г. Владивосток |
|
22 сентября 2023 г. |
Дело N А51-5277/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 сентября 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю,
апелляционное производство N 05АП-5162/2023
на решение от 15.08.2023
судьи М.С. Кирильченко
по делу N А51-5277/2023 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Государственного казенного учреждения Приморского края по пожарной безопасности, делам гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ИНН 2536043183, ОГРН 1032501275069)
к Управлению федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (ИНН 2540017193, ОГРН 1022502277170)
о признании недействительным предписания и решения от 20.03.2023 по делу N 025/06/49-310/2023,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Медицинское учреждение "Азбука здоровья", общество с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Эксперт", Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Госпиталь для ветеранов войн", общество с ограниченной ответственностью "Приморский центр медосмотров",
при участии в заседании:
от Министерства ГОЧС Приморского края: представитель Полунин С.Н. по доверенности от 12.01.2023, сроком действия до 31.12.2023, диплом о высшем юридическом образовании, паспорт;
от УФАС по Приморскому краю: не явились, извещены надлежащим образом;
от третьих лиц - ООО "Медицинское учреждение "Азбука здоровья", ООО "Медицинский центр "Эксперт", КГБУЗ "Госпиталь для ветеранов войн", ООО "Приморский центр медосмотров": не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Приморского края по пожарной безопасности, делам гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - заявитель, учреждение, ГОЧС Приморского края) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - антимонопольный орган, управление, УФАС по Приморскому краю) о признании недействительным решения и предписания от 20.03.2023 по делу N 025/06/49-310/2023.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ООО "Медицинское учреждение "Азбука здоровья", ООО "Медицинский центр "Эксперт", КГБУЗ "Госпиталь для ветеранов войн", ООО "Приморский центр медосмотров".
Решением суда от 15.08.2023 заявленные требования удовлетворены в полном объеме, спариваемые решение и предписание признаны незаконными как несоответствующие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, УФАС по Приморскому краю обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 15.08.2023, УФАС просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы антимонопольный орган, ссылаясь на пункт 4 Приказа Минздрава РФ N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры" (далее - Приказ N29н) указывает, что Техническое задание и Технические условия, в нарушение указанного пункта, не содержат условия о предварительном прохождении в медицинской организации диагностического исследования.
Также УФАС по Приморскому краю настаивает на том, что из совокупности положений Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - закон N99-ФЗ) следует установление запрета на осуществление лицензируемого вида деятельности по адресу, не указанному в лицензии. Таким образом, как считает управление, требование заказчика о проведении периодического медицинского осмотра по месту нахождения заказчика противоречит требованиям Приказа N29н.
ГОЧС Приморского края по тексту представленного письменного отзыва, приобщенного в порядке статьи 262 АПК РФ к материалам дела, считает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
ООО МЦ "Эксперт" представило отзыв на жалобу, согласно которому считает, что оспариваемое решение суда является законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы просит отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
09.03.2023 заказчиком - Государственным казенным учреждением Приморского края по пожарной безопасности, делам гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 09.02.2023 размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона" (N 0820500000823001425). К указанному извещению были прикреплены файлы "Описание объекта закупки", "Проект контракта"
Согласно размещенной информации, объектом закупки является: Оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра работников ГКУ Приморского края по пожарной безопасности, делам гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Периодический медицинский осмотр проводится согласно Приказу N 29н от 28.01.2021 "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой 213 Трудового кодекса РФ, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работами, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры".
В ходе ознакомления с размещенной документацией ООО "МУ "Азбука здоровья" был выявлен факт нарушения, по его мнению, заказчиком действующего законодательства, а именно: согласно документа "Проект контракта", установлено следующее требование к месту оказания услуг: на территории Приморского края по адресам, указанным в Таблице N 3 описания объекта закупки в рабочие дни заказчика понедельник - четверг с 8-00 до 17-00, пятница с 8-00 до 16-00 (местное время заказчика) в соответствии с пообъектной заявкой заказчика, содержащей всю необходимую информацию о каждом работнике.
