопольный орган и суд первой инстанции пришли к выводу о том, что сетевая организация неправомерно направила уведомление о представлении недостающих сведений и приостановила рассмотрение заявки.
Из материалов дела следует, что 07.06.2022 Чуяко А.А. в адрес ПАО "Россети Кубань" посредством личного кабинета на сайте сетевой организации была направлена заявка на осуществление мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающего устройства, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Теучежский район, Тлюстенхабльское сельское поселение, южнее АБЗ, в районе а.Тугургой, кадастровый номер 01:06:2500001:1127.
В результате рассмотрения заявки Чуяко А.А. от сетевой организации направлено уведомление о некомплектности заявки, а именно: выявлены нарушения пункта 9 Правил N 861 в части отсутствия необходимых сведений: наименование и местонахождения энергопринимаюпщх устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации; наименование объекта не соответствует представленному правоустанавливающему документу. Также было указано, что согласно пункту 10 Правил к заявке, направляемой заявителем, должны быть приложены следующие документы:
в) перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной и режимной автоматики. Представленный документ не заверен подписью заявителя.
Вместе с тем, в пункте 4 заявки от 07.06.2022 Чуяко А.А. просит осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств - объект сельскохозяйственного производства, расположенных по адресу: Республика Адыгея, кадастровый номер 01:05:3116003:210, адрес: Республика Адыгея, Теучежский район, Тлюстенхабльское сельское поселение, южнее АБЗ, в районе, а. Тугургой, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, планом расположения энергопринимающих устройств и перечнем энергопринимающих устройств, приложенным к заявке.
Правила не содержат специальных требований к наименованию энергопринимающих устройств, указываемому в заявке на технологическое присоединение.
В Приложении N 2 к заявке Чуяко А.А. перечень и мощность энергопринимающих устройств, присоединяемых к устройствам противоаварийной автоматики, приложен к заявке.
Кроме того, пунктами 8, 16, 16.1, 17 Правил N 861, пунктом 6 типового договора, форма которого утвержденной в Приложении N 8 к Правилам, установлено, что сетевая организация осуществляет мероприятия по технологическому присоединению до границ участка заявителя.
Учитывая изложенное, отраженные в заявке Чуряко А.А. сведения о наименовании и местоположении энергопринимающих устройств, представленный план расположения участка, а также сведения о запрашиваемой мощности и уровне напряжения, являются достаточными, для исполнения сетевой организацией своих обязательств по направлению проекта договора и технических условий.
На основании изложенного, требования ПАО "Россети Кубань" по дополнительному предоставлению указанных сведений являются неправомерными.
Судом апелляционной инстанции не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что ПАО "Россети Кубань" не является ближайшей сетевой организацией по отношению к объекту заявителя, что является неустранимым препятствием к выдаче договора технологического присоединения и исключает административную ответственность за невыдачу договора и ТУ. На указанные обстоятельства сетевая организация в своих уведомлениях не ссылалась, о чем свидетельствует само заявление и прилагаемый к заявлению ответ ПАО "Россети Кубань".
Событием административного правонарушения является нарушение ПАО "Россети Кубань" требований пункта 11 Правил N 861 в части необоснованного приостановления рассмотрения заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, и требований представления недостающих сведений.
Событие вменяемого обществу административного правонарушения подтверждается представленными доказательствами: обращением, протоколом об административном правонарушении, другими материалами административного дела.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из материалов дела следует и судом апелляционной инстанции установлено, что возможность для соблюдения заявителем правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ имелась, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, исключающих наличие у общества, как хозяйствующего субъекта, объективной возможности по своевременному и надлежащему принятию мер, направленных на недопущение совершения правонарушения, в материалах дела не имеется и суду представлено не было; доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не имеется и суду представлено не было.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Судом апелляционной инстанции установлено, что ранее общество было привлечено к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ, что подтверждается решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 04.07.2022 по делу N А01-1128/2022, вступившим в законную силу.
Таким образом, совершенное обществом правонарушение верно квалифицировано антимонопольным органом по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, а действия общества, выразившиеся в нарушении требований Правил N 861, образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрено частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции не установлено нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Суд первой инстанции не установил оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным в порядке, предусмотренном статьей 2.9 КоАП РФ, равно как и оснований для применения положений статей 3.4, 4.1.1, 4.1.2 КоАП РФ. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для иного вывода.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у общества объективной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств, свидетельствующих о принятии ПАО "Россети Кубань" всех необходимых мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, в материалах дела не имеется.
Статус субъекта, занимающего доминирующее положение на том или ином рынке, придает действиям указанного субъекта характер особой значимости, поскольку затрагивает не только частный интерес конкретного лица, с которым взаимодействует, но и публичную сферу. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в рассматриваемом случае заключается не в наступлении каких-либо последствий для потерпевшего, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей и к требованиям законодательства. Наступление общественно-опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушений с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий презюмируется самим фактом бездействия. Совершенное обществом правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере электроснабжения населения.
Оспариваемым в настоящем деле постановлением о привлечении к административной ответственности обществу назначено административное наказание в пределах санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ - 800 000 руб.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемое постановления в части назначения административного штрафа в размере (800 000 руб.) не соответствует положениям части 1 статьи 4.1 КоАП РФ, подлежат отклонению. Систематическое совершение однородных правонарушений свидетельствует о том, что назначение административного наказания в виде штрафа 600 000 руб. не достигает целей предупреждения совершения новых правонарушений.
Учитывая характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя и его доминирующее положение на рынке оказания спорных услуг, суд апелляционной инстанции полагает, что назначенное административным органом наказание в виде штрафа в размере 800 000 руб. соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, поскольку в сфере спорных правоотношений на стороне лиц, занимающих доминирующее положение, выступают, как правило, устойчивые и крупные с экономической точки зрения субъекты, от законности действий которых на рынке оказания спорных услуг во многом зависит возможность нормального осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности другими субъектами.
Учитывая изложенное, основания для признания незаконными и отмены постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 21.09.2022 N 001/04/9.21-461/2022 у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы общества, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.07.2023 по делу N А32-47953/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-47953/2022
Истец: ПАО "РОССЕТИ КУБАНЬ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республика Адыгея, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея
Третье лицо: Чуяко А. А.