г. Вологда |
|
21 сентября 2023 г. |
Дело N А13-3355/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 21 сентября 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайловой Р.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта" Коноваловой О.П. по доверенности от 20.12.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта" и публично-правовой компании "Роскадастр" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 29 июня 2023 года по делу N А13-3355/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта" (ОГРН 1021100731190, ИНН 1102024468; адрес: 169300, Республика Коми, город Ухта, набережная Газовиков, дом 10/1; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконными действий федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области (адрес: 160019, город Вологда, улица Лаврова, дом 13; далее - кадастровая палата, учреждение) по отказу во внесении в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о зоне минимальных расстояний до объекта, принадлежащего обществу, изложенному в уведомлении о невозможности внесения сведений в ЕГРН от 28.12.2022 N КУВД-001/2022-49677777.
Определением суда от 23.05.2023 произведена замена учреждения на его правопреемника - публично-правовую компанию "Роскадастр" в лице филиала публично-правовой компании "Роскадастр" по Вологодской области (адрес: адрес: 160019, город Вологда, улица Лаврова, дом 13; далее - компания).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 29 июня 2023 года заявленные требования удовлетворены, на компанию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть вопрос о включении в ЕГРН сведений о зоне минимальных расстояний, указанной в заявлении от 03.11.2022 N 1030, до объекта "Газопровод-отвод г. Сокол ПК 283", принадлежащего обществу, с компании в пользу общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Компания с таким решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, неправильное применение норм материального и процессуального права. Полагает, что до принятия положения о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) Правительством Российской Федерации, сведения о таких зонах не подлежат внесению в ЕГРН. По мнению компании, до принятия положения о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов Правительством Российской Федерации, в ЕГРН должны вносится сведения о местоположении минимальных расстояний до магистральных и промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) в порядке, установленном частями 19 и 20 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 342-ФЗ) и частью 1 статьи 71.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Общество согласилось с решением суда в части установленного способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в названной части и принять по делу новый судебный акт, возложив на компанию обязанность в месячный срок устранить допущенные нарушении прав и законных интересов общества путем внесения в ЕГРН сведений о зоне минимальных расстояний, указанной в заявлении от 03.11.2022 N 1030, до объекта "Газопровод-отвод г. Сокол ПК 283", принадлежащего обществу.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы и требования своей апелляционной жалобы. Общество в отзыве на апелляционную жалобу компании и представитель общества в судебном заседании с изложенными в жалобе компании доводами не согласились, просили апелляционную жалобу компании оставить без удовлетворения.
Компания надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направила, в связи с этим судебное заседание проведено в ее отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции не находит оснований для их удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, общество 03.11.2022 обратилось в кадастровую палату с заявлением N 1030 о внесении сведений в ЕГРН о зонах минимальных расстояний до магистральных трубопроводов, принадлежащих обществу, расположенных в Вологодской области, в том числе в отношении объекта "Газопровод-отвод г. Сокол ПК 283".
Кадастровая палата в уведомлении от 28.12.2022 N КУВД-001/2022-49677777 отказала во внесении таких сведений в ЕГРН со ссылкой на невозможность внесения в ЕГРН границ зон с особыми условиями использования территории (далее - ЗОУИТ), установленных до 01.01.2022, в отношении которых Правительством Российской Федерации не утверждены положения в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Не согласившись с такими действиями учреждения, общество обратилось в суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, при этом правомерно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим законом порядке.
Исходя из части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Общество является собственником объектов недвижимости, перечисленных в заявлении от 03.11.2022 N 1030, расположенных на территории Вологодской области, в отношении которых подано обращение о внесении в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний, в том числе объекта "Газопровод-отвод г. Сокол ПК 283".
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к зонам с особыми условиями использования территорий относятся охранные и иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 6, 25 статьи 105 ЗК РФ к зонам с особыми условиями использования территорий могут быть отнесены охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов); зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
Таким образом, охранная зона трубопроводов и зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов законодателем прямо отнесены к ЗОУИТ.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 56 ЗК РФ использование земельных участков ограничивается ЗОУИТ.
К таким зонам отнесены зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных газопроводов.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ сведения о границах ЗОУИТ включаются в ЕГРН.
В силу пункта 1 статьи 106 ЗК РФ Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида ЗОУИТ, за исключением ЗОУИТ, которые возникают в силу федерального закона.
В спорный период положение в отношении зон минимальных расстояний, предусмотренное статьей 106 ЗК РФ, не утверждено.