15.03.2023 в УФАС по Приморскому краю поступила жалоба ООО "Медицинское учреждение "Азбука Здоровья", в которой указано, что заказчик допустил нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", так как положения извещения не соответствуют требованиям действующего законодательства. Исходя из конкурсной документации оказание услуги осуществляется не по месту осуществления лицензионной деятельности, что противоречит закону.
В результате рассмотрения жалобы УФАС по Приморскому краю приняло решение от 20.03.2023 по делу N 025/06/49-310/2023, согласно которому требования ГОЧС Приморского края о проведении периодического медицинского осмотра по месту нахождения заказчика противоречат требованиям Приказа N29н, что является нарушением пункта 1 части 2 статьи 42 Закона N44-ФЗ и содержит состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
В связи с нарушением законодательства заказчику выдано обязательное для исполнения предписание от 20.03.2023 N 025/06/49-310/2023, согласно которому указано:
1. Заказчику аукционной комиссии отменить проколы, составленные при проведении открытого аукциона (при наличии);
2. Оператору электронной площадки:
- отменить протокол аукциона (при наличии);
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведений операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику:
* привести извещение об Аукционе в соответствие с требованиями Закона N 44-ФЗ и с учетом решения Комиссии Приморского УФАС России и разместить соответствующее извещение на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - Официальный сайт);
* назначить новую окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить на Официальном сайте информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона.
5. Заказчику, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе и с учетом решения Комиссии Приморского УФАС России.
6. В срок до 06.04.2023 года представить в Комиссии Приморского УФАС России информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, ГОЧС Приморского края обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными и отмене.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из незаконности и необоснованности оспариваемых решения и предписания, нарушающих права и законные интересы заявителя.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, коллегия апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Законом N 44-ФЗ.
В силу частей 1, 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения аукционов регулируется положениями параграфа 2 главы 3 Закона N 44-ФЗ, в частности статьями 59 - 71 названного Закона.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в числе прочего должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
В силу частей 1, 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, регламентирующей правила описания заказчиком предмета закупки в документации о закупке, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, при этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 3 статьи 33 Закона N 44-ФЗ установлен императивный запрет на включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Исходя из анализа положений статьи 33 Закона N 44-ФЗ, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Заказчик вправе закупать те товары и услуги, которые ему требуются, и устанавливать требования к поставляемым услугам (товарам), которые имеют целью определение соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. Установление изложенных требований обусловлено спецификой деятельности заказчика. Каких-либо ограничений по включению в документацию об аукционе требований к услугам, являющимися значимыми для заказчика ни Законом N 44-ФЗ, ни Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) не предусмотрено.
В размещенной заказчиком аукционной документации (извещение о проведении закупки, проект государственного контракта, описание объекта закупки) Место оказания услуг: на территории Приморского края по адресам, указанным в Таблице N 3 описания объекта закупки. В таблице N 3 описания объекта закупки (приложение N 2) заказчик установил места оказания услуг в соответствии с расположением пожарных отрядов и частей (филиалов) заказчика на всей территории Приморского края (23 шт.).
Как следует из пояснений заказчика, деятельность его работников (пожарные подразделения в различных административных образованиях Приморского края) имеет свою специфику, связанную с постоянным тушением пожаров. В связи с этим, работники заказчика не имеют возможности пройти медосмотр одновременно в медицинском учреждении, расположенном вне территории заказчика, что приведет к приостановлению его фактической деятельности.
Именно поэтому, в размещенной в ЕИС закупочной документации заказчика в качестве места оказания услуг (медосмотров) были указаны адреса его филиалов, то есть фактического расположения подразделений учреждения, что позволит сотрудникам оперативно пройти медицинский осмотр, не нарушая рабочий процесс, в то время как прохождение медицинского осмотра в отдаленных районах может привести к длительному отсутствию работников на рабочих местах и нарушить повседневную деятельность, что приведет к невозможности ликвидации чрезвычайных ситуаций (пожаров) и гибели людей. Именно поэтому, в размещенной в ЕИС закупочной аукционной документации заказчика (проект государственного контракта и описание объекта закупки) в качестве места оказания услуг были указаны адреса его филиалов, то есть фактического расположения подразделений учреждения.
