г. Хабаровск |
|
22 сентября 2023 г. |
А04-3302/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от ООО "Восток Петрол": не явились;
от Администрации города Свободного: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Свободного
на решение от 20.06.2023 по делу N А04-3302/2023
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Восток Петрол"
к Администрации города Свободного
о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство
УСТАНОВИЛ:
ООО "Восток Петрол" (далее - ООО "Восток Петрол", общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным отказа Администрации города Свободного (далее - администрация) от 20.03.2023 N 100-1-арх в выдаче разрешения на строительство и обязании администрации совершить необходимые действия, направленные на восстановление нарушенных прав заявителя.
Решением суда от 20.06.2023 заявление общества удовлетворено.
Не согласившись с данным судебным актом, администрация подала в суд апелляционной инстанции жалобу, в которой просила его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
По мнению апеллянта, судом дана ненадлежащая оценка представленным доказательствам, а также неверно применены нормы права, регулирующие спорны6е отношения.
Лица, участвующие в деле, участия в судебном разбирательстве не принимали.
В возражениях на жалобу общество указывает на законность обжалуемого судебного решения, просит жалобу отклонить.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы с учетом отзыва, Шестой арбитражный апелляционный приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, в 14.11.2017 между ООО "Восток Петрол" и Администрацией города Свободного заключен договор аренды N 297, по которому обществу передан в аренду земельный участок общей площадью 16 172 кв.м с КН 28:05:000000:5466, расположенный по адресу: Амурская область, г. Свободный, назначение для промышленного предприятия II-III класса опасности.
16.10.2018 сторонами заключен договор N 197 на смежный земельный участок, общей площадью 6 760 кв.м. кв. м с КН 28:05:000000:5601, с аналогичным видом разрешенного использования.
Указанные земельные участки предоставлены заявителю на срок три года для строительства.
Обществом получены Градостроительные планы на указанные земельные участки.
В 2019 году подготовлена проектная документация на строительство объекта - "Склад ГСМ в г. Свободном Амурской области", на основании которой 02.06.2020 администрацией выдано разрешение на строительство.
В данном разрешении указан объект строительства - "База в г. Свободном, Амурской области. Операторная, Проходная, Эстакада железнодорожная, Ограждение территории".
03.06.2022 сторонами в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 28:05:000000:5601 и 28:05:00000:5466 заключены договоры аренды N N 42, 43 для завершения строительства объектов незавершенного строительства со степенью готовности объекта "Склад ГСМ" 91%, в отношении частей которого осуществлена государственная регистрация права собственности ООО "Восток Петрол" согласно выпискам из ЕГРН от 15.04.2022, 20.04.2022, 11.05.2022.
ООО "Амурремпроект" в 2023 году на основании Градостроительного плана, выданного администрацией г. Свободного, разработана проектная документация, которой предусмотрена корректировка проектной документации "Склад ГСМ в г. Свободный Амурской области", выполненной ООО "Проектстройинвест" в 2019 году.
30.11.2022 общество обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство (для завершения строительства) склада ГСМ (заявление N 01-04-14402) с приложением, в том числе инженерно-геодезические изыскания от 2022 года подлинный экземпляр, в ответ на которое от 06.12.2022 получен отказ N 1076-арх.
Данное решение мотивировано тем, что проектная документация не содержит информации об объектах незавершенного строительства, а так же архитектурных и конструктивных решений и решений по организации строительства и т.д.; проектная документация не содержит информации об обеспечении инженерной защиты объектов от затопления, подтопления.
Проектной организаций были доработаны разделы проектной документации с учетом указанных в отказе замечаний, а именно: Раздел 1 - Пояснительная записка; Раздел 2 - Схема планировочной организации земельного участка; Раздел 3 - Архитектурные решения; Раздел 4 - Конструктивные и объемно-планировочные решения; Раздел 6 - Проект организации строительства.
14.03.2023 обществом повторно обратилось с заявлением о выдаче разрешения на строительство с приложением пакет документов, который ранее не предоставлялся.
Решением от 20.03.2023 N 100-1 арх администрация повторно отказала в выдаче разрешения на строительство, указав, что Разделы проектной документации "Архитектурные решения" и "Конструктивные решения" предусматривают строительство новых объектов - операторная, сторожка, когда объекты незавершенного строительства, находящиеся на участке, имеют степень готовности 91%. Представленная проектная документация не предусматривает завершение строительства незавершенных строительством объектов, а также изменений в их конструктивных и объемно-планировочных решениях и характеристиках данных объектов.
Радел "Проект организации строительства" разработан на строительство новых объектов и предусматривает срок строительства объектов (п.30 раздела) 14,4 месяцев, что не соответствует действительности для объектов расположенных на участке и имеющих степень готовности 91%. Данный срок чрезмерно велик для объектов со степенью готовностью 91%. Отсутствует график производства работ. Не представлены расчеты и разделы проектной документации, предусматривающие мероприятия по инженерной защите территории от затопления и подтопления в соответствии СП 104,13330.2016 (в ред. от 23.12.2020).
Несогласие с данным решением послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим требованием.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, рассмотрев спор, удовлетворил заявленное требование ввиду наличия совокупности таких условий.
Возражения администрации сводятся к несогласию с данным выводом суда.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в том числе, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
Согласно части 1 статьи 51 Кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
По общему правилу, предусмотренному частью 2 статьи 51 ГрК РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.
Полномочиями по выдаче разрешения на строительство в соответствии с частью 4 статьи 51 ГрК РФ наделены органы местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Согласно пункту 7 этой статьи в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешение орган. К заявлению прилагаются документы, перечисленные в этой части статьи.
