город Ростов-на-Дону |
|
22 сентября 2023 г. |
дело N А32-18087/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.
судей Глазуновой И.Н., Деминой Я.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
при участии:
от ПАО "Россети Кубань" посредством веб-конференции: Щеголевой Е.А.
по доверенности от 17.01.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
публичного акционерного общества "Россети Кубань"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.08.2023 по делу N А32-18087/2023
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Кубань"
(ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
при участии третьего лица: Катаряна Федора Сергеевича
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Кубань" (далее - ПАО "Россети Кубань", общество, сетевая организация) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - УФАС по Краснодарскому краю, управление, антимонопольный орган) с заявлением об оспаривании постановления от 16.03.2023 по делу N 023/04/9.21-529/2023 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 600 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Катарян Федор Сергеевич.
Решением суда первой инстанции от 07.08.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Россети Кубань" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что документы, указанные в качестве обязательных к заявке приложены не в полном объёме. 22.12.2022 поступили дополнительные сведения. 27.12.2022 по результатам, рассмотрения которых повторно направлены замечания в части плана. По результатам рассмотрения обращений и дополнительных сведений 05.01.2023, 09.01.2023, 13.01.2023 были подготовлены технические условия, условия типового договора, квитанция на оплату, размещены в личном кабинете. Катарян Ф.С. ранее обращался с иском в суд с требованием заключить договор об осуществлении технологического присоединения. 26.01.2023 поступил отказ от заявленных ранее исковых требований. ПАО "Россети Кубань" считает, что в его действиях в данном случае отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Судебное заседание было назначено к рассмотрению с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференции).
Определением суда от 31.08.2023 удовлетворено ходатайство ПАО "Россети Кубань" о проведении веб-конференции.
В судебном заседании представитель ПАО "Россети Кубань" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя лица, участвующего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, Катарян Ф.С. 15.12.2022 посредством портала сетевой организации в сети Интернет подал в ПАО "Россети Кубань" заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям ЭПУ жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Агой, ул. Центральная, д. 31Г/1, с кадастровым номером 23:33:0110001:694. В заявке указана максимальная присоединяемая мощность 15 кВт (с учётом ранее присоединенной 0 кВт), класс напряжения 0,4 кВ, категория надежности III, характер нагрузки - бытовая.
Заявка зарегистрирована на портале ПАО "Россети Кубань" 16.12.2022 под номером 6625648.
По результатам рассмотрения заявки ПАО "Россети Кубань" 21.12.2022 направило в адрес Катаряна Ф.С. замечания о некомплектности поданной заявки, ввиду того, что по представленному плану расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям, невозможно определить фактическое расположение объекта (п. 10 Правил N 861).
Сетевая организация приостановила дальнейшую работу по заявке до получения недостающих сведений и документов со ссылкой на пункт 15 Правил N 861.
Катарян Ф.С. 22.12.2022 в адрес сетевой организации направил обращение, в соответствии с которым просил дать правовую оценку направленному ПАО "Россети Кубань" отказу по заявке.
В адрес Катаряна Ф.С. 22.12.2022 от ПАО "Россети Кубань" поступили замечания по обращению (вх. от 22.12.2022 N СЭС/113/1/15226-о) о некомплектности заявки, поскольку по представленному плану расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям, невозможно определить фактическое расположение объекта.
Катарян Ф.С. обратился в УФАС по Краснодарскому краю с заявлением на нарушением ПАО "Россети Кубань" Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее также - Правила N 861), что выразилось в несоблюдении порядка технологического присоединения к электрическим сетям.
УФАС по Краснодарскому краю по результатам рассмотрения жалобы пришло выводу, что ПАО "Россети Кубань" нарушило сроки, предусмотренные п. 11, 15, 105 Правил N 861, требуя предоставить документы, не предусмотренные указанными правилами, тем самым затягивая процедуру рассмотрения заявки, уклоняясь от составления и подписания договора на осуществление технологического присоединения объекта.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом УФАС по Краснодарскому краю в отношении ПАО "Россети Кубань" составлен протокол об административном правонарушении от 02.03.2023 по делу N 023/04/9.21-529/2023 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Постановлением от 16.03.2023 по делу N 023/04/9.21-529/2023 ПАО "Россети Кубань" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 600 000 руб.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, в том числе порядок подачи заявки, заключения договора технологического присоединения, существенные условия договора и т.д. определяются Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
Согласно пункту 105 Правил N 861 в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе:
условия "типового договора" об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;
счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;
технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 25(1) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил;
инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
Из обстоятельств дела следует, что 15.12.2022 Катарян Ф.С. подал заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям ЭПУ земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Агой, ул. Центральная, д. 31Г/1, с кадастровым номером 23:33:0110001:694.