Доводы антимонопольного органа о том, что медосмотры не могут проводится на территории заявителя, а только в конкретном месте, указанном в лицензии на осуществление медицинской деятельности, признаются судебной коллегией несостоятельными.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N 852 с 01.09.2021 утверждено новое Положение о лицензировании медицинской деятельности (далее по тексту - Положение).
В соответствии с пунктом 11 Положения выполнение работ (услуг), предусмотренных приложением к настоящему Положению, может осуществляться лицензиатом, в структуре которого организована мобильная медицинская бригада для оказания первичной медико-санитарной помощи населению, проведения профилактического медицинского осмотра, диспансеризации по месту нахождения мобильной медицинской бригады, не указанному в реестре лицензий в качестве адреса места осуществления медицинской деятельности, и не требует внесения изменений в реестр лицензий. В приложении данному акту содержатся перечни работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в которые включены медицинские осмотры (предварительные, периодические).
Таким образом, указанные правовые нормы, определяющие порядок лицензирования медицинской деятельности, не содержат запрета на проведение периодических осмотров работников мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов медицинской организации, и не требуют оформления отдельной лицензии для их проведения. Периодические осмотры могут проводиться мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов медицинской организации при соблюдении лицензиатом лицензионных требований, требований и стандартов к организации и выполнению соответствующих работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Довод ответчика о несоответствие закупки нормам Закона N 99-ФЗ основана на неверном толковании права, так как мобильные медицинские бригады входят в структуру лицензиата и осуществление их силами периодических осмотров работников не требует переоформления лицензии (пункт 1.1 статьи 18 Закона N99-ФЗ).
В извещении о проведении закупки и описании объекта закупки (приложение N 2 к проекту госконтракта) указано, что проведение медосмотров работников заказчика осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ, в том числе с приказом Минздрава РФ от 28.01.2021 N 29н, в пункте 4 которого как раз указаны сведения, на отсутствие которых в извещении о закупке указывает Приморский УФАС России в своем оспариваемом решении.
Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Порядок) утвержден Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.01.2021 N 29н.
На основании абзаца 3 пункта 4 Порядка периодический осмотр работников может проводиться мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов медицинской организации. Работники перед проведением периодических осмотров мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов проходят в медицинских организациях диагностические исследования. Порядок организации проведения периодических медицинских осмотров может различаться в зависимости от категории лиц, подлежащих данным медицинским осмотрам, а также от сферы деятельности работодателя, особенностей выполняемой работы.
Таким образом, вопреки доводам антимонопольного органа, условия проводимой закупки (проведение медосмотров по месту нахождения заказчика) не устанавливают ограничений на занятие медицинской деятельностью в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан и не могут рассматриваться как ограничение конкуренции, поскольку, как это следует из абзаца первого пункта 4 Порядка, возможность проведения периодического осмотра работников мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов, предоставлена медицинским организациям любой организационно-правовой формы, имеющим право на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров.
Кроме того, коллегия отмечает, что в извещении о закупке отсутствует информация о прохождении работниками диагностических исследований до проведения осмотра, следовательно, довод ответчика о том, что указание заказчика на проведение медицинского осмотра по месту нахождения заказчика противоречит Приказу N 29н, правомерно отклонен судом первой инстанции.
Более того, коммерческие предложения участников закупки N 0820500000823001425 содержат условия о возможности и готовности произвести все необходимые диагностические исследования с использованием мобильных медицинских комплексов.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в рассматриваемом случае предусмотренных статьей 201 АПК РФ оснований для признания недействительным оспариваемого решения УФАС по Приморскому краю от 20.03.2023 по делу N 025/06/49-310/2023 и вынесенного на его основании предписания от 20.03.2023 N 025/06/49-310/2023.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку в полном объеме по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом.
Оснований для переоценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не относит на антимонопольный оргае судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 15.08.2023 по делу N А51-5277/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-5277/2023
Истец: государственное казенное учреждение Приморского края по пожарной безопасности, делам гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Госпиталь для ветеранов войн", ООО " МЕДИЦИНСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ", ООО "Приморский центр медосмотров", ООО Медицинский кцентр "Эксперт", ООО МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР "ЭКСПЕРТ"