До его утверждения статьей 26 Закона N 342-ФЗ определены переходные положения. Так, в силу пункта 3 части 8 статьи 26 Закона N 342-ФЗ до 01.01.2028 ЗОУИТ считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие зоны установлены до 01.01.2025, в том числе, нормативным правовым актом, предусматривающим установление ЗОУИТ в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ ЗОУИТ.
Согласно части 9 статьи 26 Закона N 342-ФЗ в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления ЗОУИТ, указанной в части 8 настоящей статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.
В соответствии с частью 10 статьи 26 Закона N 342-ФЗ ЗОУИТ, которые установлены до 01.01.2025 нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 ЗК РФ (в редакции настоящего Закона). Внесение изменений в указанные решения или принятие новых решений об установлении таких зон и (или) их границ в соответствии с требованиями ЗК РФ (в редакции настоящего Закона) не требуется, за исключением случая, предусмотренного частью 11 настоящей статьи.
Согласно части 12 статьи 26 Закона N 342-ФЗ указанный в пункте 11 статьи 106 ЗК РФ (в редакции Закона N 342-ФЗ) правообладатель зданий, сооружений, в связи с размещением которых до 01.01.2025 установлена ЗОУИТ, а при отсутствии такого правообладателя или в случае установления ЗОУИТ по основаниям, не связанным с размещением объекта капитального строительства, органы государственной власти или органы местного самоуправления, принявшие до 01.01.2025 решение об установлении ЗОУИТ, либо органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на установление границ ЗОУИТ, возникающей в силу федерального закона, направляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, документы, необходимые для внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории либо внесения изменений в сведения о такой зоне в ЕГРН, в целях обеспечения внесения данных сведений в ЕГРН в срок не позднее 1 января 2028 года.
В соответствии с частью 16 статьи 26 Закона N 342-ФЗ до 01.01.2025 установление, изменение или прекращение существования ЗОУИТ (за исключением случаев, если до 01.12.2019 Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 ЗК РФ (в редакции Закона N 342-ФЗ) утверждено положение о ЗОУИТ соответствующего вида) осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего закона, с учетом особенностей, установленных частями 16.1-16.3 настоящей статьи.
Таким образом, ЗОУИТ считаются установленными, если до 01.01.2025 были приняты нормативные правовые акты, определяющие их понятие, назначение и технические характеристики.
Вопреки доводам компании, суд первой инстанции верно отметил, что в отношении зон минимальных расстояний до магистральных газопроводов такие нормативно-правовые акты уполномоченными органами были приняты.
В частности, зоны минимальных расстояний до магистральных трубопроводов установлены до 01.01.2025 и являются действующими в настоящее время на основании статьи 105 ЗК РФ; Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (статьи 2, 28, 32); Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (статьи 21 и 26); Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9 (пункты 5.6, 5.13); Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083 (пункт 22); СП 36.13330.2012 "СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы".
Из преамбулы, пунктов 1, 2 Обзора судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2021, следует, что до утверждения Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 ЗК РФ положений об охранных зонах трубопроводов и о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов правовой режим и порядок установления охранных зон трубопроводов и минимальных расстояний до промышленных и магистральных трубопроводов определяется вышеперечисленными нормативными правовыми актами.
Приведенный правовой подход согласуется со сложившейся судебной практикой разрешения аналогичных споров (определение Верховного Суда Российской Федерации от 28 марта 2023 года N 302-ЭС22-23313).
Частью 12 статьи 26 Закона N 342-ФЗ установлена обязанность собственника сооружения, в связи с размещением которого до 01.01.2022 установлена ЗОУИТ (в данном случае охранная зона магистрального газопровода), в случае отсутствия сведений о такой зоне в ЕГРН направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, документы, необходимые для внесения сведений о ЗОУИТ в ЕГРН в целях обеспечения внесения данных сведений не позднее 01.01.2025.
Общество является собственником объектов повышенной опасности, построенными до вступления в силу Закона N 342-ФЗ, зоны минимальных расстояний до газопроводов нормативно урегулированы до принятия данного Закона. Заявитель как собственник объекта повышенной опасности обязан предоставлять сведения о зонах минимальных расстояний в орган кадастрового учета, осуществляющий внесение соответствующих сведений в ЕГРН.
В данном случае при обращении в уполномоченный орган обществом представлены все необходимые документы для осуществления данного учета, информации об иных обстоятельствах уведомление от 28.12.2022 N КУВД-001/2022-49677777 не содержит и компания при рассмотрении дела на иные обстоятельства не ссылалась.