Согласно материалам дела, к заявке Катаряна Ф.С. представлены следующие документы: план расположения энергопринимающих устройств (т. 1 л.д. 85); документ, подтверждающий право собственности на объект; учредительные документы юридического лица; перечень и мощность энергопринимающих устройств, присоединяемых к устройствам противоаварийной автоматики (т. 1 л.д. 37-86).
Сетевая организация по результатам рассмотрения заявки Катаряна Ф.С. 21.12.2022 направило замечание, в котором указало на необходимость предоставления плана расположения энергопринимающих устройств (т. 1 л.д. 87).
В соответствии с пунктом 11 Правил N 861 сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.
Антимонопольным органом по результатам рассмотрения заявки и приложенных к ней документов, установил, что поданная заявка Катаряна Ф.С. содержит план расположения энергопринимающих устройств, в котором имеются все необходимые данные с указанием границ участка (т. 1 л.д. 85).
При таких обстоятельствах, учитывая дату поступления заявки на технологическое присоединение объекта (16.12.2022, т. 1 л.д. 37-18), сетевая организация должна была разместить в личном кабинете заявителя документы, предусмотренные пунктом 105 Правил N 861 не позднее 30.12.2022.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что антимонопольным органом обоснованно в действиях ПАО "Россети Кубань", выразившихся в нарушении положений п. 105 Правил N 861, установлены признаки правонарушения по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Событие, вменяемого обществу административного правонарушения, подтверждается представленными доказательствами: заявкой, приложением к заявке, протоколом об административном правонарушении, другими материалами административного дела.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в этой связи вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Доводы общества о том, что 30.06.2022 был заключен договор на технологическое присоединение, не принимаются судом, поскольку факт принятия обществом мер по устранению нарушений не освобождает его от ответственности, поскольку устранение нарушений является возложенной на него обязанностью.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек, с учетом совершения административного правонарушения - 30.12.2022.
Антимонопольным органом установлено, что ранее общество было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2022 по делу N А32-27379/2021), в связи с чем за повторное совершение административного правонарушения по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ антимонопольным органом назначен штраф 600 000 руб.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф в размере 600 000 рублей, соответствующий минимальному размеру санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Судом не установлено, равно суд не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1, 4.1.2 КоАП РФ, поскольку как указано, общество ранее привлекалось к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
В ряде актов Верховного Суда Российской Федерации (в том числе определения от 05.09.2018 N 303-АД18-5207 и N 303-АД18-5141) разъяснены особенности применения статьи 4.1.1 КоАП РФ. В том числе, помимо прочих условий, установленных статьей 4.1.1 КоАП РФ для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы КоАП РФ является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная статьей 4.1.1 КоАП РФ, является исключительной. При этом при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению.
Соответственно, рассматриваемое в настоящем деле правонарушение, совершенное обществом, не является впервые совершенным в силу норм статьи 4.6 КоАП РФ, поскольку ранее общество уже привлекалось к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в виде штрафа (дело N А32-27379/2021). По этой причине замена штрафа на предупреждение по оспариваемому в настоящем деле постановлению 16.03.2023 по делу N 023/04/9.21-529/2023 невозможна.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в пренебрежительном, халатном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей согласно действующему законодательству в сфере электроэнергетики.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
В деле отсутствуют доказательства того, что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для общества необратимые последствия, в том числе может привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления хозяйственной деятельности.
Учитывая характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя, суд апелляционной инстанции полагает, что назначенное административным органом наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 600 000 рублей, соразмерно совершенному деянию по характеру и тяжести правонарушения, отвечает целям и задачам административного наказания.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.08.2023 по делу N А32-18087/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-18087/2023
Истец: ПАО Россети Кубань
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: Катарян Ф С, УФАС ПО КК