По правилам части 11 статьи 51 Кодекса уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы местного самоуправления проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения.
В силу пункта 13 статьи 51 Кодекса органы местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Оценив содержание оспариваемого отказа, арбитражный суд установил, что заявителем представлены в Разделе 1 "Пояснительная записка", лист 3 инженерной защите территории и объектов капитального строительства от последствий опасных геологических процессов, паводковых, поверхностных и грунтовых вод".
Согласно части 7 статьи 51 ГрК РФ данные мероприятия по инженерной защите территории не предоставляются отдельным разделом (альбомом) проектной документации.
При этом, как верно установил арбитражный суд, вопреки доводам администрации, разделы проектной документации "Архитектурные решения" и "Конструктивные решения" не предусматривают строительство новых объектов. Представленными разделами проекта предусматривается корректировка проектной документации "Склад ГСМ в г. Свободный Амурской области", выполненной ООО "Проектстройинвест" в 2019 году (шифр 051/2019).
На строительство сооружения (склад ГСМ) получено разрешение на строительство N 28- 301-15-2022 от 02.06.2020, но в процессе строительства, в связи с особенностями рельефа местности, а также технологической последовательности слива и хранения топлива, выполнены незначительные изменения места расположения объектов основного и вспомогательного назначения и их габаритов в связи с чем изменились технико-экономические показатели по генплану. Внесены изменения в конструктивные и объемно-планировочные решения здания проходной и здания операторной. Остальные объекты остаются без изменения и выполняются в соответствии с ранее выполненной ООО "Проектстройинвест" проектной документацией.
Корректировкой схемы планировочной организации земельного участка решается: незначительное изменение места расположения объектов основанного и вспомогательного назначения; изменение размеров операторной; изменение размеров насосной; незначительная корректировка благоустройства территории в части расположения газонов, проездов; устройство стоянок временного хранения для служебного транспорта и автоцистерн;расположение контейнерной площадки; расположение надворного туалета; контейнер для хранения инвентаря.
Основные технико-экономические показатели склада, это объем хранения склада ГСМ 950м3, остались без изменения.
Раздел 3 "Архитектурные решения" лист 1 АР.ПЗ содержит информацию об изменениях в конструктивных и объемно-планировочных решениях здания проходной и операторной, согласно которому заявителем в ходе корректировки проектной документации внесены изменения в конструктивные и объемно-планировочные решения здания проходной и здания операторной. Однако данные объекты не являются самостоятельными элементами создаваемого объекта "Склада ГСМ".
Арбитражным судом установлено, что к заявлению о выдаче разрешения на строительство обществом в соответствии с частью 7 статьи 51 ГрК РФ приложены все необходимые документы.
В рассматриваемом случае администрацией не учтено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
В силу пункта 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Таким образом, составная часть единого недвижимого комплекса не является самостоятельным объектом недвижимости и не может иметь самостоятельную юридическую судьбу.
В соответствии с частью 1 статьи 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
В градостроительном плане земельного участка в частности содержится информация: о реквизитах проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории; о границах земельного участка и о кадастровом номере земельного участка (при его наличии) или в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, о границах образуемого земельного участка, указанных в утвержденной схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории; о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии); о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства; об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом; о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, за исключением случаев выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается; о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, установленных в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 7.1 настоящей части (часть 3 статьи 57.3 ГрК РФ).
Градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Материалами настоящего дела подтверждается, что характер использования земельного участка и проектная документация, представленная ООО "Восток Петрол" соответствует Градостроительному плану, выданному Администрацией г. Свободного.
На спорных земельных участках размещен объект незавершенного строительства "Склад ГСМ", который представляет собой сооружение, в состав которого входят основные (резервуарные парки, проходная, операторная) и вспомогательные объекты (надворный туалет; контейнер для хранения инвентаря; пункт налива автоцистерн N 1; - пункт налива автоцистерн N 2; насосная; аварийные резервуары; пожарный резервуар; локальное очистное сооружение для сточных вод), которые технологически связаны с основными объектами, без которых эксплуатация склада не возможна.
В настоящее время сооружение находится на стадии завершения строительства, основные и вспомогательные объекты в составе "Склада ГСМ" построены, территория земельного участка спланирована и заканчиваются работы по благоустройству территории.
Таким образом, доводы администрации о том, что проектная документация ООО "Амурремпроект" не соответствует требованиям к строительству, установленным Градостроительным планом земельных участков, несостоятельны, поскольку из материалов дела не следует, что заявитель планировал строить и обращался в администрацию за разрешением на строительство отдельных объектов, не связанных между собой.
Администрацией не доказано, что составные части Склада ГСМ, в том числе и те, в отношении которых обществом вынужденно осуществлена государственная регистрация права собственности, могут эксплуатироваться отдельно и независимо друг от друга.
При указанных обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно не приняты доводы администрации о том, что проектная документация представлена заявителем на строительство новых объектов без учета уже существующих объектов незавершенного строительства.
Как верно отметил суд, в заявлениях о выдаче разрешения на строительство общество не просило администрацию выдать разрешения на строительство в отношении всех составных частей "Склада ГСМ".
С учетом изложенных обстоятельств, апелляционный суд поддерживает вывод о том, что оспариваемое решение администрации не соответствует закону и нарушает права заявителя по делу.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют утверждения, приведенные в первой инстанции, но не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении настоящего спора. Новых доводов, влияющих на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта, апеллянтом не приведено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 20.06.2023 по делу N А04-3302/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-3302/2023
Истец: ООО "Восток Петрол"
Ответчик: Администрация города Свободного
Третье лицо: Стоякина Анна Николаевна