Доводы компании о необходимости соблюдения в отношении внесения в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний порядка, предусмотренного пунктами 19 и 20 статьи 26 Закона N 342-ФЗ и частью 1 статьи 71.1 Закона N 218-ФЗ, правомерно отклонены судом, поскольку такие зоны установлены ранее перечисленными выше нормативными правовыми актами и в силу указанных нормативных положений сведения о них подлежат включению в ЕГРН без применения данного порядка.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции верно заключил о наличии установленных статьей 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемых действий незаконными.
Доводы апеллянтов о необоснованности избранного судом способа устранения прав и законных интересов заявителя подлежат отклонению.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемые действия не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании незаконными действий.
В силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения суда должно быть указано на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Суд первой инстанции в качестве способа устранения нарушений прав и законных интересов заявителя возложил на компанию обязанность в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть вопрос о включении в ЕГРН сведений о зоне минимальных расстояний, указанной в заявлении от 03.11.2022 N 1030, до объекта "Газопровод высокого давления".
Не соглашаясь с данной формулировкой способа устранения нарушения прав заявителя, общество сослалось на то, что, во-первых, им был заявлен иной способ, во-вторых, по мнению апеллянта, формулировка, приведенная судом в обжалуемом решении, не позволяет однозначно трактовать действия ответчика по исполнению решения суда.
Вместе с тем заявителем не учтено, что по смыслу главы 24 АПК РФ определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения, исходя из оценки спорных правоотношений и совокупности установленных по делу обстоятельств.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", если в соответствии с законом за наделенными публичными полномочиями органом или лицом сохраняется возможность принять то или иное решение по существу вопроса, суд вправе ограничиться возложением на него обязанности повторно рассмотреть поставленный гражданином, организацией вопрос.
Если в соответствии с законом за наделенными публичными полномочиями органом или лицом сохраняется возможность принять то или иное решение по существу вопроса, затрагивающего права, свободы, законные интересы административного истца (заявителя), суд вправе ограничиться возложением на него обязанности повторно рассмотреть поставленный гражданином, организацией вопрос. При таком рассмотрении наделенные публичными полномочиями орган или лицо обязаны учитывать правовую позицию и обстоятельства, установленные судом в результате рассмотрения дела (статья 16 КАС РФ, статья 16 АПК РФ).
В связи с тем, что исходя из закрепленного в статье 10 Конституции Российской Федерации принципа разделения властей суд не вправе подменять административную процедуру, предусмотренную в Законе N 218-ФЗ, то с учетом обстоятельств настоящего дела и предмета материального требования суд первой инстанции выбрал надлежащий способ защиты прав и законных интересов общества, такой, как возложение на Роскадастр обязанности повторно рассмотреть заявление общества о включении в ЕГРН сведений о зоне минимальных расстояний, указанной в заявлении от 03.11.2022 N 1030, до объекта "Газопровод-отвод г. Сокол ПК 283".
Поскольку суд не может замещать органы власти, а судебное решение не может подменять предусмотренные законом административные процедуры, обжалуемое решение в части избранного судом способа устранения нарушения прав заявителя не противоречит положениям пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ.
Оснований считать избранный судом первой инстанции способ ненадлежащим не направленным на восстановление прав взыскателя, вопреки доводам общества, не имеется.
Возложение на компанию обязанности по внесению в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до рассматриваемого объекта является преждевременным, поскольку вывод о наличии или отсутствии оснований для внесения соответствующих сведений в ЕГРН может быть сделан только уполномоченным органом при повторном рассмотрении ответчиком заявлений общества по существу. При этом исходя из того, что рассмотрение данного вопроса будет производиться на основании решения суда по настоящему делу, компания не может не учитывать выводы, изложенные в судебных актах по настоящему делу.
Доводы общества о том, что в будущем возможны споры, связанные с повторным отказом компании во внесении спорных сведений в ЕГРН, являются предположениями и не могут быть положены в основу отмены обжалуемого судебного акта.
Фактически доводы жалоб направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционного суда отсутствуют.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционных жалоб отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы общества расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. остаются на заявителе в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 29 июня 2023 года по делу N А13-3355/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта" и публично-правовой компании "Роскадастр" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-3355/2023
Истец: ООО "Газпром трансгаз Ухта"
Ответчик: ППК Роскадастр, ППК "Роскадастр" филиал по Вологодской области, ФГБУ ФКП Росреестра по ВО